Хотим ли мы этого, или нет, но мы всегда сталкиваемся с необходимостью выбора. Если наша свобода не ограничена полностью и мы имеем хотя-бы минимальную степень свободы.
Между тем, часто мы предпочитаем не делать выбор самостоятельно. Безусловно, в этом мало кто признается сам себе. Но, часто, выбор для нас определяется не личным решением, а стечением обстоятельств. - случайный разговор может позволить создать бизнес; - случайная встреча связывает с каким-то человеком; - случайный поход на стадион делает из нас фаната какой-то команды и мы ходим на её матчи остаток жизни; - случайный заход на некий сайт заставляет нас на этом самом сайте остаться надолго и тратить значительную часть времени на общении на этом самом сайте.)
Мы предпочитаем ехать, ориентируясь только на дорожные знаки и сигналы светофора. Если можно поехать направо, а прямо – пока нет, ибо «красный», мы едем направо. Если есть знак «главная дорога» - мы едем туда, куда эта дорога ведёт. Подождать, пока сменится сигнал светофора? Съехать на просёлок? Включить навигатор и выбрать место назначения? Нет. Это слишком сложно. Проще ехать в потоке. Со средней скоростью. Нет риска ДТП (почти). Можно расслабиться и послушать музыку….
/site1005/20130918/00016c42b36a13a38b493 0.jpg
А что если перекрёсток? Нерегулируемый? Нет светофора и нет потока машин? Нет знаков приоритета? Мы этого боимся. Боимся делать выбор.
Бывает и по-другому. Мы ставим задачи. Концентрируем все силы на их достижении. Едем по бездорожью и даже на красный свет, если время не терпит отсрочек и дорога впереди пуста. Поворачиваем в просёлки. Если нет дороги о отключился навигатор, едем интуитивно. По памяти. По «природному компасу. Даже интуитивно. Но к цели… Что дальше? - Если ты не доехал до цели? Если двигатель заглох где-то в глухом перелеске. Бензин на нуле.
- Или если доехал, но понял, что «рекламный буклет», который тебе нарисовало воображение, сильно отличается от того, что ты нашёл там, куда приехал? И этот ободранный мотель вовсе не похож на пятизвёздочную гостиницу?
- Или ты доехал, и понял, что гостиница хороша. Ты принял душ, сытно поужинал. Поспал. Проснулся утром и понял, что сюда, в общем-то и не стоило ехать?
И бывает так. Ты поставил цели. Достиг их или нет – не слишком важно. Важно, что ты пытался. Сделал всё, что возможно. И это даёт удовлетворение. Уважение к себе со стороны самого себя (а разве такое уважение не более важно, чем мнение, которое тебе навязывает кто-либо о ценностях и приоритетах?) Прав был ты или нет, делая выбор, но ты его сделал. Сам. И ты рад тому, что исполнил свои решения.
Отсюда вопросы:
Если Вы полагаете, что нужно делать выбор и жертвовать чем-то ради достижения цели, достижение которой зависит от Вас не в полной мере.
1) Стоит ли рисковать и концентрировать усилия на каких-то серьезных целях, жертвуя многим из того, что достижению цели мешает? 2) Если рисковать стоит, то ради каких целей? 3) Рисковали ли Вы для достижения целей, и чем жертвовали, чтобы достичь своей цели? 4) Насколько многим можно пожертвовать, чтобы реализовать свою цель?
Тему перенес Никитин (Никитин)
Тему перенес Никитин (Никитин)
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Особенно страшно для человека выбор между тем, что представляется для него равнозначимым. Но, при этом, выбирая одно, неизбежно теряешь другое. Тогда мы становимся похожи на ослов, которые умирают от голода между стогами сена, так и не сделав выбора. Предпочтя оставаться в раздумьях. Чтобы не ошибиться. Ведь ошибаться - страшно. Низзя) А может самая страшная ошибка - не делать выбора? Или сделать выбор слишком поздно. Когда сено в одном стоге сгниёт, а проход к другому стогу закроют шлагбаумом...)
