Однако «не желавших выносить длительного самопожертвования» становилось все больше. Все больше рабочих на собственном опыте убеждались, что тактика давления на законодательную власть, принятая на вооружение крупнейшей в то время рабочей организацией США – «Орденом рыцарей труда», не приносит желаемых результатов. Законы об ограничении рабочего времени, принятые после Гражданской войны, попросту не исполнялись, а многочисленные попытки умеренных лидеров «Рыцарей труда» использовать лоббистские методы вызывали все меньше энтузиазма среди рядовых рабочих. В 1884 году съезд Федерации тред-юнионов и рабочих союзов Соединенных штатов и Канады, находившейся под влиянием радикально-социалистических идей, принял резолюцию, гласившую: «Бесполезно добиваться 8-часового рабочего дня законодательным путем».
Права не дают, права берут!
Идея ввести 8-часовой рабочий день явочным порядком, начиная с определенной даты, носилась в воздухе. Человеком, предложившим назначить всеобщую забастовку на 1 мая 1886 года, был председатель Братства плотников и столяров Джордж Эдмонстон. Почему был выбран именно этот день – не вполне ясно (традиционным днем рабочих протестов в то время считалось 4 июля – День независимости США). По мнению историка рабочего движения США Ф.Ш.Фонера, в основе выбора Эдмонстона лежала практика профсоюзов строительных рабочих: «Зимой, когда работы было мало, каждый из них обычно был занят поиском случайных заработков. Весной же они сплачивались с тем, чтобы заставить предпринимателей подписать контракты к 1 мая – традиционному дню народных празднеств, отмечавшемуся многочисленными шествиями». Не исключено также, что Эдмонстон выбрал этот день в память о массовых выступлениях рабочих Чикаго 1867 года, когда в штате Иллинойс был принят закон о 8-часовом рабочем дне (впоследствии он не исполнялся, поскольку его действие было ограничено теми предприятиями, у хозяев которых «не найдется возражений»).
Нашлись у идеи и противники, наиболее влиятельным из которых был великий магистр Ордена рыцарей труда (такова была тогдашняя терминология) Теренс Паудерли, заявивший: «Люди, которых этот план интересует больше всего, еще не имеют опыта в таком движении, и в этих условиях забастовка наверняка закончится провалом. Дата выбрана неудачно, и план, предлагающий установить эту дату, следует признать неподходящим». Противником стачки был и «великий вождь» (тоже официальный титул) Братства паровозных машинистов П.М.Артур, считавший, что «сокращение работы на два часа означает, что будет на два часа больше времени на то, чтобы слоняться без дела, и на два часа больше – на выпивку»[6]. Однако рядовые «рыцари» и члены профсоюзов оказали восторженную поддержку первомайскому плану. По всей стране распевали «Восьмичасовую песню»:
Мы хотим этот мир переделать,
Надоел рабский труд за гроши,
Мы устали корпеть и ни часу
Не иметь для себя, для души.
Мы хотим любоваться солнцем
И вдыхать ароматы цветов.
И мы знаем: сам бог повелел нам
Трудиться восемь часов.
"Великое рабочее восстание" 1886 года
По мере приближения 1 мая тревога правящих классов и буржуазных СМИ перерастала в панику. Газеты писали о «зловещей угрозе коммунизма». Для подобного страха были все основания. Уже к середине апреля в движение было вовлечено четверть миллиона промышленных рабочих. Десятки тысяч трудящиеся сумели добиться сокращения рабочего дня до 8 или 9-ти часов еще в марте и апреле. Федерация тред-юнионов выступила с энергичным призывом к действию: «Труженики Америки, поднимайтесь! Бросайте свои орудия труда, прекращайте работу, закрывайте фабрики, заводы и рудники 1 мая 1886 г. Один день протеста – только один! День, не отданный оголтелым защитникам законов, закрепивших кабальный труд рабочих. День, когда сами рабочие создадут свои законы и получат возможность пользоваться ими»[7]. Борьбу поддержали социалисты и анархисты (первоначально считавшие требование 8-часового рабочего дня недостаточно радикальным).
