Взвешенное изучение последних лет жизни СССР началось лишь после его фактической смерти – событий августа 1991 г., которые повергли Пекин в глубокий шок. Исследования стали менее конъюнктурными и идеологизированными. Эксперты должны были ответить на два практических вопроса. Какие факторы привели к падению СССР, по лекалам которого в свое время кроилась КНР? И что должно делать руководство КПК, чтобы избежать судьбы коллег из КПСС
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Китайские специалисты уже в августе 1991 г. поняли, что провал переворота во главе с ГКЧП, по сути, означает конец государства. Первая их реакция оказалась весьма эмоциональной. Так, 30 августа главный редактор ведущей партийной газеты "Жэньминь жибао" Гао Ди выступил с закрытой программной речью Во первых, товарищ Гао резко критикует беспомощность заговорщиков, которые даже не смогли изолировать Бориса Ельцина и быстро арестовать его и Горбач ёва. Во вторых, он обвиняет Горбачёва и Ельцина в измене и действиях в интересах внешних сил. "Горбачёв и Ельцин – не истинные члены коммунистической партии. Они попросту предатели и западные агенты. Они действовали заодно с западными институтами и следова ли приказам из Америки", утверждал он. Наконец, третьей, более общей причиной коллапса называется политика гласности и "нового мышления", разложившая и деморализовавшая советскую элиту. Впрочем, в той же речи Гао Ди указывает и другие факторы, правда, не особо анализируя их взаимосвязь: снижение уровня жизни населения на протяжении 1980 - х гг., чрезмерные военные расходы, поспешность в проведении политических реформ по сравнению с экономическими преобразованиями.
В более поздних китайских работах роль международного фактора не сводится к действиям Запада – подробно исследованы дипломатические ошибки советского руководства. Так, в вышедшей в 2001 г. в Пекине монографии "Фатальные ошибки: эволюция и влияние внешней политики СССР" Цзо Фэнжун перечисляет целый ряд просчетов Москвы во внешней политике. Первый и главный из них – попытка создать и удержать восточный блок государств после 1945 года. Экспансионизм и стремление к мировой гегемонии (по мнению китайских авторов, эти тенденции особенно очевидны при Леониде Брежневе, например, вторжение в Афганистан) заставляли Кремль ставить слишком амбициозные задачи во внешней политике, отвлекая ресурсы от внутреннего развития. Во вторых, содержание государств - сателлитов вроде Вьетнама, КНДР, Кубы и Монголии надорвало экономику. Столь же разрушительное воздействие оказывала бесконтрольная поддержка "дружественных режимов" на Ближнем Востоке, в Африке, Азии и Латинской Америке – большая их часть просто пользовалась ресурсами Москвы. Взамен Кремль получал лишь услаждавшую уши членов Политбюро риторику о совместной борьбе с американским гегемонизмом. В - третьих, Советский Союз вмешивался во внутренние дела других социалистических государств (Чехия, Вен грия и т.д.) и относился к ним и остальным партнерам по международному коммунистическому движению с изрядной долей "великосоветского шовинизма". Это подрывало позиции СССР внутри социалистического лагеря. Наконец, ошибка заключалась в том, что Москва слишком увлеклась холодной войной с США. Огромные ресурсы были оттянуты на поддержку антиамериканского фронта в глобальном масштабе. Втягивание в затратную гонку вооружений привело к милитаризации советской промышленности. Таким образом, советское руководство допустило комплекс внешнеполитических ошибок и, по выражению китайских авторов, "увлекшись внешним, забыло о внутреннем".
Значительную долю ответственности за коллапс Советского Союза китайские эксперты возлагают лично на Михаила Горбачёва, который позволил КПСС утратить контроль над процессом реформ. Как отмечает Чжан Юйлян в обширной статье "Трагедия Горбачёва" (1993 г.), реформы были необходимы, но избранные методы привели страну и партию к краху. Во - первых, Горбачёв ослабил партию изнутри, фактически разрешив формирование фракций, а затем ослабил ее извне, согласившись на отмену 6 й статьи Конституции СССР, определявшей монополию на власть. Роковую роль сыграли попытки разделить партийную и государственную бюрократию за счет укрепления института Советов и Верховного Совета СССР. Как отмечается в коллективной монографии "Крах великой державы: анализ причин распада СССР", вышедшей в Пекине в 2001 г., Верховный Совет оказался институционально не готов к тому, чтобы взять в свои руки всю полноту власти.
