>>> понятие не имею, и даже не знаю ничего про работные дома… >>> честно. quoted3
>> >> Видите, в мире куча народу не из России знает о Сталине. >> А про работные дома почти никто не помнит. >> А на самом деле это был ужас и кошмар. >> Геноцид, проводившийся королевой Викторией против собственного народа.
>> Когда вполне законопослушных граждан заключали в эти дома, разлучая жен с мужьями, а детей с родителями, только за то, что они были бедные из-за кризисов, полоскавших тогда Европу. >> И они там работали бесплатно, за чашку жидкой похлебки. >> Многие дети просто умирали от голода, потому как не могли работать наравне с взрослыми, а паек неработающим сокращали до минимума. quoted2
>
>> Заметьте, эти люди не совершили ничего противоправного, они всего лишь были бедными. >> >> Однако никто не объявляет королеву Викторию исчадием ада. quoted2
>есть такое выражение, своя рубашка ближе к телу. > его можно использовать и в отношение истории. > большее значение имеет то, что происходит сейчас или в совсем недалеком прошлом. > ну кто сейчас в россии отмечает победу в войне 1812 года, даже первую мировую особо уже не вспоминают.
> вот так и с этим… > да было, в 18 веке, в 19 веке… > но это историков скорей интересует уже… quoted1
Фильм посмотрите. Все это было еще в 20 веке. Одна серия и была посвящена тому, как медсестры-волонтеры нашли женщину, долгое время жившую в работном доме и потерявшую там пятерых детей, умерших от голода и болезней Действие разворчивается в Лондоне в 1956—1959 годах, фильм снят по мемуарам реальной медсестры, девушки из хорошей семьи, посвятившей свою жизнь служению своему народу. То есть все это имело место уже во времена Сталина, а в США и в 70-е годы.
Кстати, любителям жаловаться на жизнь в СССР тоже полезно будет его посмотреть. Чтобы увидеть быт обычных людей тогдашнего Лондона и уяснить для себя, что бесплатное жилье в СССР и медицина были на намного более высоком уровне. Замечу, что Британия при этом одна и самых богатых стран на этой планете. И тогда она еще богаче была, колонии не все отвалились еще к тому времени.
интересно, особо не знал о работных домах. вот сейчас немного почитал и вот, забавное нашел в вике
В 1785 году московский работный дом объединили со смирительным домом для «буйных ленивцев», на базе которого в 1870 году возникла городская исправительная тюрьма «Матросская тишина"[6].
действительно были в разных странах работные дома, и в англии и в голандии и в россии….
> интересно, особо не знал о работных домах. вот сейчас немного почитал и вот, забавное нашел в вике >
> В 1785 году московский работный дом объединили со смирительным домом для «буйных ленивцев», на базе которого в 1870 году возникла городская исправительная тюрьма «Матросская тишина"[6]. > > действительно были в разных странах работные дома, и в англии и в голандии и в россии…. quoted1
Только порядки в них были разные, ага. И российские прекратили существование вместе с революцией.
>> интересно, особо не знал о работных домах. вот сейчас немного почитал и вот, забавное нашел в вике >> quoted2
>
>> В 1785 году московский работный дом объединили со смирительным домом для «буйных ленивцев», на базе которого в 1870 году возникла городская исправительная тюрьма «Матросская тишина"[6]. >>
>> действительно были в разных странах работные дома, и в англии и в голандии и в россии…. quoted2
> > Только порядки в них были разные, ага. > И российские прекратили существование вместе с революцией. quoted1
ну после революции возникли коммуны, а потом колхозы из которых уехать можно было, если отдадут паспорт. но порядки конечно во всех были разные…
>>> интересно, особо не знал о работных домах. вот сейчас немного почитал и вот, забавное нашел в вике >>> quoted3
>>
>>> В 1785 году московский работный дом объединили со смирительным домом для «буйных ленивцев», на базе которого в 1870 году возникла городская исправительная тюрьма «Матросская тишина"[6]. >>>
>>> действительно были в разных странах работные дома, и в англии и в голандии и в россии…. quoted3
>>
>> Только порядки в них были разные, ага. >> И российские прекратили существование вместе с революцией. quoted2
>ну после революции возникли коммуны, а потом колхозы из которых уехать можно было, если отдадут паспорт. > но порядки конечно во всех были разные… quoted1
В этих колхозах и коммунах дети не умирали от голода и не разлучали семьи.