И вот, великий день наступил. Волна забастовок и демонстраций накрыла США. По оценкам Фонера, в них приняли участие от 400 тысяч до полумиллиона трудящихся. Волнения охватили большинство крупных и огромное число мелких городов и поселков. Центром сопротивления стал крупнейший промышленный центр – Чикаго, 45 тысяч рабочих которого к тому времени уже добились сокращения рабочего дня. По свидетельству очевидцев, «Все железнодорожное движение через чикагский узел остановилось, все товарные склады и станции… закрылись. Замерла работа на большинстве промышленных предприятий». По Мичиган-авеню прошла 80-тысячная процессия рабочих. Отдельные митинги и шествия организовали недавние иммигранты из Европы: чехи, поляки, немцы. В факельном шествии по улицам Нью-Йорка приняли участие 10 тысяч человек. В Детройте маршировали 11 тысяч, в Бостоне 7 тысяч, в Балтиморе 20 тысяч. Под напором рабочей солидарности дали трещину расовые предрассудки. В Луисвилле (штат Кентукки») «плечом к плечу шли 6 тысяч черных и белых рабочих»[8]. Марш завершился митингом в Национальном парке, где неграм было категорически запрещено появляться.
Однако власти и капиталисты готовились дать отпор. В Чикаго для выработки стратегии борьбы с забастовкой ежедневно собирался состоявший из бизнесменов «Комитет граждан». Милиция штата и полиция были мобилизованы и приведены в боевую готовность. Буржуазная газета «Мэйл» призывала не сводить глаз с вожаков рабочих, анархистов Альберта Парсонса и Августа Шписа: «Следите за ними. Знайте, что прямыми виновниками всяческой могущей возникнуть смуты будут они. И как только смута начнется, расправьтесь с ними в назидание другим».
Началом трагедии, разыгравшейся 4 мая на Хаймаркет-сквер в Чикаго стали события, произошедшие накануне на заводе жатвенных машин Мак-Кормика, рабочие которого потребовали установления 8-часового рабочего дня и ликвидации потогонной системы. Во время мирного митинга, который вел Август Шпис, на завод под охраной полиции был доставлен отряд штрейкбрехеров. Около пятисот рабочих покинули митинг и устроили новую демонстрацию протеста. Полиция открыла огонь без предупреждения, ранив десятки и убив четверых забастовщиков, пытавшихся спастись бегством. Разъяренный Шпис бросился в редакцию немецкоязычной «Арбайтер цайтунг» и выпустил прокламацию на немецком и английском языках, содержавшую призыв: «Отомстите! Рабочие, к оружию!!!».
Показательная расправа
Вечером следующего дня на площади Хаймаркет собрался митинг, но людей пришло мало: не более 3 тысяч человек. К концу собрания из-за внезапно хлынувшего дождя число митингующих сократилось до 200 человек. В этот момент демонстрантов окружил отряд из 180 конных полицейских, которые начали жестоко избивать рабочих. Выступавший анархист Филден успел крикнуть с трибуны: «Это мирный митинг!», и в этот момент в толпе полицейских взорвалась бомба, убившая на месте одного полисмена. Копы открыли стрельбу по безоружным людям. Точное число убитых и раненых среди манифестантов осталось неизвестным. 7 полицейских скончались от ран, большей частью полученных в результате собственной беспорядочной пальбы.
