Думаю многие задумывались о причинах прогрессии насилия на экранах нашей страны, экранах других стран. Вот весьма интересная заметка на эту тему.
Порнонацизм (\"Независимая газета\", Россия)
(......)
Давно известно, что секс и насилие вызывают повышенный интерес зрителя. Поэтому столь часто действие фильмов протекает в тюрьмах строгого режима, полицейских застенках или пекле боя, которые дают максимальное количество предлогов для показа наготы, пыток, насилия. А нацистские концлагеря, подземелья гестапо и секретные лаборатории – разве не лучшее драматургическое оправдание для постановки массовых садомазохистских сцен? Вообще говоря, порнонацизм – это коктейль из трех ингредиентов: насилия, секса и нацистского антуража. Посмотрим, чем объясняется спрос на каждый из этих ингредиентов.
Проще всего с насилием. Насилие на экране – это способ примириться с обидами, несправедливостью, унижением в повседневной жизни. Каким образом? Через самоидентификацию с обидчиком, агрессором, притеснителем. Простейший пример. Рабочий поссорился с начальником цеха, идет и думает: «Какая сволочь этот начальник! Лютый зверь, а не человек! Хотя... Будь я на его месте, мигом бы навел порядок! Уж у меня бы по струнке ходили! Взвыли бы! Чтоб жизнь медом не казалась! А этот, начальничек, – размазня. Только и может, что кричать! Милейший человек!»
Как известно, принятие несовершенного порядка вещей в реальной жизни оставляет гнетущий эмоциональный осадок, который Ницше обозначал французским словом ressentiment. Описанный выше психологический кульбит («лютый зверь» превращается в «милейшего человека») обеспечивает катарсис, избавление от этого осадка. На этом эффекте основано такое явление как любовь к тирании, угнетению, унижению. Виртуальное насилие – это своеобразная ressentiment-терапия. Чем больше насилия на экране, тем с большим количеством несправедливости в реальной жизни человек готов смириться.
Киносекс дает высвобождение скрытых вожделений, но что обуславливает спрос на садомазохизм? Почему эффект от сцены насилия с сексуальным подтекстом сильнее, чем от сцены банального физического истязания? Дело в том, что обыкновенный садист, пытающий жертву, получает лишь опосредованное удовольствие от сознания контраста между комфортностью собственного состояния и страданием жертвы. В случае же сексуального насилия палач получает также и непосредственное наслаждение. Насилие на эротической подложке выглядит более выпукло, эмоционально насыщеннее. А поляризация ролей в дуэте палача и жертвы достигает предельно возможной степени.
Осталось объяснить нацистский антураж. Здесь имеют значения два фактора. Во-первых, глубокая историческая травма, связанная у большинства европейских государств со Второй мировой войной, а также повсеместные рецидивы неонацизма не позволяют воспринимать кинодраму отстраненно. Во-вторых, идентифицируя себя с палачом, зритель помнит об историческом поражении нацизма. Он знает, что даже торжествующее в локальном пространстве фильма зло обречено в широком историческом контексте. Палач одновременно является обреченной и обороняющейся жертвой. Это, в свою очередь, удваивает впечатление от фильма.
И последнее. Таит ли заигрывание с порнонацизмом некоторую опасность? Пожалуй, да. Яркий жизнеспособный миф вытесняет из общественного сознания тускнеющую и осыпающуюся историческую реальность. А значительная часть людей считает, как Жан Кокто, что следует предпочитать истории мифологию, поскольку «история сделана из истин, которые становятся ложью, мифология же составлена изо лжи, которая становится правдой».
Источник: Михаил Бойко, \"Мода на порнонацизм\"; Рецензия на книгу: Андрей Васильченко. \"Сексуальный миф III Рейха\", М.: Яуза-пресс, 2008. – 576 с. (\"Независимая газета\", Россия)
> Думаю многие задумывались о причинах прогрессии насилия на экранах нашей страны, экранах других стран. Вот весьма интересная заметка на эту тему. > quoted1
А на вас это действует, только правду пожалуйста, чистую правду!
Паирлад вроде молодой парень, а уж статейку как вытащит какую-нибудь, такое впечатление, что это дед, которому уже далеко за ... 70! Ну нельзя же так. Опять к цензуре что ли скатываемся?! Опять нас лжеморали учить хотите? Не выйдет!
А мысли довольно интересные - на лицо тоталитаризм экранной культуры, это удручает.
> Проще всего с насилием. Насилие на экране – это способ примириться с обидами, несправедливостью, унижением в повседневной жизни. Каким образом? Через самоидентификацию с обидчиком, агрессором, притеснителем quoted1
это что же творится на Западе, если сейчас на экранах ежнмесячно \"погибают\" тысячи людей. Мне вообще казалось, что в кинокультуре отражено истинное отношение к человеку как таковому, без всякой политкорректности, без аппеляции к нуждам конкретной жизни, требующих кооперации и коллективного эгоизма, заставляющего уажать права кого-то другого, чтобы он уважал тебя.
Канцлер, пора бы научится быь адекватным человеком и н видеть черную кошку в темном помещении, тем более если ее там нет! Никто здесь даже не заикнулся о цензуре. Не правда ли забавно, что отреагировать по-иному ты просто не смог. Это уже рефлекс, из области низших психических реакций. Не надо так реагировать на любое мое появление на этом форуме.
Психологи утверждают, что человек, насмотревшийся сцен насилия , более восприимчив к любой информации, то есть он не может эту информацию критически оценивать, просто она впитывается в его мозг, как губка. \"Для дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним, что хош\". В данном случает дурак- насмотревшийся фильмов с кровью, убийствами, и т.п.
Уважаемый Рairllad ! Заметка, конечно, познавательная, но уж больно отдает \"притянутой за уши психологией\". Или, как говорил Воланд: \"Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут\".
Интересная статья, кстати. О методах зомбирования через введение в особое эмоциональное состояние. Если на эту садо-мазо канву повесить нужную идеологию - получаем современный американский кинематографф... Ни надо сразу дро...., коспода \"критики\", надо подумать то хотел сказать аффтар!))