Артур Васильев (49192) писал (а) в ответ на сообщение:
> Уточняю ваш уровень — вы не умеете выделять существенное. quoted1
Значит надо спускаться на уровень ниже.
Кубики бергсон кубики… природу не обманешь (Пиаже)
Работа начинается с показа ученикам маленького пластмассового кубика синего цвета. Учительница. Что вы видите у меня в руках? Ученики (хором). Это кубик. Учительница. Сейчас я запишу на доске, а вы напишите в своих тетрадях слово «кубик». Учительница выписывает это слово на доске, а ребята записывают его в тетрадях. Учительница. А что вы можете сказать про этот кубик? Какой он? Один из учеников отвечает, что этот кубик синий. Учительница записывает под словом «кубик» слово «синий». Ребята также записывают слово «синий» в тетрадях. Эта процедура повторяется с каждым свойством. ……
Хорошая новость в том, что мы вместе можем за пару недель вырасти до уровня классификации — которой владеет далеко не каждый чел с высшим образованием. Так утверждает Нина Талызина. Сегодня мы обнаружили, что ой как далеко не каждый…
Две недели. Все же вы люди взрослые и я с вами. Повторяю, я тоже не знаю чем это закончится. Но творческий опыт подсказывает, что задача на пару недель.
Но вам надо учесть
Артур Васильев (49192) писал (а) в ответ на сообщение:
> 1. Дидактическая система Занкова — ее специализация в обучении детей с дефектами развития. Здесь акцент делается на усиление содержательной проблематики предметов обучения. То есть перед детьми ставятся несколько более сложные задачи, чем было принято до 1970 года. Без высокого уровня дисциплины=мотивации тут сложно. У детей с отклонениями в развитии такая мотивация имеется, как внутренняя, так и родительская и общая (очень не хочется быть тупым, не как все). quoted1
Без желания шансов нуль. Так и помрете в неадеквате.
Мышление начинается с выделения в предмете различных свойств.
Реальный уровень владения своим умом у большинства стопорится на уровне выделения общих и отличительных свойств предмета и отвлечения от отличительных свойств (упрощение).
У меньшинства ум стопорится чуть выше — на уровне выделения существенных и несущественных свойств и отвлечения от несущественных свойств (абстрагирование).
Следующий уровень — это сравнение. Следующий уровень — это классификация. Следующий уровень — это формирование понятий.
Точнее: все эти навыки действуют одновременно на всех уровнях, но степень их развития и проявления разная.
Уже на уровне эмпатии действует ассоциирование и синестезия образов, полученных разными органами чувств, в целостный образ всей нашей человеческой целостности — тело, чувства, сознание плюс территориальный императив (стайная и общинная природа человека).
Наша душа — это сомножество целостных отражений других людей. И так как эти люди живут не своим умом, а внешним (встроенным родителями, учителями, окружающими) — то отсюда и проблема понимания между вашим сознанием и вашей душой. Которую можно обозначить как «все тупые».
У 80% свой ум стопорится на уровне выделения общих и отличительных свойств и у 20% остальных свой ум стопорится на уровне выделения существенных и несущественных свойств.
Такая вот у нас система образования. Во всем мире.
Таким образом, развивая свой ум, вы попутно развиваете ум всех тех душ, которые наполняют вашу душу. И создаете мост между сознанием и подсознанием.
То есть игра в кубики (выделение свойств) безусловно полезна для вашей человеческой целостности и ее развития.
Если вы попробуете танцевать вместе с ними, слегка и довольно подражая, то получите хороший заряд гармонии.
С новым 2019 годом.
Выше я поставил задачу.
Это значит, что я ее чувствую и что-то даже могу опредмечить. Но я не знаю куда это нас приведет.
Здесь «нас» не оговорка и не игра в поддавки или популизм — без вас мне нет смысла решать эту задачу. Мы все одно целое.
А если попробовать?