Многие китайские эксперты сразу задумались о причинах того, почему ошибки одного человека оказались столь разрушительны для системы, а во главе партии и государства оказался настолько неэффективный лидер. Ответ на первый вопрос был найден в излишней концентрации верховной власти в СССР в руках одного человека и отказе от принципа коллективного руководства. Как отмечает Сяо Гуйсэнь в статье "Концентрация власти в р уках высшего центрального руководства и перемены в СССР" (1992 г.), традиция заложена еще при Сталине. Многие китайские авторы вообще убеждены, что к краху привели врожденные дефекты сверхцентрализованной советской модели с негибкой командно-административн ой системой, а также накапливавшиеся годами проблемы и противоречия, которые невозможно было решить в силу неадаптивности конструкции. Причиной же некачественного отбора лидеров стало отсутствие четкой системы ротации руководящих кадров престарелое Политбюро сначала породило череду начальников, умиравших один за другим, а затем вынесло на поверхность молодого Горбачёва. Помимо плачевного состояния центрального руководства, китайские эксперты указывают на общее состояние правящей партии к середине 1980 - х годов. Хуан Вэйдин в книге "Десятый юбилей падения КПСС" (2002 г.) отмечает: "Смерть КПСС была вызвана не столько антикоммунистическими силами, сколько коррумпированными членами партии. Дезинтеграция СССР стала результатом автопереворота привилегированного класса партноменклатуры". Китайские ученые сходятся во мнении, что советская компартия постепенно превратилась в правящий класс, сконцентрированный исключительно на собственных материальных интересах
КПСС только потворствовала нарастанию коррупционных тен денций, поскольку не уделяла должного внимания борьбе со взяточничеством – долгое время этим не занимались, чтобы не бросить тень на КПСС, а в конце 1980 - х гг. антикоррупционные кампании вроде "хлопкового дела" носили эпизодический и несистемный характер. В итоге правители на всех уровнях настолько оторвались от народа, что даже не смогли почувствовать угрожающее направление, в котором двинулось общество в эпоху перестройки. Одной из причин такого развития ситуации, по мнению экспертов из КНР, стала замкнут ая номенклатурная система назначения на должности. Другой – формирование мощной обкомовской элиты и отсутствие ротации с постоянным перемещением чиновников внутри системы для разрыва персональных связей. Как заключили эксперты международного отдела ЦК КПК, регулирование СМИ до Горбачёва было излишне жестким – в итоге население перестало доверять государственным газетам и центральному телевидению. А политика "гласности", наоборот, зашла слишком далеко, показав людям неприятную изнанку советского общества и у ничтожив табу на критику партии и системы
Китайские исследователи отмечают, что роковой ошибкой Горбачёва стал курс на деполитизацию вооруженных сил (в том числе упразднение системы политруков), разрыв связки КПСС с войсками и превращение армии из партийной ("красной") в национальную. Кроме того, армия во многом являлась слепком всего советского общества, и в ней происходили те же негативные процессы. Наконец, массовые сокращения армии, начавшиеся при Горбачёве, не были подкреплены программой интеграции демобилизованных военнослужащих, из за чего военные пополнили ряды разочаровавшихся в системе. Именно комплекс этих факторов, по мнению экспертов из КНР, предопределил неудачу переворота в августе 1991 г., арест членов ГКЧП и последующий роспуск СССР
В 1917 - отказались от Бога и церкви - навел атеистов еврейских комиссаров и начался Гулаг, глад, мор и репрессии на атеистов, до 1930 в стране от голода, высылок и Гулага погибло 30 млн.
А потом пришли немцы - и атеистам на головы посыпались немецкие бомбы.
Только после войны народ пошел в церкви - кроме войны атеистов не учит ничего.
«Кто знает, может, Господь и простит Сталина! Он сам пленник», — сказала она как-то З. В. Ждановой. А когда та переспросила: «У кого пленник?», объяснила: «У Кагановича и всех тех». Еще в 1943 году Матрона предсказала, что зловещую 58-ю статью (контрреволюционная деятельность) отменят, «и не будет того, что было».
— «Матушка, а когда это будет?»
— «После войны. Сначала уберут Сталина, потом после него будут правители, один хуже другого. Растащат Россию…»
св. Матрона Московская
Отголоском этой истории уже в наши дни стало появление иконы, на которой святая Матрона благословляет Сталина. Икона была выставлена в храме Святой Ольги в Стрельне, под Санкт-Петербургом. Это стало причиной скандала, вышедшего далеко за рамки церковного обсуждения. В конце концов икона была признана неканонической и, по требованию церковных властей, удалена из храма.