До сих пор не установлено, кто бросил злополучную бомбу. По мнению многих историков, террористом был некий Рудольф Шнаубельт, агент-провокатор, выдававший себя за анархиста. Однако власти и стоявшие за ними крупнейшие работодатели использовали кровавый инцидент, чтобы подавить рабочие организации и печать. 5 мая в Чикаго начались повальные обыски и репрессии. «Без всяких судебных ордеров врывались в дома и переворачивали все в них вверх дном в поисках улик; подозреваемых избивали и подвергали допросу с пристрастием. Людей, даже не знавших значения слов «социализм» и «анархизм», полицейские пытали, а иногда даже подкупали, заставляя их стать лжесвидетелями», - писал очевидец
К суду были привлечены 8 рабочих лидеров-анархистов: типограф Альберт Парсонс, драпировщик Август Шпис, разнорабочий Самюэль Филден, переплетчик Михель Шваб, наборщик Адольф Фишер, печатник Джордж Энгель, плотник Луи Линг и жестянщик Оскар Неебе. Большинство из них даже не присутствовали на Хаймаркет-сквер 4 мая. Их вина в подготовке теракта не только не была доказана, ее и не пытались доказать. Обвинение строилось на том, что подсудимые несут политическую ответственность за произошедшее. Общий настрой консервативной печати, открывшей яростную кампанию за осуждение «чикагской восьмерки», передает цитата из чикагской газеты «Джорнэл»: «В отношении арестованных анархистов правосудие должно свершиться незамедлительно. Закон этого штата, касающийся сообщников преступления, достаточно однозначен, чтобы судебные процессы над ними были короткими». Будучи иммигрантами и радикалами, чикагские мученики были удобной мишенью для нападок. Однако их мужественное поведение на суде склонило общественное мнение в пользу арестованных. Широкую известность получило последнее слово Августа Шписа, заявившего: «Если вы считаете, что, повесив нас, вы уничтожите рабочее движение… что ж, вешайте нас! Вы погасите искру, но… вокруг вас разгорается пламя».
Несмотря на мощную кампанию солидарности, развернувшуюся в США и Европе, четверо из восьми арестованных: Парсонс, Шпис, Фишер и Энгель были повешены. 21-летний Луи Линг покончил с собой в камере, подорвав трубку с динамитом у себя во рту. В похоронной процессии приняли участие 25 тысяч человек.
Репрессии в Чикаго положили начало целой череде кровавых событий. Уже 5 мая в Милуоки полиция убила 9 забастовщиков. Через месяц после событий на площади Хаймаркет полицейские жестоко подавили стачку трамвайных кондукторов, использовав дубинки для разгона многотысячной толпы. «Люди с раскроенными черепами расползались во все стороны», - описывала произошедшее нью-йоркская газета «Сан».
Тем не менее, «великое восстание рабочих 1886 года» не было безрезультатным. Около 200 тысяч рабочих добились сокращения рабочего дня до 8 часов. Еще 200 тысяч сумели завоевать 9-ти и 10-часовой рабочий день вместо 12-часового. На многих предприятиях, где продолжительность рабочего дня составляла 14-16 часов, был установлен 12-часовой день. Согласно федеральной статистике, продолжительность рабочей недели в тех отраслях, рабочие которых активно участвовали в забастовках, снизилась с 62 до 59 часов[13]. Однако рабочему движению США предстояло пройти через многие и многие битвы, прежде чем в 1938 году 40-часовая рабочая неделя вместе с запретом детского труда и введением минимальной зарплаты, стала фактом для большинства трудящихся Америки.
Говард Зинн, Американская империя, М., 2014
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
w{4+6(1--1)=разумный труд ... (w1111) писал(а) в ответ на сообщение:
> Рабочие должны знать эти исторические факты, чтобы бороться против плутовства и рабства. > quoted1
Ну еще Жан-Жак Руссо говаривал "буйный нрав ребенка можно усмирить только палкой". Понимаю ВВП. Палкой дал по заднице (я о Болотной) и теперича даже голубых не бьет публика православная на несанкционированных митингах. Нарушение закона - да. Полезно для страны - тоже да.
