Правила форума | ЧаВо | Группы

Российский Кавказ

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Карачаевцы

  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
22:31 17.02.2013
Онгар Чагаров 17322 писал(а) в ответ на сообщение:
> на счет восстаний поинтересвуйся сначала))) было большое восстание в 1855 году подавленное царскими войсками, именно тогда собиралась часть карачаевцев уйти в Абхазию по соглашению с Маршанией). Руководитель эфенди И.Хубиев
quoted1

Одно! После 30 лет "русского владычества". И то при помощи Мухаммед-Амина..

"Поэтому «пункт №1» национальной идеи карачаевца – не дать Государству обмануть с себя, ибо это Государство – враг. Крайности этой идеи: по возможности самому обмануть Государство, а потому всякий, кто честно работает на Государство, считается в лучшем случае простачком, в худшем – глупцом.



«Пункт №2» национальной идеи – «обрести крышу над головой», т.е. свою государственность будь она в форме автономии, будь – в перспективе – в виде самостоятельного образования (если Россия уйдет с Кавказа).

«Пункт №3» национальной идеи – выработать систему «народной дипломатии», которая бы преодолела спорные моменты в отношениях с соседями."

Р.Хатуев.http://kavkasia.net/interview/a rticle/1297746250.php
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
22:50 17.02.2013
Карачай второй половины 19 века глазами исследователя
09.02.2013 20:49

В нашем распоряжении оказалась отсканированная ксерокопия книги о Карачае. Книга издана в 1900 году. Автор - историк, этнограф, археолог и краевед Сысоев В.М. (1864 - 1933).

Автор описывает географическое местоположение Карачая, климат, флору и фауну региона, его природные богатства. Рассматривается происхождение коренного населения Карачая и краткая история народа; освещаются обычаи, нравы, традиции карачаевцев. Исследуется экономическое положение современного автору Карачая, особенности земледелия и скотоводства, разделение населения на сословия. Описываются археологические памятники на территории Карачая. Кроме того, представлено частное описание аулов Карачая в 1898 году.

Предлагаем вашему вниманию часть данной книги со страницы 47 по страницу 80. Всего в книге 156 страниц. К сожалению не все места удалось разобрать.

Глава III. (не сначала)

Карачаевцы, большею частью, среднего роста; подходят больше к типу русского коренастого мужика, чем к типу легкого, , подвижного, если можно так выразиться, поджарого горца-кабардинца, или черкеса. Только немногие бывают высокого роста, стройны и легки. Изредка попадаются очень стройные и красивые люди, (напр., Байрамуков в Хурзуке).

Среднего роста, плотный, широкоплечий, мускулистый карачаевец иногда производить даже впечатление неуклюжего человека. Цвет лица смугловатый. Зубы очень хорошие, белые, даже у стариков. Борода большею частью большая и густая. Голову часто бреют. В ином карачаевце нельзя найти ни одной черты монгольского племени. Однако встречаются и такие типичные монгольские семьи, представители которых сразу своим лицом выдают монгольское происхождение: узкие глаза, широкое лицо, выдающиеся .....

Женщины вообще стройнее, тоньше и относител... есть мужчин. Красивые женщины довольно редки. Старухи обыкновенно ужасны на вид.

Карачаевец не расстается с конем, если он есть у него; но лихое наездничество-джигитовка не в моде. На праздниках (Курбан-Байрам) однако непременно устраиваются скачки. Карачаевец очень много ходит, будучи почти неутомимым ходоком по каким угодно горным дорогам. Не раз мне приходилось ездить верхом в горах Карачая; рядом со мной шел пешком какой-нибудь старик-проводник: я, сидя верхом, в конце концов, после 20-40 верст, утомлялся ехать, а карачаевец, очевидно, мог еще пройти пешком, сколько угодно.

По-видимому, карачаевец, как всякий горец, может подняться на какую угодно скалу, рискуя ежеминутно свалиться и разбить себе голову.

Карачаевцы чрезвычайно словоохотливы. Красноречие и
уменье говорить цветисто или сложить песню у них весьма ценится, и этим они отличаются среди всех своих соседей. Они любят и поговорить, и послушать - большие охотники до новостей. Имея очень много свободного времени, как большинство горцев, особенно, магометане, карачаевец с самого раннего утра отправляется к: соседям, чтобы собирать новости. По целым часам они в приятной компании просиживают где-нибудь в сакле или перед нею, перебирая все новости или обсуждая в двадцатый раз какой-нибудь ничтожный вопрос. Если есть лошадь, карачаевец отправляется в соседний аул с той же целью.

Если есть какой-нибудь приезжий, то целая толпа карачаевцев собирается кругом него, чтобы посмотреть, кто приехал, зачем и т. п.

В комнату, где находится приезжий, мало-помалу набиваются карачаевцы. Часть их садится па скамьи, часть становится у стенки, а часть присаживается тут же на полу на корточки — в таком положении, внимательно прислушиваясь к беседе приезжего, они могут провести целый день. Если приезжий возбудил особенное любопытство, то они начинают между собой обсуждать различные подробности одежды и пр., без церемонии показывая или даже дотрагиваясь пальцами до приезжего. Вещи приезжего подвергаются детальному осмотру. Если приезжий курит и откроет свой табак, то каждый присутствующий с удовольствием берет горсточку табаку. Если пьёт чай, то все принимают участие. Ест приезжий - все с аппетитом смотрят на него и с большим удовольствием обгладывают кости.

Таких посетителей, одним словом, набирается полная комната. Приезжий гость сначала обыкновенно с любопытством смотрит на эту толпу. Однако потом, когда в комнате станет душно, когда надоедят эти назойливые взгляды и досмотры, гость старается выпроводить непрошенных посетителей, которые уходят с видимым неудовольствием. Если с ними особенно церемониться, то придется целый день страдать от их любопытства. Они готовы сидеть до поздней ночи.

Тягость от их присутствия в комнате чувствуется тем больше, что от карачаевцев, вследствие их большой нечистоплотности и постоянного пребывания около скота, идет запах прогорклого и прокисшего бараньего сала, который потом довольно трудно удалить даже из пустой комнаты, несмотря на открытые окна и двери.

Такое же любопытство проявляется у них и в том случае, если конный карачаевец встретить на дороге какого-нибудь интересного проезжего: он непременно поедет с ним вместе, бросив свое дело, и не отстанет от него пока не проводить до самого места назначения. Тогда только разузнав все новости, он отправится за своим делом! Передавая новости друг другу, карачаевец не прочь придумать что-либо свое, изукраситъ новыми подробностям и т. п.

Карачаевцы добры и приветливы, готовы делиться с другим всем, что есть. Однако они и хитры и склоны к обману. Коренной недостаток карачаевца — склонность к лени. Большая часть домашних работ исполняется женщинами.

Как вышеописанные, так и вообще семейные порядки у карачаевцев вполне сходны с порядками у других горцев.

Главою всего дома является самый старший в семье,
отец семьи. .

После его смерти старшинство переходить к старшему во всем доме: старшему сыну и т. д. Старший в доме является полновластным и беспрекословным распорядителем во всех хозяйственных делах. Старшим принадлежит всевозможный почет и уважение. Младшие в присутствии старших не имеют права сесть, пока на это не будет дано разрешение старшим,вмешиваться в разговор, принимать участие в еде. Такое уважение обязательно не только по отношение к старшим членам своей семьи, но и вообще ко всем лицам, старшим по возрасту. Старики пользуются общим почетом.

При встрече со старшим карачаевец обязан сопровождать его, пока тот не позволить ему идти по своему делу. Младший должен подать лошадь старшему, держать ее под уздцы, подать стремя. Вообще, младший должен дать старшему место с правой стороны, идти туда, куда пошлет старший, и оказывать ему разные услуги.

Положение женщины вообще незавидное. Женщины не должны быть там, где находятся мужчины. При встрече с мужчиной, хотя бы то был еще совершенный юноша, замужняя женщина, хотя бы и старая, должна свернуть в сторону и скрыть свое лицо, повернувшись к проходящему или проезжему спиною. Замужняя женщина не может принимать в своем доме посторонних мужчин, кроме близких родственников, выходить из дому без сопровождения служанки или родственницы мужа или принимать участие в каких бы то ни было увеселениях и общественных празднествах. Единственная отрада бедных женщин заключается в том, что они, едва представится к этому возможность, сходятся втроем, вчетвером и начинают перебирать все новости, подобно мужчинам. Тут они могут простоять 2—3 часа, пока не пройдет какой-либо мужчина и не разгонит их.

Девушки, напротив, пользуются большей свободой. Для девушки не считается предосудительным быть в обществе холостых людей или посещать знакомых, участвовать в танцах, пении и других публичных увеселениях; на свадьбах и т. п. Во время этих увеселений, когда девушки пользуются большой свободой, замужние женщины стоят где-либо в сторонке, прижавшись друг к другу, и украдкой посматривают на веселящихся.

Супружеская нежность, в присутствии посторонних, составляет верх неприличия. Точно так же считается предосудительным если отец ласкает своих детей, так как нежность есть достояние женщин и, следовательно, уход и любовь к детям всецело принадлежат их матери. Отец обязан давать средства для содержания семьи, заботиться о размножении своих стад, а мать - смотреть за домом, ухаживать за детьми.