>>> Ruder (Ruder) писал (а) в ответ на сообщение: >>>> интересно, особо не знал о работных домах. вот сейчас немного почитал и вот, забавное нашел в вике >>>> >>> >>>> В 1785 году московский работный дом объединили со смирительным домом для «буйных ленивцев», на базе которого в 1870 году возникла городская исправительная тюрьма «Матросская тишина"[6]. >>>> >>>> действительно были в разных странах работные дома, и в англии и в голандии и в россии….
>>>
>>> Только порядки в них были разные, ага. >>> И российские прекратили существование вместе с революцией. quoted3
>>ну после революции возникли коммуны, а потом колхозы из которых уехать можно было, если отдадут паспорт. >> но порядки конечно во всех были разные… quoted2
>
> В этих колхозах и коммунах дети не умирали от голода и не разлучали семьи. > > Не, все, спать, спать! quoted1
ок, спокойной ночи…. в коммунах дети были общими, как и жены. но муж мог придти к жене вне очереди. так, что ты права в коммуне скорей обьединяли семьи…
> уехать можно было, если отдадут паспорт. quoted1
Что значит «если»? Горожане в СССР — с Марса прилетели? Паспорт выдавался именно В ГОРОДЕ — как средство учёта именно ГОРОДСКОГО населения. Между прочим: и в царской Российской Империи паспорта крестьянам в деревнях не выдавали — и в современных США фермерам на фермах паспорта не выдают… почему по этому поводу никто не возмущается?
>> уехать можно было, если отдадут паспорт. quoted2
>Что значит «если»?
> Горожане в СССР — с Марса прилетели? > Паспорт выдавался именно В ГОРОДЕ — как средство учёта именно ГОРОДСКОГО населения. > Между прочим: и в царской Российской Империи паспорта крестьянам в деревнях не выдавали — и в современных США фермерам на фермах паспорта не выдают… почему по этому поводу никто не возмущается? quoted1
ок, я не совсем точно выразился, если дадут разрешение.
Созданная для подготовки паспортной реформы комиссия Политбюро учитывала интересы всех сторон, работала неспешно и подготовила свои предложения лишь в следующем, 1974 году:
«Полагали бы необходимым принять новое Положение о паспортной системе в СССР, поскольку действующее сейчас Положение о паспортах, утвержденное в 1953 году, в значительной мере устарело и некоторые установленные им правила требуют пересмотра… Проектом предусматривается выдавать паспорта всему населению. Это создаст более благоприятные условия для осуществления гражданами своих прав и будет способствовать более полному учету движения населения. При этом для колхозников сохраняется существующий порядок приема их на работу на предприятия и стройки, т. е. при наличии справок об отпуске их правлениями колхозов".
В результате колхозники ничего, кроме возможности доставать из штанин «краснокожую паспортину», так и не получили.
то, что касается сша, так и сейчас у многих американцев нет паспорта. он же нужен только для поездки за границу, а так фермеры как и все нормально живут имея водительские права, или Id.
> ой не помню кто сказал… > > из фашистских концлагерей выходило мыло, из гулага вышел солженицын. quoted1
Наткнулся на днях на статью с громким названием «Рождение ужаса». Статья представляет собой конспект выступления доцента кафедры политических и общественных коммуникаций РАНХиГС Михаил Немцев. Автор пытается сопоставить ГУЛАГ с немецкими лагерями смерти. Сама постановка вопроса еще лет десять тому назад показалась бы мне абсурдной. Но в последние годы подобных статей становится все больше — это попытка антисоветчиков внедрить в общество миф, уравнивающий коммунизм с фашизмом.
Приведу несколько фрагментов:
«Словосочетание „концентрационный лагерь“ закрепилось во время Первой мировой войны, но своего расцвета это явление достигло в нацистской Германии и в СССР, поэтому и существуют два условных обозначения двух типов концлагерей — Освенцим и ГУЛАГ. Естественно, под Освенцимом имеется в виду не только фабрика смерти Аушвиц-Биркенау. Освенцим — это имя нарицательное для всех лагерей смерти, созданных нацистами. ГУЛАГ — тоже имя нарицательное, представляющее целую индустрию… Если сопоставлять Освенцим и ГУЛАГ, становится ясно, что они представляют собой два типа концлагеря: эксклюзивный и интегрированный.
Существование лагерей смерти долгое время скрывалось, до конца своего существования нацистский режим старался скрыть назначение лагерей. Программа уничтожения „расово неполноценных“ европейцев официально никогда не была объявлена. Лагеря представлялись пенитенциарными учреждениями, резервациями для временного содержания. В Чехии был создан показательный лагерь Терезиенштадт, куда возили иностранных журналистов, чтобы продемонстрировать, что евреи там вполне благополучно существуют. Потом их тоже убили.
