КЛАССИФИКАЦИЯ — многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия — видами, видами видов (подвидами), и т. д. Наиболее сложные и совершенные К. дает наука, систематизирующая в них результаты предшествующего развития к.-л. отраслей знания и намечающая одновременно перспективу дальнейших исследований. Блестящим примером научной К. является периодическая система элементов Д. И. Менделеева, фиксирующая закономерные связи между химическими элементами и определяющая место каждого из них в единой таблице. Большую роль в развитии биологии сыграла К. растений К. Линнея. Хорошо известна К. элементарных частиц, даваемая современной физикой.
К. подразделяется на естественную и искусственную. В качестве основания естественной К. берутся существенные признаки, из которых вытекают многие производные свойства упорядочиваемых объектов. Искусственная К. использует для упорядочения объектов несущественные их признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы имен этих объектов (алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т. п.).
В 17—18 вв. естественная К. объявлялась высшей целью изучения природы и венцом научного ее познания. В 20 в. представление о роли К. в процессе познания заметно изменилось. Противопоставление естественной и искусственной К. во многом утратило свою остроту. Далеко не всегда удается существенное четко отделить от несущественного, особенно в обществе и живой природе; кроме того, существенное в одном отношении может оказаться гораздо менее важным в др. отношении. Поэтому роль К., в т. ч. естественной, не должна переоцениваться, тем более не должно преувеличиваться ее значение в области сложных и динамичных социальных объектов и явлений. Как стало очевидным еще в 19 в., абсолютно резкие разграничительные линии несовместимы с теорией развития.
Классифика́ция, также классифици́рование (от лат. classis «разряд» и facere «делать») — понятие в науке (в философии, в формальной логике и др.), обозначающее разновидность деления объёма понятия по определённому основанию (признаку, критерию), при котором объём родового понятия (класс, множество) делится на виды (подклассы, подмножества), а виды, в свою очередь делятся на подвиды и т. д.
Классификация широко применяется как в науке (особенно, в естественных науках), так и в практической деятельности, причём научные классификации отличаются более устойчивым характером, поэтому сохраняются долгое время[1][2]. Например, классификация химических элементов, созданная Д. И. Менделеевым продолжает дополняться по сей день. В классификации важное значение имеет выбор основания (критерия, признака) деления предмета. Основание может быть существенным и несущественным. Классификация выполненная по существенному признаку называется естественной, классификация выполненная по несущественному признаку — искусственная (или, вспомогательная) классификация[3]. Одна из трудностей, которая возникает при классификации является переходная форма[4]. Например, при классификации прав и свобод человека и гражданина свобода слова может быть отнесена как к естественным (врождённым) правам, так и к политическим правам.
Правила классифицирования (деления объёма понятия)
Так как классификация является разновидностью деления понятия, то ей присущи все правила, используемые при операции деления объёма понятий[3].
1. Как и при делении, классификацию необходимо проводить только по одному конкретному основанию. Если данное правило будет нарушено, то произойдёт пересечение понятий[5]. Например, в делении «Бумага делится на белую, чёрную, толстую, тонкую» допущена ошибка, так как деление произведено не по одному основанию, а сразу по двум. То есть, первое основание — цвет, вторым основанием является толщина. Так, бумага может быть белой и толстой, черной и тонкой, или наоборот.
2. Необходимо соблюдать соразмерность деления[5][6], т. е.сумма членов классификации должна равняться объёму родового понятия (класса, множества).
Возможные ошибки при несоблюдении данного правила: • Неполная (узкая) классификация. То есть объём видовых понятий в результате классификации не исчерпывают объём делимого понятия. Например, в классификации «Литературные жанры по содержанию делятся на трагедии, комедии, ужасы» не указан жанр — драма. • Классификация с лишними видовыми понятиями. Примером данного вида ошибок является деление «Компьютеры делятся на настольные, мобильные, переносные и персональные», в котором «персональные» компьютеры является лишним видовым понятием.
Члены классификации должны взаимно исключать друг друга. Подразделение на подклассы должно быть непрерывным[6].