Калым (выкуп) за девушку чрезвычайно разнообразен в зависимости от достатка вступающих в брак. В старых богатых аулах (К. Джюрт, Уч-кулан, Хурзук) платят 300 р. и пару быков с лошадью; князья (бии) платят иногда 1500 р., две лошади, из которых одна с седлом, и пару быков; иногда пла¬тать до 2000 р. В остальных бедных аулах самый большой калым поднимается до 600 р., а малый доходит до 50 р.

Калым за вдову гораздо (почти вдвое или втрое) меньше, чем за девушку.

Жену выбирают чаще всего из своего аула, кому где понравится. Выбирает преимущественно отец; но и сын, если захочет, может жениться по своему желанию. Браков против воли жениха (пли невесты) почти не бывает. Однако смешения сословий и экономического положений избегают: так, бии выбирают невест у биев, уздени у узденей, кулы у кулов. Изредка бывают отступления и от этого порядка. Жених обыкновенно похищает намеченную девушку, заранее условившись с нею; но иногда даже без её согласия. Похищенная девушка помещается у родственников, пока не условятся относительно калыма и т. д. После этого девушка, через несколько дней (дня 3) или через неделю, переходить в дом мужа. В брак может вступать девушка только по достижении 15 лет. Если брак состоялся без воли родителей, то родители не ходят в дом по году.

Многоженство не развито. Из всего населения Карачая 3 жены имел только Джама Эдыевъ в Карт-Джюрте, который не считался в числе богатых людей аула. По 2 жены имели 34 карачаевца, главным образом, из числа наиболее достаточных лиц, при чем в Карт-Джюрте считается 14 человек, имеющих по 2 жены. Карачаевцы остерегаются иметь по 2 жены в виду того, что обе они по положению считаются равными, а потому постоянно ссорятся.

Для опеки малолетних сирот выбираются опекуны из родственников, но вдову (женщину) опекуном не делают.

Состав семей вообще не велик. Больше 20 человек
в семье я мог отметить: у Султана Готчияева (9 мужч. и 15 женщ.) и у Султана-Али Готчияева (11 м., 12 ж.)— в Каръ-Джюрте, у Ацай Ажиева (9 м. и 11 ж.) в Доуге, у Батчаева (27 чел,) в Тебердах и т. п.

Самая большая, по числу душ, семья Тенибека Байчорова въ Уч-кулане. В ней считается 60 человек: 28 мужч. и 32 женщ. Опекуном состоит Тенибек, старший из` 4 двоюродных братьев. Сам Тенибек женат и имеет 2 сыновей, из которых один недавно женился, и 6 дочерей. Все четыре двоюродных брата женаты и имеют детей. Вся семья живет нераздельно.

Ботчаевы (27 чел.) в Тебердах поделились между собою частным образом на 3 семьи; но для общества они пока одна семья! Их пять братьев, шестой отец. Двое братьев живут с отцом, другие двое вместе и один отдельно. Из братьев не женат только один их тех, которые живут с отцом; у каждого только по одной жене. Двое женатых Ботчаевых живут рядом, но в отдельных домах, расходы же и доходы делятся напополам. Во время больших праздников (Рамазана, Курбана) сыновья, без жен, должны прийти к отцу и поздравить его. Разделы семей производятся редко. Самый дележ производится так: если при жизни отца и матери сын отделяется от них, то получает такую долю, какую пожелал ему дать отец, который дает столько, сколько хочет, а может и ничего не дать. Если же по смерти отца делятся братья, то все имущество делится между ними поровну; если мать еще жива, то и она получает 1/3 имущества. Дележ всегда производится в присутствии ближайших родственников. Вообще, разделы бывают по взаимному соглашению, и только изредка происходить раздел имуществ по решению горского суда.

Почти каждый мало-мальски состоятельный карачаевец имеет два жилья: зимнее и летнее, или кош. И то и другое жилище отличаются крайней незатейливостью и простотой постройки, но зимнее жилище все-таки солиднее, чем кош.

Зимнее жилище карачаевца — в ауле. Оно представляет собою нечто вроде сарая, сложенного из больших сосновых бревён толщиною в отрубе 5-8 вершков каждое. 7-10 звеньев из таких бревен образуют низкий сруб, сложенный без особенного старания. Сверху кладут 2-3 бревна, на которые опираются доски потолка. Крыша, большею частью, почти совершенно плоская, изредка двускатная. На нее наносится земля, иногда даже наваливаются камни, чтобы ветер не сорвал крышу. В скором времени такая крыша порастает травой и бурьяном, иногда тут же прилепится даже небольшое деревцо. На каждой крыше увидите широкую, сплетенную из ивовых прутьев, обмазанных глиной, трубу; высота трубы 1-1,5 аршин, ширина до 1 аршина.

Иногда в одном срубе помещается 2-3 семьи; тогда крыша такого дома украшается 2-3 такими оригинальными трубами.

Внутренность сакли (дома) весьма неприветлива: голые,закопченные стены, изредка у более богатых прикрытые коврами или циновками. Кое-где вдоль стен —широкие скамьи. У одной стены находится очаг: пространство в 1 или 1,5 кв. аршина, обложенное кругом камнями. Над ним спускается от отверстия в потолке широкая плетенка, обмазанная глиной — для выхода дыма. Над очагом сверху укреплен на железной цепи крюк, на который вешают котелок. Свет в помещение, которое трудно назвать комнатой, проходит только, через этот очаг. В комнату с улицы входят через дверь - узкое отверстие шириной не более 1-1,5 арш., высотой не более 1,5 арш., с полукруглым верхом. Дверь - деревянная. У такого входа непременно высокий (около 0,5 арш.) порог. Окон никаких нет.

В более горных аулах, напр., в Дауте, сакли часто прислоняются одной или двумя своими сторонами к скале или какому-нибудь громадному камню, который улегся среди аула.

В последнее время, однако, более богатые карачаевцы все больше и больше строят дома по русскому образцу: с гладкими стенами, с окнами, иногда даже с железной крышей. Внутреннее помещение сакли состоит, по крайней мере, у большинства, из двух комнат. В одной помещаются жена и дети; сюда не может переступить через порог ни один мужчина, за, исключением близких родственников. В другой - помещаются мужчины; сюда, в свою очередь, не имеют права вступать женщины. У более достаточных людей есть еще кунацкая — комната, предназначенная для гостей и вообще посторонних посетителей. Сюда нет доступа ни детям, ни женщинам.

Гость у карачаевцев, как и у других горцев, считается священной и неприкосновенной особой, даже если он находится в неприязненных отношениях к хозяину. Хозяин во время пребывания гостя в доме прислуживает ему и не имеет права, без приглашения сесть в его присутствии. Для угощения хозяин обязан подать лучшую еду в лучшей посуде; постель должен приготовить из лучших перин и подушек, которые у них обыкновенно обтягиваются шелковой тканью.

В домах, где еще не появились русские порядки, кушанья подаются на маленьких круглых столиках (теп-шек), высотою не более 0,5арш., диаметра около 1 арш., и на трех ножках. Кушанья подаются прежде всего гостю. Гость, кушая, может предлагать, кому хочет, из присутствующих, наиболее почтенных людей, в виде особой чести куски со своего стола. Оставшееся от трапезы гостя поступает в распоряжение хозяина и добровольных посетителей, которые не замедлят набраться в комнату: все немедленно съедается. Хозяин должен приглашать гостя кушать, как можно более, употребляя самые изысканные выражения и пуская в ход все свое красноречие. При большом и хорошем обеде, кушанья употребляются преимущественно мясные. Сначала подают шашлык — баранье мясо, зажаренное на вертеле; затем следуют в вареном виде: баранья голова, курдюк, задние ляжки, мясной отвар или шурпа, приправленная разными пряностями пли айраном; это последнее кушанье подается в маленьких деревянных или глиняных чашках; и, наконец, в виде десерта, рисовая каша с сахаром или медом, а иногда взбитые яйца, запеченные въ масле с медом. При всехъ этих кушаньях, а также и к чаю, который почему-то всегда предшествует еде, подают локум — пресное печенье, приготовленное на яйцах и испеченное на масле или на бараньем сале.

Таковы отборные кушанья, подаваемый гостю. При обыкновенных же условиях, кушанья карачаевца далеко не отличаются разнообразием. Люди побогаче едят мясо свежее — вареное и жареное на вертеле; зимою—вяленое. Но большинство лишено такой роскоши, и едят только айран и сыр.

К сожалению, и айран, и сыр, и масло не отличаются чистотой, так как повсюду большая грязь.

Хлеб у бедняков вообще употребляется очень редко: попьют айрана и закусят сыром —вот завтрак, обед и ужин карачаевца. Бедняки едят мясо, только пользуясь каким-нибудь случаем, у богача.

При еде никаких приборов, кроме чашек и иногда ложек, не употребляется. Если нужно есть мясо, то всякий достает свой свой небольшой узкий ножик, имеющийся у каждого под кинжалом. Полотенец или салфеток, конечно, нет. Руки вытирают о полы своей черкески, о чевяки или ноговицы.

У богатых теперь по образцу русских водятся вилки и пр.

Кадушки, в которых содержится айран, а также чашки, в которых подают айран, редко бывают чисты. Обыкновенно вся посуда содержится очень грязно. Вообще, карачаевцы во всем своем обиходе очень нечистоплотны. Говорят, что в карачаевском языке нет даже слов, выражающих понятие об опрятности. Сор и грязь непременный спутник дома карачаевца.