ГУЛАГ был полностью интегрирован в советское народное хозяйство, поэтому само его существование невозможно было скрыть, хотя масштабы этой системы и внутренние отношения в ней не могли публично обсуждаться. Одна из важных и очень тревожащих тем книги Александра Солженицына „Архипелаг ГУЛАГ“ — отсутствие четкой границы между волей и заключением во времена сталинского режима. Это два модальных состояния советского гражданина, легко перетекающие одно в другое.
ГУЛАГ не был машиной смерти, он представлял собой хозяйственное учреждение, уничтожающее людей вдобавок к своей основной функции. Освенцим же, наоборот, был машиной уничтожения людей, помимо этого выполняющей хозяйственные функции».
Источник
Описав различия «Освенцима» и «ГУЛАГа», автор переходит к описанию сходств. Мол, государство в обоих случаях кого хотело, того и сажало. Там и там подавляли личность заключенного. Далее автор сетует — мол, немцы феномен «Освенцима» осмыслили, а русские опыт ГУЛАГа — нет.
«Почему ГУЛАГ не стал предметом осмысления в России? Возможно, это связано с его существенным отличием от нацистских концлагерей. Советское общество было репрессивным по своей сути, лагеря возникли вместе с упрочением советской власти и потому растворились в пейзаже. Грубо говоря, система ГУЛАГа перестала существовать, но сам ГУЛАГ никуда не делся».
Итак, с точки зрения автора, ГУЛАГ — это тоже концлагерь. Я полагал, что этот бред будет легко опровергнуть простым словарным определением, но не тут то было. Во-первых, найти внятное определение оказалось не так легко. Во-вторых, некоторые современные словари и энциклопедии специально оговаривают этот момент. Например, в юридической энциклопедии специально оговаривается, что концентрационные лагеря создаются тоталитарными государствами, и что ГУЛАГ — это концлагерь.
Придется засучить рукава и взяться за дело всерьез.
Концентрационный лагерь — это понятие в большей степени военное. Первые концлагеря были лагерями для военнопленных. Лагерь потому и называется концентрационным — там концентрируются взятые в плен солдаты врага. Соответственно, лагерь существует до тех пор, пока длится война, и дальнейшая судьба пленных зависит от договоренностей воюющих сторон.
В большинстве случаев об убийстве пленных речь не идет, хотя бывают и исключения. Например, в Польских лагерях для пленных красноармейцев условия заключения были таковы, что 20 тыс. человек не дожили до момента освобождения.
Понятие немецкий концлагерь — это не совсем тоже самое, что обычный концлагерь. Есть несколько принципиальных различий.
Во-первых, по составу. Нацисты начали массово создавать лагеря для евреев, которые не были военнопленными, а были обычными немецкими гражданами. Евреев поместили в лагеря не в качестве военнопленных, а в качестве недолюдей, подлежавших отселению из общества подлинных «арийцев». Еврей оказывается виновен перед нацистами просто по факту своего рождения. У него нет возможности искупить эту вину, и, поэтому, его срока пребывания в концлагере неограничен по времени. Тоже самое касалось военнопленных, относящихся, с точки зрения нацистов, к числу недочеловеков (русских, поляков и пр.) У них не было никакой надежды живыми выйти из немецкого концлагеря. Во-вторых, условия пребывания в немецких концлагерях целенаправленно были сделаны максимально жестокими. Слабые, больные, те, ко не был способен приносить пользу Рейху — те уничтожались сразу. Все остальные содержались в чудовищных условиях. Плохое питание, отсутствие медицинского ухода, тяжелый рабский труд, полное бесправие заключенных и изощренный садизм надзирателей, которые целенаправленно ломали человека. За неповиновение — побои или смерть.
Немецкий концлагерь — это не просто концлагерь, это лагерь смерти. Что представлял собой лагерь смерти — вы можете узнать у людей, которые через этот ужас прошли. Например, свое заключение подробно описал Виктор Франкл.
Приведу лишь несколько отрывков, чтобы было понятно, о чем речь.
«Нам было приказано выйти из вагонов, оставив там весь свой багаж, построиться в отдельные колонны — мужчин и женщин — и таким образом, вереницей, продефилировать перед старшим офицером СС… Эсэсовец испытующе смотрит на меня, похоже, он колеблется или сомневается; затем кладет обе руки мне на плечи, я стараюсь не сутулиться, стою навытяжку, и он медленно разворачивает меня направо… Вечером мы узнали истинное значение этой игры пальцем. Это была первая селекция, первое решение о том, быть или не быть. Для большинства из нашего эшелона, едва ли не для 90%, это был смертный приговор. И он был исполнен в ближайшие же часы».
