Раньше была такая «профессия» – на средних радиоволнах обеспечивать слушателей музыкой. Речь идет о незаконном хобби молодежи середины XX века – радиохулиганстве. Первые шаги Нелегальные радиопередатчики действовали в эфире давно. Об этом говорит хотя бы тот факт, что с незапамятных времен существует международный радиокод “UNLIS”, обозначающий незаконно действующий передатчик. В СССР все началось в середине 50-х. В связи с наступлением политической оттепели и ростом благосостояния граждан у днепродзержинцев, как и у всех их сограждан по Советскому Союзу, резко усилился интерес к радио. После войны вставшая на мирные рельсы промышленность СССР начинает делать все больше и больше радиоприемников. Открываются радиокружки, в эфире появляются коротковолновики. С середины пятидесятых годов в эфире стали возникать кустарные незарегистрированные радиостанции. "Шарманщики" В Днепродзержинске радиохулиганы появились примерно в середине 50-х годов. В эфир радиолюбители-нелегалы выходили с помощью самодельного устройства — «приставки» или «шарманки» (также машины, машинки, марахайки). Так на жаргоне назывался стационарный радиохулиганский передатчик, изготавливаемый кустарным способом для нелегального радиовещания и радиосвязи в верхней части CB диапазона (выше 1500 кГц). Изготовить такой простейший передатчик мог даже подросток. Благо, тогда везде открывались школьные радиокружки. Подключалась «самоделка» к усилителю низкой частоты, как правило, к ламповому приемнику или проигрывателю. Такой аппарат обеспечивал слышимость станции в радиусе нескольких километров. Основным занятием «шарманщиков» было «гонять музыку». Радиохулиганы 50-х крутили "отравляющий души молодежи" рок-н-ролл и буги-вуги, а также другое тлетворное влияние Запада. "Я работал в 71-73 годах, — рассказывает Константин Воронежский, — Помню оператора "Директор кладбища", связывался с ним. О своих занятиях вспоминаю только с теплом. Если не касаться проблем этики при работе в эфире, связанных с матерщиной и бестактным приземлением на частоты дальних операторов, когда связь между операторами еще не завершена, полагаю, что этот опыт для целого поколения был неоценим. Ведь выходами в эфир занимались сотни и сотни молодых людей, для которых это было началом и основой для выбора профессии. Работа в эфире была еще и средством обмена опытом и средством общения, что крайне важно в юном возрасте. Несомненным фактом является и то, что тогда молодежь ощущала дефицит, голод в прослушивании музыки. Я обладал сокровищем в виде магнитофона "Гинтарас", в котором для экономии пленки был переточен шкив для введения скорости 9 см вместо 19 см... Крутили в эфир все, от передачи "Алло, мы ищем таланты" и песен с рентгенпленок типа "Портрета работы Пабло Пикассо" до "Дип перпл", "Зеппелинов" и довольно редких "Муди блюз", "Вархорс". Кстати, в советские времена существовала еще одна разновидность радиохулиганства. Дело в том, что квартирные радиоточки-«брехунцы» во времена СССР ежедневно с 14.00 до 15.00 замолкали на обеденный перерыв. Этой часовой паузой и пользовались проводные радиохулиганы. Эти умельцы никаких радиопередатчиков не мастерили – подключали к умолкшей сети выход усилителя и гнали свою любимую музыку. Кроме усилителя таким меломанам достаточно было иметь магнитофон и два провода. В результате целый дом мог слушать то, что транслировал радиохулиган. Благодаря подобным обеденным включениям многие днепродзержинцы и узнали о существовании рок-музыки". Убеленные сединой бывшие нарушители радиоэфира иногда с ностальгией вспоминает те времена. "Радиохулиганами были почти все мальчишки в нашем дворе, — рассказывает бывший днепродзержинец, а ныне житель германского города Аугсбург Леонид Шипельский. — Из рук в руки передавалась схема простейшего средневолнового передатчика: высокочастотная катушка, вариометр — конденсатор переменной емкости, еще по паре мелких деталей — сопротивлений и конденсаторов, а также электронная лампа-пентод или триод. Детали можно было извлечь из старого радиоприемника, выменять у других или