Белье у бедняка иногда не сменяется до тех пор, пока не развалится на плечах или не обратится в лохмотья.
Верхняя одежда занашивается до неузнаваемости. Она до того пропитывается грязью, салом и копотью, что иной раз нет никакой возможности определить, из какой ткани она была сшита, или каков был ее первоначальный цвет. Лохмотья болтаются и на руках и на подоле. Круглый год бедный карачаевец ложится спать, не раздеваясь. Соседи карачаевцев, осетины из Георгиевского поселка подсмеиваются над ними, уверяя, что карачаевцы никогда не моются; только женщины омываются три раза в течение всей жизни—после рождения, перед свадьбой и после смерти.

Купанье и омыванье не составляют предмета необходимости в домашнем обиходе. Даже омовенье, положенное при молитве, исполняется чисто, формально: смачивается слегка лицо и руки, а ноги даже поверх обуви.

В летнем жилье, на коше, грязи еще больше, чем в их домах: всюду навоз, обглоданные кости, кровь от зарезанных животных, ненужные части их внутренностей и т. п. Запах от такого жилья дает себя знать издалека. Только очень небрезгливый или очень проголодавшийся человек может есть у карачаевцев из их посуды. Не все могут также спать в их саклях или кошах. Обилие паразитов вследствие нечистоплотности необыкновенное.

Воздух в саклях зимою едва нагревается от большого костра, который разводится на очаге. Каждое жилье по возможности представляет собою одно целое.

С улицы располагается жилое помещение, которое однако на улицу выходить своей глухой задней стеной, стена же со входной дверью располагается со стороны двора. Точно так же остальные помещения (конюшни, хлевы, кладовые ,и пр.) выходами обращены внутрь двора.

Нередко посередине двора ставится деревянный или каменный столб для привязывания верховых лошадей.
Сакля бедняка внутри имеет небольшие размеры: 8х...
арш., иногда более, иногда менее.

Постройки вообще очень незатейливы, бревна едва обтесаны. При работах употребляется только топор. С употреблением пилы, рубанка и других плотничьих инструментов карачаевцы познакомились только от русских в последнее время.

В своем жилище в ауле карачаевец проводит лишь небольшую часть года, именно, зиму, когда очень глубокие снега в конце концов загонять его туда вместе со скотом. Однако и это не всегда бывает, потому что многие на зиму перегоняют скот в более низкие места в Баталпашинском отделе и т. п. В огромном большинстве карачаевцы целый год передвигаются с места на место.

Весною они начинают перегонять скот из аула или с
зимних пастбищ на новые места ближе к летним пастбищам, расположенным близ линии вечных снегов, на больших высотах. Летом — с мая по август — карачаевцы живут на этих летних пастбищах, в так называемых кошахъ.

Кош карачаевца еще непригляднее, чем его зимнее жилище в ауле. Тот же бревенчатый сруб но только сложенный совсем наскоро; крыша нагромождена кое как. Иногда не бывает даже такого деревянного сруба и жилье устраивается из нескольких плетенок, образующих что вроде сакли пли загородки. Тут же рядом делается загородка для скота или из стенок, сложенных из камня, или из плетенок. На кош летом обыкновенно переселяется почти вся семья карачаевца. Скудный домашний скарб собирают и навьючивают на лошадей или ослов (ешаков или , ишаков). Тут же где-либо сбоку прицепляется колыбель с грудным ребенком, а с другой стороны — в корзинах козлята или ягнята, появившиеся на свет Божий перед выступлением.

В пути ребятишки пристраиваются где-нибудь на вьюк, отец и мать едут на одной или разных лошадях и так совершают свое странствование, пока не берутся до своего коша.

Обыкновенно каждая семья имеет свой кош на раз выбранном месте, но иногда приходится искать нового места —забираться в такую трущобу куда еще никто не проникал, под самые ледники.

Костюм карачаевца незатейливый. Черкеска, бешмета или полушубок и бурка составляют верхнюю одежду. Материал их разнообразится соответственно достатка их владельцев. Кинжал и шашка — любимые украшения у лиц аульной администрации: старшины, его помощники и муртазаков (дежурный стражник). Иногда атаман отдела разрешает носить оружие и людям старым или особо заслуженным. На голове чаще всего барашковая шапка с суконным верхом: грязная, оборванная и засаленная у бедняков; щегольска — у богатых. Дети, а иногда и взрослые летом носят на голов легкую войлочную осетинскую шляпу, очень похожую с виду на лист лопуха. Шаровары,: весьма широкие в поясе и очень узкие ниже колен, преимущественно из покупной материи – чертовой кожи. Рубашки есть почти у всех. На ногах легкие чевяки или чабуры. Более состоятельные люди имеют чевяки из цветного сафьяна. Чабуры шьются: из невыделанной кожи, шерстью вверх. Когда надевают чабуры, то ноги разными тряпками и туго, обвязывают ремнями. В чабуры подкладывают солому, траву или сено. Более зажиточные носят теперь сапоги.

У женщин обыденный костюм не сложен, из простой материи – ситца. Верхняя одежда вроде черкесски, шаровары, большой шерстяной платок. У более достаточных есть праздничный или парадный костюм,
очень затейливый. Верхняя одежда – вроде платья или черкески, сделанная из лучшей, шелковой цветной материи. Рукава ее делаются гораздо длиннее, чем следует. На груди помещаются серебряные застежки, вроде петлиц, в несколько рядов. Они делаются иногда
из парчовой материи. Иногда полосами из парчовой материи опушкой украшаются края верхней одежды. Под верхней одеждой есть другая, почти такая же, но только из более простой и легкой материи.

Ценный пояс, серебряный с позолотой или золотыми украшениями (в 25-100 р., иногда даже больше) кавказской или восточной работы, составляет необходимую принадлежность богатого женского костюма. На поясе иногда бывают серебряные привески—украшения.

У многих женщин сохранился еще старинный головной убор - высокая (около 0,5 арш.) круглая шапка, обшитая в несколько рядов золотым или серебряным галуном.

Щеголихи имеют уже иной раз и карманные часы.
Гордость девушки составляет теперь также .....
Вышеописанный парадный костюм карачаевки сходен с костюмом черкешенки или кабардинки.

Домашний скарб карачаевца невелик: столик, маленькие (не выше 0,5 арш.) скамеечки, кадки для айрана, масла и молока, козьи мешки ли бурдюки, котелок для. кипячения молока, ложки, корыта для ..... Вот, кажется, и все. Для хранения одежды у богатых есть сундуки. У богачей есть самовары, швейные машинки, старинное оружие, огнестрельное и холодное.

ГЛАВА IV.

Духовная жизнь карачаевцев и обычай. Песни. Музыка. Танцы. Свадебные празднества. Отражение быта в суевериях и предрассудках: скудость языка, черепа лошадей, купание осла, завязывание зубов волка; заяц; остатки родового быта; затмение луны; жертвы. Карачаевский эпос и герои.

Духовная жизнь карачаевца весьма несложна. Карачаевцы славятся среди своих соседей уменьем красно говорить и слагать песни, но их песни не отличаются ни глубиной мысли, ни богатством содержания, ни силою чувства.

Кроме нескольких песен исторического содержания,
остальные карачаевские песни имеют своим предметом
различные частные случаи жизни и мелкие происшествия.

Удаль, отвага всегда считались у карачаевцев высшею доблестью человека, поэтому карачаевская песня с особенной любовью отмечает проявление этих качеств. Такова, например, песня о разбойнике Канамате, совершавшем свои подвиги лет 25 тому назад. За свои удалые похождения он был сослан в Сибирь, бежал оттуда снова в Карачай и, наконец, был убит учкуланским аульным старшиной.

Любовь, по-видимому, слишком мало знакома карачаевцу, по крайней мере, в его жизни она не играет заметной роли; поэтому она очень редко бывает предметом карачаевской песни.

Далее – несколько страниц, музыкальных инструментах, танцах и свадьбе. См. на сканах внизу.

Религиозные потребности карачаевцев весьма непритязательные. Карачаевцы — магометане, но весьма мало религиозны, хотя праздники Курбан-Байрам справляют с большим торжеством. Мечетей много, но все деревянные и одна беднее другой. Мечеть в Карачае — это обыкновенная рубленая деревянная сакля, только немного более обширная, но без очага, иногда окруженная оградой. У каждой мечети вертикально стоит деревянная лестница, ступеней в 10 — 15; это лестница заменяет собою минарет: оттуда муэдзин взывает к правоверным. В более богатых аулах теперь стали устраивать лучшие мечети с настоящим минаретом.

Духовная скудость карачаевцев сказывается внешним образом во многих признаках. Ограниченность материального бита отразилась и на духовной стороне, прежде всего на языке. Главнейшее и вместе с тем почти единственное занятие карачаевцев — скотоводство. Поэтому, пока дело идет о скотоводстве и предметах, имеющих отношение к этому занятию, карачаевский язык и богат и разнообразен, по отношении же к остальному миру он оказывается беспомощно жалким и скудным. Так, например, язык карачаевцев не имеет названий для различных пород мелких птичек, ограничиваясь для всех них общим— „чипчик" — птичка. Будет ли то дрозд или соловей, воробей или синица — все чипчик.

Тоже и в названиях цветов. Обозначая особыми названиям второстепенные и третьестепенные оттенки цветов, встречающиеся у домашних животных, как напр., бурый, рыжий, карий и т, п., карачаевцы совершенно не имеют названий для голубого, фиолетового и зеленого цвета. Для всех этих цветов употребляется название серого цвета— „кекъ". Это же слово означает и небо, и зеленый, и голу¬бой, и фиолетовый, и синий. Впрочем, для зеленого цвета иногда употребляется особое название —джешил.
У карачаевцев, как у народа слабо развитого, суеверия чрезвычайно многочисленны.

