«Разруха не в клозетах! Разруха в головах!» Произносит эту странную фразу известный профессор-хирург с говорящей фамилией Преображенский. Мы собственно наблюдаем весь его день глазами бездомного пса, подобранного им на улице.
Давайте же посмотрим, как вообще возникла эта фраза.
Сначала профессор работает - принимает в своей квартире за большие деньги каких-то выродков. Молодящуюся пятидесятилетнюю бабу, влюбленную в известного карточного шулера, придурка, рассыпающего порнооткрытки, и некоего лысого мужчину, грешащего с 14-летней девочкой.
— Я слишком известен в Москве, профессор. Что же мне делать? — Господа,— возмущенно кричал Филипп Филиппович,— нельзя же так! Нужно сдерживать себя. Сколько ей лет? — Четырнадцать, профессор… Вы понимаете, огласка погубит меня. На днях я должен получить заграничную командировку. — Да ведь я же не юрист, голубчик… Ну, подождите два года и женитесь на ней. — Женат я, профессор. — Ах, господа, господа!
Похабная квартирка, - как совершенно правильно заметил пес.
Затем к профессору приходят люди из домоуправления. Кстати, обратите внимание, какими дегенератами их изобразили в известном фильме. Недаром на роль самого говорящего из них пригласили известного комика Романа Карцева. В повести никакой комичности во внешности и поведении этих персонажей нет, ведут они себя совершенно обычно, сказано о них только: «Их было сразу четверо. Все молодые люди и все одеты очень скромно».
Грубо выставив за дверь представителей пролетариата, которые считали, что тоже имеют право где-то жить, Филип Филиппыч принимается обедать. «На разрисованных райскими цветами тарелках с черной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. На тяжелой доске кусок сыра со слезой, и в серебряной кадушке, обложенной снегом,— икра. Меж тарелками несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками… Зина внесла серебряное крытое блюдо, в котором что-то ворчало. Запах от блюда шел такой, что рот пса немедленно наполнился жидкой слюной. «Сады Семирамиды»! — подумал он и застучал по паркету хвостом, как палкой».
Итак, в перерывах между приемами педофилов и извращенцев, «ненавистники пролетариата» вкусно и сытно кушают и беседуют о разном. И что же они говорят?
Филип Филипыч жалуется на пропажу калош, на то, что убрали ковер с парадной лестницы, на то, что пропали цветы с площадок и на раз в месяц гаснущее электричество. «Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно?»
Тут, давайте все вместе поржем над глупым пролетарием, ведь он хочет, чтобы огромная фасадная дверь всегда была закрыта. Людей-то в доме после уплотнений стало жить в пять раз больше! Люди постоянно ходят, дверями хлопают, запускают холод. Пролетарию проще закрыть эту дверь насовсем и начать пользоваться другой. Поменьше. Той, что под лестницей. Швейцар тоже не нужен, это унизительная профессия, вы что сами себе дверь открыт не можете? Профессору, естественно, на проблемы пролетариата плевать.
— Разруха, Филипп Филиппович, – пробует объяснить происходящий бардак доктор Борменталь. Но не он солирует за этим столом. «Воздержитесь от употребления самого этого слова» - советует ему профессор. И развивает тему дальше. Мол, если мы все начнем в уборной гадить на пол, - там начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. А когда пролетариат займется чисткой сараев — «прямым своим делом»,— разруха исчезнет сама собой. Ну, и в завершение профессор называет русских «людьми, которые вообще, отстав в развитии от европейцев лет на двести, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!» Как-то даже неудивительно. Что-то мне все это напоминает!
Итак, вот она, эта самая фраза. Повесть «Собачье сердце» была впервые опубликована в Советском Союзе в 1968-м году. По-настоящему, известной стала после выхода одноименного фильма в 1988-м. С тех пор фраза «про разруху не в клозетах» всплывает с завидной регулярностью, в статьях, книгах, фильмах, интервью, постах-репостах и просто разговорах. Чем же это выражение так нравится людям? Почему его так активно используют?
Ну, начнем с того, что каждый произносящий эту фразу сегодня, уверен в том, что разруха в голове не у него, а у вас. То есть у нас. К тому же фраза, как собственно и вся повесть отлично укладывается в концепцию отношения «новой России» к «кровавому Совку»: коммуняки были дураки и бездари, все лучшие люди – цвет нации - уехали заграницу в 17-м или были расстреляны. У оставшегося сброда если и были какие-то победы, то исключительно по принуждению и со штыком, упертым в спину.
