> Голуби в городах — это действительно летающие крысы. И ничем другим в городе они быть не могут. Точно так же, как и помоечные чайки (вот уж у кого действительно скверный характер). quoted1
Значит - это способ адаптации приличных птиц к неприличным обстоятельствам))) Для себя я пока такой вывод могу сделать...
> Тем не менее, самоубийство присуще только людям, насколько я знаю. quoted1
А почему "тем не менее"?! Это именно то, что я и имею в виду. Никаких биологических предпосылок к самоубийству в природе не существует. Поэтому и в человеческой среде самоубиство ни в коей мере нельзя рассматривать в свете биологического предрасположения, а только как результат особенностей социального воспитания, когда в процессе привития различных норм и запретов человеческое сознание предельно отделяется от его биологического существования, конструируется по особым технологиям (пусть и неосознанным).
> Ясно одно. Нельзя здесь объять необъятное. Мне хотелось здесь рассмотреть наиболее значимый труд в области этологии. При этом - на стыке с социальной психологией. Возможно "Агрессия" - не лучший выбор. > Его можно исправить при наличии более достойных альтернатив. quoted1
Следует признать, что этология пока является в большей мере описательной дисциплиной. Реальные механизмы поведения в настоящий момент не определены. И, боюсь, не будут определены на том этапе научного познания, на котором мы сейчас находимся. Однако, уже даже и готовые описательные материалы заставляют нас весьма изумиться человеческой природе и развенчать многие мифы, связанные с ней.
> Именно генетическая близость человека с некоторыми другими млекопитающими, а также > общность многих реакций
> человека и реакций животных делает эту проблему > достойной рассмотрения > о обсуждения. quoted1
Если речь об агрессии, то позиция Фромма совпадает с позицией Лоренца лишь в признании биологической предопределённостью того, что Фромм называет "доброкачественной агрессивностью" и что считает полезным для выживания. А Лоренц, в отличие от Фромма, считает инстинктивной природу всех форм агрессивности, как несомненно для него существование спонтанной агрессии в качестве подоплеки поведения животных, включая людей. Фромм, вслед за Фрейдом полагает, что биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (т.е.деструктивность и жестокость) вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она не заложена в инстинктивно; она является спецификой только человека(и возможно других социальных животных); она приносит биологический вред и социальное разрушение. Причины же её лежат в только лишь в дисгармоничном устройстве социума в силу каких-то причин. А пример с садистической голубкой, кстати вовсе не типичен для голубей. Его можно вообще поэтому в расчёт не брать. Может она больная была, а может была какая-то скрытая угроза, которая со стороны человеческому глазу не видна или ещё что в таком роде
> Вопрос в том, обосновывал ли он свои выводы > эмпирическими > данными либо научными доказательствами? quoted1
Да уж ничем не хуже, чем Лоренц например в своей книжке "Агрессия", где описаны факты, которые интересны конечно сами по себе, однако интерпретируются совершенно вольно, каковые интерпретации и подвергаются критике у того же Фромма. Да и вообще, думаете мало ярых противников этой т.н. "человеческой этологии" ? Они как начались с самого начала, то есть с середины 50-х годов, так до сих пор и не иссякают. )))
>> Голуби в городах — это действительно летающие крысы. И ничем другим в городе они быть не могут. Точно так же, как и помоечные чайки (вот уж у кого действительно скверный характер). quoted2
> > Значит - это способ адаптации приличных птиц к неприличным обстоятельствам))) > Для себя я пока такой вывод могу сделать... quoted1
В строгом смысле это не адаптация, а привыкание, сродни вредным привычкам. Если вас кто-то готов кормить, то вы отвыкаете добывать корм самостоятельно. Если этот кто-то готов кормить вас не отрубями и грубыми кормами, а мягкой булкой, то вы отвыкаете от естественной пищи и переходите на гораздо более вредный, но более вкусный рацион. Это скорее деградация, нежели адаптация. Во всяком случае все животные, привыкшие жить с человеком, в той и ли иной степени деградировали. Исключения составляют, наверное, только тараканы и клопы вкупе с паразитами (вши, блохи, глисты и проч.)