Вообще же блаженная старица отстраненно относилась к властям. Не любила шумных демонстраций, усматривая в них бесовское действо: в дни демонстраций просила никого не выходить из дома, закрывать окна, форточки, двери. З. В. Жданова как-то спросила ее: как же Господь допустил закрыть столько храмов, разрушить, уничтожить?
Матушка отвечала ей: «На это воля Божия. Сокращено было количество храмов потому, что верующих будет мало, служить будет некому». А на вопрос: «Почему же никто не борется?», отвечала так: «Народ под гипнозом, не свой, страшная сила вступила в действие, эта сила существует в воздухе, проникает везде; раньше болота и дремучие леса были обитанием этой силы, так как люди ходили в храмы, носили крест и дома были защищены образами, лампадами и освящением и бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по неверию и отвержению от Бога».
Особенно жестко китайские ученые критикуют структуру советской экономики. Так, один из ведущих советологов КНР Лу Наньцюань называет милитаризацию едва ли не главной причиной краха – военная промышленность (и тяжелая промышленность в целом) оттягивала на себя слишком много ресурсов и развивалась в ущерб другим. В итоге СССР был колоссом в изготовлении ракет и карликом в производстве товаров народного потребления. Исследователи Хуан Цз унлян и Чжан Чжимин прямо указывают на губительность сталинской коллективизации, уничтожившей самых активных из крестьян –кулаков. Поддержка колхозов окончательно сгубила частную инициативу (здесь явно видится опыт критики "народных коммун" эпохи "большог о скачка"). В итоге неэффективная экономика не смогла удовлетворять потребности населения, что лишь усилило действие других фатальных для судьбы СССР факторов -социальных
Кризис веры . "Кризис веры" многие китайские ученые называют питательной средой, кот орая позволила расплодиться силам, развалившим страну, – Советский Союз пал не столько из - за деятелей пассионарного демократического меньшинства вроде Бориса Ельцина, академика Сахарова и членов Межрегиональной депутатской группы, сколько из - за молчаливого одобрения этих действий со стороны абсолютного большинства. Кроме того, как отмечал глава Института Восточной Европы и СССР при АОН Ли Цзинцзе в вышедшей статье "Исторические уроки падения КПСС" (1992 г.), население оттолкнула от партии непривлекательная и догматичная марксистская идеология, а также монотонная и нудная пропаганда–слова о "классовой борьбе" и занятия историческим материализмом в вузах к середине 1980-х гг. вызывали раздражение. Граждане не ассоциировали себя ни с партией, ни со страной в целом. Кроме того, китайские ученые уделяют серьезное внимание подозрительному отношению партии к интеллигенции. Вместо того чтобы рекрутировать интеллигенцию в свои ряды и эволюционировать, КПСС старалась задавить интеллектуалов, превратив их либо в явных (диссиденты), либо в скрытых оппонентов режиму. Именно интеллигенция сформулировала антипартийное направление общего желания перемен, укрепившегося в советском обществе в конце 1980-х годов. Упаднические настроения отражались и на состоянии экономики. Наконец, кризис общего советского проекта усиливал тягу к объединяющей протестной идентичности, которая на окраинах империи легко принимала националистические формы и подкрепляла сепаратистские тенденции. Свою роль сыграл и рост русского шовинизма –среди представителей титульной нации к концу 1980-х гг. распространились представления о других народах СССР как "нахлебниках", живущих исключительно за счет РСФСР. Многие исследователи также отмечают в национальной политике Москвы немалые перегибы –национальная культура (особенно религиозная) искоренялась порой слишком жестко, провоцируя обратную реакцию
Любопытен, правда, и вывод, к которому приходит большинство китайских экспертов по национальному вопросу – проблем можно было бы избежать, если бы Ленин и Сталин сразу сделали ставку на создание унитарного государства, а не сложной структуры квазиавтономных республик.
Китайская разведка работала гораздо лучше чем советская, поскольку ее не возглавлял еврей Андропов-Файнштейн.
настоящая цитата
"К власти в СССР после 1953 года пришли еврейские националисты и карьеристы, взяточники. Покрываемые из Кремля. Когда придет время, они сбросят маски, выбросят партбилеты и будут в открытую править своими уездами как феодалы и крепостники"..
