Генрих Седеберг (писано в 1718 г.) , полковой священник шведской армии в плену
Об ограниченности русских в этом отношении свидетельствует происшествие с обезьяной Английского посла, которую он несколько лет тому назад привез с собой в Москву. Одетой в лакейскую ливрею, удалось ей бежать и войти в одну растворенную церковь насупротив Посольского дома, где она влезла на алтарь и стены, сорвала и разбила образа и все, что ей попадалось. Церковный сторож, который, услыша шум, поспешил в церковь, видит обезьяну показавшуюся ему англичанином, запирает церковь, и бежит к самому Патриарху, который воспламенившись ревностью, спешит к царю с рассказом о неприличном деянии посольского конюха! Затем тотчас посылаются стрельцы (лучшие Русские воины, все равно, что янычары у Турок) с алебардами, которые увидав в церкви обезьяну начали ее немилосердно бить. Разъяренная обезьяна вскакивает на того из них, который всего больнее ее бил, так жестоко отделала стрельца, что его унесли замертво домой. Наконец большими силами(!!!) овладели обезьяной, связали и бросили ее в темницу. Народ полагал, что вся эта проделка была состряпана самим Посланником, и охотно отомстил бы ему, если б к его дому не была поставлена охранительная стража, тем более что он полагал, что Посланник знается со злым духом, так как он возил с собой черта, которого нельзя было заставить говорить. Посланник предлагал вполне вознаградить за убытки, но это ни к чему не привело, так как Патриарх был сильно раздражен. Вследствие сего несколько стрельцов вывели обезьяну из темницы и расстреляли ее, после чего тотчас было объявлено всенародно, чтобы никто под страхом смерти не смел трогать особу Посланника...
Шведский офицер Вейге, пообщавшись с мазепинцами в 1709,
"И мужчины и женщины ходят в сапогах и очень любят водку, даже знатные женщины не стыдятся выпить на ярмарке несколько мерок. Поэтому, не диво, что они имеют большую охоту к любовным приключениям... Запорожцы за стенами или зарослями, как и другие казаки, достаточно хороши, так же, как и в случае погони, когда враг уже разбит, однако в тесный бой на вольном поле они не вступают... ибо их стрельба идет слишком слабо и огонь они дают без всякого порядка".
АДАМ ОЛЕАРИЙ ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ГОЛШТИНСКОГО ПОСОЛЬСТВА В МОСКОВИЮ И ПЕРСИЮ
Рабами и крепостными являются все они. Обычай и нрав их таков, что перед иным человеком они унижаются, проявляют свою рабскую душу, земно кланяются знатным людям, низко нагибая голову — вплоть до самой земли и бросаясь даже к ногам их; в обычае их также благодарить за побои и наказание. Подобно тому, как все подданные высокого и низкого звания называются и должны считаться царскими “холопами”, то есть рабами и крепостными, также точно и у вельмож и знатных людей имеются свои рабы и крепостные работники и крестьяне. Князья и вельможи обязаны проявлять свое рабство и ничтожество перед царем еще и в том, что они в письмах и челобитных должны подписываться уменьшительным именем, то есть, например, писать “Ивашка”, а не Иван, или “Петрушка, твой холоп”. Когда и великий князь к кому-либо обращается, он пользуется такими уменьшительными именами. Впрочем, и за преступления вельможам назначаются столь варварские наказания, что по ним можно судить о их рабстве. Поэтому русские и говорят: “Все, что у нас есть, принадлежит Богу и великому князю”.
Герберштейн о порядках на Украине: Со времен Витольда вплоть до наших дней они пребывают в столь жестоком рабстве, что приговоренного к смерти заставляют по приказу господина казнить самого себя и собственноручно себя вешать. Если же он вдруг откажется сделать это, то его жестоко высекут, бесчеловечно истерзают и все равно повесят. Вследствие такой строгости бывает, что [судья или назначенный для (разбора) дела начальник только пригрозит виновному], начни тот медлить, или просто скажет (НГ ему только скажут): «Поспеши, господин гневается», как несчастный, опасаясь жесточайших побоев, кончает жизнь петлей .
