> > Отвлекусь. Вот даже сегодня всплывают разговоры о символике в виде трезубца. > Как говорил тов. Конфуций: "Миром правят не идеи и мысли, а знаки и символы." > Долгий период народы индоевропейского происхождения сопровождал такой символ, как Трезубец - http://www.simbolarium.ru/simbolarium/sym-uk-cy... > > И даже "...В эпоху раннего христианства трезубец был замаскированным знаком Христа, позднее его устремленные вверх концы стали выражением ортодоксальной идеи триединства, троицы" (Урех). И потом вдруг: Оружие дьявола. > > Так вот и любопытно - почему такая трансформация по отношению к Трезубцу? Чем так этот символ несемитских народов не угодил или насолил авраамической религии? >
> Конечно же, трезубец изначально был нехристианским символом. На ранних изображениях и вовсе заместо трезубца рисовали двузубец, вилы. Если молодое христианство заимствовало этот символ, то явно переосмыслило его по своему. Для христианства вообще характерно заимствование архетипических символов. Да даже заимствованием это наверное назвать нельзя, т.к. архетип он на то и архетип, что проявляется из глубины бессознательного не как плагиат,а как глубинная первооснова. Так было со всеми знаковыми символами- крест,круг, треугольник... И в каждой религиозной системе эти символы переосмысливаются заново, оставляя под собой, впрочем, глубинный подтекст. > Если трезубец первоначально связан с акватической символикой, то естественно на него переносятся и соответствующие свойства воды, а как известно главные свойства воды- как давать жизнь, быть основой для любой формы,так и растворять в себе любую форму. Этот дуализм и был изначально выражен двузубцем. Стоит ли удивляться тому, что символ был атрибутом подземного, водного бога? > А уж как произошло переосмысление символа в средневековье, то ли в результате иконописной традиции, то ли художники докопались до подлинного смысла, неважно. Символы часто переосмысляют, переставляют с плюса на минус, но первооснова остается. quoted1
Во всяком случает пишут: "...В средневековой культуре является атрибутом сатаны как инфернальная ипостась креста, а также в качестве символа тройственного извращения естества в пороках стяжательства, похоти и тщеславия...." - http://sigils.ru/symbols/trezub.html
Я где-то читал, что в процессе образования скифской христианской церкви трезубец был трансформирован в мировоззренческом плане в некое подобие креста. Но затем, почему-то, обозвали Трезубец "инфернальным крестом" и передали его в сатанинские лапки. Вот и меня вдруг заинтересовало- почему такой отброс. Что касается исключительно водного назначения Трезубца- так это неполная информация. Это символ творения, использованный ранее в изображении многих богов несемитского происхождения. Им владела шумерская Инанна, хетский Тешуб, индуистский Шива. Ну и Посейдон, конечно. Микенская культура наградила им своих царей, как символом власти. Да зачем так далеко- читал, что у Византийского василевса был трезубец, а Чингисхан считал его своей родовой тамгой. Возможно, что через последних, и получил Трезубец своё нарицательное значение.
Понятие архетипического символа здесь использовано вами не в Юнговском определении, а скорее в определении Элиаде, как первой авторитетной величины в области религиоведения. Отсюда элементы психоанализа. Ну а символика у трезубца богатая. Не только творения, но и поддержания жизни и разрушения. Также как деление мира на три уровня- небесного, земного и подземного. И т.д и т.п. Почему произошел отброс непонятно, может быть христианство так и не смогло переварить в полной мере этот символ и решило от него отступиться. Так ли это важно на самом деле? Думаю, нет. Но не думаю, что бывают случайные символы. Трезубец- явный фаллический символ, который вобрал в себя возможно еще несколько значений. Двузубец, предшественник трезубца, вполне мог напоминать бычьи рога, а бык как известно всегда символизировал собой потенцию и творческие силы. Изображение бычьих рогов вообще много где встречаются именно в этой смысловой нагрузке. Опять же руна есть такая- точь в точь трезубец. И она также означает "мировое древо", творчество, преизбыток жизненных сил. И такие параллели можно продолжать. Сомневаюсь,что все это просто совпадения. Под это дело надо какую-то методологию подвести. Наверняка символикой кто-то серьёзно и давно занимается, надо найти фундаментальный подход в подобных толкованиях. А то у нас получается от ветра головы своея. Попробовал почитать википедию на предмет символики трезубца. Обнаружил там странные строки: "В христианстве трезубец рассматривается как символ Троицы, а иногда как сатанинское оружие: на многих православных и католических иконах черти мучают грешников трезубцами. Трезубец в руках сатаны играет ту же роль, что и коса в руках аллегорической фигуры Смерти, а также символизирует принцип «разделяй и властвуй»". Откуда это следует - решительно не понятно. Судя по разбросу восприятия этого символа, толковали его кому как вздумается и какой-то чёткой архетипичности тут нет. У греков и римлян это символ бога Посейдона, в индуизме это один из атрибутов Шивы, символизирующий три проявления Шивы: творца, хранителя и разрушителя. Как видно, в разных традициях цепляло что-то своё. В античной культуре толкование символа шло от изначального практического применения - инструмента для ловли рыбы. У индийцев более отстранённое, согласно их общей абстрагированности. Сейчас трезубец используется как символ господства над морями. Тут можно прийти к выводу, что данный символ не архетипичен, наполняется в силу склонностей той или иной культуры-цивилизации.