На плетнях и заборах карачаевского жилья увидите насаженные на шесты лошадиные, коровьи пли бараньи че¬репа; этим карачаевец пытается защитить свое имущество от худого глаза, от действия злых духов и даже от воров.

Для того чтобы призвать дождь на свои поля, карачаевцы во время засухи купают осла.
Скотоводство и земледелие главным образом отрази¬лись в духовном мире карачаевца; меньше сохранились следы прежнего воинственного быта.
На могильных камнях и теперь обыкновенно изображаются орудия труда покойного, различные предметы скотоводства или вообще мирной культуры. Но на камнях прежнего времени на могилах мужчин изображается оружие, шашки, кинжалы и пистолеты, на. могилах женщин — ножницы и гребешок, совершенно так же, как это делается у воинственных народов, напр., у чеченцев и дагестанских горцев.

Другой отголосок некогда пережитого воинственного быта выражается в том, что оружие имеет довольно обширное применение в области суеверий, как магическое средство против разных бед. Так, чтобы уберечь сет от волков и вообще хищных зверей, карачаевцы прибегают к очень распространенному, у кавказских народов заговору, известному под именем „завязывания зубов волка". При этом карачаевцы для действительности заговора вынимают из ножен кинжал и вкладывают его снова обратною стороною. Кинжал у воинственных народов Кавказа является самым надежным, а иногда и единственным орудием против нечистой силы.
Интересно, что переход карачаевцев к мирной форме быта выразился и в их суеверных воззрениях: в заговоре зубов волка наравне с кинжалом они употребляют и орудия мирной культуры—топор и ножницы и с одинаковым успехом. Произнося формулу заговора, вбивают топор в колоду или обрубок дерева, а если прибегают к чудесной силе ножниц, то их заворачивают в тряпку. К помощи топора и чесального гребня обращаются в таких случаях (при заговори зубов волка) грузины и армяне Закавказья, на топор же возлагают свои надежды и казаки Кубанской области.
Старики-карачаевцы, унаследовавшие во всей святости заблуждения своих предков, с большим предубеждением относятся к заячьему мясу, вследствие общего опасения, существовавшего у прежних воинственных народов, сделаться такими же трусами, как заяц. Представляя из себя живое олицетворение трусости, которая для воинственного племени — позорнейший из пороков, заяц относится карачаевцами к числу дурных примет, поэтому карачаевцы считают скверным предзнаменованием, если заяц перебежит дорогу. Это, как и у других народов.

Остатки родового быта выражаются главным образом в других юридических формах: в праве родового купа и родовой ...... При продаже земли право на приобретение ее принадлежит прежде всего родственникам владельца по порядку родства, а в случае их отказа - владельцам смежных земельных участков, только в случае отказа последних земля может быть продана любому постороннему покупателю. Если же владелец земельного участка продаст его, не оповещая об этом своих и родственников и смежных владельцев, то последние имеют право выкупить проданный участок, возвратив, покупщику уплаченную им сумму.

Обычай родовой мести у карачаевцев упоминается только в легендах. Напр., в карачаевском сказании об Ачимезе и Хубуне, Ачимез является мстителем уза убийство своего отца.

Очаг у карачаевце не пользуется ни малейшим почтением, что, быть может, указывает на то, что карачаевцы никогда не хоронили покойников в домах, под очагом. Могилы же предков и до сих пор вызывают к себе благочестивое уважение стариков. Поэтому поборники старины очень неодобрительно относятся к раскапыванию древних могил, так называемых „шиакы", разбросанных в многих местностях Карачая. Принадлежат они неизвестному народу, населявшему эту страну до прихода карачаевцев. И, несмотря на это, суеверные карачаевские старика разные бедствия и невзгоды, как-то неурожаи, болезни скота и т. и. приписывают тому, что молодежь позволяет себе непочтительно относиться к этим могилам, разрывает их и тревожить прах предков.

Образчиком карачаевских воззрений на природу может служить то объяснение, которое они дают затмению луны — затмение происходит, по мнению карачаевцев, от того, что голова эмегена (великана) Джельмауса, некогда отрубленная нартом (богатыремъ) Киилы, набрасывается на луну,чтобы проглотить ее, и если бы это удалось сделать, тогда кровожадная Джельмаус проглотила бы и все человечество. Но верные телохранители луны — собаки Киилы не допускают до этого. Раз в год, однако, собаки, утомленные своею бдительностью, засыпают. Тогда Джельмаус бросается на луну.... луна темнеет... близка гибель человечества. В паническом ужасе карачаевцы хватают ружья, трещотки, тазы; поднимают стрельбу, шум крик, чтобы поскорей разбудить собак Киилы. Встревоженные шумом собаки пробуждаются и тотчас же оттаскивают голову чудовища от луны.
Гром представляется воображению карачаевца, как война добрых духов с шайтанами. При первом весеннем громе девицы и парни обливают друг друга водою, намекая на то, что некогда карачаевцы придавали иное толкование грому.

В религии, рядом с предписаниями пророка, у карачаевцев, как это бывает у всех народов и при всякой религии, мирно уживаются обычаи, оставшиеся от времен язычества.

Всякий раз, как карачаевец обращается к божеству, выпрашивая у него каких-либо благ, или принося ему благодарность за оказание милости, он обязательно режет в жертву барашка. Это называется курманлык. Первые плоды земли пли первый продукт человеческого труда у всех народов принято приносить в жертву божеству. Карачаевцы режут, во славу Аллаха, первого родившегося в отаре барашка. Этот обычай у карачаевцев называется «телпбаш», что значит — начало приплода. Карачаевцы полагают, что эта жертва обеспечивает благополучие всего стада.

Жертвы приносятся также и различным мелким духам в тех случаях, когда является надобность расположить их в свою пользу. Так, когда без всякой причины в доме по ночам поднимается стук, опрокидываются и падают предметы — это куролесит недовольный домовой. Тогда приносят жертвы (для Бога) и раздают жертвенное бедным.

Стихи Корана в глазах народа нередко имеют значение магических формул, не менее действительных, чем лошадиные черепа или железные подковы. Очень редко увидите вы в доме карачаевца прибитую на пороге железную подкову, которая обладает способностью привлекать к дому всякое добро. Зато талисман со стихами из Корана вы встречаете на каждом шагу — и на рогах у коров, и на холке лошадей, и на шее у самих карачаевцев. Эти сложенные треугольником бумажки, или „дуа", как их называют карачаевцы, и исцеляют и предохраняют от болезни.

Карачаевские эпические сказания довольно несамостоятельны; они имеют дело с тем же материалом, который мы находим в сказаниях других горских народов: осетин, кабардинцев и т. п. Так, напр., герой большинства карачаевских сказаний Сосруко или Сосрука встречается в эпосе чуть ли не всех горцев Северного Кавказа.

В эпосе сказываются наиболее характерные черты карачаевского народа—скотоводческий быт, бедность и пр. Так, в былине: «Сосрука и эмегенъ Пятиголовый» — Сосрука одолевает эмегена не при помощи силы, а только благодаря хитрости и коварству. Герои карачаевцев отличаются необыкновенным аппетитом.
«Алаугап мог сразу съесть целого быка, а хлеба столько, сколько могло выйти из 20 пудов муки». Все помыслы его направлены только на то, чтобы поесть: «Алаугап стоял и смотрел на море, ожидая с нетерпением пищи».

Могучий, но не очень смелый, Генджакешауай кончает свои трусливый похождения тем, что получает в подарок от чудесного коня Гемуды целый табун морских коней, Гемуда сказал ему: «Вот тебе весь табун. Он твой, пользуйся им, продавай; пусть тебя минует всякая нужда. Когда же весь табун переведешь, и у тебя будет надобность во мне, я явлюсь».

В этих преданиях сказывается материальная необеспеченность народа, его горькая нужда, которая заставляла думать только о завтрашнем дне, и скотоводческий быт.

Один из важнейших героев карачаевская эпоса нарт Орюзмекъ — пастух, обладатель несметного богатства, заключающегося в стадах.
http://www.hekupsa.com/istoriya/1309-karachaj-v...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Справедливый
сарбона


Сообщений: 13625
22:51 17.02.2013
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
> "Поэтому «пункт №1» национальной идеи карачаевца – не дать Государству обмануть с себя, ибо это Государство – враг. Крайности этой идеи: по возможности самому обмануть Государство, а потому всякий, кто честно работает на Государство, считается в лучшем случае простачком, в худшем – глупцом.
quoted1
Он что такую чушь пишет?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
23:26 17.02.2013
Справедливый писал(а) в ответ на сообщение:
> Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
>> "Поэтому «пункт №1» национальной идеи карачаевца – не дать Государству обмануть с себя, ибо это Государство – враг. Крайности этой идеи: по возможности самому обмануть Государство, а потому всякий, кто честно работает на Государство, считается в лучшем случае простачком, в худшем – глупцом.
quoted2
>Он что такую чушь пишет?
quoted1
Я же ссылку дал. Интересно, а почему у карачаевца - черкесская фамилия???
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Справедливый
сарбона


Сообщений: 13625
21:26 18.02.2013
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
> а почему у карачаевца - черкесская фамилия???
quoted1
некоторое количество фамилий есть и у тех, и у других.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Онгар Чагаров 17322
17322


Сообщений: 5
18:54 19.02.2013
Высказывания об Аланах (Карачаевцах и Балкарцах)
Опубликовано в Январь 30, 2010 от alaniya.info
Карачаевцы и балкарцы – единый народ и высказывания в адрес карачаевцев следует автоматически относить к балкарцам, и наоборот. В настоящее время карачаевцы и балкарцы разделены административно и географически, но общность культуры этих народов остается единой и неделимой.
- – -
Хваленная Грузия и славная Кабарда не достойны изумительных народных обычаев Карачая.