> w{4+6(1--1)=разумный труд ... (w1111) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Рабочие должны знать эти исторические факты, чтобы бороться против плутовства и рабства. >> quoted2
> > Ну еще Жан-Жак Руссо говаривал "буйный нрав ребенка можно усмирить только палкой". Понимаю ВВП. Палкой дал по заднице (я о Болотной) и теперича даже голубых не бьет публика православная на несанкционированных митингах. Нарушение закона - да. Полезно для страны - тоже да. quoted1
Какое отношение это имеет к продолжительности труда, к рабству, к угнетению? Абсолютно никакого. ВВП не знает, что такое труд; как Зюганов не знает, что такое коммунизм.
>> w{4+6(1--1)=разумный труд ... (w1111) писал(а) в ответ на сообщение:
>>> Рабочие должны знать эти исторические факты, чтобы бороться против плутовства и рабства. >>> quoted3
>> >> Ну еще Жан-Жак Руссо говаривал "буйный нрав ребенка можно усмирить только палкой". Понимаю ВВП. Палкой дал по заднице (я о Болотной) и теперича даже голубых не бьет публика православная на несанкционированных митингах. Нарушение закона - да. Полезно для страны - тоже да. quoted2
>Какое отношение это имеет к продолжительности труда, к рабству, к угнетению?
> Абсолютно никакого. > ВВП не знает, что такое труд; как Зюганов не знает, что такое коммунизм. > quoted1
Абсолютно прямое. Попробуй в РФ забастовку организовать или выйти с протестом против условий труда и низких зарплат. Ежели почки не опустят то считай что тебе повезло.
Сейчас в забастовках необходимости нет, потому что больше политических средств влияния, чем в позапрошлых веках. Есть представительства в правящих органах, есть профсоюзы. Есть возможность напрямую устанавливать законы, то есть избираться в Госдуму. Надо принимать участие в выборах в Госдуму с требованием установления 4-часового рабочего дня и 6-месячного рабочего года. То есть вести легальную политическую борьбу.
> Сейчас в забастовках необходимости нет, потому что больше политических средств влияния, чем в позапрошлых веках. > Есть представительства в правящих органах, есть профсоюзы. > Есть возможность напрямую устанавливать законы, то есть избираться в Госдуму.
> Надо принимать участие в выборах в Госдуму с требованием установления 4-часового рабочего дня и 6-месячного рабочего года. > То есть вести легальную политическую борьбу. > quoted1
С волшебником Чуровым во главе центризберкома? Вам скока лет если не секрет? 14?
> Ну еще Жан-Жак Руссо говаривал "буйный нрав ребенка можно усмирить только палкой". Понимаю ВВП. Палкой дал по заднице (я о Болотной) и теперича даже голубых не бьет публика православная на несанкционированных митингах. Нарушение закона - да. Полезно для страны - тоже да. > Последняя модификация :2015-18-04 15:12 Внес изменения: A4417880 quoted1
Да буржуйских тварей нужно вешать и расстреливать.
> Сейчас в забастовках необходимости нет, потому что больше политических средств влияния, чем в позапрошлых веках. > Есть представительства в правящих органах, есть профсоюзы.
> Есть возможность напрямую устанавливать законы, то есть избираться в Госдуму. > Надо принимать участие в выборах в Госдуму с требованием установления 4-часового рабочего дня и 6-месячного рабочего года. > То есть вести легальную политическую борьбу. quoted1
Счас не только забостовки нужны, нужны кровавые бунты, где убийство буржуйских тварей будет одобрено.
Ещё Платон говорил: если хочешь заморочить человеку голову, попробуй объяснить ему, что такое справедливость. В законах выражаются интересы, а не справедливость. Когда будут в Госдуме рабочие, они будут устанавливать законы в своих интересах и по своей справедливости.
> Сейчас в забастовках необходимости нет, потому что больше политических средств влияния, чем в позапрошлых веках. > Есть представительства в правящих органах, есть профсоюзы. > Есть возможность напрямую устанавливать законы, то есть избираться в Госдуму.
> Надо принимать участие в выборах в Госдуму с требованием установления 4-часового рабочего дня и 6-месячного рабочего года. > То есть вести легальную политическую борьбу. > quoted1
таки да,есть статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.