Правила форума | ЧаВо | Группы

Российский Кавказ

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Карачаевцы

  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
01:43 12.11.2012
Справедливый писал(а) в ответ на сообщение:
>Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:

>Почему осетины назыли балкарцев ассами? Как можно чужой народ называть своим именем?
Я не вникаю глубоко в историю горских татар. Спроси об этом осетин это, раз. А насчет, кто кому не ответил... Ты еще не прокомментировал мой вопрос, который я задавал дважды: "ПОЧЕМУ КАРАЧАЕВЦЫ СЕГОДНЯ НАЗЫВАЮТ СЕБЯ "КАРАЧАЙЛЫЛА", А НЕ "АЛАНЛЫЛА"? Тем более, что до начал прошлого века у карачаево-балкарцев было общее самоназвание - ТАУЛУ????Сегодняшние болгары носят имя одного из тюрских племен, и не отказываются от части своего тюркского прошлого на совершенно законных основаниях, не называя себя "балканцами" или "фракийцами".

Насчет ирАнизмов (ирОнизм - это ваши тюрские антиосетинские фобии) в КЧР: Лаба, Загедан (Загдон), Закан, ЭЛЬБРУС, например.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
01:44 12.11.2012
И научись приводить в историко-лингвистических спорах хоть какие нибудь источники, а не сведения, которые известны только тебе.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
02:02 12.11.2012
При глубоком и объективном исследовании этногенеза карачаево-балкарцев нельзя обойти вниманием и вопрос самоназвания (этнонима) этого народа. Хотя карачаевцы и балкарцы являются одним народом с едиными корнями, до сих пор они не имеют единого и общепринятого этнонима (самоназвания). Причину такого положения, на наш взгляд, более убедительно объяснила Н.Г. Волкова. Она, в частности, отметила, что отсутствие общего самоназвания у этих народов «вполне вероятно связано с тем, что в этногенезе карачаево-балкарцев участвовали различные тюркоязычные родоплеменные группы не имевшие общего самоназвания, последующая географическая изоляция и территориальная разобщенность, которые не способствовали в дальнейшем формированию единого карачаево-балкарского самоназвания». На самом деле, в этногенезе этого народа участвовали различные родоплеменные группы кипчаков (половцев). К ним, например, относятся: чычхансау, чоча, карачай, каракиргиз, адай, бечел, сюйюндюк, сояк, сюек, жилян, боташ, карабуга, актай, генжетай, асан, кочхар, теке, и др. Названия ряда указанных племен ныне встречаются в фамильных образованиях балкаро-карачаевцев.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
02:16 12.11.2012
Унежев К.Х. Происхождение карачаевцев и балкарцев. http://www.kavkaz-uzel.ru/forum/topics/1740


А что касается карачаевцев, то в письменных источниках первые упоминания о них встречаются в 1639 г., когда посол московского царя Федот Елчин ехал в Сванетию через Баксанское ущелье. Он, в частности, отмечал, что там застал карачаевцев и останавливался у их предводителей Крым-Шамхаловых12.

Исходя из всех вышеупомянутых документов, можно сделать вывод, что уже к XVII веку высоко в Кавказских горах проживал немногочисленный народ, который находился в зависимости от кабардинцев и подчинялись только им. А их непосредственными соседями к этому времени, кроме кабардинцев, были абазины, аланы и за Кавказским хребтом - сваны. В этой связи возникает вопрос: каково происхождение тех, кого тогда называли балкарцами? Это название носили аланы, которые жили там до прихода сюда предков карачаево-балкарцев, или последние?

Теперь вопрос заключается в том, чтобы выяснить откуда же все-таки пришли карачаево-балкарцы, какие племена наибольшее влияние оказали на этногенез этого народа.

Многочисленные данные различных направлений научных знаний говорят в пользу того, что основную роль в этногенезе карачаево-балкарцев сыграли кипчаки, которые обосновались в Крыму с середины XIвека, и известны были как половцы или куманы.

...Определяя место тюркоязычных карачаево-балкарцев и кумыков, специалисты отмечают, что среди кипчакских языков есть обладающие значительными булгарскими чертами. В частности, например, татарский и башкирский, входили в кипчако-булгарскую группу. Но есть такие кипчакские языки, которые в слабой мере содержат булгарские элементы. К ним относятся кумыкский и карачаево-балкарский. Дело в том, что специалисты–лингвисты, в том числе Н.А. Баскаков, подразделили кипчакский язык на три подгруппы: кипчакско–булгарская, кипчакско–огузская «половецкая» и кипчакско-ногайская. И они относят кумыкский и карачаево-балкарский языки к кипчакско-огузской (половецкой) подгруппе кипчакских языков20.