Эрик Пальмквист пребывающий в Москве в 1674-м году вместе с посольством шведским:
Он называет русских «нацией недоверчивой, несговорчивой, робкой, но вместе с тем надменной, много о себе воображающей и с презрением относящейся ко всему иностранному.» «Русские, — говорит Пальмквист, — обладают необыкновенной физической крепостью, очень способны к труду, но при этом крайне ленивы и охотнее всего предаются разгулу, до тех пор, пока нужда не заставить их взяться за дело. Ничто не идет более к русскому характеру, как торговать, барышничать, обманывать, потому что честность русского редко может устоять перед деньгами; он так жаден и корыстолюбив, что считает всякую прибыль честной. Русский не имеет понятия о правдивости и видит во лжи только прикрасу; он столь искусно умеет притворяться, что большею частью нужно употребить много усилий, чтобы не быть им обманутым. Русский по природа очень способен ко всем ремеслам и может изворачиваться при самых скудных средствах. Купец, или солдат, отправляясь в дорогу, довольствуются тем, что берут с собой сумку с овсяной мукой, из которой они и приготовляют себе обед, взяв несколько ложек муки и смешав её с водой; такая смесь служит им и напитком и кушаньем.» На основании [654] сведений, собранных им о России, Пальмквист, как бы пророчески указывая на будущее поражение русских под Нарвой, считал себя вправе предсказывать шведскому королю, что «подданные Карла XI, под его предводительством, как в других частях света, так в особенности в восточной страна (т.е. России) найдут достаточно места и матерьяла, чтоб воздвигнуть в вечную славу его величества видный трофей».
"Жители Украины, которых называют козаками, занимаются пиратством на Евксинском (Черном) море, а поляки используют их против неверных. Не подлежит сомнению, что народ этот частично сложился из бродяг, которые прятались здесь от правосудия, занимаясь охотой и рыболовством и, в конце концов, перешли к пиратству и разбою... Жители Украины - неутомимы, отчаянны и храбры, но одновременно горькие пьяницы, ненадежные друзья и опасные враги. Обычные их занятия - охота и рыболовство. Они равнодушны к изучению военного искусства, но широко известны изготовлением селитры... Религия их греческая. Некоторые из козаков настолько благочестивы, что отказываются, есть в пост даже хлеб. Женщины в этой стране так часто искушают мужчин, что это стало обычным делом и не воспринимается как бесчестие… Язык козаков это диалект польского, который является славянским языком".
Наконец из Кенигсберга Я приблизился к стране, Где не любят Гуттенберга И находят вкус в говне. Выпил русского настою, Услыхал " ебёну мать", И пошли передо мною Рожи русские писать.
Знакомясь с дЪятелями украинскаго движенія, начиная с 1875 г., не по книгам, а в живых образах, мы вынесли впечатлЪнiе, что «украинцы» – это именно особи, уклонившіеся от общерусскаго вида в сторону воспроизведенiя предков чужой тюркской крови, стоящих в культурном отношеніи значительно ниже русской расы. Возьмем, напримЪр, таких извЪстных «украинцев», как покойный Орест Иванович Левицкій (Левко Маячанец) или Владимiр Николаевич Леонтович (В. Левенко). Наблюдая цвЪт их смуглой кожи и густо-черных волос, выраженіе их лица, их походку, жесты, рЪчь, вы невольно думали: вот такими наверное были тюрки, что поселились под Переяславом-Русским и «ратились» на Русь, или берендЪи, основавшіе Берендичев, нынЪшнiй Бердичев. Среди наблюдавшихся нами «украинцев» такiе типы составляли подавляющее большинство. Так как по убЪдительным для нас новЪйшим изслЪдованiям нЪмецкаго антрополога Бургера-Филлингена извЪстно, что в низших расах воплощаются духи тоже низших душевных качеств, то понятно, почему «украинцы» отличаются обыкновенно тупостью ума, узостью кругозора, глупым упрямством, крайнею нетерпимостью, гайдамацким звЪрством и нравственною распущенностью.
П.А.Румянцев "О усмотренных в Малой Руси недостатках". 1760-е годы.
“Эта небольшая частица людей инако не отзывается, что они из всего света отличные люди и что нет их сильнее, нет их храбрее, нет их умнее, и нигде нет ничего хорошего, ничего полезного, ничего прямо свободного, что им годиться могло и все что у них есть - то лучше всего... люди, ослепленные любовью к своей землице".
Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя - Но потерял я только время, Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.