Я не раз ругался и высмеивал тех, кто не в силах правильно писать по-русски. Даже наваял стену текста по этому поводу, и, наконец, решил отделаться чужими словами.
Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, – ставь тире». Не зря его так и называют – «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?
Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.
Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.
У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.
Дмитрий Быков. Поэт, писатель, журналист.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Винить в повальной безграмотности самого безграмотного... некорректно. Учителя из Иванова гастербайтерами в москве получают по 70 тыщ рублей. Но система внешнего лоска и лапши на уши, введённая современным министром образования, мелко плавает со всеми советскими несуразностями и приписками.
> Винить в повальной безграмотности самого безграмотного... некорректно. quoted1
У человека, особенно в России, может быть тяжелое детство, пьющие родители, необходимость с малых лет зарабатывать, все, что угодно может быть. Но если взрослый человек не предпринял никаких усилий к тому, чтобы овладеть родным языком, виноват только он сам, и ничего, кроме брезгливого презрения такой человек вызвать не может... Верно?
> Но если взрослый человек не предпринял никаких усилий к тому, чтобы овладеть родным языком, виноват только он сам, и ничего, кроме брезгливого презрения такой человек вызвать не может... Верно? quoted1
Это точка зрения человека, получившего блестящее образование, да ещё и знающего несколько языков. Получившего образование в советских вузах и школах. То, что творится в российском среднем образовании сейчас - называется ППЦ. Жаль, учителя не жалуют политфорум. Во время застолья они говорят только о работе.. вчера я наслушался. Есть единицы, самообразованием достигшие высот.. но это - исключение из правила.
> Есть единицы, самообразованием достигшие высот.. но это - исключение из правила. quoted1
Для этого не требуется ничего особенного, о каких-то высотах тоже никто не говорит. Постичь русский язык (хотя бы его орфографию) задача не сложнее, чем геймеру запомнить чит-коды к компьютерным играм.
>> Есть единицы, самообразованием достигшие высот.. но это - исключение из правила. quoted2
>Для этого не требуется ничего особенного, о каких-то высотах тоже никто не говорит. > Постичь русский язык (хотя бы его орфографию) задача не сложнее, чем геймеру запомнить чит-коды к компьютерным играм. quoted1
Зависит от способностей и склонностей к наукам. Русское правописание - не из лёгких. Всё должно даваться школой. По-любому, число ошибок в постах форумов интернета пропорционально качеству школьного образования.
>> Есть единицы, самообразованием достигшие высот.. но это - исключение из правила. quoted2
>Для этого не требуется ничего особенного, о каких-то высотах тоже никто не говорит. > Постичь русский язык (хотя бы его орфографию) задача не сложнее, чем геймеру запомнить чит-коды к компьютерным играм. quoted1
Например. Мне проще чит коды запомнить - впрочем как и любые другие.
А вот правило про жи-ши - и сейчас не помню - хотя и стараюсь.
Ну вот как то так - зато технический ВУЗ закончил с отличием. Но вот с письменным языком плохо как то - и это наследственное - папаня тоже любил пописать
>>> Есть единицы, самообразованием достигшие высот.. но это - исключение из правила. quoted3
>>Для этого не требуется ничего особенного, о каких-то высотах тоже никто не говорит. >> Постичь русский язык (хотя бы его орфографию) задача не сложнее, чем геймеру запомнить чит-коды к компьютерным играм. quoted2
>Зависит от способностей и склонностей к наукам. Русское правописание - не из лёгких. Всё должно даваться школой. > По-любому, число ошибок в постах форумов интернета пропорционально качеству школьного образования. quoted1
Не факт - видели бы Вы мою учительницу Русского языка
> По-любому, число ошибок в постах форумов интернета пропорционально качеству школьного образования. quoted1
Думаю не станете отрицать, что грамотность (не только письменная, но и грамотность устной речи) растет пропорционально количеству осиленных страниц печатного текста. Иными словами нужно читать больше.