Имущественные отношения с позиций Православной Церкви
Афанасьев Э.В., декан экономического факультета Российского Православного университета
Ветхий завет предполагал наличие частной собственности и охранял ее. Не только покушаться на чужую собственность преступно, но даже и помышлять о ней предосудительно: "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего" (Исх. 20:17).
Но там же ставятся и границы ее абсолютизации: так, в юбилейный год, который наступал каждые 50 лет, Закон предписывал отпускать рабов и возвращать имущество должникам (Лев. 25).
В евангельских притчах многократно показывается относительность права собственности для человека: это и виноградник, данный в пользование, и таланты, распределенные между людьми, и имение, отданное в управление доброму или нерадивому управителю.
Основным условием этого относительного права собственности является пользование имуществом в соответствии с Божией волей, выраженной в евангельских заповедях. Если человек соглашается с тем, что все, его окружающее, принадлежит Богу, то в его сознании рождается понятие долга - распоряжаться имуществом сообразно с волей Божией. Тогда собственность человека становится относительной, утрачивает признаки абсолютного права.
Евангелие устанавливает такой закон собственности, при котором собственное имущество добровольно отчуждается, а чужое имущество считается неприкосновенным.
Господь в беседе с богатым юношей прямо связал спасение отказом от богатства: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною". (Мф. 19:21)
Отметим, что неприкосновенность чужой собственности - это этическая норма всей Священной истории, но саму неприкосновенность нельзя интерпретировать как священность, т.е. нельзя безоговорочно утверждать наличие священного права собственности.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ныне многие наши соотечественники, не исключая и экономистов, позиционируют себя православными христианами, признают христианские ценности, захаживают в храмы. Но вот когда речь заходит о собственности, то происходят удивительные вещи. Ныне частная собственность признается основой основ экономики. Без частной собственности само слово «экономика» как бы теряет смысл. Причем большинство экономистов уверено, что такой взгляд вполне совместим с христианством. Тут экономисты кивают на богословов, говорящих, что христианство осуждает сребролюбие и любостяжание. Но что касается самого института частной собственности, то нигде в Евангелии он не порицается. Так ли это? Попробуем разобраться, сделав экскурс в богословие собственности. Прежде всего посмотрим, что говорят о собственности первоисточники, т.е. Священное писание Нового Завета. Так ли уж оно индифферентно к этому «институту»?
2. Первое, что бросается в глаза – это обилие фрагментов, так или иначе касающихся имущественных отношений. О них множество раз говорит Сам Господь Иисус Христос, упоминает Иоанн Креститель, Иуда за тридцать серебряников предает Христа. Не раз высказываются по этой теме в своих посланиях апостолы Петр, Иоанн, Павел и Иаков. Наконец Деяния Апостольские повествуют нам о первохристианском коммунизме в рамках Иерусалимской общины. Все это означает, что имущественная тема – отнюдь не проходная. Наоборот, она рассматривается в Новом Завете как чуть ли не самая важная нравственная проблема. Но что же все-таки говорят Евангелия по интересующему нас поводу? Уже первая встреча – в Нагорной проповеди Спасителя - просто-таки ошеломляет.
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры ни подкапывают и не крадут; Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»
(Мф.6,19-21). Вот так прямо и сказано: «не собирайте»… Собственность оказывается вещью и непостоянной («где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», и, главное, губительной, ибо наше сердце имеет склонность прилепляться к ней, а не к Богу. Она легко превращается в нашего господина и даже в божество, которому мы начинаем поклоняться. Об этом Спаситель говорит с огромной силой:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне»
(Мф.6,24). Иногда пытаются возразить: мол, Христос говорит о «сокровищах», о «маммоне», в общем – о большом богатстве, но не о собственности в принципе. И как бы читая мысли оппонентов, Христос тут же разъясняет свою мысль:
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся ни прядут; Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите «что нам есть?» или: «что пить?» или : «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы»
(Мф.6,25-34). После этих слов уже не остается никаких сомнений, что Спаситель имеет в виду отказ не просто от излишеств, но от частной собственности вообще. Основательно и терпеливо, повторяя мысль для непонятливых, Господь объясняет, что не следует заботиться «что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться», что нужно брать пример с «птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы», что нужно быть как «полевые лилии», которые «не трудятся ни прядут», что следует жить по заповеди «не заботьтесь о завтрашнем дне». Собственности у христианина быть не должно, «потому что всего этого ищут язычники».
Еще вопросы есть, какое было отношение у Христа к собственности?
Есть сведения, что первый печатный станок Гуттенберга появился благодаря острому дефициту индульгенций. Большое количество индульгенций ещё не частная собственность, но всё же прямой её проводник.
иисус иосифович христос вербует интеллигентных рабочих. логика такая - если они хорошо управлялись со своей собственностью то будут хорошо служить новому господину. наличие же своей собственности будет отвлекать от служения новому хозяину.
>Есть сведения, что первый печатный станок Гуттенберга появился благодаря острому дефициту индульгенций. Большое количество индульгенций ещё не частная собственность, но всё же прямой её проводник.
а шубы для женщин появились, чтобы не носить трусишек
>> Есть сведения, что первый печатный станок Гуттенберга появился благодаря острому дефициту индульгенций. Большое количество индульгенций ещё не частная собственность, но всё же прямой её проводник. quoted2
>а шубы для женщин появились, чтобы не носит трусишек quoted1
Может наоборот? Чтоб было куда шубу заправлять?:-D
>>> Есть сведения, что первый печатный станок Гуттенберга появился благодаря острому дефициту индульгенций. Большое количество индульгенций ещё не частная собственность, но всё же прямой её проводник. quoted3
>>а шубы для женщин появились, чтобы не носит трусишек quoted2
> > Может наоборот? Чтоб было куда шубу заправлять?:-D quoted1
а представь кайф: она говорит мужу, мол пошла по делам в думу проект утвердить. А сама раз и в кабинеты как в апортоменты-заходь, а там-думак вот с таким инструментом, ну и делу-время, а потехе-шесть секунд: створки открываются и етьба начинается.