А. Дюма
- французский писатель

Карачаевцы, как особый народ, отличается некоторыми симпатичными качествами, например, добродушием и общительностью. Это их природные качества, и по ним народ этот ближе всего подходит к русским.

Н.Е.Талицкий
- русский этнограф

Меня очень удивило, что карачаевцы среди стольких варварских языков, на которых говорят окружающие их народы, могли так чисто сохранить язык.

Арканджело Ламберти
- итальянский миссионер и путешественник XVII в.

Карачай, карачаевцы, по-грузински “каргашети”, живут на тучной и возвышенной равнине у Северной подошвы Эльбруса около вершины Кубани… Имеют изрядное скотоводство и небольшое хлебопашество по скатам гор. Живут рассеянно малыми усадьбами и управляются одним старшиною. У них есть мелкая, но крепкая порода горских лошадей, известная под именем Карачаевских. Дорога к ним весьма трудная и опасная.

Семен Броневский
- русский этнограф

Карачаевцы отличаются прекрасной осанкой, выразительными чертами лица, приятной внешностью и гибкостью стана… Многоженство дозволено, но у них редко бывает больше одной жены. Они имеют репутацию хороших мужей и хороших отцов. К тому же их не следует рассматривать как полуварваров: они показывают достаточно многоума, легко воспринимают принесенные извне искусства, и их, кажется, трудно чем-либо поразить.

Карачаевцы разводят лошадей прекрасной породы, среди них есть такие, которые в Европе стоили бы около двух тысяч франков.

Этот народ (карачаевцы) отличается хорошими манерами, выразительным лицом, красивыми чертами лица и высоким ростом. Я отметил, что в этом отношении ни одна нация не похожа так на венгров, как карачаевцы и дигорцы, которых я увидел позднее в Нальчике. Их язык-татарский, а религия – магометанская…

Жан-Шарль де Бесс
- венгерский ученый-этнограф, был членом экспедиции по восхождению на Эльбрус в 1829 г.

Карачаевцы принадлежат к самым красивым жителям Кавказа и гораздо больше напоминают грузин, чем кочующих в степи татар. Они хорошо сложены и имеют очень тонкие черты лица, которые еще больше украшают большие черные глаза и белая кожа. Среди них совершенно не встречаются широкие плоские лица и глубоко посаженные, косо поставленные глаза, которые бы доказывали смешение с монгольскими племенами.

Обычно они берут лишь одну жену, некоторые, однако, имеют двух или трех, с которыми они живут очень мирно и с которыми, в противоположность другим горским народам, они обращаются очень человечно и внимательно, так что жена у них, как и у европейцев, подруга, а не служанка у своего мужа…

Если кто-либо опозорит девушку или замужнюю женщину и это станет известно в деревне, то жители собираются у мечети, куда также приводят преступника. Старейшины судят его, и приговор обычно бывает таким, что его изгоняют из страны с самым строгим приказом никогда больше не появляться в Карачае, если он не хочет рисковать жизнью… Они очень трудолюбивы… Измена является у них неслыханным преступлением, название которого им едва известно; и если кто-либо этим провинится или у них появится чужеземец в качестве шпиона, то для поимки его вооружаются все жители, и ему приходится смертью искупить свое преступление.

Вообще можно сказать с полным правом, что карачаевцы самый культурный народ Кавказа и что по мягкости нравов они превосходятвсех соседей.

Они (карачаевцы) продают изделия своей промышленности, такие, как сукна (шал), войлок (кииз), чтобы покрывать пол, меха и капюшоны от дождя (башлык) и т.д. частью имеретинцам, частью в Сухум-Кале, одной из турецких крепостей.

Они (карачаевцы) живут в очень чистых, выстроенных из сосновых бревен домах… Кровати делают из дерева, они только лишь немного возвышаются над полом и покрыты подушками и коврами. Их оружие состоит из ружей, пистолетов, сабель и кинжалов…

Генрих-Юлиус Клапрот
- немецкий ученый-ориенталист, академик, 1800-е г.

Карачаевцы представляют собой один из красивейших кавказских народов…

Характер у карачаевцев вспыльчивый; малейшая причина может привести их в гнев, но они довольно быстро успокаиваются и всегда готовы признать свою ошибку. В целом можно сказать с полным основанием, что они относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа и что благодаря своему мягкому нраву они оказывают цивилизующее влияние на своих соседей…

У карачаевцев обычно бывает одна жена, лишь некоторые у них имеют двух или даже трех жен, с которыми они живут самым мирным образом; в отличие от других горцев они питают большую привязанность и человечно относятся к своим женам.

Воспитание детей поставлено очень строго и достойно всяческого поощрения: сын, который не подчинился воле отца и не исправился, несмотря на неоднократные увещевания, может быть приведен к дверям мечети, где его в присутствии всех жителей деревни начинают самым серьезным образом уговаривать изменить своё поведение. Если это не приводит к желаемому результату, родители изгоняют его.

Земля в их (карачаевцев) краю плодородная и родит пшеницу, ячмень, просо; на ней произрастает достаточно много трав для прокорма скоту. Этот край окружен лесами, в которых произрастают дикие грушевые деревья и кизил. В лесах волки, зайцы, дикие кошки, серны, куницы, мех которых очень ценится. Карачаевцы разводят много овец, ослов, мулов, лошадей. Лошади у них мелкопородные, но сильные, резвые и очень хорошо приспособлены для езды в горах.

И.Ф. Бларамберг
- генерал-лейтнант Российской армии-1830-е гг.

Карачаевцы вообще народ словоохотливый, любящий на досуге поболтать о разных предметах, преимущественно же о старине; в особенности они большие охотники до преданий о прошлом своей Родины, охотники до рассказов о героях, о нартских богатырях или об огромнейших и безобразнейших эмегенах, великанах-чудовищах, обладавших сверхъестественной силой.

М. Алейников
- первый учитель Карачаевского горского училища

Карачаевские пастухи, редко вооруженные только кинжалом, и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на толстых губах.
Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут…

Уважение старших- это основанный закон карачаевского нравственного кодекса…

Положение женщин в Карачае гораздолучше, чем у остальных горцев.

В.Я.Тёпцов
- русский этнограф

В верховьях Кубани, почти у подножия Эльбруса, в местах малодоступных, обитал храбрый и отважный народ, который в начале XIX столетия считался даже нам подвластным, с течением времени влияние наше в Карачае ослабело и зависимость горцев была забыта.

В.Толстов
- русский историк

А что карачаевцы никогда не обидят женщин, по народным традициям, это не подлежит никакому сомнению.

К. Хетагуров
- осетинский поэт, художник и публицист

Красноречие и умение говорить ценятся среди населения очень высоко и весьма многим поистине нельзя отказать в этом достоинстве, да и вообще, за весьма немногими исключениями, карачаевцы любят поговорить, – это их страсть, и, кроме того, они большие охотники до новостей…Ни в одном из соседних, как у русских обществ интересы общественные не ставятся на такую высокую степень уважения и так ревниво охраняются, как здесь…

Гр. Петров
- царский чиновник, помощник начальника Баталпашинского уезда, 1876-е гг.

Помимо деловой связи у нас, внутри нас на всю жизнь остались глубокая внутренняя связь с вами и вашим краем. Ее мы унесем с собой навсегда. Но кто в Карачае поймет это чувство, заметит среди чуждых по языку и племени людей? Так думали мы. Но и на этот раз Карачай превзошел наши ожидания и проявил трогательную отзывчивость и чуткость, нас всех поразившую до глубины души…

Перед отъездом из Карачая, перед разлукой, быть может, на долгое время, мне захотелось внутренне поклониться ему. У подножия Эльбруса я ощутил все величие чуткой души карачаевского народа.

С.В. Очаповский
- советский врач-окулист, профессор, 1926 г.

Карачаевцы – самый красивый народ в мире.

Жан Шарден
- французский путешественник XVII в.

Карачеркесы (т. е. карачаевцы) имеют свой собственный язык и свою письменность.

Иоанн де Галонифонтибус
- итальянский священник и путешественник XV в.

Карачай – нейтральный народ, живущий у подошвы Эльбруса, отличается силой, верностью, красотой и храбростью.

Лев Толстой
- русский писатель

Ю.Н. Либединский* очень полюбил карачаевцев – народ бесхитростный, трудолюбивый и дружелюбный. «С ними, у них мне легко дышится», – говорил Юрий Николаевич.

Иван Егоров (Чилим)
- русский советский журналист

*”Ю.Н. Либединский – русский, советский писатель.

Трудолюбие всюду встречает себе почет и уважение в обществе (карачаево-балкарском), а лень – порицание и презрение, который выражается всенародно старшими. Это своего рода наказание и клеймо позора для провинившихся. Ни одна девушка не выйдет за презираемого старшими. При господстве такого взгляда карачаевцы в высшей степени трезвый народ…

Г. Рукавишников
- русский ученый-этнограф

Приветливость и гостеприимство карачаевцев пользуется не только у народов Северного Кавказа, но и у захребетных сванетов и абхазцев.