> Если Вы полагаете, что нужно делать выбор и жертвовать чем-то ради достижения цели, достижение которой зависит от Вас не в полной мере. > > 1) Стоит ли рисковать и концентрировать усилия на каких-то серьезных целях, жертвуя многим из того, что достижению цели мешает?
> 2) Если рисковать стоит, то ради каких целей? > 3) Рисковали ли Вы для достижения целей, и чем жертвовали, чтобы достичь своей цели? > 4) Насколько многим можно пожертвовать, чтобы реализовать свою цель? quoted1
хорошая тема, Никитин. Взрослая тема. а вот над вопросами надо думать подумаю отвечу
Какой самый страшный тупик для современного человека? А может и не только современного? Это "тупик свободы". Место, откуда ведут сотни и тысячи дорог. У нас есть путеводители. Есть навигатор, который расскажет, куда повернуть и когда, чтобы доехать в пункт назначения. И тут мы... замираем. Сначала от ощущения полёта. От понимания неограниченности возможностей. А потом - от скованности. Мы могли бы уехать дальше. Намного дальше. Были бы уже в сотне миль от этого места.
А теперь мы стоим на месте. И мучительно рассуждаем. Ведём внутренний диалог. Куда всё-таки поехать? Почему лучше туда, а не сюда? Двигатель заглох. И "перекрёсток свободы" обернулся "тупиковой магистралью". "Тупиком свободы".
> Какой самый страшный тупик для современного человека? А может и не только современного? > Это "тупик свободы". Место, откуда ведут сотни и тысячи дорог. quoted1
Вообще-то тупичок этот начинается еще раньше - человек не знает где находится свобода, т.е не может найти той среды, в которой и существует "место, откуда ведут сотни и тысячи дорог". Вот это незнание - это и есть и 1/2 причина того, что люди любят передоверять свой выбор тем людям, которые нашли ту среду, в которой и живет свобода. Т.е люди не просто не могут сделать выбора (одной дороги), а они не видят самой возможности выбора (не видят сотен-тысяч дорог).
> Никитин (Никитин) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Какой самый страшный тупик для современного человека? А может и не только современного? >> Это "тупик свободы". Место, откуда ведут сотни и тысячи дорог. quoted2
>Вообще-то тупичок этот начинается еще раньше - человек не знает где находится свобода, т.е не может найти той среды, в которой и существует "место, откуда ведут сотни и тысячи дорог". > Вот это незнание - это и есть и 1/2 причина того, что люди любят передоверять свой выбор тем людям, которые нашли ту среду, в которой и живет свобода. Т.е люди не просто не могут сделать выбора (одной дороги), а они не видят самой возможности выбора (не видят сотен-тысяч дорог). quoted1
Может, всё таки все мы это знаем? Не всегда отдаём себе в этом отчёт просто? Я склонен полагать, что мы очень похожи. Люди, то есть) Наши 0 целых сколько то там сотых (или тысячных?) различий в наших генотипах предопределяют нашу похожесть. Это и приятно осознавать и неприятно одновременно. Приятно - т. к. мы социальны. И все наши умствования и "глупствования" имеют смысл ровно до тех пор, пока мы не останемся совсем одни во Вселенной. Ну а неприятно - все хотят чувствовать себя индивидуальностью. А еще круче - чем-то уникальным. Уникальным бизнесменом, спортсменом, политиком. Уникальным раздолбаем или уникальным бабником.)
Так-что думаю, что все мы этот "тупик свободы" чувствуем одинаково. С какими-то мелкими, несущественными различиями.
Имхо, подобные проблемы от незрелости культуры, зашоренности, недостатка образования человека или системы образования в целом. Нужно только знать, что существует масса способов для осуществления выбора в сомнительных ситуациях. Главная задача - обеспечить для себя гарантию, что потом не будешь трагически переживать, сомневаясь и метаясь между "а что, если... поступил бы не так, а эдак..." Самый простой - жребий. Но и жребий бывает разным, с предсказанием исходов того или иного решения. Тут преуспели китайцы, как и во многом: Книга Перемен
«И цзин» (кит. трад. 易經, упр. 易经, пиньинь: Yì Jīng), или «Чжоу И»[1] (周易) — наиболее ранний из китайских философских текстов. Наиболее ранний слой, традиционно датируемый ок. 700 г. до. н. э.[2] и предназначавшийся для гадания, состоит из 64 гексаграмм. Во II веке до н. э. был принят конфуцианской традицией как один из канонов конфуцианского Пятикнижия.
> Я что-то немного на своей волне. Ты о другом писал. quoted1
ну да, я о другом. Но вроде о чем ты писал - я понял. Попробую еще раз. Вот ты начал - Никитин (Никитин) писал(а) в ответ на сообщение:
> Хотим ли мы этого, или нет, но мы всегда сталкиваемся с необходимостью выбора. quoted1
Все правильно, сталкиваемся. Но твоя мысль была о том, что выбор - это вот уже есть перекресток, из него идут, например, три дороги. И человек видит эти три дороги. И вот трудность у человека - он не может реализовать эту степень свободы, выбрать из трех одну. а я говорил на уровень выше - Кocтo (Кocтo) писал(а) в ответ на сообщение:
> люди не просто не могут сделать выбора (одной дороги)(1), а они не видят самой возможности выбора (не видят сотен-тысяч дорог)(2). quoted1
1. вот это то о чем ты завел тему 2. а вот это моя вставка, на уровень выше. Покажу на прикладном примере - муж и жена. Муж чувствует - отношения разладились, надо делать выбор - или продолжать жить с ненужной ему женщиной, или расставаться с ней. Вот этот бинарный выбор продолжать/расстаться, это (1) то о чем ты завел тему. Из двух дорог мужик не может выбрать одну, частенько у него наступает "тупик свободы". Но на самом деле моё (2) говорит о том, что муж не видит своего настоящего выбора, не видит истинного перекрестка. Ибо он, мужик, должен поставить проблематику выбора по другому, глобальнее - как мне интересно жить в ближайшем будущем - вот на самом деле какой у него появляется перекресток, десятки дорог. Именно одну единственную свою дорогу из десятков возможных ему и надо выбрать. И когда он её выберет - для него вообще снимется проблематика бинарного выбора продолжать/расстаться с женой. Ибо это просто уже будет составной элемент ранее выбранной дороги, ему лишь останется озвучить жене своё решение, "тупика свободы" тут уже не будет.
Хоть ты уже не в Инете, но завтра прочтёшь, наверное. Я так написал тему, что она получилась немного более философской и менее практичной, чем планировалось изначально. Всё-же суть - в вопросах, а не в том, что было написано до того. Вопрос выбора личных приоритетов для себя. Как это делают другие люди. Не в "умных книшках", а совершенно конкретные люди. Формат общения на форуме позволяет это обсудить лучше, чем это можно в реале. Тут многие могут быть откровеннее, если захотят.
Скажи честно. Ты решал какие-то значимые вопросы с помощью жребия? Я могу сказать, что делал это ради шутки по серьезным, но всё-же второстепенным вопросам. Если убрать "книгу перемен", "Дзен-буддизм" и всякие Упанишады и говорить прямо.)
> Вопрос выбора личных приоритетов для себя. Как это делают другие люди. Не в "умных книшках", а совершенно конкретные люди. quoted1
Бытие определяет сознание. То есть, правят бал обстоятельства. Инстинкты, рефлексы безусловные и условные. Вопрос только - какие оказывают бОльшее влияние.
> Скажи честно. Ты решал какие-то значимые вопросы с помощью жребия? > Я могу сказать, что делал это ради шутки по серьезным, но всё-же второстепенным вопросам. > Если убрать "книгу перемен", "Дзен-буддизм" и всякие Упанишады и говорить прямо.) quoted1
В России, как во всём Зап.ориентированном мире, нет массовых традиций применения жребия и знаний по его обработке-интерпретации. Возможно, такое есть у буддистов.. не знаю.