Я сбросил задачу на адекватного чела. И он тут же добавил к моим вариантам свой. Хороший вариант. Что я тут же признал и похвалил его. Речь шла о первом уровне развития УМА.
Человек отличается от животного умом и способностью к кооперации и творчеству. Своим умом, своей способностью.
В чем фокус?
Дело в том, что все мы с самого зачатия получаем ум внутренний (генетический) и ум внешний (общественный). К сожалению, пока мир устроен так, что внешний ум (родители, друзья, учителя, авторитеты, кумиры, книги, фильмы, масс-медиа) очень силен и агрессивен. И легко подавляет ум внутренний.
Поэтому большинство — примерно 99% - живет внешним-чужим умом. Главное его отличие от ума внутреннего — творческое бессилие, неспособность видеть и принимать качественное новье. Ведь по существу внешний ум — мертвый. Как мертвы слова самой лучшей книги в мире, пока к ним не прикоснется живой ум (природный, генетический, от мамы и папы).
Вы хотели узнать что такое искусственный интеллект? Он перед вами и вокруг вас. Это 99% окружающих вас людей.
Речь шла о первом уровне мышления — выделении свойств.
Мышление начинается с выделения в предмете различных свойств.
Реальный уровень владения своим умом у большинства стопорится на уровне выделения общих и отличительных свойств предмета и отвлечения от отличительных свойств (упрощение).
У меньшинства ум стопорится чуть выше — на уровне выделения существенных и несущественных свойств и отвлечения от несущественных свойств (абстрагирование).
Здесь тонкость. Отвлечение от отличительных или несущественных свойств — это решение.
То есть переход от думания к действию.
Если действия нет, значит вы застряли.
Что же он посоветовал?
После знакомства с методикой выделения свойств Талызиной. Там где синий кубик. И моей добавы, что нам нужна полезная задача + пары-тройки примеров как задача меняет пространство свойств. Мы тут же уперлись в тупую жесткую ограниченность этих свойств.
Подумайте сами. Например, чем может быть полезен вам лично синий пластмассовый кубик (5 см грань) дома, в туристическом походе, в решении проблем общения?
ПС. Здесь я предполагаю, что вы прочитали главу 9 книги Нины Талызиной.
Артур Васильев (49192) писал (а) в ответ на сообщение:
> К сожалению, пока мир устроен так, что внешний ум (родители, друзья, учителя, авторитеты, кумиры, книги, фильмы, масс-медиа) очень силен и агрессивен. И легко подавляет ум внутренний quoted1
Судя по успехам человечества на поприще биологического естественного отбора, это не так уж и плохо. Говорят, у неандертальцев было по другому, и судьба их печальна: съедены кроманьонцами. (((
Тему перенесли в раздел «Вне политики», поэтому новые посты не будут отражаться в общем списке «Обсуждается сейчас». Поэтому — кому интересно — заглядывайте сами или подпишитесь на тему.
Все это вторично, так как все равно я тут как бы сам с собой общаюсь. Все умерли.
• Полное качественное обновление основ марксизма — диалектика, природа человека (здесь спасибо Акимову-Клименко), политика, экономика, общая перводея — что делать (настоящее и будущее).
• Столь же полное невосприятие этих открытий со стороны известных марксистов и известных левых. Почти полное. Общая перводея вроде как нашла понимание у Грудинина и Навального. Но застропорилась на уровне Зюганова и актива КПРФ.
• Были выделены корни этого непонимания как МАННА (международная академическая наука, фиктивные энергия, закон ее сохранения и священная формула E=mc2, непонимание природы гравитации и скорости ее действия), Мировая капиталистическая революция 1917−1976 года (то есть победа социализма во всем мире) и раскол народного сознания в 1917 году (главное наше ограничение по сей день, источник ненависти).
Исследование перешло в сферу Отчуждения человека от своей природы и к вопросу Что такое живой человеческий ум и как его восстановить/вылечить.