И. Щукин
- русский этнограф и географ

Гостеприимство, радушие, трудолюбие, честность – отличительные черты карачаевцев.

Георгий Димитров
- болгарский партийный и государственный деятель

Карачаевцы полны внутреннего благородства, сосредоточенной сдержанности… Это прекрасные, сильные люди, пасущие свои стада на склонах альпийских лугов, умеющие видеть и наблюдать, сравнивать и оценивать.

Н. Асеев
- русский, советский поэт

Карачаевские татары или аланы живут в северных частях Кавказских Альпов, где большей частью занимаются скотоводством.

«О племенах Земного шара»

Цены на скот на Кисловодском и Пятигорском базарах зависели от того, какое количество скота пригнано карачаевцами для продажи.

Н. Иваненков
- русский историк-кавказовед

Известно, что аланская знать разводила в большом количестве не только крупный рогатый скот и лошадей, но и овец, содержавшихся летом в горах, а зимой в прикумских малоснежных степях.

М. Артамонов
- российский ученый, доктор исторических наук

Карачаевцы сохранили лучшие черты своих предков, отличавшихся гостеприимством. Занимаясь исключительно скотоводством, карачаевские животноводы вывели породу курдючных овец, мясо которых отличается своеобразным ароматом и считается лучшим.

«Долина здоровья»

Карачаевские барашки известны целому Кавказу своим особенно нежным и вкусным мясом. В этом случае Карачай может соперничать даже с известным островом Уайта, славившимся также барашками, мясо которых составляет гордость королевского стола в Англии.

В. Потто
- русский военный историк

Известность карачаевских овец не ограничивалась только Россией. Так, Бульвер Литтон (1870) в своей книге «Пэлем, или приключение джентльмена» пишет, что в парижском ресторане «Бери» мясо, приготовленное из молодой карачаевской барашки, пользовалось большим спросом. Высокая оценка мяса карачаевских овец во Франции подтверждается и другим примером. В городе Бордо и поныне один из ресторанов носит название «Карачаевская овца», в меню которого имеются фирменные блюда из мяса овец этой породы. Владельцы ресторана монопольно содержат небольшое стадо овец карачаевской породы.

X. Тамбиев
- карачаевский ученый-животновод

Карачаевцы – смелые и неутомимые наездники, в искусстве езды по крутым склонам гор и скалистым ущельям своей родины они превосходят даже соседних кабардинцев, считающихся лучшими наездниками на Кавказе.

В. Новицкий
- русский ученый-географ

В горах Западного Кавказа, там, где небольшая горная речка Кяфарь выходит из сырого лесистого ущелья, сохранились развалины древней аланской крепости. Мощные стены укрывали когда-то царский дворец, церкви византийской постройки, кладбище, на котором хоронили царей и их приближенных. Больше тысячи лет назад здесь жил могущественный владыка Алании по имени Агур…

«Легенды Старого Архыза»

Аланы являются тюрками, которые приняли христианство. Поблизости находится народ также тюркской расы по имени Ассы: это народ того же происхождения и той же религии, что и Аланы.

Абу-ль-Феда
- арабский автор

Аланами мингрельцы называют карачаевских татар (карачаевцев), живущих на северном склоне Главного Кавказского хребта, близ Эльбруса у истоков реки Кубань. Про человека представительного, известного своей силой и храбростью, мингрельцы обыкновенно говорят – молодец, как алан.

А. Цагарели
- грузинский историк-этнограф

…И для карачаевца, и для балкарца наших дней нет сомнения в том, что аланы – это их славные предки.

Б. Ковалевская
- российский ученый, доктор исторических наук

Аланы прошли богатый событиями, сложный, интересный исторический путь, создали и развили яркую культуру. Естественно думать, что вклад их в современную историю культуры Северного Кавказа значителен.

В. Кузнецов
- российский ученый, доктор исторических наук

Карачаевцы, по преимуществу перед всеми другими горцами, обладают неоценимыми качествами для горных охот. Острое зрение, поразительная находчивость, способность ориентироваться в горах, даже во время тумана… Ходоки или, точнее сказать, лазуны, они все – и старые, и малые… Всем известна пресловутая ловкость и неустрашимость швейцарских охотников за сернами, но с карачаевцами их не сравнишь… Карачаевец бьет наверняка, не иначе как по месту, не на авось, но зря стрелять не станет.

Алексей Aтp
- русский ученый-охотовед

Они (карачаевцы) отличные пастухи, доильщики, знают в каком месте, как и когда откормить барана, коня и прочее. Я разновременно изучал молочное дело в Англии, Голландии, Дании и Гольштинии и могу сказать, что только у фермеров Сомерсет-Шайра на юге Англии – родине прелестных четда-ров – мне понравилось молоко своею сладостью и ароматичностью, но ему было далеко до вкуса карачаевского молока.

А. Кирш
- русский ученый, специалист молочного дела

Карачаевский стол немыслим без вареного ароматного мяса и традиционного кисломолочного продукта – айрана, а также без приправы из него, перца и чеснока – тузлука. Сугубо карачаевской пищей является и кефир – гыпы (родиной грибков кефира считают высокогорные районы области; отсюда в начале нынешнего столетия, изменив свою биологическую природу, вошел в промышленное производство кефир бутылочный).

«Сто путей – сто дорог»

Родиной кефирного грибка является подножие Эльбруса. Отсюда он начал с 1867 года бродить по свету, постепенно теряя свою силу. Просьбы выслать грибков кавказского кефира поступают в Ростов даже из Америки. Карачаевский кефир в будущем приобретет всемирную известность – при условии создания в каком-нибудь ауле, например Хурзуке, завода кефирных грибков.

«Советский Юг»

На самой вершине реки Кубани, близ самой большой горы, прозываемой Эльбрус, живет народ прозываемый карачаевцы, который добронравнее других горских народов.

«Из донесения генерал-аншефа Гудовича Екатерине II от 7 ноября 1791 года»

В руках карачаевского народа находились все горные теснины, по которым пролегали кратчайшие пути из Западного Кавказа в Восточный, и в их же земле стоял Эльбрус – царь Кавказа, белую мантию которого еще ни разу не оскверняла нога человека…

В. Потто
- русский военный историк

Карачаевцев знаю еще по Ставропольскому краю. Труд у них на первом месте.

Михаил Горбачев
- первый и последний президент СССР

Из Учкулана за два дня можно дойти до Теберды -высокими и живописными, но исключительно простыми перевалами… Здесь (как впрочем, и на любых других тропах Карачая) путешественники, проходя мимо высокогорных совхозных кошей, познакомятся с незабываемым гостеприимством карачаевцев – неизменно радушных, приветливых, благожелательных людей, всегда готовых предоставить кров и разделить с путником традиционный айран и сыр.

В. Тихомиров
– русский советский ученый-географ

Большой популярностью сейчас пользуются карачаевский айран и сыр, хычин, жареный ягненок на вертеле, сохта по-карачаевски и др. Так, айран вошел в меню столовых и ресторанов России и других союзных республик и, конечно, городов и сел Северного Кавказа.

Огурли Марчанов
- автор книги «Черкесская кухня»

Карачаевский народ замечательно красив, отличается хорошим здоровьем, способен на большой и продолжительный труд.

Флоренс Грове
- английский писатель

Можно смело сказать, что все казачье население, как и все горцы Кубанской области, одеваются в бурки, ноговицы и черкески, приготовляемые карачаевцами. От них же получают сукна ручной, но прочной и хорошей работы, притом за цену весьма недорогую, золотошвейную тесьму, полсти, чехлы и ружья, сыромятные ремни для вожжей, тяжей, шлей, супоней и пр.

«Казбек»

Карачаевцы приготовляют хорошие сукна, бурки, полсти из овечьей шерсти и меняют их на красный товар евреям, приезжающим к ним для торговли…

«Военно-статистическое обозрение»

По подсчетам А. Атманских в начале XX века карачаевцы вывозили ежегодно шерсти на 300 тыс. руб. Причем, если скот вывозился главным образом на местные рынки – в города и станицы Кубанской и Терской областей, то шерсть шла на такие отдаленные рынки, как Полтава, Харьков, Москва и др. города…

В. Невская
– российский ученый, доктор исторических наук

К концу XIX и началу XX веков Карачай достиг немалых успехов в своем развитии. Так, правительственная (Абрамовская) комиссия в 1906 году отмечала, что «миролюбивый народ – карачаевцы занимаются преимущественно скотоводством, имеют лошадей – 33 756, крупного рогатого скота – 175 027, мелкого рогатого скота – 487 471. Это наиболее высокий экономический показатель среди народов Кавказа». Одновременно комиссия отмечает высокую степень товарности: 25-30%, доходность хозяйственной деятельности карачаевцев составляла 3,5 млн. руб. в год.

«Репрессированные народы: история и современность»

К началу XX в. карачаевцы ежегодно продавали около 10 тыс. лошадей, 40 тыс. голов крупного рогатого скота, около 108 тыс. голов овец, 25 тыс. пудов овечьей шерсти, 6,6 тыс. пудов масла, кож и овчин, а всего продукции на сумму около 3,3 млн. руб.