«Полгода носить одну рубашку, пока она буквально не истлеет на теле, много дней подряд не умываться, потому что замерз водопровод, не мыть руки, вечно грязные от земляных работ, и обойтись без ран и воспалений — правда, до тех лишь пор, пока не начались отморожения. Или: человек, которого прежде будил малейший шорох в соседней комнате, сейчас засыпает, едва свалившись на нары, спит бок о бок с товарищем, храпящим ему в самое ухо. Приходишь к выводу, что прав был Достоевский, определив человека как существо, которое ко всему привыкает».
«Об одном прошу вас, одно советую, — горячился этот коллега, — брейтесь! Если удастся — брейтесь каждый день! Чем? Ну, хоть осколком стекла! Отдавайте последний кусок хлеба, чтобы кто-нибудь вас побрил! Выбритый мужчина выглядит моложе, и щеки ведь розовеют, когда их поскребешь. Только не болеть, не выглядеть больным! Хотите жить — производите впечатление работоспособного. Достаточно самого маленького упущения — и все пропало!»
«В последнее время наше ежедневное питание состояло из миски водянистого супа и маленького кусочка хлеба. К этому прилагалась так называемая добавка: или 20 граммов маргарина, или ломтик скверной колбасы, или ложка жидкого повидла, или маленький кусочек сыра. По калорийности этого было, разумеется, совершенно недостаточно, особенно с учетом тяжелой физической работы, постоянного пребывания на холоде и никуда не годной одежды. Больным, которые на короткое время получали право оставаться в бараке, не выходя на работы, приходилось еще хуже. Мы могли наблюдать, как организм постепенно пожирает сам себя. Когда исчезал последний жир в подкожной клетчатке, когда не оставалось мускулов, мы становились похожи на скелеты, обтянутые кожей и обвешанные каким-то тряпьем. Организм терял собственные белки, а вместе с ними исчезала мускулатура. У тела больше не оставалось защитных сил. То один, то другой умирал. Каждый мог достаточно точно вычислить, кто будет следующим и когда придет его собственный черед, — ведь многократные наблюдения давали более чем достаточно представлений о симптомах приближающегося конца».
«Однажды я свел некий баланс своих отрицательных и положительных переживаний, и получилось, что в течение многих недель я лишь дважды пережил мгновения истинной радости. Так, вернувшись однажды после работы в лагерь, я, вытерпев долгое ожидание, был впущен в кухонный барак и попал в очередь к повару Ф., тоже заключенному. Он стоял у большого котла, черпал половником суп и выливал его в миски, торопливо подставляемые проходящими мимо заключенными. И я был очень обрадован, увидев, что наливает он, не глядя на обладателя миски. Единственный из поваров, он распределял эту скудную еду поистине „невзирая на лица“, не оделяя своих личных друзей или земляков более щедро, так, чтобы им досталась пара картофелин, а другим — пустая вода».
Примечание: цитаты взяты из книги В. Франкл «Сказать жизни „да“. Психолог в концлагере».
Вот что такое немецкий концлагерь, он же — лагерь смерти.
Теперь скажем о том, что такое ГУЛАГ.
В СССР лагеря из системы ГУЛАГ назывались «исправительно-трудовые лагеря» (ИТЛ). Разница между исправительно-трудовым и концентрационным лагерем огромная.
Во-первых, начнем с того, что ГУЛАГ не создавался специально для политических заключенных. Большая часть находившихся в ГУЛАГе отбывали наказание по уголовным статьям. Во-вторых, в отличие от узника концлагеря, каждый сиделец имел определенный срок наказания. Этот срок, кстати, мог быть и уменьшен за хорошее поведение. Ну и при чем тут концлагерь?
Несложно поднять документы и доказать, что и с питанием в ГУЛАГе дело обстояло достаточно сносно (за исключением военных лет, когда в условиях голода смертность заключенных действительно была высокой). Подробнее, см. статью «Нормы ГУЛАГа 30−40 гг.»
