Депутаты обложат малый бизнес ежеквартальными взносами до 6 млн руб.
Елена Малышева
В Госдуму внесены поправки в Налоговый кодекс, дающие муниципалитетам право вводить региональные сборы с предпринимателей. Владельцы прачечных, парикмахерских и даже платных туалетов – всего более 20 видов услуг – начиная с 2015 года раз в квартал будут платить от 6 до 600 тыс. руб., причем ставки могут быть повышены до 10 раз. Деловые организации намерены обращаться в правительство и к депутатам с возражениями
Новые налоги затронут в том числе владельцев платных туалетов
Бюджетный комитет Госдумы 5 ноября взял за основу пакет поправок в Налоговй кодекс. Сборы предполагается взимать каждый квартал, их объектом признается использование движимого и недвижимого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Размер сбора будет зависеть от вида деятельности и, например, размера помещения. Так, за каждый квадратный метр торгового зала или кафе площадью свыше 50 кв. м придется выложить по 6 тыс. руб. Если зал меньше или его нет, торговец (или ресторатор) заплатит 600 тыс. руб. в квартал.
Муниципалитеты по закону смогут изменять ставку: уменьшать вплоть до нуля или увеличивать до 10 раз. Таким образом, сбор для малого бизнеса с базовой ставкой в 600 тыс. руб. может составить максимально 6 млн рублей в квартал, а для рестораторов и торговцев с помещениями большой площади и более.
Базовые сборы от 60 тыс. до 300 тыс. рублей предлагаются для перевозок грузов в зависимости от грузоподъемности, услуг такси, а также ремонта, техобслуживания и мойки автомобилей, за парикмахерские и косметические услуги в зависимости от площади салона. Базовая ставка составит 300 тыс. руб. для услуг химчисток, ремонта и пошива одежды, фотоателье и даже платных туалетов.
В Минфине, который прорабатывал ранее собственный вариант законопроекта о муниципальных сборах, не смогли в среду вечером оперативно сообщить, как они относятся к инициативе депутатов и в чем их подходы могут различаться. В октябре министр финансов Антон Силуанов говорил РБК: «Сейчас мы готовим с депутатами предложения в законодательство [касающиеся сборов]». Ссылаясь на «разные оценки», он отмечал, что сборы могут принести в бюджеты муниципалитетов от 20 до 30 млрд руб. в год, при этом «федерация ни в коем случае не будет сокращать объемы трансфертов регионам».
Размер сборов адекватным назвать нельзя, уверена эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина, которая даже переспросила у корреспондента РБК, верно ли расслышала сумму. Для малого бизнеса ставки, превышающие 1–2 млн руб. в год – это так много, что проект выглядит неправдоподобным, заметила она. «Парикмахерские и химчистки – это не крупные гиганты, это в лучшем случае средний бизнес. Либо они закроются сразу, либо будут такие цены, что не подступишься, и все равно они закроются», – говорит Суслина.
С бизнесом проект не обсуждался, сообщили РБК в «Опоре России» и «Деловой России», но обе организации его не поддерживают. Сборы дублируют патентную систему налогообложения, установленную законом для малого бизнеса, замечает глава Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опора России» Иван Ефременков. Этот режим нужен, чтобы предприниматель мог один раз заплатить сумму налога, установленную регионом, и больше ничего не платить. «Если не нравится сумма налога – региональные власти могут ее увеличить», – замечает он. Ведь сборы за патенты идут в те же местные бюджеты, добавляет он: вводить новые сборы совершенно нецелесообразно.
«Опора» уже обращалась с возражениями против сборов в Минфин после того, как инициативу озвучил на инвестиционном форуме Сочи-2014 премьер-министр Дмитрий Медведев, напоминает Ефременков. «Тогда было еще не очень понятно, какие виды деятельности [подпадут по обложение сборами], но то, что это двойное налогообложение, было понятно», – говорит он. Теперь бизнесмены не исключают, что будут писать и в Госдуму, чтобы и депутаты ознакомились с позицией малого бизнеса.
«Деловая Россия» законопроекта не видела, но она бы его точно не согласовала, сказала РБК глава налогового комитета организации Марина Зайкова. «Мнение у нас прежнее: налоги должны устанавливаться централизованно, не нужно давать возможность для законотворчества на местном уровне», – говорит она. Чиновники на местах «дальше следующего года ни о чем не думают», в частности, о том, как развивать малый бизнес: «Все будут пытаться как-то выжить, заглушат даже то, что еще толком не выросло», – опасается Зайкова.
О своих опасениях деловороссы напишут лично Дмитрию Медведеву, поскольку он инициатор сборов, сообщила Зайкова, не исключив и обращение в Госдуму после обсуждения «по поводу местного законотворчества», которое в «Деловой России» пройдет 19 ноября. «Но против сборов мы были всегда: эти ползущие поборы, которые не регулируются никаким законом – очень серьезная нагрузка на бизнес», – говорит она.