> 2004fly2004 (2004fly2004) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Классификация — это вообще отдельная тема quoted2
>
>> И однозначно сказать, что «эти критерии правильны, а эти — нет» почти никогда нельзя >> Кроме того, интересны способы классификации не загнанного в рамки догм сознания >> Могут дать много нового и интересного, кстати quoted2
> > Классификация это базовый навык, востребованный уже в начальной школе. Этот навык строится на навыке сравнений, которые строятся на навыке выделения существенных и несущественных свойств. Плюс нюансы. >
> Предметное содержание всегда неоднозначно, поэтому всегда имеет договорной характер. > > Добавляйте если будет потребность. quoted1
вопрос в том, какие свойства считать существенными:) а это уже субъективно ворона пантера черный стол тигр с ходу три возможности классификации, и не понятно, какая из возможностей «правильная»
Артур Васильев (49192) писал (а) в ответ на сообщение:
> Этот навык строится на навыке сравнений, которые строятся на навыке выделения существенных и несущественных свойств quoted1
чего выделение? в древней Греции этим занимались много знаний нужно штобы это увидеть не по внешним признакам они часто задают мне эти вопросы а мне это совсем не нужно я против што против это должны быть для них специальные школы? эту выкл энтузиастов 22 дурня выкл
> вопрос в том, какие свойства считать существенными:)
> а это уже субъективно > ворона пантера черный стол тигр > с ходу три возможности классификации, и не понятно, какая из возможностей «правильная» quoted1
Определения выше (классификация) — это первичная системная рамка понятий. Теперь надо погружаться к элементарным навыкам.
Вопрос в том, где находится ваша личная твердая грань мышления.
Самая нижняя — это выделение свойств в предмете. Практический урок представлен у Талызиной в главе 9. Посмотрите.
> чего выделение? > в древней Греции этим занимались
> много знаний нужно штобы это увидеть не по внешним признакам > они часто задают мне эти вопросы > а мне это совсем не нужно quoted1
Ну вот вы сами и ответили. Существо определяется целью. Так как понятия и логика дело общественное, то желательно чтобы цель была достойной и сообщной.
> 2004fly2004 (2004fly2004) писал (а) в ответ на сообщение:
>> вопрос в том, какие свойства считать существенными:) quoted2
>
>> а это уже субъективно >> ворона пантера черный стол тигр >> с ходу три возможности классификации, и не понятно, какая из возможностей «правильная» quoted2
> > Определения выше (классификация) — это первичная системная рамка понятий. Теперь надо погружаться к элементарным навыкам. > > Вопрос в том, где находится ваша личная твердая грань мышления. >
> Самая нижняя — это выделение свойств в предмете. > Практический урок представлен у Талызиной в главе 9. > Посмотрите. quoted1
> hvv69 39362 (39362) писал (а) в ответ на сообщение:
>> чего выделение? >> в древней Греции этим занимались quoted2
>
>> много знаний нужно штобы это увидеть не по внешним признакам
>> они часто задают мне эти вопросы >> а мне это совсем не нужно quoted2
> > Ну вот вы сами и ответили. Существо определяется целью. Так как понятия и логика дело общественное, то желательно чтобы цель была достойной и сообщной. quoted1
так не массовое тфилининье мозга …. детских садов может услышишь чем их зомбируют это не правильно я против мне неинтересно кто за этим стоит я против чем покровители круче тем прикольный :
> вопрос в том, какие свойства считать существенными:)
> а это уже субъективно > ворона пантера черный стол тигр > с ходу три возможности классификации, и не понятно, какая из возможностей «правильная» quoted1
Первый вопрос в том, что считать понятием. В энциклопедии же сказано:
> Классифика́ция, также классифици́рование (— понятие в науке (в философии, в формальной логике и др.), обозначающее разновидность деления объёма понятия по определённому основанию quoted1
Вы сначала возьмите определенное понятие, а потом его делите. Какое понятие вы взяли в этом наборе — «ворона пантера черный стол тигр»?
> 2004fly2004 (2004fly2004) писал (а) в ответ на сообщение:
>> вопрос в том, какие свойства считать существенными:) quoted2
>
>> а это уже субъективно >> ворона пантера черный стол тигр
>> с ходу три возможности классификации, и не понятно, какая из возможностей «правильная» quoted2
> > Первый вопрос в том, что считать понятием. В энциклопедии же сказано:
>> Классифика́ция, также классифици́рование (— понятие в науке (в философии, в формальной логике и др.), обозначающее разновидность деления объёма понятия по определённому основанию quoted2
> > Вы сначала возьмите определенное понятие, а потом его делите. Какое понятие вы взяли в этом наборе — «ворона пантера черный стол тигр»? quoted1
три разных живое — не живое цвет количество ног три различных системы классификации
> А нужно — одно. Одно понятие со своим объемом, <nobr>т. е.</nobr> один класс. И только потом этот объем делить на подклассы. > > Вы прочитали, что такое классификация? quoted1
в том-то и дело, что НЕ нужно вы догматизируете очень зыбкую вещь от того, каким образом ребенок классифицирует, можно сделать вывод о системе обучения, которая ему максимально комфортна а ведь может быть еще масса признаков классификации, тоже «правильных»