Имелась в ГУЛАГе небезупречная, но достаточно развитая санитарная служба. Достаточно подробно на эту тему пишет Нахапетов Б.А. в статье «К истории санитарной службы ГУЛАГа». Приведу несколько отрывков:
«…Согласно архивным данным, среднее число обращений за медицинской помощью в расчете на одного заключенного в год превышало аналогичные показатели для городских жителей в 2−3 раза и в 5−6 раз — для сельских жителей СССР…
Для оказания медицинской помощи заключенным в каждом лагерном пункте (командировке) имелась врачебная или фельдшерская амбулатория с медицинским изолятором на пять коек или медчасть с больницей на 10−15−20−35 коек. В 1945 г. было 2379 амбулаторий при соотношении фельдшерских и врачебных участков 1,5:1…
Подсчитано, что на каждую тысячу заключенных приходилось больничных коек: в 1935 г. — 23,5, в 1936 г. — 22,9, в 1941 г. — 34,1, в 1942 г. — 109, в 1943 г. — 189, в 1944 г. — 174, в 1945 г.— 171. Обеспеченность же больничными койками по Союзу ССР достигала в расчете на 10 тыс. человек в 1940 г. — 40,2, в 1950 г. — 55,7, в 1955 г. — 65,220). Как указывалось в докладе, в 1957 г. на 1 тыс. заключенных имелось 35,5 коек, что в 6 раз превышало число коек, развернутых на такое же число гражданского населения…
Специфическими для ГУЛАГа лечебно-профилактическими учреждениями являлись так называемые оздоровительные пункты и оздоровительные команды… Оздоровительные пункты были образованы еще до войны под названием слабосильных команд или оздоровительно-профилактических пунктов. С началом войны они были ликвидированы, но из-за резкого ухудшения состояния здоровья заключенных их пришлось вновь открыть в 1942 году. Первоначально срок пребывания в них устанавливался в две недели. За первое полугодие 1942 г. через оздоровительно-профилактические пункты было пропущено 141 086 человек. За 11 месяцев 1944 г. через них прошло свыше 150 тыс. человек, а через оздоровительные команды — еще около 350 тыс. человек».
(Самое интересное, что приводя эти данные, Нахапетов, тем не менее, завершает свою статью «за упокой» — ссылками на Солженицына и, вопреки собственным же данным, утверждением, будто ГУЛАГ был средством уничтожения. Что ж, спасибо и на том, что данные привел).
Не только лучшим питанием и заботой о здоровье заключенных ГУЛАГ отличается концлагеря. На самом деле, я уже писал на эту тему статью в цикле «К вопросу о репрессиях», Вкратце повторю, то, что там изложено.
Труд заключенных в СССР оплачивался государством, причем по нормальным расценкам. Заключенные имели возможность отсылать заработанные деньги семье. Они также могли отовариваться в тюремном магазине. В этом отношении СССР опережал западные страны. Только в 1955 году ООН утвердил правила обращения с заключенными, которые предусматривали плату за труд.
Кроме денег, существовали и другие способы поощрения заключенных. Например, за ударный труд заключенных поощряли досрочным освобождением или сокращением срока заключения. И это отнюдь не единичные случаи. Например, после окончания строительства канала Москва — Волга из Дмитлага был досрочно освобожден каждый третий.
Заключенные ГУЛАГа имели возможность разнообразить досуг. Никто не запрещал читать книги. Были библиотеки, были различные клубы, самодеятельный театр, была культурно-воспитательная часть и т. д. Ничего это не было бы и в помине, если бы государство действительно считало заключенных бесправными рабами, неисправимыми врагами, недолюдьми и т. д. В этом заключается принципиальная разница между исправительным и концентрационным лагерем.
Почему же антисоветчики старательно делают вид, будто всего этого не было? Да, все это совершенно не совпадает с тем, что описывал Солженицын, но только кто сказал, что Солженицын — это истина последней инстанции?
* * *
Зафиксируем, в чем принципиально отличие концентрационного и исправительно-трудового лагеря.
Спекуляциями на тему сопоставления исправительных лагерей ГУЛАГа с немецкими лагерями смерти могут заниматься только весьма недобросовестные историки, а публикации вроде той, которую я процитировал в начале статьи — это часть ведущейся против истории нашей страны информационной войны.
> сколько раз ещё эта «аналитика» Бориса Борисова будет всплывать на просторах рунета?)) > > сколько ещё маленьких любителей истории на неё поведётся? quoted1
То есть что? Вы можете опровергнуть массовый голод и уничтожение продовольствия? Или Великой Депрессии не было?
7 миллионов жертв не было, это мошенничество со статистикой, причём очень топорное. Я Вам уже приводил доказательства того, что история «американского голодомора» — это фейк, сетевой вброс, и ничего более.