> Тут можно прийти к выводу, что данный символ не архетипичен, наполняется в силу склонностей той или иной культуры-цивилизации. quoted1
Всё бы замечательно, но это разговор другой темы, уверен, не менее интересной.
Моя ссылка на сие явление была связана с высказыванием тов. Конфуций: "Миром правят не идеи и мысли, а знаки и символы.", в форумном дискусе. Я хотел показать, что символы можно переключать +/-, и тем самым манипулировать. Таких способов манипулирования масса. Люди по своему большинству не распознают подвоха. Так и здесь, с Советской культурой. Как-то убедили людей, что она некое противопоставление нашей "исконной" культуре, хотя на самом деле она исконна ровно настолько, насколько исконна и культура РИ. Нужно лишь заглядывать в смыслы, видеть к чему призывают культурные установки, куда уводят человека, на что направляют, какие чувства вызывают, как ориентируют... А то, что Советская культура где-то избавилась от вредного мусора - это только хорошо, ибо мусор только вредил. Он же, этот мусор, был легко восстановлен и в итоге погубил идеологию СССР, точно также как разрушил РИ.
> Тут можно прийти к выводу, что данный символ не архетипичен, наполняется в силу склонностей той или иной культуры-цивилизации. quoted1
Если Вы не хотите создать для обсуждения отдельную тему, то, пожалуй, уделю внимание здесь. Но не более одного поста - не хотелось бы уводить тему в сторону.
Есть гипотеза, почему Трезубец стал "антихристианским". Таковым он стал в средневековье, а это время монгольского нашествия. Смотрим: http://wordweb.ru/sto_voentain/20.htm
"...Но в Европе радовались напрасно. К ней двигались «дьяволы, вырвавшиеся из преисподней». С того времени европейцы прозвали незваных гостей «сынами ада». Первым повел «тартарское» войско на запад грозный полководец Чингисхан. Если история завоевания Киевской Руси нам известна, то другие европейские походы монголов, например, разгром Венгрии и Польши, остались в тени пожаров Рязани и Киева.
В день Вербного воскресенья 1241 года у стен польского города Кракова объявился Дьявол. Горожане уже готовились праздновать Пасху, как вдруг заныла труба. Смысл ее зова был понятен любому. На город надвигалось бедствие. Монголы! Сигнал разом оборвался – из горла трубача торчала стрела… Страшную память оставили по себе монголы, подобно смерчу ворвавшиеся в город в тот праздничный день. Они и потом не оставляли Краков в покое. Еще трижды, в 1242,1259 и 1287 годах, они выжигали его.
Поражало не только их внезапное появление, но и их облик, их странный язык. Их слава опережала бег их конницы. Их считали непобедимыми. Всякое сопротивление им было бессмысленно. Они казались демонами, выбравшимися из преисподней. Само их имя – а их часто звали «татарами» по названию монгольского племени, населявшего Центральную Сибирь – подсказывало их происхождение. Средневековые хронисты переиначили их имя в «тартары». Так им мнилось вернее, ведь древние греки именовали царство мертвых – Тартар. Вот откуда пришла эта непобедимая рать!..."
А каковой была Тамга чингизидов? Правильно, по виду Трезубец.
Средневековые пропагандисты не придумали ничего умнее, как обвинить данный символ, вручив его в лапы своего Дьявола.
Есть другая версия- алхимики средневековья (в том числе Парацельс) использовали Трезубец в качестве некого посоха в своих действах. А там уже и до "козней Дьявола" недалеко.
Советская культура восхитительна. Она вобрала в себя все лучшие, христианские и православные формы, воспитывала совестливость, и поднимала человека. Советская культура действительно сохранила не только лучшие Российские традиции и психологию, мировоззрение, но и преумножила их. Эта культура могла рождать таланты, рождать шедевры, давать прекрасных людей. И общество было замечательное.
З.Ы.: В каждом современном концерте используется не менее 70 % Советских песен. Иначе репертур будет скучным и не вдохновляющим. Все эти песни, выложенные здесь - Советские. И они прекрасны.
и не только фильмы в РФ все - трофейное у побежденного советского народа но при этом еще проигравшему народу сумели внушить - волшебная сила ТВ! - что он должен быть благодарен тем Гансам, которые у него это всё отобрали - и не млеко, яйки - а вообще всё, включая будущее
Гансы эти сидят в Кремле или в Куршавеле, рыгают "хэннеси" и ржут: "русский мужик есть такой дурак, натюрлих!"
Девочка и вправду замечательная! ... Смотришь на её выступление и думаешь: «Вот какими могут быть наши дети, когда их воспитывают светлые родители, а не “комсомол и школа” и пока их не испортят государство и реформа образования».