Из этого следует, что кумыки и карачаево-балкарцы являются ближайшими потомками кипчаков, которые проживали в Крыму и Центральном Предкавказье. Наличие же в их языках весьма слабых признаков языка булгаров, по всей вероятности, объясняется тем, что «черные» болгары, жившие до появления кипчаков в этом регионе Кавказа, были ассимилированы огузами и слились с местными племенами21.

...По поводу пути следования кипчаков (чагатайцев) из Крыма на нынешнюю их территорию через Абхазию дает интересные сведения устное народное творчество карачаево-балкарской диаспоры Турции. В этом плане особого внимания заслуживает историческая поэма И. Сылпагарова «Уллу Кюч» (Великая сила), записанная Х.Х. Малкондуевым во время научной экспедиции в эту страну. В этой поэме говорится о скитаниях предков карачаево-балкарцев, когда они вышли из Крыма. В частности в ней мы читаем следующие строки:

Скитаясь и кочуя, они в страну Абхаз пришли,

На поляне Инал-Куба радостью вздохнули26.

При этом следует отметить, что и в фольклоре балкарцев проживающих в Кабардино-Балкарии сохранились воспоминания об Инал-Кубе. В частности встречается, правда редко, понятие «Къынгыр Иналны Обасы, т.е. Могила или Мавзолей Кривого Инала»27.

...В пользу того, что предки карачаево-балкарцев пришли на нынешнюю их территорию через горный перевал и тайком от кабардинцев заняли ее, дает любопытные сведения устное народное творчество карачаево-балкарцев и кабардинцев. В частности, в той же вышеупомянутой поэме И. Салпагарова есть фрагмент о том, что предки карачаево-балкарцев «тихо-тихо, незаметно через территорию современного Карачая перебираются через Баксанское ущелье, где живут в ауле Эль-Журт и выше по ущелью. Вождь племени Карча дает строгое указание: не рубить деревья вблизи рек, чтобы не привлекать к себе внимание…хорошо вооруженных кабардинских князей»28.

А что касается дальнейшего их расселения по ущельям Баксана, Чегема и Черека, в той же поэме говорится, что кабардинцы вытесняют их из Баксанского ущелья и в результате этого основная часть их населения перекочевывает обратно в верховье Кубани. А те, что остались в старых поселениях, расселились по ущельям Чегема и Черека. Например, в поэме сказано:

Чегем, Холам, Бызынгы, тутулады сайланып,

Бахсан, Малкъар барысы, бир-бирине байланып.

Къарачайлыд бырысы, Малкъар журтда тургъанла,

Бирге келип Кавказгъа, туугъан журтну

кургъанла.

Чегем, Холам, Безенги живут благополучно,

Баксан и Балкария в дружбе друг с другом.

Все, которые живут в Балкарии, это-

карачаевцы,

Вместе придя на Кавказ, они основали здесь

свою родину29
.

...В начале XX в. Лавинцева А.И. писала, что «Карачаевцы вышли на Кавказ из Крыма. По типу, это были чистокровные татары … Карачаевцев было к 1828 г. не более восьми тысяч человек. Через владения карачаевцев проходили все наиболее удобные и короткие пути, выводившие с Западного Кавказа на Восточный. Благодаря последнему обстоятельству, а главное – благодаря своей недоступности, карачаевские аулы стали убежищем для всех хищников гор. Здесь укрывались абреки, разбойники и все те, кто не мог – бы показаться даже между своими без опасения быть убитым»30.

Таким образом, из этих сообщений необходимо сделать вывод, что предки карачаево-балкарцев вышли из Крыма и переселились на современную территорию через горный перевал, заняв сначала верховье Кубани, а затем расселились по ущельям Баксана, Черека и Чегема.

...Но, на наш взгляд, кипчаки, которые заняли верхнюю, скалистую часть горного хребта ущелий Черека, Чегема и Баксана, пришли из Крыма через горный перевал и постепенно расселились по этим ущельям. С большой долей вероятности можно предположить, что первоначально в верховьях рек Уруха и Черека поселились те кипчаки и остатки Золотой Орды, которые жили в степной зоне Северного Кавказа. Это могло произойти после разгрома Золотой Орды войсками Тимура в конце XIVв.