купить все в том же магазине «Культтовары». Особо экзотическим образом добывались микрофоны. Кто-то просто отпиливал половину телефонной трубки и использовал ее нижнюю, микрофонную часть. Кто-то — изящный пластмассовый и очень плохой микрофончик, который продавался в комплекте с любым магнитофоном. Это было в 1964-65 ггодах, когда только появились транзисторные приемники "Атмосфера", "Турист", " Селга". Наказание рублем Пик расцвета радиохулиганства пришелся на 1960-70 годы. Тогда, настроив радиоприемник на средние волны (как говорили, «за 200 метров в край шкалы»), можно было услышать битлов, роллингов, Высоцкого – все, что в те далекие времена было запрещено. Также в ходу были песни собственного сочинения под аккомпанемент гитары. Кроме запрещенной музыки, каждый божий день в днепродзержинском радиоэфире можно было услышать десятки разных голосов. "Свободный оператор", "Черная метка", "Соловей", "Черная кошка", "Пересмешник", "Стрелочник", "Борода" — какие только позывные не изобретали себе доморощенные ди-джеи в те времена, когда это слово даже в нашем лексиконе не существовало. Добропорядочные граждане клеймили позором радиохулиганов и требовали привлекать их по всей строгости закона. В конце 60-х термин «радиохулиганство» получил свое определение в Уголовном кодексе: «умышленные действия, выразившиеся в ведении по радио передач, связанных с проявлением явного неуважения к обществу, из озорства, грубо нарушающих общественный порядок, либо создающих помехи радиовещанию и служебной радиосвязи». Наказание за «хулиганство с применением технических средств» варьировалось от денежного штрафа до полутора лет лишения свободы. Чаще всего ограничивались карой «рублем». За первое правонарушение штрафовали на 10-50 рублей, чаще на 50 – сумма по тем временам немалая. За повторное – на 50-150 рублей. А что такое 150 рублей? Не у всех в те годы была такая месячная зарплата.
Пеленгаторы на базе УАЗа
Избежать наказания удавалось далеко не многим. Во-первых, «радиохулиганов» выводили на чистую воду их добропорядочные соседи – жалобы на тех, из-за кого экраны телевизоры покрывались бегающими полосками, поступали в милицию регулярно. Во-вторых, координаты радиохулиганов специальные служебные «уазики» пеленговали с необыкновенной точностью. После зловещего звонка в дверь и фразы «Откройте, милиция!» радиохулиганам оставалось немногое – либо выбрасывать выдранную с мясом, еще раскаленную «шарманку» в окно, либо судорожно распихивать все оборудование по укромным местам. Нерасторопных хулиганов ждала полная чаша возмездия. У пойманного подпольного радиолюбителя конфисковывали всю наличную аппаратуру: «шарманку», приемники, радиолы, магнитофоны, телевизоры...
Ланцелот: "На ДВ и СВ в вечернее время слышен весь мир. Только Россия представлена так, как будто бы нас и нет."
Я вот понять не могу. Зачем сегодня рядовым гражданам нужно вещание на ДВ и СВ диапазоне?
Сигнал слабый, стерео - нет, да и приёмник надо где-то покупать или делать под приём сигнала.
А что слушать? Музыку? Новости? Что?
Музыка и новости есть на УКВ-радио, ТВ, и в интернете.
А кто хочет самовыразиться, то он может заделаться ди-джеем или диктором СМИ, создать сайт в интернете или открыть канал на ю-тубе.
Это проще, дешевле, и больше аудитория.
Ланцелот. Объясни простым языком, зачем гражданам нужно вещание на ДВ и СВ диапазоне, если существуют более дешёвые, доступные и качественные виды связи?
> Ланцелот. Объясни простым языком, зачем гражданам нужно вещание на ДВ и СВ диапазоне, если существуют более дешёвые, доступные и качественные виды связи? quoted1
Это только Медведев один такой умный, а весь остальной мир дураки - вещают на ДВ и СВ?
> Сигнал слабый, стерео - нет, да и приёмник надо где-то покупать quoted1
Раньше сигнал по всей стране был мощный!
Радиолюбители по всему миру сегодня в эфире недосчитаются привычных позывных. Легендарный Куйбышевский радиоцентр закрыт навсегда, а его башни начали сносить.
Последние минуты и больше полувека истории титана эфира — в репортаже корреспондента НТВ Сергея Савина.