Я бы все таки разделял причины краха коммунизма и причины распада СССР, как страны, которая вполне могла бы и сохранится в тогдашних границах, хотя бы в виде единого экономического пространства, наподобие сегодняшнего ЕС. Отнюдь не Горбачев и, тем более, не Ельцин разрушили коммунизм и СССР, отдельным личностям такое вообще невпотяг, все разрушение было заложено изначально. Сталин ведь создал государство-шедевр, а шедевр нельзя улучшить. После его смерти жить в постоянном страхе за свою жизнь и свободу не захотели, в первую очередь, прявящие круги (притом все, отннюдь не один Хрущев). Из фундамента убрали репрессии и здание зашаталось. Горбачев с командой не захотели дальше жить в международной изоляции, а для выхода из нее нужно было соблюдать некие общепринятые нормы в области прав и свобод человека-вот и пошла гласность, хоть и очень ограниченная. Люди, узнав частицы правды про преступления коммунизма, помножив это знание на нищенский образ существования и пустые прилавки поддерживать дальше эту власть не захотели, притом массово, вот она и рухнула. Ну а руководители на местах не захотели Москвы, самим то сподручней князьями быть-вот и развалился СССР. Это суть, остальное, наподобие идиотской антиалкогольной компании, обрушившей бюджет и настроивший против власти весь народ-чисто катализаторы процесса.
> > Русской историей управляет Бог -если исполняют заповеди, живут спокойно и тихо. > > Если не верят и ходят на головах за мирвыми сатанистами из-за кордона - наказывает тем же чем грешать. > > Увлекались французскими порядками - навел Наполеона. > > В 1917 - отказались от Бога и церкви - навел атеистов еврейских комиссаров и начался Гулаг, глад, мор и репрессии на атеистов, до 1930 в стране от голода, высылок и Гулага погибло 30 млн. > > А потом пришли немцы - и атеистам на головы посыпались немецкие бомбы. > > Только после войны народ пошел в церкви - кроме войны атеистов не учит ничего. > > «Кто знает, может, Господь и простит Сталина! Он сам пленник», — сказала она как-то З. В. Ждановой. > А когда та переспросила: «У кого пленник?», объяснила: «У Кагановича и всех тех». > Еще в 1943 году Матрона предсказала, что зловещую 58-ю статью (контрреволюционная деятельность) отменят, «и не будет того, что было». > > — «Матушка, а когда это будет?» > > — «После войны. Сначала уберут Сталина, потом после него будут правители, один хуже другого. Растащат Россию…» > > св. Матрона Московская > > Отголоском этой истории уже в наши дни стало появление иконы, на которой святая Матрона благословляет Сталина. Икона была выставлена в храме Святой Ольги в Стрельне, под Санкт-Петербургом. Это стало причиной скандала, вышедшего далеко за рамки церковного обсуждения. В конце концов икона была признана неканонической и, по требованию церковных властей, удалена из храма. >
> Вообще же блаженная старица отстраненно относилась к властям. Не любила шумных демонстраций, усматривая в них бесовское действо: в дни демонстраций просила никого не выходить из дома, закрывать окна, форточки, двери. З. В. Жданова как-то спросила ее: как же Господь допустил закрыть столько храмов, разрушить, уничтожить? > > Матушка отвечала ей: «На это воля Божия. Сокращено было количество храмов потому, что верующих будет мало, служить будет некому». А на вопрос: «Почему же никто не борется?», отвечала так: «Народ под гипнозом, не свой, страшная сила вступила в действие, эта сила существует в воздухе, проникает везде; раньше болота и дремучие леса были обитанием этой силы, так как люди ходили в храмы, носили крест и дома были защищены образами, лампадами и освящением и бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по неверию и отвержению от Бога». quoted1
Теперь храмы у вас на кажлм углу..что то не сильно это увеличивает количество верующих и соблюдащих заповеди
> проблем можно > было бы избежать, если бы Ленин и Сталин сразу сделали ставку на создание унитарного государства, а не сложной структуры квазиавтономных республик. quoted1
Ну сделали бы-и что? Сейчас Путин именно так и сделал и Вы всерьез полагаете, что риск распада России, особенно с каждым лишним годом путинского правления, меньше? А я вот, полагаю, наоборот. Китайцы, вон, поняли, что лидера хотя бы каждые 10 лет менять надо, а в России (исключая Ельцина), ну каждый незаменимый.