Про "Ц1ыф" - довольно натянуто. Я слышал и о других версиях о происхождении черкесского "человек". Это одно из ключевых понятий любого языка, в более широкм смысле означает "мужчина". Так вот с чего бы это прачеркесам называть "мучжину, человека" названием чужого народа? Тем более что сами себя скифы именовали по-другому. "Skolotoj" - согласись, что далековато до черкесского "Ц1ыф"?
И вообще, сравнительная лингивистика штука хитрая, и чрезмерно ей увлекаться не стоит. Английское " woman" и японское "wi-mi-nia" (одно из значений!) означают "женщина", но никто никогда не сможет доказать родство этих языков..
>> Хэт? - "кто?", сравните с хетт, о ухэт? - "ты кто?" или ты из хеттов? >> Ц1ыф - "человек", сравните со "скиф" quoted2
> > Про "Ц1ыф" - довольно натянуто. Я слышал и о других версиях о происхождении черкесского "человек". Это одно из ключевых понятий любого языка, в более широкм смысле означает "мужчина". Так вот с чего бы это прачеркесам называть "мучжину, человека" названием чужого народа? Тем более что сами себя скифы именовали по-другому. quoted1
Возможно влияние древних греков. В ранний период колонизации они могли называть всех жителей северного Причерноморья скифами, по гречески Σκύϑαι.
> Тхьэ - бог, также вероятно от греческого Theo quoted1
Сомнительно, потому что греческого влияния в черкесском самый минимум, о оно довольно позднее - времен распространнеия христианства. Насчет Тхъэ, тож самое. Прямое заимствование вряд ли возможно. Хотя и не исключено. Греческое Theo от индоевроейского *déiw-o- - "сияющий", отсюда старослав. дивъ (род. п. дивесе, им. мн. дивеса), рус. диво, болг. ди́вен «чудесный», польск. dziw, лит. dievas «Бог»; dỹvas «чудо», латыш. dievs «Бог»; dĩva «чудо», др.исл. tîvar «боги», санскр. dēvás «Бог», авест. daēva «демон», осет. давæг, греч. theos; Zeus, лат. deus «бог», dīvus «божественный», оск. diúveí, умбр. di, др.-прусск. deiws, гэльск. dēvona, валлийск. duw, ирл. día/día, фриг. tios, гамб. di, англ. tiw/tuesday, древненем. ziu, др.-норв. týr, готск. tyz, ликийск. ziw, лувийск. tiwat, лидийск. divi.
Но понятие "божества" тоже одно из ключевых в языках, поэтому что могло заставить древних меотов и зихов заменить его на греческое, очень загадочно.
Любопытно: В последних работах Кассьяна, 2009—2010 приводятся аргументы в пользу того мнения, что согласно глоттохронологическому анализу прото-абхазо-адыгский и хаттский языки существовали в одно и тоже время и их следует относить к разным ветвям сино-кавказской макросемьи, распад которой приходится на середину 11-го тысячелетия до н. э. В результате этого распада образовались две большие ветви: прото-язык Сино-Тибето-На-Дене и прото-язык Сев.-Кавказско-Баскский и Енисейско-Бурушаски. Затем распад второй ветви Сев.-Кавказско-Баскской и Енисейско-Бурушаски произошел во вторую половину 9-го тыс. до н. э. Кассьян сближает хаттский язык именно с протоязыком Енисейско-Бурушаски. Сев.-Кавказско-Баскская ветвь распадается в первой половине 7-го тыс. до н. э. на Баскскую и Северо-Кавказскую ветвь. Распад Северо-Кавказского прото-языка на Прото-Западно-Кавказский и Прото-Восточно-Кавказский произошел около 3800 до н. э.. В свою очередь распад Прото-Западно-Кавказского языка на Абхазо-абазинскую, Убыхскую и Адыгскую ветвь произошел около 640 до н. э.. Таким образом, как говорилось выше, в один период с хаттским языком (2-е тыс. до н. э.) существовал отдельный Прото-Западно-Кавказский язык, давший начало всем абхазо-адыгским языкам.
Буриши (язык называется бурушаски) (они же хузи) вообще уникальный народ в северном Кашмире. Они голубоглазые, светловолосые, язык изолят, происхождение очень загадочно. Сами считают себя потомками воинов Александра Македонского. Живут очень замкнуто и архаично, Мусульмане, но с очень большим влиянием язычества...