Это не просто демонтаж некогда самой мощной радиостанции в мире. Это конец целой эпохи в отечественном радиовещании, когда для того, чтобы объять земной шар сигналом, требовались колоссальные затраты.
Александр Николаевич проработал на Куйбышевской радиоцентре имени Попова 40 лет. Во время Великой Отечественной войны это были передовые технологии. Спустя 60 лет — сплошной убыток: энергозатраты максимальные, эффективность минимальная.
Александр Максимов, начальник радиовещательной станции им. А. С. Попова: «У вас дома лампочка 100 ватт. Кипятильник — один киловатт. А это миллионы киловатт, понимаете? Затраты по электроэнергии и по излучаемой мощности. Сегодня появились новые технологии».
Эти 150-метровые башни излучателей средневолнового диапазона простояли 68 лет. Чтобы их разрушить, потребовалось не больше минуты и несколько зарядов гексогена.
Юрий Желуницын, директор научно-производственного предприятия «Самаравзрывотехнологии»: «Тут сложность в том, что это жесткие металлоконструкции, просто взрывом их е возьмешь, надо брать направленным взрывом, причем взрывом по резке труб. Если посмотреть, то видите видно, что труба срезана очень аккуратно. Это сделано именно зарядом направленного действия».
В сороковых годах, когда под Куйбышевым началась стройка, это был полный аврал: эвакуация оборудования из-под Ленинграда, кратчайшие сроки возведения… И роковые обстоятельства. Накануне сдачи комиссии из-за сильного тумана бомбардировщик снес половину одной мачты. Стройка затянулась.
Информационный фронт в том числе и здесь, под Куйбышевым. Германия ведь не испытывала никаких сложностей с организацией передающих станций. Захватывая страны, немцы использовали уже существующие радиосети. Нацистская пропаганда работала на полную катушку. Требовался срочный и адекватный ответ — голос Советского Союза, который услышали бы по всему миру. Работы велись в обстановке строжайшей секретности. Ход строительства курировал лично Берия.
Куйбышевский радиоцентр покрывал вещанием всю Европу, Северную Африку, Дальний Восток, а в ночное время его очень хорошо слышали в Америке.
Юрий Левитан в Куйбышев, впрочем, не приезжал. Сигнал передавался из Москвы по специальному каналу. Но на случай разрыва линии связи в радиоцентре были автономные вещательные студии. Там постоянно сидел диктор и переводчик с немецкого.
Передачи шли на оккупированную территорию. Даже частоты Куйбышевского центра специально выбирали близкие к немецким, чтобы в Германии и других странах при настройке сигнала можно было легко попасть и на советскую пропаганду. Впрочем, одной пропагандой дело не ограничивалось. Передавалась информация для агентуры, работающей в тылу у противника, а также выдавались кодированные команды на подрыв фугасов, оставленных в захваченных немецкими войсками городах.
В первую очередь это был военный объект. Здесь располагалась зенитная батарея для защиты от воздушных атак, имелся и подземный бункер для контроля и управления. В этом бункере находилось оборудование и управление радиоцентра.
Технически для сороковых годов здание считалось непробиваемым. Плиты монолитного железобетона толщиной 1 метр. Они рассчитывались на прямое попадание авиационной бомбы весом в полтонны. Тогда мощнее боеприпасов просто не существовало. Но вот сейчас бункер закрыт, пять лет назад радиоцентр прекратил свое существование. Оборудование вывезли, здание опечатали.
Задачи, которые ставило правительство в годы войны перед радиоцентром, выполнены. Уже после войны объект активно глушил иностранные радиопередачи.
Александр Максимов, начальник радиовещательной станции им. А. С. Попова: «Во всех центрах была попутная работа, о чем мы как раз всегда умалчивали и умалчиваем».
Последние четыре мачты радиостанции снесут на следующей неделе. Они находятся вблизи населенного пункта, поэтом жителей поселка Новосемейкино заранее попросили освободить дома.
После сноса радиооборудования местные власти хотят на освободившихся площадях построить стадион или коттеджный поселок. Связисты надеются, что на памятном месте оставят хотя бы небольшой музей.
> Какая музыка? Я вырос на советских песнях, а мне 24 часа в сутки дуют в уши английскую попсу и Газманова с Агутиным... > > От таких новостей, которые нам выдают, жить не хочется! quoted1