Не исключено, что бизнес не успеет донести свое мнение до чиновников: Госдума принимает законопроект о сборах по ускоренной процедуре. Минуя стадии нулевого и первого чтения, он внесен в виде поправок ко второму чтению другого законопроекта – о налоговом маневре в нефтяной сфере. «Не очень понятно, почему это вносится в рамках налогового маневра – это никаким боком к нему не относится. По логике это не должно пройти», – возмущается Суслина из ЭЭГ, но не исключает, что законопроект будет принят.
> поправки в Налоговый кодекс, дающие муниципалитетам право вводить региональные сборы с предпринимателей quoted1
Что за паника? Это не федеральный налог. При этом не обязательный. Всё решается просто - большей активностью на региональных выборах, и созданием со стороны предпринимателей (среднего класса) инструментов (организаций) для взаимодействия с региональными властями. То есть, мелкий предприниматель должен как бы из эгоистичного барыги превращаться в часть гражданского общества.
> региональныесборы с предпринимателей > Что за паника? Это не федеральный налог. При этом не обязательный. > Всё решается просто - большей активностью на региональных выборах, и созданием со стороны предпренимателей (среднего класса) инструментов (организаций) для взаимодействия с региональными властями. То есть, мелкий предприниматель должен как бы из эгоистичного барыги превращаться в часть гражданского общества. quoted1
Ага... ток до выборов мы не доживем(( Да и существующие организации защищающие интересы предпренимателей не эффективны(никого они не защищают). Я уже писал как то, что у меня складывается впечатление, что государство ведет войну с малым бизнесом! Похоже так оно и есть...
Гражданин мира (Herovim) писал(а) в ответ на сообщение:
> То есть, мелкий предприниматель должен как бы из эгоистичного барыги превращаться в часть гражданского общества. quoted1
Как бы мелкие предприниматели, ощутив себя частью гражданского общества, не задались вопросом о смысле содержать чиновников, которые все сильнее залазят на шею.
> Как бы мелкие предприниматели, ощутив себя частью гражданского общества, не задались вопросом о смысле содержать чиновников, которые все сильнее залазят на шею. quoted1
Они давно эту власть матерят, но большинство в стране кормится из бюджета и они согласны на полный запрет предпринимательства.
> Гражданин мира (Herovim) писал(а) в ответ на cообщение: >
>> То есть, мелкий предприниматель должен как бы из эгоистичного барыги превращаться в часть гражданского общества. quoted2
>Как бы мелкие предприниматели, ощутив себя частью гражданского общества, не задались вопросом о смысле содержать чиновников, которые все сильнее залазят на шею. quoted1
>> Как бы мелкие предприниматели, ощутив себя частью гражданского общества, не задались вопросом о смысле содержать чиновников, которые все сильнее залазят на шею. quoted2
> > Они давно эту власть матерят, но большинство в стране кормится из бюджета и они согласны на полный запрет предпринимательства. quoted1
Я просто не понимаю логики всех этих решений! Какие могут быть инвестиции, когда налоговое законодательство меняется, чуть ли не каждый день?! Я не понимаю о каком увеличении пополнения бюджета идет речь, если не с кого будет собирать эти самые сборы? Я не понимаю почему экономикой управляют идиоты?! Я вообще не понимаю какое общество мы строим? Что это будет? Государственный капитализм, просто капитализм(на, что совсем становится не похоже), социализм, комунизм или критинизм?! Идиотизм...
> Я просто не понимаю логики всех этих решений! quoted1
Да логика есть. Другое дело, понравится она вам или нет.
Никто и никогда в постсоветской России не делал ставку на целенаправленное развитие малого и среднего бизнеса (декларативные заявления не в счет).
Экономический строй, который был сформирован в 90-е годы, это чиновно-олигархический капитализм.Он и поныне таковым является. Государственные монополии и олигархи - столпы экономики. При таком строе, малый и средний бизнес годится только на роль дойной коровы, с которой можно не церемониться, и выжимать по максимуму, не заботясь о том, что с этой коровой может случится.
Мне кажется во времена горбачева-ельцина...он был толще...Видимо от думок за простой народ похудал.Эту сволочь надо гнать в зашей со всех постов..Он опасен для РОССИИ.
>Мне кажется во времена горбачева-ельцина...он был толще...Видимо от думок за простой народ похудал.Эту сволочь надо гнать в зашей со всех постов..Он опасен для РОССИИ. quoted1
То-есть, если предприниматель работает и платит установленные ему законом налоги, он - БАРЫГА. А если он закрылся или разорился, или должен платить столько сколь ТЫ считаешь нужным, он - "член гражданского общества"? Ты сам Макаров что ли?
И кому, и с какой стати, предприниматель стал должен??? Тебе ли, он в этой стране должен?