> Никаких биологических предпосылок к самоубийству в природе не существует. quoted1
Вот не знаю. Точнее, возможно мы этого не знаем. Все же мы - биологический вид и биологические законы к нам применимы. Почему-то в ходе эволюционного развития возникло такое необычное для других видов явление. Мне интересно, какова социальная польза от таких актов? Без пользы эволюция не сохранила бы такой реакции на внешние обстоятельства.
> Следует признать, что этология пока является в большей мере описательной дисциплиной. Реальные механизмы поведения в настоящий момент не определены. И, боюсь, не будут определены на том этапе научного познания, на котором мы сейчас находимся. Однако, уже даже и готовые описательные материалы заставляют нас весьма изумиться человеческой природе и развенчать многие мифы, связанные с ней. quoted1
Недостаток научных доказательств - это плохо. Я рассчитывал, что эта наука является все-же наукой, а не некой частью философии... Тем не менее, продолжу эту тему разрабатывать здесь. Там может быть много интересного, я полагаю...
XXVector (XXVector) писал(а) в ответ на сообщение:
> Наверно поэтому голуби являются традиционным блюдом французской кухни? > Голубь вроде к отряду курообразных относится. Наверно, на курицу похож quoted1
Хе-хе. Нет, голуби относятся к отряду голубеобразных. Это отдельный отряд.))) И французы действительно их едят, но не тех, что летают по помойкам, а домашних бройлеров, специально для этой цели выкормленных. Кстати, то же самое и с крысами в Китае. Там не всякую крысу едят, а только специально для этого выращенную.
XXVector (XXVector) писал(а) в ответ на сообщение:
> Ну так и основатели социал-дарвинизма были не знакомы с генетикой, а исходили чисто из дарвинизма, чем сам Дарвин и был сильно недоволен. ))) quoted1
Посему я и хочу рассмотреть вопрос о том, какие научные доводы есть как в пользу экстраполяции биологических законов на человеческое общество, так и те доводы, которые эту экстраполяцию считают некорректной. Здесь я не предрешаю ответ и ничего не утверждаю. Предлагаю разобраться с этим...
XXVector (XXVector) писал(а) в ответ на сообщение:
> Не только философом. Был он практикующим психологом и психоаналитиком, последователем Фрейда и одним из основателем неофрейдизма и фрейдомарксизма. quoted1
Да. Точно. Подзабыл. Тем интереснее его мнение.
XXVector (XXVector) писал(а) в ответ на сообщение:
> А Лоренц, в отличие от Фромма, считает инстинктивной природу всех форм агрессивности, как несомненно для него существование спонтанной агрессии в качестве подоплеки поведения животных, включая людей. quoted1
XXVector (XXVector) писал(а) в ответ на сообщение:
> Фромм, вслед за Фрейдом полагает, что биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (т.е.деструктивность и жестокость) вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она не заложена в инстинктивно; она является спецификой только человека(и возможно других социальных животных); она приносит биологический вред и социальное разрушение. quoted1
Я полагаю, что биологически неадаптивные реакции не могли бы существовать столь долго. Для них, стало быть, есть некое объяснение. Интересны доводы Фромма. Пока - не убедительно. Возможно, что это пока...)
XXVector (XXVector) писал(а) в ответ на сообщение:
> Да уж ничем не хуже, чем Лоренц например в своей книжке "Агрессия", где описаны факты, которые интересны конечно сами по себе, однако подвергаются совершенно вольным интерпретациям, которые и подвергаются критике у того же Фромма. Да и вообще, думаете мало ярых противников этой т.н. "человеческой этологии" ? Они как начались с самого начала, то есть с середины 50-х годов, так до сих пор и не иссякают. ))) quoted1
Тем ценнее будет попытка с этим разобраться и сформулировать собственное суждение по итогам дискусии и анализа доводов Фромма и Лоренца...)
>> Самоуничтожение в данном случае является лишь побочным и совсем не ожидаемым... и уж вовсе не целеполагающим результатом. Точно так же, как обжорство никак не может рассматриваться в качестве способа самоубийства. quoted2
> > Тем не менее, самоубийство присуще только людям, насколько я знаю. > Жертва собой - есть и среди животных. Во имя сохранения потомства или в интересах рода. > А вот самоубийство, не обусловленное пользой для социума - это наше... > Или, все же есть в этом какая-то польза, но неявная? > Редко самоубийством кончают люди, нужные обществу... > Тоже вопрос... >
> Кирад (шолотль) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Книга "Агрессия", боюсь, не рассматривает этот вопрос, хотя и касается его краешком. Но лишь в контексте того, насколько вообще осмысленны действия крупных человеческих сообществ. Война же представляется мне более экономическим и социальным актом, нежели биологическим. Если рассматривать войну с точки зрения биологии, то почему бы не рассмотреть с той же точки зрения экономику или товарное производство? quoted2
> > Ясно одно. Нельзя здесь объять необъятное. Мне хотелось здесь рассмотреть наиболее значимый труд в области этологии. При этом - на стыке с социальной психологией. Возможно "Агрессия" - не лучший выбор. > Его можно исправить при наличии более достойных альтернатив. quoted1
Как это? Вон пошли самоубийства онкобольных. Их лечить ой как дорого, убить нельзя. Можно просто обезболивающих не давать и от боли сам человек из окна сиганет. Экономия....
XXVector (XXVector) писал(а) в ответ на сообщение:
> Наверно поэтому голуби являются традиционным блюдом французской кухни? quoted1
Я слышал, что их есть нельзя...) Якобы, заболевания какие-то могут быть из-за такой "диеты"... Т. е., якобы голуби переносят некие инфекции, которые передаются при их потреблении в пищу...
> XXVector (XXVector) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Наверно поэтому голуби являются традиционным блюдом французской кухни? >> Голубь вроде к отряду курообразных относится. Наверно, на курицу похож quoted2
>Хе-хе. Нет, голуби относятся к отряду голубеобразных. Это отдельный отряд.))) И французы действительно их едят, но не тех, что летают по помойкам, а домашних бройлеров, специально для этой цели выкормленных. Кстати, то же самое и с крысами в Китае. Там не всякую крысу едят, а только специально для этого выращенную. quoted1
У нас тоже едят. Для охотника добыть дикого голубя (Вяхирь кажись называется) большая удача и это один из почетнейших трофеев. Говорят что вкусный.... Я во Франции тоже покупал. Там их пакуют по три штуки в упаковку. Для супа самое то, но дороги заразы по сравнению с курицей.
> Это скорее деградация, нежели адаптация. Во всяком случае все животные, привыкшие жить с человеком, в той и ли иной степени деградировали. Исключения составляют, наверное, только тараканы и клопы вкупе с паразитами (вши, блохи, глисты и проч.) quoted1
Как это в биологии то называется - симбиоз, кажется? Я думаю, это таки адаптация. Найти способ увеличить свою популяцию, приспособившись ко взаимодействию с неким "симбиотом". Люди для голубей, получается, в некотором роде "симбиоты". Хотя, я, кажется, расширительно истолковываю этот термин.
>> Никаких биологических предпосылок к самоубийству в природе не существует. quoted2
> > Вот не знаю. > Точнее, возможно мы этого не знаем. > Все же мы - биологический вид и биологические законы к нам применимы.
> Почему-то в ходе эволюционного развития возникло такое необычное для других видов явление. > Мне интересно, какова социальная польза от таких актов? > Без пользы эволюция не сохранила бы такой реакции на внешние обстоятельства. quoted1
Меня поражает ваша... скажем так — упёртость в данном вопросе.)) С чего вы взяли, что суицид появился в результате эволюционного развития? При том вы так убеждённо это повторяете, как если бы это было неоспоримо.)) Это явление вовсе не возникало в результате эволюции и возникнуть не могло в принципе. Повторюсь, что суицид — это результат социального развития, а не эволюционного. И эволюция не сохраняла подобных реакций за неимением оных. Что же касается социальной пользы от суицидов, то это вопрос социальной психологии и конкретных обстоятельств социумного бытования.
> Как это? Вон пошли самоубийства онкобольных. Их лечить ой как дорого, убить нельзя. Можно просто обезболивающих не давать и от боли сам человек из окна сиганет. Экономия.... quoted1
Я не о том, как МЫ должны к этому относиться. Мое мнение - отрицательное. Человек должен бороться пока жив, наверное. Здесь речь об эволюционной обусловленности самоубийств. О том, что, раз они являются обычными - они осуществляют некую функцию, нам не понятную.