«Материалы Абрамовской комиссии»

Возникает вопрос: много это или мало? Для ответа сравним эти числа с тем, что имеется сегодня. По данным управления статистики на 1.06.1993 г. в хозяйствах КЧР имелось 101,1 тыс. голов КРС, 355 тыс. голов овец и коз. Если это поголовье сравнить с тем, что карачаевцы выносили только на продажу, то получится соотношение примерно 1 к 2-3 (50 тыс. КРС и лошадей, 108 тыс. овец). Понятно, что половину своего хозяйства или даже 1/3, никто на базар не выносит. Это соотношение может выражаться в лучшем случае 1 к 10, пусть даже 1 к 5, но и тогда скота у карачаевцев того времени окажется в 2-3 раза больше, чем у всей нынешней КЧР. И это как по численности населения, так и по достижениям животноводства почти 90 лет тому назад. Что же говорить о нынешних возможностях карачаевских скотоводов и овцеводов?

Далее, все хозяйства КЧР произвели на 1.06.93 г. 9 тыс. тонн мяса в живом весе. Если вышеприведенное ското-поголовье дореволюционного Карачая перевести на вес, то в среднем получится более 17 тыс. тонн (из расчета 1 голова товарного КРС и лошади 300 кг, овец – 20 кг) мяса в живом весе, т.е. почти в 2 раза больше.

Шерсти хозяйства КЧР произвели 394 тонны, вышеприведенная товарная шерсть карачаевцев равна 400 тонн.

Всей животноводческой продукции, как указано, продавали на 3,3 млн. руб. – на вид, вроде бы немного, но если учесть, что это не нынешние «деревянные» рубли, а золотые, то можно понять на какую сумму и в каких масштабах шла торговля произведенным товаром.

«Наказанный народ»

В позднем средневековье (вторая половина XIII-XVIII вв.) карачаевцы занимались земледелием, скотоводством, охотой. Добывали руду и изготовляли изделия из железа, меди и серебра. Следы выработки железа имеются, например, в ущелье Сес-Кол (Карт-Джурт)…

Е. Алексеева

В описании Карачая, сделанным Буцковским в 1812 году, указывалось, что карачаевцы «выделывают пули и плавят железо». Из железа изготовляли боевое оружие, орудия сельского хозяйства и ремесла, предметы домашнего обихода. Конкурентами карачаевских мастеров по обработке металла являлись дагестанские мастера. Они привозили в Карачай ружья, кинжалы, медную посуду…

«Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке»

…Кроме железа в Карачае добывали свинец и медь. Из железа изготовлялись кольчуги, наконечники стрел, ножи и другие предметы…

Карачаевцы с давних времен особым способом добывали серу и умели изготовлять порох. О том, что порох умели делать сваны и их соседи (в числе которых упоминаются и карачаевцы), пишет Ламберти.

«Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии»

В 1933 году в Карачае стало развиваться золото-платиновая промышленность. В верховьях рек Теберды и Кубани были обнаружены большие месторождения рассыпного золота.

«Очерки истории Карачаево-Черкесии»

Местное население добывало уголь в небольшом количестве для домашних нужд. Они познакомили с этим месторождением и русских, которые попали в этот район с военными отрядами еще в конце XVIII в. Однако, до окончательного присоединения Карачая к России в 1828 году о промышленном использовании верхнекубанского угля не могло быть и речи.

В. Невская
- российский ученый, доктор исторических наук

Археологические исследования истоков Кубани показали, что на территории Карачая, вплоть до самых высокогорных районов, сохранились следы земледельческой культуры. Камень с полей убран в кучи, повсюду видны былые хозяйственные участки, арыки разного назначения, главным образом оросительные. Видны остатки садов – одичавшие яблони, груши, алыча и др. На склонах встречается рожь-многолетка…

«Древняя и средневековая история Кара чаево- Черкесии»

Существенная часть этногенетических компонентов балкарцев и карачаевцев относилась к населению, с глубокой древности знакомому и широко практиковавшему орошаемое плужное интенсивное зерновое земледелие. Его традиции сохранялись в количественных довольно скромных масштабах, но в качественном смысле – даже в самую тяжелую пору своей истории, когда на период 1944-1957 годов эти народы оказались насильственно переброшенными в иную, чуждую им среду обитания, они добились чрезвычайно высоких трудовых успехов как раз в земледелии.

«Карачаевцы и балкарцы»

Монументальные сооружения верховьев Кубани возводились местными мастерами, тем более, что на территории Карачаево-Черкесии и самые простейшие раннесредневековые каменные постройки (например, жилища Узун-Колского поселения), и мощные оборонительные сооружения (стены вокруг городов), и стены многих церквей построены по одному принципу….

«Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии»»

Богатство кавказских гор и лесов привело к большому развитию в Карачае деревообделочного ремесла. Из дерева делались дома, мельницы, надворные постройки, повозки (арбы), мебель, орудия сельскохозяйственного труда, домашняя утварь, посуда и многое другое.

«Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в.»

В верховьях Кубани, Зеленчуков и Лабы в настоящее время зафиксировано более 40 крупных городищ и селищ. Эта территория, являющаяся западной частью Алании, вполне оправдывает характеристику, данную арабским путешественником Масуди владениям аланского царя: «Когда утром в одном месте запоют петухи, им отвечают другие из отдельных частей царства ввиду близости селений». Действительно, как показывают данные археологии, раннесредневековые поселения на территории Карачаево-Черкесии, особенно по долинам рек, тянулись почти непрерывной цепью. Расстояние между ними иногда не превышало двух-трех километров (например, между Эльбур-ганским и Инжичукунским селищами, между Инжичукунским селищем и Адиюхским городищем, между Адиюхским городищем и Тамгацикским поселением), подобных примеров можно привести много не только по правобережью Малого Зеленчука, но и по долинам других рек Карачаево-Черкесии (Учкекен, Кубань, Теберда, Б. Лаба, М. Лаба).

«Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии»

Карачаевцы хорошо освоили плотничество. Строили не только монументальные рубленные дома, которые стояли столетиями, но и более сложные деревянные сооружения.

Е. Алексеева
- российский ученый, доктор исторических наук

Деревянная утварь карачаевцев – чаши, черпаки, ложки, мотушки для ниток, вальки для белья – украшалась резным орнаментом. В некоторых деталях орнамента (зубцы, треугольники, спирали, трактовка животных, в частности баранов) прослеживаются еще традиции кобанской культуры. Обычай изображать животных (козлов и баранов) на ручках деревянных чаш, наблюдаемый у карачаевцев, говорит о сохранении сармато-аланских традиций, так зооморфные ручки считают признаком сармато-аланской посуды.

«Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии»

В материальной и духовной культуре карачаевцев и балкарцев прослеживаются элементы аланской культуры – в сходных формах некоторых вещей – украшений, предметов быта, орудии труда; в орнаменте, некоторых мотивах нартского эпоса.

Е. Алексеева
– российский ученый, доктор исторических наук

В материальной и духовной культуре карачаевцев и балкарцев прослеживаются элементы аланской культуры – в сходных формах некоторых вещей – украшений, предметов быта, орудии труда; в орнаменте, некоторых мотивах нартского эпоса.

Е. Алексеева
- российский ученый, доктор исторических наук

Е.Н. Студенецкая, анализируя мотивы карачаево-балкарского орнамента, сделала заключение, что в узорах на войлоках и в золотом шитье карачаево-балкарцев наблюдается традиция аланского периода.

«Очерки истории Карачаево-Черкесии»

Работа по этнографии карачаевцев и моя привязанность к этому народу прошла через всю мою жизнь, выдержав испытания на их и, косвенно, на мою долю. Мне хочется сказать, что в первой моей поездке в Карачай в 1934 г. у меня сложилось впечатление не только о большой доброжелательности и гостеприимстве карачаевцев, но и их глубоком интересе к истории и культуре своего народа.

Е. Студенецкая
- российский ученый-этнограф

В последующие годы Карачаевская автономная область добилась значительных успехов в развитии экономики, науки и культуры. Все это – несмотря на резкий спад животноводства и других отраслей в результате гражданской войны и коллективизации, репрессии 37-38 гг., уничтоживших значительную часть народа. С 1922 по 1940 годы валовая продукция народного хозяйства области увеличилась в более чем в 100 раз и в 1940 году в ценах 1926-1927 гг. составила 64,8 млн. руб…

В Карачае имелись 264 учреждения культуры, в том числе государственный ансамбль песни и танца, музей краеведения, создавался профессиональный карачаевский театр. На базе двух типографий в городах Кисловодске и Карачаевске областное издательство ежегодно выпускало 16 наименований учебников на карачаевском языке, 58 наименований книг общим тиражом 432 тыс. экземпляров. Выходило 7 областных и районных газет…

«Карачаевцы: выселение и возвращение»

Дальнейшее развитие экономики и культуры было прервано Отечественной войной. Свыше 15600 бойцов (или каждый пятый представитель карачаевского народа) сражались против фашизма, из них 9 тыс. или 10% населения погибло на фронте, 2 тыс. карачаевцев – женщин и мужчин были мобилизованы на строительство оборонительных рубежей.

«Карачаевцы: выселение и возвращение»

Многие карачаевцы активно воевали против фашистов в составе партизанских отрядов на оккупированных территориях…

Только на территории Белоруссии действовало 10 партизанских отрядов созданных и возглавлявшихся командирами-карачаевцами.

«Очерки истории Карачаево-Черкесии»

…В ноябре 1943 г. по сфабрикованному обвинению в измене советской власти карачаевцы были выселены в районы Казахстана и Киргизии. Карачаевская область была упразднена, а большая часть ее территории передана Грузии. После XX съезда КПСС политические обвинения с карачаевцев были сняты, им разрешили вернуться в родные места.