Оказалось, что практически 99% населения живет внешним умом, искусственно-животным по своей природе. • В средней школе развитие своего ума стопорится на уровне отвлечения от отличительных свойств (рациональное упрощение). • В высшей школе развитие своего ума стопорится на уровне отвлечения от второстепенных свойств (абстрагирование).
Например нынешние псевомарксисты/псевдокоммунисты не могут предолеть установки своей внешней программы в вопросе классификации феодализма и капитализма = что у них общего и отличительного, что там содержательно и что второстепенно. Хотя для живого ума все более чем очевидно — все это системы управления (основание классификации).
Этапы развития своего ума проявлены советской школой психологии и педагогики в 70−80-е годы.
Напомню их.
1. Выделение полезных свойств. Навык сравнения.
2. Выделение общих и отличительных свойств. Отвлечение от отличительных свойств. Навык упрощения.
3. Выделение существенных и второстепенных свойств. Отвлечение от второстепенных свойств. Навык абстрагирования.
4. Уровень собственного мышления. Сравнения, выбор, классификация, понятия. Навык живого познания и творчества.
Первый уровень человеку дается автоматически с освоением языка. Увы — большинство так и остаются говорящим растением, не доростая даже до уровня говорящего животного. Это если уточнять. Так как навык упрощения это все навык деятельностный. А он как растение мечтает о покое и противится упрощениям. Поэтому его знание ограничено тем, что туда попало в период физического роста (развертывание программы генотипа до 24 лет). Собственно о чем и писал Пиаже — школа плетется в хвосте развития.
Есть люди талантливые — примерно 1% населения — у которых сформировался свой живой ум. Они не всегда могут объяснить «как это у них получается», но навыки 4 уровня у них сформированы (в той или иной степени, главное что свой ум работает в целом).
Что делать остальным?
Очевидно, надо разбираться и формировать свое мышление заново. Начиная с первой ступеньки. Освобождаться от власти внешнего мертвого искусственного ума и шаг за шагом восстанавливать свою человеческую природу (освобождаться от отчуждений).
В качестве задачи можно выбрать одну из трех голов МАННЫ (смотрите по ссылке).
Артур Васильев (49192) писал (а) в ответ на сообщение:
> Подумайте сами. > Например, чем может быть полезен вам лично синий пластмассовый кубик (5 см грань) дома, в туристическом походе, в решении проблем общения? quoted1
Так ум мертвый, думать некому.
Что дает нам ум живой? • кубик можно использовать как украшение или деталь украшения, сам по себе кубик — символ трехмерности, символ трех координат нашего восприятия пространства, символ самой устойчивой молекулярной структуры, символ Земли, символ одной из трех базовых структур в системе платоновых тел (вместе с октаэдром, энергетическим дополнением куба по центрам граней) • кубик можно использовать для гадания — нанести цифры на грани или варианты выбора • кубик можно использовать как емкость, как подставку, можно его перекрасить или обсыпать золотинками, использовать как форму (печеньки, новые кубики, узоры-линии на глине/тесте) • кубик можно использовать для определения высот и расстояний на местности, как шаблон прямого угла
Вот, пожалуй, и все.
В чем тут проблема?
Объект слишком простой. Хотя свойств может бесконечное число, полезных свойств немного. И здесь они слишком очевидны. А должна быть задача поисковая, с толикой естественной неопределенности. Потому что таков мир человеческого познания.
Значит надо выходить за границы школьных задач, на которых зациклились все школы психологии-педагогики.
Вершина мышления — это формирование символов как понятий. Чуть ниже лежит искусство естественной полезной классификации — делить предмет как он сам делится, складывать его как он сам складывается. Искусство анализа и синтеза. Уперлись в анализе, сдвигаемся в синтез. Развертывание и свертывание понятийной структуры.
Для начала выделим критерии и формы оценки уровня мышления. Согласно данным науки.
1. Умение озаглавить отрывок текста. С этим были обнаружены большие проблемы как у младших школьников, так и и взрослых. Это навык упрощения и выделения главного.
А если расширить задачу до 4 заголовков для одного текста?
Типовой текст — согласно возможностям оперативной памяти — это примерно 0,5−1,5 страницы обычной книжки (700−2000 букв).
2. Выделение структуры текста — главные мысли, план текста, содержательная и формальная структуры. Основы журналистики, кстати.
В основании лежит умение выделять признаки объекта. Здесь мы также имеем ограничение оперативной памяти в 5−9 единиц. Исследовании показали, что в среднем старшеклассники выделяют 8−9 признаков. Сильные ученики 12,5. Слабые 6,5. Умственно отсталые 4.5. Специально обученные 15−16 признаков.
Но здесь, к сожалению, ученые начинают темнить и жульничать. Потому что дайте ученикам список контрольных вопросов (есть такой метод в решении изобретательских задач и консультировании) и через неделю даже слабоумного можно научить выделять 20 признаков в любом предмете.
К тому же ученые с самого начала играют с учащимися в поддавки, предлагая находить любые свойства. А надо искать полезные, согласно конкретной задаче. Иначе получим бесконечное число «не-» свойств — кубик несъедобный в примере Талызиной (еще и не инопланетный, нельзя им заткнуть треугольное и коническое отверстие, не светится как лампочка и не говорит и не звучит как колокол или барабан, не летает и не поет….).
Надо учить выделять именно полезные целевые свойства. А их в рациональном формате обычно 3−7. То есть надо ставить задачу с учетом формата. Скажем найти 5 полезных свойств. И сравнивать качество ответов у разных учащихся и по сравнению с эталоном.
Еще один фактор — расширение матрицы мышления (своеобразного списка контрольных вопросов прямо в голове) за счет коллективного обсуждения и за счет переноса мышления на бумагу/доску (картирование).
Понятия и классификации Артур Васильев (49192) писал (а) в ответ на сообщение:
> Очень важным приемом логического мышления, используемым в процессе всего школьного обучения, является также прием классификации. Часто этот логический прием оказывается не сформирован даже у людей с высшим образованием. > > Специальное исследование Н.А. Подгорецкой умения проводить классификацию старшеклассниками, а также людьми, уже окончившими среднюю школу, показало, что этот прием усвоен ими плохо. Так, только 20% старшеклассников смогли правильно выбрать критерий для классификации, ни один учащийся не сумел соблюсти координацию объема и содержания классифицируемых классов объектов. quoted1
Здесь надо учитывать, что задачи были школьными. То есть реальный навык классификации куда хуже.
Артур Васильев (49192) писал (а) в ответ на сообщение:
> Определение понятий — это более сложная операция чем классификация и сравнение. Смотрите главу 10 у Талызиной. > > А внутри классификации есть такой логический навык как «подведение под понятие». По минимуму это уточнение каждого слова и каждого выделяемого свойства в соответствии с целью. quoted1
Надо учить формировать понятия, а не подводить под известные понятия в упрощенных школьных системах.
Артур Васильев (49192) писал (а) в ответ на сообщение:
> Единое основание это и есть цель классификации. Буквально. quoted1
Артур Васильев (49192) писал (а) в ответ на сообщение:
> потому что нет цели — достойной, сообщной и желательно полезной quoted1
Артур Васильев (49192) писал (а) в ответ на сообщение:
Артур Васильев (49192) писал (а) в ответ на сообщение:
> Есть в логике закон достаточного основания. По минимуму это ответ на вопросы что-кто-как-зачем-какими средствами…… Достаточное основание — это 80% мышления.quoted1
Основные формы развития ума 1. Договориться о понятиях, выбрать вариант
Например, технология управления Павла Зволева начинается с формирования в команде умения договариваться о понятиях. Участникам дается задача договориться о смысле базовых слов, касающихся практического управления. Начиная со слова «менеджмент» (управление).
Предварительно всем дается несколько определений менеджмента и предлагается, чтобы каждый выстроил свое определение.
Группа — желательно 16 человек — делится на пары. И дается задача договорится в каждой паре о понятии менеджмент. Далее пары объединяются до четверок и следует новый договор. Далее в круг садятся лучшие представители четверок и договариваются о понятии менеджмент между собой.
