На совещании у премьер-министра правительства России было принято решение в ближайшие годы создать в ракетно-космической отрасли несколько крупных интегрированных комплексов.
В отечественной космонавтике грядут перемены. Премьер-министр правительства России Владимир Путин провел совещание, на котором были рассмотрены вопросы реструктуризации ракетно-космической отрасли.
Было отмечено: в условиях кризиса России надо делать то, что получается лучше других. Три самых перспективных направления - пилотируемая космонавтика, создание новых ракет-носителей и космических аппаратов разного назначения и, конечно же, пусковые услуги по доставке грузов на орбиту.
Для объединения усилий отрасли решено создать несколько крупных интегрированных комплексов. Четыре уже сформированы и работают. Это Ракетно-космическая корпорация \"Энергия\", ракетный центр имени Хруничева, \"ЦСКБ \"Прогресс\" и Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени Пилюгина.
\"Мы планируем иметь шесть-семь корпораций на рубеже 16-17 годов, крупных научно-производственных объединений, способных конкурировать с мировыми разработчиками ракетно-космической техники\", - сообщил заместитель руководителя Федерального космического агентства Сергей Пономарев.
Именно так, опираясь на мощь крупных профильных объединений, работают ведущие космические державы.
\"Аэрокосмическая промышленность США - пять крупнейших корпораций. Китай - две корпорации в ракетно-космической сфере, которые включают в себя 300 предприятий, 200 тысяч работающих\", - напоминает Сергей Пономарев.
Сегодня, российская космонавтика работает не только на престиж страны, но и приносит реальную экономическую пользу.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
15 лет назад в структуре ракетно-космической отрасли был создан Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры. Сегодня ЦЭНКИ часто называют зеркальным отражением космоса на Земле. Под эгидой Центра объединены десятки предприятий и конструкторских бюро, работающих на российский космос.
15 лет назад в первой команде ЦЭНКИ работали 75 человек. Ныне это огромный, хорошо отлаженный механизм, на котором держится вся космическая программа нашей страны. Здесь работает уже около 10 тысяч человек.
\"Структура уже юридически уже создана, но практика работы показывает, что самый ответственный момент впереди\", - говорит руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов.
От северного Плесецка до тропической Гвианы, от Байконура до Восточного трудятся специалисты центра. Под эгидой ЦЭНКИ объединены десятки предприятий и КБ, работающих на российский космос. Однако до сих пор мало кто знает, чем именно занимается предприятие.
\"ЦЭНКИ обеспечивает все виды топлива для ракет-носителей, координацию предприятий, участвующих в запуске. Кроме того, мы обеспечиваем связь космодрома, доставку специалистов и жителей города на космодром\", - объясняет генеральный директор ФГУП ЦЭНКИ Александр Фадеев.
Сегодня почти половина всех ракет в мире стартует с российских космодромов. Вскоре к обслуживанию Байконура и Плесецка прибавится стартовая площадка для российских \"Союзов\" во французской Гвиане.
В космосе не бывает мелочей. Главная задача – вывести космический аппарат на заданную орбиту. Системы управления для ракет и спутников делает Научно-исследовательский институт прикладной механики имени академика Кузнецова, собственная научно-исследовательская база Центра.
Мало запустить ракету, надо, чтобы ее фрагменты не навредили экологии. Поиск, утилизация и разделка отработанных ступеней, так называемых \"морковок\", – еще одно направление работы центра. Экологи внимательно следят за почвой, водой и воздухом на космодромах и местах падения.
На предприятии налажено тесное сотрудничество с главными университетами страны: МАИ, МГТУ имени Баумана, МГУ имени Ломоносова, Военно-космической академией имени Можайского. Филиалы МАИ и МГТУ действуют на предприятиях ЦЭНКИ, в том числе на Байконуре. Выпускникам ведущих технических вузов нужна перспективная работа, а космической промышленности требуются светлые головы.
\"Ежегодно у нас проходят практику 65 студентов. Каждый закреплен за наставником, мы платим зарплату согласно отработанному времени. Стараемся всяческим образом их поддержать, как и преподавательский состав\", - говорит первый заместитель генерального директора ЦЭНКИ Валерий Крехтунов.