Таким образом, надо полагать, что кипчаки, проживавшие в степной зоне Северного Кавказа, и остатки Золотой Орды первыми поселились в горах и влились в среду тех алан, которые оказались в горах раньше. Скорее всего, аланы поселились в горах после их разгрома в XIII в. татаро-монголами.

В исследовании проблемы этногенеза того или иного народа огромное значение имеют его религиозные верования, особенно самые их ранние формы, в том числе язычество. Именно они могут прояснить многое в этом сложном вопросе истории народа. Общеизвестно, что одним из главных языческих божеств карачаево-балкарцев является Тейри (Тенгри). Это божество также являлось главным у многих тюркских племен, проживающих на огромной территории Азии. Именно в монгольских степях и Алтайских горах появилось это божество, и до сих пор его почитают живущие там народы. Есть и другие общие языческие божества у этих народов. А что касается самых ранних форм религиозных верований, как анимизм, фетишизм, тотемизм, магия или колдовство, то и здесь много общего у карачаево-балкарцев с тюркскими племенами Азии. Все это еще раз подтверждает то, что далекие предки карачаево-балкарцев имеют прямую связь с последними.

Ко всему этому необходимо добавить, что много параллелей мы находим между карачаево-балкарцами и тюркскими народами Азии в мифологии, сказаниях, сказках, и других жанрах устного народного творчества, много общих сюжетов и персонажей. Со всеми этими фактами невозможно не считаться при исследовании проблемы этногенеза народа.

Таким образом, с большой долей вероятности, можно констатировать, что ближайшими предками карачаево-балкарцев являются кипчаки (половцы), которые пришли из Крыма. Их роль в этногенезе этого народа подтверждают многие авторитетные специалисты. Однако следует отметить, что в этом процессе сыграли определенную роль и аланы, которых кипчаки застали в горах, когда они пришли в этот край. Возможно, в этногенезе карачаево-балкарского народа участвовали определенные локальные группы кипчаков, проживавшие в Предкавказских степях, а также в качестве субстрата могли выступить адыги, предки которых жили с древнейших времен в этом регионе.

У большинства ученых кавказоведов утвердилась точка зрения, что на протяжении XVII-XVIIIвв. продолжался процесс этнической консолидации карачаево-балкарцев. Об этом красноречиво говорит тот факт, что еще в 40-е годы XVIII в. западная граница осетин-дигорцев с балкарцами была не устойчива, местное население находилось в состоянии свободного двуязычья48.

...Ближайшие предки карачаево-балкарцев – кипчаки - начали свой путь в районе Саяно-Алтайского нагорья. Поэтому не случайно карачаево-балкарский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. А язык, как известно, является самой консервативной составляющей духовой культуры каждого народа.

...

Статья, местами также небесспорна, в части влияния адыгов на этногенез осетин, но целом соответствует сложившимся и устоявшимся взглядам в российской и международной этнографии и лингвистике на этногенез горских тюрков - карачаево-балкарцев.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Slav&Co
AskAsk


Сообщений: 1459
02:48 12.11.2012
Slav&Co писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
> -------------
> Сообщение было проверено модератором. Вам объявляется замечание за это сообщение. Пожалуйста, следите за тем, что Вы пишете.
quoted1
Ну кто бы сомневался!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Slav&Co
AskAsk


Сообщений: 1459
02:51 12.11.2012
Slav&Co писал(а) в ответ на сообщение:
>> к тому же автором данного текса является армянка, а об отношении армян к тюркам думаю ты знаешь.
quoted1
г-н Модератор!!!а об отношении тюрков(простите,описка,-Тюрков)к армянам Вы знаете?
думаю,знаете....
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Slav&Co
AskAsk


Сообщений: 1459
03:04 12.11.2012
Уничтожитель либирасов писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> ты сейчас сам себе отправил.
> хочешь объясню как писать что б у твоего собеседника -оппонента было сообщение --- мигание справа вверху как сейчас от моего
> .че объяснять-то,Мишань?если надо будет-адресно напишу оппоненту в личку.доброй ночи)).quoted1
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Slav&Co
AskAsk