Так а что же с разрухой? Была ли она на самом деле? «Это — мираж, дым, фикция»,— говорит Преображенский.— «Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует». Итак, не существует. Позвольте мне кратко напомнить вам некоторые важные события, имевшие место в России с начала века до середины 20-х годов, когда собственно и происходит действие повести.
Итак, в результате промышленного спада, неурожаев, поставок дешевого американского зерна в Европу, быстрого роста государственного долга (как следствие Русско-турецкой войны) и бездарной политики правительства, России пришлось пережить череду разрушительных событий. Кровавое воскресенье 1905 года в Санкт-Петербурге, поражение в русско-японской войне, Первую русскую революцию 1905-1907 годов, массовые еврейские погромы, громкие политические убийства небывалого размаха, революционный террор, деградацию государственной власти, Февральскую и затем Октябрьскую революции. Затем, как следствие, поражение в Мировой войне, развал армии, утрату исконных территорий, интервенцию и гражданскую войну. Кстати, насчет интервенции. Если кто не знает, пользуясь развалом российской империи, свои войска в нашу страну отправили Великобритания, Франция, США, Греция, Италия, Австралия, Канада, Индия, Румыния, Польша, Япония, Китай, Сербия и Финляндия. Их было так много, а цель одна – поживиться, кто чем может. Со всеми этими оккупантами нужно было воевать, всех их нужно было гнать с нашей земли, что в итоге большевики успешно и исполнили. Ну, а вполне предсказуемым результатом всего этого стали голод, нищета и… разруха. Разруха, которая, используя терминологию достопочтенного профессора, была именно что в «клозетах». К началу 20-х годов Россия буквально лежала в руинах. Стояли заводы, были разрушены шахты и рудники, общий уровень промышленности сократился в 5 раз, сельскому хозяйству был нанесен огромный урон. Все стороны финансово-экономической и культурной жизни были потрясены до основания. Потери в результате войн, эпидемий, эмиграции, террора, сокращения рождаемости составили с 1914 г. не менее 25 миллионов человек. Эмигрировало из страны до 2 млн. По разным данным насчитывалось от 5 до 7 млн. беспризорников!
Обо всем этом при всем своем желании не мог не знать достопочтенный профессор. И конечно, он знал. Ведь все это происходило на его глазах. Знал и Михаил Булгаков, так сочно живописавший недовольство европейского светилы вломившимся к нему в квартиру неотесанным быдлом. И, конечно, автор повести не мог разделять мнение своего персонажа относительно несуществующей разрухи. Тут можно было бы спросить у профессора: в чьих? В чьих конкретно головах разруха? Кто они, эти самые люди, в которых можно ткнуть пальцем и радостно заявить: вот они виноваты во всем!? Пролетарии? Большевики? Разве большевики поощряли еврейские погромы? Но разве пролетарии бездарно начинали и бездарно проигрывали войны в царской России, что приводило в итоге к социальным взрывам? Разве это большевики свергли царя?
Профессор Преображенский в этом эпизоде элементарно капризничает. У него, видите ли, поперли калоши, в подъезде стало грязновато, чернь с дурацкими идеями о социальной справедливости повылазила из своих подвалов и хочет отжать у него комнату. Человеку с утра испортили настроение, и теперь он просто желает побрюзжать под рюмку вкуснейшей водочки с хорошей закуской.
Сегодня при просмотре этого эпизода большинство людей бездумно занимают сторону профессора. Ведь это так приятно с умным видом подхрюкивать великому писателю и тупо и бесконечно трындеть «про разруху в головах», даже не задумываясь о том, что писатель может быть имел в виду совершенно другое, а может ничего не имел в виду, а может и вовсе был неправ! Эффект понимания и даже сочувствия персонажу достигнут тем, что опущены причины творящегося безобразия, озвучен только результат. Профессор результатом недоволен и читатели и зрители, видя в нем голос разума, вопиющий в какой-то идиотской пустыне, как бы отождествляют себя с ним. А должны бы отождествлять себя именно с этими молодыми людьми из домоуправления, которых высокообразованный профессор оскорбил и грубо выставил за дверь, словно холопов! Или вы всерьез скорбите о России, которую ОНИ потеряли?
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Спасибо! отличная тема - сам порывался написать, но Вы сформулировали лучше. Сам грешу этой фразой. Хоть и в другом значении. Буду отучаться - нечего рекламировать. И не только это произведение наполнено ненавистью автора к своему народу. Вот взгляните на его фото - лучше тысячи слов.
"Чаво изволите" и "кому бы тут ещё ботинки вычистить"
все думал кого это он мне напоминает... а вот кого:
А мне нравится Булгаков. И "Собачье сердце" нравится. И ту Россию мне жалко, Россию вековых традиций и образованных людей, которую так бездумно сломали ради сомнительных идей. Вы забываете, что Преображенский - тоже часть русского народа. Все эти дворяне, купцы, заводчики, интеллигенция тоже в массе своей были русскими.
> Спасибо! отличная тема - сам порывался написать, но Вы сформулировали лучше. Сам грешу этой фразой. Хоть и в другом значении. Буду отучаться - нечего рекламировать. > И не только это произведение наполнено ненавистью автора к своему народу. > Вот взгляните на его фото - лучше тысячи слов. >
> > > "Чаво изволите" и "кому бы тут ещё ботинки вычистить" quoted1
Я не думаю, что там ненависть к народу. Скорее там неприятие разных перегибов его времени. И тоска по здравому смыслу.
> А мне нравится Булгаков. > И "Собачье сердце" нравится.
> И ту Россию мне жалко, Россию вековых традиций и образованных людей, которую так бездумно сломали ради сомнительных идей. > Вы забываете, что Преображенский - тоже часть русского народа. > Все эти дворяне, купцы, заводчики, интеллигенция тоже в массе своей были русскими. quoted1
Но задумать пересадку мог только урод по жизни, не находишь?
> Я не думаю, что там ненависть к народу. > Скорее там неприятие разных перегибов его времени. > И тоска по здравому смыслу. quoted1
Булгаков талантлив и умён, но сквозь все его произведения лёгким флёром проходит не ненависть, конечно, нет, но презрение, высокомерие к простому люду. Добродушное, но высокомерие. Даже в "Мастере и Маргарите", которую я прочёл не менее трёх раз. Все его произведения по сути фельетоны.
> shuravi (shuravi) писал(а) в ответ на сообщение:
>> И не только это произведение наполнено ненавистью автора к своему народу. quoted2
>Я не думаю, что там ненависть к народу. > Скорее там неприятие разных перегибов его времени. > И тоска по здравому смыслу. quoted1
А Вы тему читали?
dvaggression (dvaggression) писал(а) в ответ на сообщение:
> профессор называет русских «людьми, которые вообще, отстав в развитии от европейцев лет на двести, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!» quoted1
Это как вообще? это кем надо быть?
И не пишите что эти пораженные рейхом собственного превосходства интеллигенты - тоже русские! - той России которую они потеряли было лет 100 не больше - начиная с 1817 г. А до того граница по Волге шла. И то что случился 1917 это неизбежная закономерность. Россия переварила Западных извращенцев. и еще не раз переварит.
>> shuravi (shuravi) писал(а) в ответ на сообщение:
>>> И не только это произведение наполнено ненавистью автора к своему народу. quoted3
>>Я не думаю, что там ненависть к народу. >> Скорее там неприятие разных перегибов его времени. >> И тоска по здравому смыслу. quoted2
> > А Вы тему читали? > > dvaggression (dvaggression) писал(а) в ответ на сообщение:
>> профессор называет русских «людьми, которые вообще, отстав в развитии от европейцев лет на двести, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!» quoted2
> > Это как вообще? это кем надо быть?
> > И не пишите что эти пораженные рейхом собственного превосходства интеллигенты - тоже русские! - той России которую они потеряли было лет 100 не больше - начиная с 1817 г. А до того граница по Волге шла. > И то что случился 1917 это неизбежная закономерность. Россия переварила Западных извращенцев. и еще не раз переварит. quoted1
Не надо выдергивать слова из контекста:
Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? […] Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — Я смеюсь. […] Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается, доктор, и тем более — людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны! (С)
А что, профессор был неправ, утверждая, что порядок - залог процветания государства? Или Вы можете назвать хоть одну революцию, после которой наступил где-то рай?
Он фельетонист. Он высмеивал людей без мечты, людей, сдавшихся быту, не пассионариев. Людей, которые, выточив за смену свои 300 гаек, проводят вечера за игрой в "дурака" или, в лучшем случае, за разгадыванием кроссвордов. Правда, он никогда не задумывался о том, что этот человек ещё мог кормить и одевать 5 детей.
Гражданин мира (Herovim) писал(а) в ответ на сообщение:
> Астис (Астис) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Я не думаю, что там ненависть к народу. >> Скорее там неприятие разных перегибов его времени. >> И тоска по здравому смыслу. quoted2
>Булгаков талантлив и умён, но сквозь все его произведения лёгким флёром проходит не ненависть, конечно, нет, но презрение, высокомерие к простому люду. Добродушное, но высокомерие. Даже в "Мастере и Маргарите", которую я прочёл не менее трёх раз. Все его произведения по сути фельетоны. quoted1
А в "Иван Васильевич меняет профессию" он к кому презрение демонстрирует?