Всего надо договориться о 20 понятиях. Постепенно формируется навык договаривания за 5 минут на один цикл. Попутно выясняется, что обычно люди говорят каждый о своем и это одна из главных причин непонимания и нарушения исполнения задач/поручений/приказов.
Можно усилить игру, давая какую-то проблему и предлагая участникам найти лучший вариант ее решения. Далее по схеме договаривания.
2. Передача информации
Также в группах от 16 человек. Это базовая технология обучения и взаимотивации и естественного разнообразия коллективного ума.
Ставится задача на передачу информации. Формы. а) точная передача б) упрощение задачи — скажем 1,5 страницы до 0.5 страницы — с сохранением смысла в) творческая целевая передача
Это две базовые формы коллективного обучения. В системе Тарасова им соответствуют игры Персонал, Вариант, Стресс.
Задача поставлена Сегодняшний ряд постов четко обозначил пространство задачи «Развитие ума» как восстановления своего ума у 99% населения. И тем восстановления своей человеческой природы, т. е. снятия практического отчуждения человека от своей природы.
Теперь можно рассмотреть первую ступеньку ума — уровень выделения свойств — и разобраться, что там может стопорить свой ум и что с этим делать. Имеется в виду самостоятельная практика оживления своего ума.
Буквальный смысл слов Первый уровень понимания — это буквальное осмысление, устранение барьеров между логическим и чувственным, между левым и правым полушариями мозга, между разумом и душой и телом. Для этого необходимо все слова опредмечивать и допереводить на родной язык.
Возьмем слово «хлеб» и начнем вспоминать конкретные формы хлеба. Это и булка и булочка и батон и буханка и кругляш и лепешка и кренделя с бубликами и коржиками и кексами… Что у них общего? — мука, выпечка, дрожжи-соль-сахар-масло по вкусу/по рецепту. Но ведь можно использовать и гречневую муку и овсяную и рисовую и ячменную и кукурузную и соевую и гороховую и тапиоки и арахисовую…. Сама мука — например пшеничная или ржаная — может быть разных семенных сортов, разного помола, по разному подготовленной. Плюс тысячи вариантов добавки специй и наполнителей (яйца, молоко, кефир, сыр, ананасы, орехи…). Плюс разные способы подготовки теста (и разные дрожжи) и разные способы выпечки.
И все это хлеб. Прекрасный способ объяснения, что такое понятие. Который можно перенести в любые науки. Например, математическое понятие группы (множество+ассоциативная операция) обретает плоть когда студенты узнают пару десятков разных конкретных форм групп — это и числа и многочлены и алгоритмы шифрования и преобразования кубика Рубика и дифференциальные многообразия и проективные преобразования и группы симметрий орнаментов и кристаллов и многие другие. Сначала понятие как бы разрушается, освобождается от конкретных предметных привязок, а затем складывается вновь из более общих признаков.
Значимым является углубление в этимологию слов и понятий. Иностранные слова лучше переводить буквально на русский, используя здесь индоевропейское родство языков. Это позволяет использовать новые слова сразу двумя полушариями мозга.
Чисто русские слова (которые ложатся в подсознание прямо) тоже следует уточнять по смыслу и их истории — чтобы ложились правильно. Например, слово «хлеб» у Фасмера выводится из готического хлаф/хлайф (очень он любил все истинно-немецкое=арийское). Хотя слово в славянских языках изначально. А арийское родство куда старше истории готов. Как и технология выпечки хлеба. Поэтому надо понимать, что это базовое слово русского языка, что оно имеет родственников в готическом и древне-английском, что оно семантически резонирует со словами хлябь, хлeбать и лепить. Еще до того, как научились печь хлеб, зерна толкли-растирали и добавляли в горшок, в похлебку.
То есть язык и окружающий мир сами дают нам развертывание свойств предметов через развертывание предметных форм слов.