А. Авксентьев
- доктор философских наук

В ссылке погибло около трети карачаевского народа, но трудолюбие и доброжелательность, присущие карачаевцам, не были сломлены далеко от Родины. Многие из них были удостоены почетных званий и наград правительства Казахстана и Киргизии.

- Д. Кунаев
партийный и государственный деятель СССР и Казахстана

Я хорошо знаю трудолюбивый карачаевский народ.

Алик Карданов
- черкесский общественно-политический деятель, председатель Правительства КЧР

Карачаевцы… Сколько их по тюрьмам и ссылкам не таскали, сколько не гнули в бараний рог, не сдались, свою честь блюдут и тебя помнят, других, между прочим тоже: если ты к нему с уважением, он для тебя в лепешку разобьется, будь ты хоть сто раз русский, люблю я их, около них человеком начинаю себя чувствовать.

Владимир Максимов
- русский писатель

Я полюбил трудолюбивый и гостеприимный карачаевский народ, среди которого имею друзей и приятелей. Национальная трагедия карачаевского народа, ставшего мне родным, была пережита мной, как собственная боль, а когда карачаевцы вернулись в родные места, я вместе с ними разделил нашу общую радость.

А. Малышев
- российский ученый-биолог

Теберда, Теберда,
Голубая вода!
Ледяная вода
Из Домбайского льда.
Никогда я не видел
Воды холодней,
Ничего не встречал
Крепче этих камней,
Что упрямо и трудно
Шлифует река,
Отражая в воде
Облака…
А над речкой
В зеленых долинах живет
Молчаливый и гордый народ.
Сколько лет от родимой земли вдалеке
Их катала судьба, словно камни в реке?!
Потому холодна
И прозрачна вода,
Видно, в ней растворились
Печаль и беда
Навсегда!

А. Жигулин
- русский писатель

Депортация карачаевского народа – первая на Кавказе – и последующий режим его расселения и содержания полностью подпадает под определение геноцида, сформулированное в Конвенции ООН от 9 декабря 1948 года «О предупреждении преступления геноцида и наказание за него». Народ, испытавший неисчислимые страдания и унижения, потерял 34,5 процентов своей численности, не считая 9 тысяч погибших на фронте, а также на лесоповалах, в трудармии. Существенно деформированы его генофонд, культура, обычаи.

«Карачаевцы. Выселение и возвращение»

Варварскими акциями сталинского режима явилось выселение в годы второй мировой войны из родных мест балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, турок-месхетинцев, чеченцев. Политика насильственного переселения отразилась на судьбе корейцев, греков, курдов и др. народов.

Верховный Совет СССР безоговорочно осуждает практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права…

«Из Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года»

…Время бежит неумолимо, и уже 50 лет отделяют нас от одного из самых чудовищных преступлений сталинского режима – репрессии по отношению к целым народам. Депортации вошли позорными страницами в историю нашей страны.

От имени Российской Федерации, продолжателя бывшего Советского Союза, будучи главой государства приношу извинения всем гражданам России и их семьям, пострадавшим от депортаций. Наш гражданский долг – устранить последствия тех страшных событий. Это трудная и деликатная работа должна объединить, а не разрушать нас. Она должна сплотить людей, а не вселять новые раздоры.

«Из послания Президента РФ от 24 февраля 1994 года»

Историческая правда в отношении несправедливо репрессированного карачаевского народа восторжествовала. Я с большим удовольствием воспринял весть о том, что президент РФ Б.Н. Ельцин недавно присвоил звание Героя России несправедливо обиженным уроженцам Карачаево-Черкесии. Героя Российской Федерации Харуна Чочуева и других партизан и воинов-освободителей особо чтут в моей стране -Словакии.

Роман Палдан
– словацкий государственный деятель

Прошу передать мои искренние поздравления представителям карачаевского народа, удостоенным званий Героев России, проявившим доблесть и героизм на полях Великой Отечественной войны. Они внесли немалый вклад в нашу общую победу.

Нурсултан Назарбаев
- президент Казахстана

Мы помним поименно героических сыновей Карачая, мужественно сражавшихся с ненавистным врагом. Навечно в памяти народной останутся легендарные подвиги Османа Касаева, Кичибатыра Хаиркизова, Юнуса Каракетова и сотен их боевых друзей, которые отдали свои светлые жизни в борьбе за независимость Советской Белоруссии.

Александр Лукашенко
- президент Белоруссии

Я благодарна судьбе, что нахожусь на этой земле (в Домбае). Я люблю горы, полюбила людей и даже собак – они добрые, не лают и не кусают…

И чем дольше я здесь живу, тем больше убеждаюсь, что мир спасет только мир и красота. У ваших людей есть красота, душа, они умеют любить.

С. Светличная
– актриса театра и кино

Несмотря на все беды, обрушившиеся на балкарцев и карачаевцев, в последние семь веков, они не впали в пессимизм. Характер их взгляда на будущее скорее всего можно определить как сдержанный оптимизм: «Будем надеяться на лучшее, но будем готовы и к худшему».

По моему мнению, такой взгляд на грядущее, не позволяющий расслабиться, обрасти жирком, но и не угнетающий волю, есть одно из самых ценных приобретений карачаево-балкарского этноса в ходе истории, показывающее его способность усваивать уроки времени. Только в том случае, если эти уроки усвоены, может быть оправдана древняя мудрость: «Кого Бог любит, того и наказывает».

М. Джуртубаев
- балкарский ученый-фольклорист

Балкария и Карачай – это те же Кавказские горы, это просто разные склоны Эльбруса. Знаменитый Домбай и Приэльбрусье – как они близки и похожи.

Л. Ошанин
- российский поэт

Система отгонного овцеводства, возникшего в горах Центрального Кавказа в середине III тысячилетия до н. э., имела широкое развитие и у аланов в период средневековья, и у карачаевцев в настоящее время.

Е. Крупнов
- российский ученый, доктор исторических наук
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Онгар Чагаров 17322
17322


Сообщений: 5
19:05 19.02.2013
так если поискать можно найти и хорошего и плохого и это естественно, о черкесах и осетинах и прочих тоже, призываю всех быть сдержанней)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Справедливый
сарбона


Сообщений: 13625
21:50 19.02.2013
Онгар Чагаров 17322 писал(а) в ответ на сообщение:
> так если поискать можно найти и хорошего и плохого и это естественно, о черкесах и осетинах и прочих тоже, призываю всех быть сдержанней)
quoted1
а Вы сами чьих будете?
Хотя есть кое-какие догадки.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Онгар Чагаров 17322
17322


Сообщений: 5
22:30 19.02.2013
карачаевец
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
00:03 20.02.2013
Онгар Чагаров 17322 писал(а) в ответ на сообщение:
> так если поискать можно найти и хорошего и плохого и это естественно, о черкесах и осетинах и прочих тоже, призываю всех быть сдержанней)
quoted1
Так а зачем ты вывалил здесь сей труд, из которого следует что карачаевцы - "самые, самые"?? Или хвастовство это тоже достоинство. Кажется полку "тюрко-аланов" прибыло? ""Тейри, алан, тейри!"
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Provizor
docdex


Сообщений: 1874
00:40 20.02.2013
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
> Так а зачем ты вывалил здесь сей труд, из которого следует что карачаевцы - "самые, самые"?? Или хвастовство это тоже достоинство. Кажется полку "тюрко-аланов" прибыло? ""Тейри, алан, тейри!"  
quoted1
лет через 50 будем наблюдать и китай-аланов
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
08:44 20.02.2013
Онгар Чагаров 17322 писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
> Арканджело Ламберти
> - итальянский миссионер и путешественник XVII в.
quoted1

В оригинале, кажется так: "Меня очень удивило, что карачаевцы среди стольких варварских языков, на которых говорят окружающие их народы, могли так чисто сохранить тюркский язык."

Интересно, Ламберти с чем сравнивал чистоту тюркского языка карачаевцев? С языком алтайцев? Так у алтайцев нет такого количества адыгизмов и иранизмов.

Из кавказских народов самым западным был народ каса (касоги), далее к востоку жили азкяши, абхазы и аланы.
Все они были христианами, кроме абхазов, все считались тюрками.

Ибн-Саид аль-Магриби – Арабский ученый XIII века
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Справедливый
сарбона


Сообщений: 13625
19:43 20.02.2013
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
> Или хвастовство это тоже достоинство.
quoted1
хороший вопрос, выходит, что достоинство

http://www.politforums.ru/internal/1358315933.h...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
00:09 21.02.2013
Справедливый писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
>
> http://www.politforums.ru/internal/1358315933.h...
quoted1
А ты уверен, что я ту ветку оцениваю иначе?? Что ж ты как в первом классе: "А он первый начал...!"
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Пуаро
gk7225


Сообщений: 518
13:56 21.02.2013
Онгар Чагаров 17322 писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
> Е. Крупнов
> - российский ученый, доктор исторических наук
quoted1
Если вы взялись кого то цитировать, соблаговолите предоставить ссылки на первоисточники, с названиями трудов этих авторов, статей, если это ссылки их журналов. А то инет уже пестрит инфой о том что, якобы Кусто, Гагарин, Жуков перед смертью принимали ислам.
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Карачаевцы. Одно! После 30 лет русского владычества . И то при помощи ...
    Karachays. One! After 30 years Russian vladychestva . And with the help of Muhammad Amin.. ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия