Работа еще не наладилась у нас: впечатление у меня двойственное, неуверенное. Хорош Нобс: ему прислал один рабочий левую статью по поводу гнусного поступка с от- срочкой съезда. Нобс пустил статью за подписью и на другой
день другого направления, причем статью левого испортил, окромсал, чтo я случай- но вскрыл на собрании, критикуя статью именно в тех местах, кои изуродовал Нобс!
Ольга пишет мне сегодня, что Гильбо читал доклад о французском съезде, ругал жестоко лонгетистов («почище Вашего», как она пишет), стоял за раскол. Это хорошо, но у него, Гильбо, базы нет, он человек настроения, основы, теории нет. Это опасно. Он ждет жену из Парижа, которая агитирует там. Гильбо и Бриллиант согласились принять резолюцию протеста по поводу отсрочки съезда. 22. I у них собрание делегатов с голо- сованием этой резолюции.
У нас здесь послезавтра, в воскресенье, собрание бюра левых (Григорий, Радек и я) по вопросу о протесте против Гримма. Посмотрим!
Крепко, крепко жму руку и еще раз прошу съездить куда-либо хоть на время, хоть с рефератами или иначе, чтобы встряхнуться и уйти в занятие, захватывающее и полезное для новых и свежих людей. Ей-ей, работа среди французов архинужна и архиполезна.
Дорогой друг! Получил Ваше письмо и вырезку из «Русских Ведомостей» 429. За все большое спасибо.
Дорогой друг! Я знаю, как Вам ужасно тяжело и чрезвычайно хотел бы помочь всячески, чем можно. Не попробовать ли Вам пожить там, где есть друзья и где можно хронически беседовать о партийных делах, хронически участвовать в них?
Я сегодня получил письмо от Гильбо, коротенькое. Пишет, что готовят митинг по вопросу о мире. Я написал 4 статьи (или главы) об этом для «Нового Мира» (где, говорят, платят 5 долларов за статью, что было бы для меня крайне кстати к тому же) 430.
Посылаю их Вам; не обдумаете ли Вы такого плана: я бы мог доставить Вам еще дополнительные материалы, а Вы бы составили французский реферат на эту тему, архи- актуальную, и объехали с ним французскую Швейцарию? Выло бы архиполезно для дела, ибо пацифистской каши в головах у всех тьма, и кашу эту можно рассеять только упорным, систематическим воздействием. Право, возьмитесь, составьте подробнейшие тезы своего реферата (мы бывместе могли обсудить их) или даже напишите весь реферат. Французским рабочим в Швейцарии некому прочесть о марксистском отношении к пацифизму, а Вы бы это могли сделать, дав рабочим большущий материал для размышления. Начните готовиться понемногу теперь же; работа втянет, по- верьте, что втягивающая работа самое важное для оздоровления и успокоения! Я Вам пришлю вырезки из «Bataille», тексты резолюций, тексты из «Avanti!» (старые № «Avanti!» могу достать - Вы легко научитесь по-итальянски читать; это бы тоже архиважно, ибо итальянских рабочих в Швейцарии очень много, и их тоже некому учить марксизму).
Дорогой друг! Получил Ваше письмо и вырезку из «Русских Ведомостей» 429. За все большое спасибо.
Дорогой друг! Я знаю, как Вам ужасно тяжело и чрезвычайно хотел бы помочь всячески, чем можно. Не попробовать ли Вам пожить там, где есть друзья и где можно хронически беседовать о партийных делах, хронически участвовать в них?
Я сегодня получил письмо от Гильбо, коротенькое. Пишет, что готовят митинг по вопросу о мире. Я написал 4 статьи (или главы) об этом для «Нового Мира» (где, говорят, платят 5 долларов за статью, что было бы для меня крайне кстати к тому же) 430.
Посылаю их Вам; не обдумаете ли Вы такого плана: я бы мог доставить Вам еще дополнительные материалы, а Вы бы составили французский реферат на эту тему, архи- актуальную, и объехали с ним французскую Швейцарию? Выло бы архиполезно для дела, ибо пацифистской каши в головах у всех тьма, и кашу эту можно рассеять только упорным, систематическим воздействием. Право, возьмитесь, составьте подробнейшие тезы своего реферата (мы бывместе могли обсудить их) или даже напишите весь реферат. Французским рабочим в Швейцарии некому прочесть о марксистском отношении к пацифизму, а Вы бы это могли сделать, дав рабочим большущий материал для размышления. Начните готовиться понемногу теперь же; работа втянет, по- верьте, что втягивающая работа самое важное для оздоровления и успокоения! Я Вам пришлю вырезки из «Bataille», тексты резолюций, тексты из «Avanti!» (старые № «Avanti!» могу достать - Вы легко научитесь по-итальянски читать; это бы тоже архиважно, ибо итальянских рабочих в Швейцарии очень много, и их тоже некому учить марксизму).
Именно пацифизм теперь самый актуальный вопрос. Именно здесь, т. е. по этому вопросу надо теперь учить (Гильбо и французов особенно) по-марксистски ставить его. Отвечайте мне тотчас по этому пункту.
Надеюсь, что Вы мне не отвечаете на мое предложение поездки с французским рефератом не потому, что абсолютно против этого, а лишь потому, что обдумываете лучше сей план, желая согласиться с ним. Не тороплю Вас и не буду повторять убеждений, но ужасно мне хотелось бы, чтобы Вы получше встряхнулись, переменили воз- дух, побывали среди новых и старых друзей, ужасно бы хотелось сказать Вам побольше дружеских слов, чтобы Вам полегче было, пока не наладитесь на работу, захватывающую целиком. Жму крепко руку.
Ваши нападки на Энгельса, по моему убеждению, верх неосновательности. Извините за откровенность:
надо много посерьезнее подготовиться, прежде чем так писать! Иначе осрамиться легко - предупреждаю entre nous*, по-дружески, с глазу на глаз, на случай, что Вы когда- либо в печати или на собрании так заговорите.
Бельгийская стачка? Во-1-х, возможно, что по этому вопросу факта, частному вопросу, Энгельс ошибался. Конечно, это возможно. Надо собрать все, чтo он писал об этом. Во-2-х, насчет всеобщей стачки вообще события последнего времени, 1905 г. окончательно, дали новое, чего не знал Энгельс. Энгельс привык десятки лет слышать о «всеобщей стачке» только пустые фразы анархистов, коих он законно ненавидел и презирал. А события потом показали новый тип «массовой стачки», политический, т. е. сугубо неанархистский. Этого нового Энгельс еще не знал и не мог знать.
Нельзя забывать этого.
Не была ли бельгийская стачка переходом от старого к новому? Мог ли Энгельс тогда же (1891-1892 годы?? ему было уже 71-72 года; умирающий) увидеть, что это не старая бельгийская (бельгийцы долго были прудонистами) отрыжка, а переход к новому? Это надо обдумать.
Насчет «защиты отечества» Вы, по-моему, впадаете в абстрактность и неисторичность. Повторяю то, чтo сказал в статье против Юрия: защита отечества = оправдание участия в войне. Ничего больше. Обобщать это, делать «общим принципом» смешно, верх ненаучности. (Пришлю Вам американскую программу S. L. Р.** с этим смешным обобщением.) Войны вещь архипестрая, разнообразная, сложная. С общим шаблоном подходить нельзя. (I) Три главных типа: отношение угнетенной нации к угнетающей (всякая война есть продолжение политики; политика есть отношение между нациями, классами и пр.). По общему правилу, война законна со стороны угнетенной (все равно, оборонительная или наступательная в военном смысле). (II) Отношение между 2-мя угнетающими нациями. Борьба за колонии, за рынки и т. п. (Рим и Карфаген; Англия и Германия 1914-1917). По общему правилу, война такого рода с обеих сторон есть грабеж; и отношение демократии (и социализма) к ней подпадает под правило: «2 вора дерутся, пусть оба гибнут»... (III) Третий тип. Система равноправных наций. Вопрос куда сложнее!!!! Особенно если рядом с цивилизованными, сравнительно демократическими нациями стоит царизм. Так было (приблизительно) в Европе с 1815 до 1905 года. 1891-ый год. Колониальная политика Франции и Германии ничтожна. У Италии, Японии, С. Штатов вовсе нет колоний (теперь есть). В Западной Европе сложилась система (это NB!! подумайте об этом!! не забывайте этого!! мы живем не только в от- дельных государствах, но и в известной системе государств; анархистам позволитель- но игнорировать это; мы не анархисты), система государств, в общем конституционных, национальных. Рядом с ними могучий, непоколебленный, дореволюционный царизм, грабящий и угнетающий всех сотни лет, подавивший революции 1849, 1863 годов.
Германия (1891 года) страна передового социализма. И этой стране грозит царизм в союзе с буланжизмом!
Ситуация совсем, совсем не та, что в 1914-1917 гг., когда царизм подорван 1905-ым годом, а Германия ведет войну ради господства над миром. Иной коленкор!!
Отождествить, даже уподобить международные ситуации 1891 и 1914 годов - верх неисторичности.
Дурачок Радек написал в польском воззвании недавно («Befreiung Polens»):
«Staatenbau»* не цель борьбы с.-д. Это архиглупо! Это полуанархизм, полуидиотизм!
Нет, нет, мы вовсе не равнодушны к Staatenbau, к системе государств, к их взаимоотношениям.
Энгельс был отцом «пассивного радикализма»?? Неверно! Ничего подобного. Никогда Вы этого не докажете. (Богданов и К° пробовали, только осрамились.) В империалистской войне 1914-1917 гг., между 2-м я империалистскими коалициями, мы должны быть против «защиты отечества», ибо (1) империализм есть канун социализма; (2) империалистская война есть война воров за добычу; (3) в обеих коалициях есть передовой пролетариат; (4) в обеих назрела социалистическая революция.
Только поэтому мы против «защиты отечества», только поэтому!!
Конференция в Гааге и т. п. пацифистские заявления и предприятия правительств и буржуазии вызываются
(1) лицемерием;
(2) обманом народа;
(3) течением буржуазного пацифизма, имеющего «большие» имена и мечтающего о мире без социальной революции. Это течение имеет громадную литературу (барскую, не для народа);
(4) расчетом: выгодно иногда то той, то другой державе «показаться» мирной, выга- дать время и пр.
Это вообще. Конкретно: надо изучать каждый особый случай, каждую державу.
Гвоздь в вопросе о пацифизме (вопросе, архиважном для Швейцарии): идея, будто война не связана с капитализмом, не есть продолжение политики времени м и р - н о г о. В этом теоретическая фальшь; практическая - в обходе социальной революции.