>> Тхьэ - бог, также вероятно от греческого Theo >
> Сомнительно, потому что греческого влияния в черкесском самый минимум, о оно довольно позднее - времен распространнеия христианства. Насчет Тхъэ, тож самое. Прямое заимствование вряд ли возможно. Хотя и не исключено. Греческое Theo от индоевроейского *déiw-o- - "сияющий", отсюда старослав. дивъ (род. п. дивесе, им. мн. дивеса), рус. диво, болг. ди́вен «чудесный», польск. dziw, лит. dievas «Бог»; dỹvas «чудо», латыш. dievs «Бог»; dĩva «чудо», др.исл. tîvar «боги», санскр. dēvás «Бог», авест. daēva «демон», осет. давæг, греч. theos; Zeus, лат. deus «бог», dīvus «божественный», оск. diúveí, умбр. di, др.-прусск. deiws, гэльск. dēvona, валлийск. duw, ирл. día/día, фриг. tios, гамб. di, англ. tiw/tuesday, древненем. ziu, др.-норв. týr, готск. tyz, ликийск. ziw, лувийск. tiwat, лидийск. divi. > > Но понятие "божества" тоже одно из ключевых в языках, поэтому что могло заставить древних меотов и зихов заменить его на греческое, очень загадочно. quoted1
Да ну, минимум влияния. Оч. много слов. Пытэр - твердый, Πέτρος -по гр. Чэрэз - вишня, черешня. Вероятно из греческого в адыгский, затем из адыгского в русский. Ахыл - родственник, Ἀχιλλε 73;ς - имя др. гр. героя . Мать Ахилла погружала его в печь Гефеста держа за пятку. Кстати, кажется Сосруко тоже Тлепщ куда-то погружал держа за колено. С 6 века д.н.э. греки присутствовали в Причерноморье. Вполне Тхьэ могло замениться во времена Боспорского царства в качестве нового языческого божества.
> Чэрэз - вишня, черешня. Вероятно из греческого в адыгский, затем из адыгского в русский. > Ахыл - родственник, Ἀχιλλε 73;ς - имя др. гр. героя . Мать Ахилла погружала его в печь Гефеста держа за пятку. Кстати, кажется Сосруко тоже Тлепщ куда-то погружал держа за колено. > С 6 века д.н.э. греки присутствовали в Причерноморье. Вполне могло замениться во времена Боспорского царства quoted1
Ну только предполагаю. А не утверждаю на сто процентов. Ну еще можно упомянуть вероятную индоевропейскость синдов, с их полседующей ассимиляцией прачеркесами. Она могла бы многое объяснить. Тем более что в нартском эпосе "чинты" четко отделяются от адыгских нартов.. Но эта гипотеза "красная тряпка" для многих историков.
Кстати, а как же национальная составляющая? ))) Кажется кто-то меня нескольк страниц назад чуть не съел меня за мое мнение, о заметном присутствии заимствований из других языков в черкесском, и о том, что в этом нет ничего плохого
Когда я был в командировке в г. Сумы (Украина). Меня удивило название местной речки Псёл. Оч. напоминает искаженное адыг. Псылъэ. Псы - река, лъэ -ручей, т.е Река-ручей или Мелкая река. Местные украинцы внятного определения происхождения названия не имели.
>> Чэрэз - вишня, черешня. Вероятно из греческого в адыгский, затем из адыгского в русский. >> Ахыл - родственник, Ἀχιλλε 73;ς - имя др. гр. героя . Мать Ахилла погружала его в печь Гефеста держа за пятку. Кстати, кажется Сосруко тоже Тлепщ куда-то погружал держа за колено. >> С 6 века д.н.э. греки присутствовали в Причерноморье. Вполне могло замениться во времена Боспорского царства quoted2
>
> Ну только предполагаю. А не утверждаю на сто процентов. Ну еще можно упомянуть вероятную индоевропейскость синдов, с их полседующей ассимиляцией прачеркесами. Она могла бы многое объяснить. Тем более что в нартском эпосе "чинты" четко отделяются от адыгских нартов.. Но эта гипотеза "красная тряпка" для многих историков. > > Кстати, а как же национальная составляющая? ))) Кажется кто-то меня нескольк страниц назад чуть не съел меня за мое мнение, о заметном присутствии заимствований из других языков в черкесском, и о том, что в этом нет ничего плохого quoted1
Чинт - это устаревшее адыг. название китайцев и обобщающее для представителей монголоидной расы. Если допустим гунны были монголоидами, то зихи или керкеты вполне могли называть их чинтами. А синдов адыги называют шинд.
>Чинт - это устаревшее адыг. название китайцев и обобщающее для представителей монголоидной расы. Если допустим гунны были монголоидами, то зихи или керкеты вполне могли называть их чинтами.
Тембот. Мне кажется не нужно связывать европейское "чина" для обозначения китайцев, возникшее в 13-14 веках, с"чинтами", упоимнающисия в нартском эпосе, сложение которого относится традиционно к меотской эпохе. Шинд - чинт, разница по-моему не велика. Первые тюрки появились здесь уже только в 6-7 веках, гунны прошли к северу от Кубани, и практически не заинтересовались Закубаньем... Да и Аскер Гадагатль тоже считал, что нарты(меоты) воевали с синдами.
> Когда я был в командировке в г. Сумы (Украина). Меня удивило название местной речки Псёл.
> Оч. напоминает искаженное адыг. Псылъэ. > Псы - река, лъэ -ручей, т.е Река-ручей или Мелкая река. > Местные украинцы внятного определения происхождения названия не имели. quoted1
М.В.Федорова в своей работе о которой я говорил, об этом пишет. Проникновение адыгизмов на Среденрусскую возвышенность она относит на 4-5 тысяч лет назад, и даже побольше.