Отталкиваться, наверное, придется от трудов Конрада Лоренца, который был одним из основоположников этой самой этологии. Нужно определиться, что конкретно из его трудов стоит анализировать... Если обоснованных мнений не будет - буду руководствоваться революционной целесообразностью личными предпочтениями...
> Меня давно интересовал вопрос о соотношении психологии животных и социальной психологии, а также соотношении этологии - и психологии человеческой. > > Пока мои познания тут несколько ограниченны. Поэтому придется по старой доброй (?) привычке обращаться к различным первоисточникам. >
> Профессионалы в этой тематике, либо люди, просто хорошо информированные об указанной проблематике, категорически приветствуются в данной теме. > > Отталкиваться буду все-же от этологии. Хотя - там посмотрим. quoted1
Дык еще Еклезиаст говорил "человек человеку волк". А вот волк волку в стае друг товарищ и брат. Этим и отличаются психологии. Животное просто так не убивает а уж мучить и пытать сородича ему и в голову не придет.
> Дык еще Еклезиаст говорил "человек человеку волк". А вот волк волку в стае друг товарищ и брат. Этим и отличаются психологии. Животное просто так не убивает а уж мучить и пытать сородича ему и в голову не придет. quoted1
Я слышал, что внутривидовая агрессия ситуативна и бывает даже в популяциях, не проявляющих такой агрессии в обычных условиях. Часто этому способствует экспоненциальный рост численности популяции и "скученность" проживания, кажется. Впрочем, все это стоит рассмотреть более подробно с указанием источников и конкретных исследований.
>> Дык еще Еклезиаст говорил "человек человеку волк". А вот волк волку в стае друг товарищ и брат. Этим и отличаются психологии. Животное просто так не убивает а уж мучить и пытать сородича ему и в голову не придет. quoted2
>
> Я слышал, что внутривидовая агрессия ситуативна и бывает даже в популяциях, не проявляющих такой агрессии в обычных условиях. > Часто этому способствует экспоненциальный рост численности популяции и "скученность" проживания, кажется. > Впрочем, все это стоит рассмотреть более подробно с указанием источников и конкретных исследований. quoted1
Численность популяции регулируется пищевыми ресурсами. А на счет социальной... По ББС смотрел фильм про львов. Прайд очень мощный, мог себе многое позволить. Два молодых самца, самок куча. И львенок парализованный, задние ноги отнялись. Полз и прайд под него подстраивался - все равно добудут хлеб насущный, но свой, бросать нельзя. А слабый прайд бросил бы. Такая же фигня и у людей. Во Франции вытаскивают недоношенных в 700 грамм весом, тратя на это сотни тысяч евро. А в Сомали и здоровых детей половина мрет. Как то так.
> И львенок парализованный, задние ноги отнялись. Полз и прайд под него подстраивался - все равно добудут хлеб насущный, но свой, бросать нельзя. А слабый прайд бросил бы. quoted1
Интересно. Этот конкретный пример мне не был известен. Ситуативность "психологических" реакций, опять же. По крайне мере для млекопитающих, чью поведение обусловлено не только инстинктами, но и содержит элементы обучения. Т. е. они способны на некоторую гибкость в реакциях на изменение окружающей среды. Жаль нет ссылки.
>> И львенок парализованный, задние ноги отнялись. Полз и прайд под него подстраивался - все равно добудут хлеб насущный, но свой, бросать нельзя. А слабый прайд бросил бы. quoted2
> > Интересно. Этот конкретный пример мне не был известен.
> Ситуативность "психологических" реакций, опять же. > По крайне мере для млекопитающих, чью поведение обусловлено не только инстинктами, но и содержит элементы обучения. Т. е. они способны на некоторую гибкость в реакциях на изменение окружающей среды. > Жаль нет ссылки. quoted1
Тут все элементарно. Когда человек или животное могут кому то помочь без существенного ущерба для себя то они это сделают. А вот когда встает выбор или ты или он....
> Тут все элементарно. Когда человек или животное могут кому то помочь без существенного ущерба для себя то они это сделают. А вот когда встает выбор или ты или он.... quoted1
Все дело в том, насколько детерминированы наши поступки. Насколько свобода воли реальна, либо это только некая видимость? Ведь у животных есть импринтинг, инстинкты и рефлексы. Есть еще некие элементы обучения. Не является ли наше ощущение свободы воли - лишь некоей формой самовнушения, иллюзией... Надеюсь, что нет.
Человек от животных к сожалению отличается совокупностью качеств, которые носят название "душа". Вот по этой причине он и убивает в ситуации, где нет угрозы жизни.
> Человек от животных к сожалению отличается совокупностью качеств, которые носят название "душа". quoted1
Не слишком ли мы эти отличия абсолютизируем? Генетически человек очень мало отличается от шимпанзе, например. Речь идет, кажется, об одном проценте различий в генотипе. Тут некий наш "расизм" проявляется, наверное. Хотя... Вопрос очень спорный.
>> Человек от животных к сожалению отличается совокупностью качеств, которые носят название "душа". quoted2
> > Не слишком ли мы эти отличия абсолютизируем? > Генетически человек очень мало отличается от шимпанзе, например. Речь идет, кажется, об одном проценте различий в генотипе.
> Тут некий наш "расизм" проявляется, наверное. > Хотя... > Вопрос очень спорный. quoted1
Это генетически. Вы, атеисты , отрицаете существование того мира, в области которого лежат отличия человека от животного мира.
Что касается львов, то ни численность, ни здоровье прайда, ни благополучная кормовая база существенной роли в прайде не играют. Всё зависит от внутренней социализации прайда. Самец, став вожаком, неминуемо убьёт всех львят не своего помёта. Своих будет тянуть, но только до той поры, пока львята не повзрослеют и не избавятся от так наз. инфантильного поведения. Избиения и мучения многие животные готовы причинять друг другу без всякого повода. Тот же Конрад Лоренц описывает случай, когда одна голубка неделями истязала другую и заклевала-таки её до смерти. А его рассказ о механизмах материнства вообще открыл мне глаза. Особенно в рассказе о глухих индюшках. Собственно, об этом известно и в человеческой психологии. Например в случаях немотивированной феноменальной жестокости матерей к своим младенцам...
>> Это генетически. >> Вы, атеисты , отрицаете существование того мира, в области которого лежат отличия человека от животного мира. quoted2
> > Нет. В вопросах религиозных - скорее агностик. Это если рассуждать рационально.
> Эмоционально - сам факт нашего нахождения здесь - уже чудо. Дар. > > quoted1
Рассуждения и бывают в основном рациональные, потому как это мысль.
Ну, если ты не отрицаешь существования духовных материй, то именно в них, как я полагаю, причина столь разнообразного человеческого поведения. Или, переводя на язык рациональный, в эмоциях, владеющих некой особью гомосапиенс.