15 лет по человеческим меркам срок небольшой. Но для космоса это солидно, ведь вся космическая эра составляет чуть больше полувека. И самое интересное для телезрителей: сегодня все трансляции с пусков российских ракет в прямом эфире обеспечивает Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры. В этом ему помогает телестудия \"Роскосмос\".
МКС – на пороге строительства. Осенью транспортный корабль \"Прогресс\" доставит на станцию новый малый исследовательский модуль - МИМ, испытания которого завершены сейчас в РКК \"Энергия\". Еще один модуль для российского сегмента доставит на МКС в 2010 году американский шаттл.
Международная космическая станция – на пороге грандиозного строительства. Вскоре российский сегмент станет больше: к МКС пристыкуют два новых модуля.
В цехе корпорации \"Энергия\" кипит работа. Малый исследовательский модуль МИМ-2 испытывают давлением. Своеобразная консервация: изделие заполняют азотом, готовят к полету.
\"Это будет новый переходной шлюз, к которому будут стыковаться - и мы, и американцы. В общем, все будут через него входить внутрь станции и выходить в открытый космос\", - объясняет Андрей Васильев, специалист контрольно-испытательного центра.
В ноябре российский \"Союз\" доставит на орбиту МИМ-2. В пути он будет выполнять и роль грузовика. После стыковки - станет частью орбитального дома.
\"На этих малых исследовательских модулях мы планируем добавить к имеющимся еще по два рабочих места исследовательских в каждом рабочем модуле. К середине следующего года у нас будет еще 4 рабочих места, на которых можно будет проводить эксперименты\", - говорит Виталий Лопота, генеральный конструктор РКК \"Энергия им. С.П.Королева\".
Сейчас на орбите интернациональный экипаж из шести космонавтов и астронавтов. Поэтом к МКС должны быть пристыкованы два спасательных корабля \"Союз\". Увеличилось и количество грузовых кораблей \"Прогресс\". Для полноценной работы станции необходимо еще 4 стыковочных узла. Эту роль и выполнят МИМы.
\"У нас подобных модулей давно не было, последним мы запустили в 2001 году модуль \"Пирс\", и в силу ряда причин у нас был период, когда мы не запускали модули, сейчас в этом году пойдет МИМ-2, потом МИМ-1\", - рассказывает заместитель генерального конструктора, главный конструктор пилотируемых комплексов Николай Брюханов.
Внутри другого модуля - МИМ-1 - электрические испытания. Множество проводов и каждый со строго определенной силой тока. А снаружи наводят \"косметику\" - обклеивают специальным материалом.
- Нам молоко дают за клей. Пол-литра в день.
Работа на первый взгляд простая, но важная и интересная, как уверяет клейщица силовой арматуры Елена. Больше 10 лет она работает на этом участке. Лично обклеила весь российский сегмент МКС.
\"Все мелкое, такая работа есть малюсенькая, маленькими ножничками вот так стоишь и режешь. Спускаемые, бытовые отсеки, работы полно, только успевай поворачиваться\", - говорит Елена Клейменова, клейщица силовой арматуры и мягких баков.
Электровакуумная изоляция: сотни слоев фольги и специальной ткани, должны защитить корпус модуля от агрессивной космической среды.
Этот МИМ-1 из-за особенности своей конструкции полетит в космос на шаттле в мае будущего года. Об этом договорились два агентства - Роскосмос и НАСА.
Это только на словах данный модуль называется малым. На самом же деле в объеме внутри разместится огромное количество научной аппаратуры. Вот этими креплениями модуль зафиксируется в грузовом отсеке шаттла, а на верхней площадке разместится научная аппаратура, которая так необходима Международной космической станции.
Пока модули называют просто - МИМ. Однако перед пуском будет объявлен конкурс на лучшее название. Это неукоснительная традиция, как у судостроителей. Как корабль назовешь, так он и поплывет.
Готов поспорить что в связи с такой обстановкой в мировой аэрокосмической ситуации, Россия выйдет в транспортные и техресурсные околоземные монополизаторы к 15-20 году