Сообщений: 1459
03:21 12.11.2012
Уничтожитель либирасов писал(а) в ответ на сообщение:
>Slav&Co писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения
quoted1

Мишань,я тебя уверяю,что модер читает тут все посты.тут не так много участников,как на Украине(в смысле на ветке украинской).тем более,что ВСЕГДА же верх берет человеческое любопытство,"а шо там русаки выдавили")) тем более на родной теме-то....хотя,четно,и эту ярмарку тщеславия пора покидать уже....ток из-за Олексы и сижу-ликбез свой провожу по историческим корням да горам))
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Provizor
docdex


Сообщений: 1874
10:39 12.11.2012
Справедливый писал(а) в ответ на сообщение:
> к примеру почему на территории КЧР нет никаких остаток иронизмов, а есть тюркские?
quoted1
ну потому что тюрки очень любят работать кувалдой даже на памятниках занесенных в ЮНЕСКО, а что нибудь там поменять на свой лад так это мелкие шалости...



/300px-Julfa-khachkars.jpg



/250px-Azeridus.jpg
работают тюркские джигиты
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
11:39 12.11.2012
Provizor писал(а) в ответ на сообщение:
> Справедливый писал(а) в ответ на сообщение:
>> к примеру почему на территории КЧР нет никаких остаток иронизмов, а есть тюркские?
quoted2
>ну потому что тюрки очень любят работать кувалдой даже на памятниках занесенных в ЮНЕСКО, а что нибудь там поменять на свой лад так это мелкие шалости...
quoted1
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
13:21 12.11.2012
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
> Насчет ирАнизмов (ирОнизм - это ваши тюрские антиосетинские фобии) в КЧР: Лаба, Загедан (Загдон), Закан, ЭЛЬБРУС, например.
quoted1

Лаба - абазинское название.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
14:16 12.11.2012
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
> В северной части Адыгеи немало тюркских гидронимов но никто не оспаривает что это лишьследы позднего пребывания там тюрок..
quoted1

У большинства этих гидронимов есть и адыгские названия, но т.к. расширение РИ происходило с севера на юг, то и география формировалась на основании показаний тюркоязычных кочевников обитавших между Кубанью и Доном.
Та же Кубань у адыгов называлась Пшыз.
Еще пример, у адыгов в верховьях р. Убин была гора, которая называлась Собай Iуашъхь, переводится как "Курган рода Собай", в российской топонимике и тур. справочниках эту гору назвали Собер-Баш.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
14:19 12.11.2012
По Лабе - есть два десятка версий происхождения названия. И ни одна сто процентов не доказана. Иранская (не персидская!) наиболее разработана.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
17:13 12.11.2012
Tembot_k писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> У большинства этих гидронимов есть и адыгские названия, но т.к. расширение РИ происходило с севера на юг, то и география формировалась на основании показаний тюркоязычных кочевников обитавших между Кубанью и Доном.
> Та же Кубань у адыгов называлась Пшыз.
> Еще пример, у адыгов в верховьях р. Убин была гора, которая называлась Собай Iуашъхь, переводится как "Курган рода Собай", в российской топонимике и тур. справочниках эту гору назвали Собер-Баш.
quoted1

С этим никто и не спорит. Только некоторые адыгские гидронимы были вытеснены настолько, что их мало кто помнит. Хоят был и обратный процесс, когда они восстанавливались. Река Псенафа, тоже искаженное адыгское ПсынэшIугъ, долгое время была известна как Картульгень или Катульген. Та же р. Уль фигурировала как р.Булансу, и т.д.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Slav&Co
AskAsk


Сообщений: 1459
17:21 12.11.2012
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения
>
> С этим никто и не спорит. Только некоторые адыгские гидронимы были вытеснены настолько, что их мало кто помнит. Хоят был и обратный процесс, когда они восстанавливались. Река Псенафа, тоже искаженное адыгское ПсынэшIугъ, долгое время была известна как Картульгень или Катульген. Та же р. Уль фигурировала как р.Булансу, и т.д.
quoted1
может,"псынэ шъугъ",Олекса?(в смысле протухшая вода) или все же "добый источник в прошлом"(псынэ шIугъ(э))?
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Сирия

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Карачаевцы. >Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:>Почему осетины назыли балкарцев ассами? Как можно ...
    Karachays. >Explorer wrote (a) in response to the message: >Why Ossetians nazyli Balkar aces? How ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия