Стабильный (Стабильный) писал (а) в ответ на сообщение:
> Свободомыслящий (bardakar38) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Я вот даже не специально, но нашёл слова Достоевского о помощи сербам, где он взывал о долге православном, духе славян и т.д. >> Все эти ура-патриотические имеют главную цель -создать некий мифический русский мир во главе с Россией. Нужно это кому в других странах не важно. И оба они правы с Толстым, за 100+ лет ничего не поменялось. Бол-во россиян за операцию в Сирии, причем половина из них не знают даже где она находится quoted2
> > Ну так и многие мусульмане ехали воевать за турок. Ну наверное за сербов мы должны были заступиться, турки там просто резню устроили в тот момент, многие добровольцами ехали. А Сирия нам конечно не нужна, пусть там мусульмане и семиты друг с другом выясняют. quoted1
Дело не в этом. Я конкретно разбираю слова Достоевского. Война была в 1877 году, в это же время издаётся дневник его дневник, где он пишет:
«Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а… «Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! — писал в 1877 году Достоевский.
Он то призывает воевать за них, потом пишет с ненавистью, ещё вопрос потом или до этого.
В своем «Дневнике» за март 1877 г. Федор Михайлович отмечает: «Да, Золотой Рог и Константинополь – все это будет наше… И, во-первых, это случится само собой, именно потому, что время пришло, а если не пришло еще и теперь, то действительно время уже близко, все к тому признаки»11.
Федор Михайлович отстаивал мысль, что Петр Великий допустил серьезную ошибку – основал «чухонский» Петербург, все историческое прошлое толкало его на захват турецкой столицы13.
Но вместе с тем призывы писателя с каждой новой страницей «Дневника» становятся все агрессивнее: «Нам нужна эта война… и для собственного спасения: война освежит воздух, которым мы дышим и в котором мы задыхаемся, сидя в немощи растления и в духовной тесноте»16, «война укрепляет каждую душу сознанием самопожертвования, а дух всей нации сознанием взаимной солидарности и единения всех членов, составляющих нацию»17.
Что у него в башке творилось? "Освежит воздух", "Единение", а сам то не воевал, и предпочитал в "проклятой " Европе деньги спускать в казино.
> Достоевский с нами. > Пророчество Ф.М. Достоевского > "Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а… «Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! — писал в 1877 году Достоевский. — Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь именно с того, что выпросят у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. > > > > Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, „имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени“. > > Может, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее. > > О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению. > > Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. > > У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в (…страну по вкусу…) и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний (…фамилию по вкусу…) согласился наконец принять портфель президента совета министров. > > России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества… > > Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство». > >
Я-то в Вики вы читала, но Вы, как знаток Достоевского, не можете не знать, что Он побывал в ссылке за чтение и «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского"[135] Оттуда:
Поэтому Вы не заметили, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр — не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей.
Прекрасно сказано, не правда ли? П. С. Будто вчера написано. С -Стабильность.
> Свободомыслящий (bardakar38) писал (а) в ответ на сообщение:
>> И разница между ними большая, один «ура-патррит», да-даЮ сово появилось во время русско-турецкой ввойны, которую осуждал Толстой и очень хотел Достоевский. quoted2
> > Думаю Достоевский был переформатирован, преображён (изменён образ) в результате психологического террора применённого к нему властями за взгляды не подходящие этим властям. Ведь он был приговорён к смертной казни и до последнего момента возможно был уверен, что будет казнён. Не многие смогут сохранить свои политические и социальные взгляды после такого уничтожения человеческой души, которое перенёс Достоевский. Приговорён он был за вхождение в кружок петрашевцев. Вольнодумцы по тем понятиям, либералы — по нынешним кремлёвским. > В кружке петрашевцев рассуждали о притеснениях цензуры, о безобразии крепостного права, о продажности чиновничества, читались и комментировались теории Кабе, Фурье, Прудона и, наконец, с восторгом слушалось письмо Белинского к Гоголю. За распространение этого письма значительная часть петрашевцев (в том числе Достоевский) и понесла наказание. > Суд и последовавший приговор к смертной казни 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу был совершенно неожиданно обставлен как инсценировка казни. В последний момент осужденным объявили о помиловании и назначили наказание в виде каторжных работ. Один из приговоренных к казни, Николай Григорьев, сошел с ума.
> После такого насилия над сознанием, Достоевский стал уже не тот, сломленый. Вот оказывается и войну поддерживал и славянские племена у него худшие враги. > > Полагаю с Гоголем произошло нечто схожее. Из обличителя госаппарата превратился в «глубоковоцерковлённого». Похоже тоже был обработан, как вольнодумец и экстримист. Государственный репрессивный аппарат он такой, да, человека может сломать. quoted1
Очень интересно, не знал этого, только обрывками. Но как писатель он мне нравится, хоть там и депрессняк и много смертей.
>> Seneka ru (SENEKA) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> Это письмо Толстого говорит о том что российский народ не учится даже на своих ошибках. История повторяется. quoted3
>> >> Тоже считаю, что Россия пошла покругу. quoted2
> > Если бы по кругу, то это было бы ВЕЛИКОЛЕПНО. Однако не по кругу Россия движется.... она движется ВНИЗ по нисходящей спирали..... > > А такое движение ОЧЕНЬ ДОЛГИМ быть НЕ МОЖЕТ. При каждом заходе на новую петлю спирали.... на более низком уровне мы несём огромные потери...... > > 1917 - потеря Польши, Финляндии и Прибалтики, гибель 10 млн в гражданской войне, 2 миллиона потеряны в эмиграции..... фактически мы потеряли русскую интеллигенцию и вместо неё получили совково-еврейскую русофобскую интеллигенцию. > > 1991- окончательная потеря исконных русских земель.... Украины и Белоруссии, причем потеряны не только земли, но и русские люди которые там жили..... в Белоруссии теперь НЕрусское население, на Украине АНТИрусское население...... > > Русские стали самым большим рассеянным народом в мире..... Потерян северный русский Казахстан, потеряна восточная Украина (кроме ЛДНР). Потеряны русские Латвии и Эстонии.
> Ещё 2 млн. в эмиграции..... > > Однако когда при движении вниз мы наконец столкнёмся с землей то не останется НИЧЕГО.... кроме мелких обломков...... quoted1
Свободомыслящий (bardakar38) писал (а) в ответ на сообщение:
> Очень интересно, не знал этого, только обрывками. Но как писатель он мне нравится, хоть там и депрессняк и много смертей. quoted1
После такой "экскурсии" в ад, которую провёл Достоевскому госаппарат, наверно трудно писать о любви, о полёте души. Писал о том что пережил, что перечувствовал.
> Попалось в сети письмо Льва Толстого, датируемое 1896 годом. С сожалением можно констатировать — Россия сейчас примерно там же, где и 125 лет назад, в политическом тупике созданом монархистами. Предлагаю ознакомиться с этим письмом, аналогий с нашим cегодняшним положением в нём полно. Где выход, какой будет развязка, пока не скажет никто. > >
> > Мне кажется, что теперь особенно важно делать доброе спокойно и упорно, не только не спрашиваясь правительства, но сознательно избегая его участия. Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это. Давать же правительству возможность, распространяя мрак, делать вид, что оно занято просвещением народа, как это делают всякого рода мнимопросветительные учреждения, контролируемые им, — школы, гимназии, университеты, академии, всякого рода комитеты и съезды, — бывает чрезвычайно вредно. Добро — добро, и просвещение — просвещение только тогда, когда оно совсем добро и совсем просвещение, а не применительно к циркулярам Делянова и Дурново. Главное же, мне всегда жалко, что такие драгоценные, бескорыстные, самоотверженные силы тратятся так непроизводительно. Иногда мне просто смешно смотреть на то, как люди, хорошие, умные, тратят свои силы на то, чтобы бороться с правительством на почве тех законов, которые пишет по своему произволу это самое правительство. > http://tolstoj.ru/2182.html quoted1
В целом очень подходит к нашему времени. Гос пропаганда и тупые тв каналы сателиты довели до абсурда ситуацию. Разница между реальностью и новостями суровая.
Точно Толстой сказал это? Я бы эту цитату разнес по знакомым
Ха, ⍟ Nico54 (26047), нашел очередного оракула и авторитета для России - Достоевского, и своим перстом ⍟ Nico54 (26047), указывает всем, что Россия именно такая, какой её видел Достоевский и что России следует жить, как он ей предписывает. Что это за манера: выдавать мнение отдельных личностей за истину в последней инстанции?
А мне вот неприятно творчество Достоевского - у него такой стиль письма, что после нескольких страниц меня начинает тошнить. Для меня он художник с особым субъективным восприятием окружающего мира, возможно даже с психическими отклонениями. Может быть он и современную ему российскую действительность воспринимал через свою субъективную призму.
Также как не могу соглашаться с некоторыми мнениями других классиков литературы конца 19-начала 20-го веков.
Я всегда воспринимаю эти мнения с пониманием, что за этим стоит мнение личности, одного человека. Ведь все эти писатели были ярко выраженные личности с их в определенной степени субъективизмом. И, в общем-то, не могут претендовать на то, что они открыли объективный закон существования и развития общества.
Зачем придавать такое значение какому-то текущему мнению отдельного человека, в далекое от нас время? Оно, конечно, может быть интересным, но это личное мнение, какое, пожалуй, есть у каждого, в том числе у нас.
В действительности реальный мир настолько разнообразен, что не всегда чье-то мнение может оказаться подлинно достоверным, может содержать в себе заблуждение или ошибку. Поэтому будем всегда подразумевать, что это личные мнения, живших или современных людей, хотя это могут быть и признанные таланты в своем творчестве. Но это всего лишь чье-то мнение и пусть им и остается, на которое есть право у каждого.
Нетолерантный (vzk527) писал (а) в ответ на сообщение:
> Нужна русская национальная солидарность…. а она может вырасти только на русском национальном самосознании…. нужны политические русские национальные организации которые бы за это боролись quoted1
Вероятно, Усманов без узбекской национальной организации был бы бомжом сейчас.)) НСДАПольщики, матьвашу Брысь в Нюрнберг!
> Nico54 (26047) писал (а) в ответ на сообщение: > Развернуть начало сообщения >
>> >> Свободомыслящий (bardakar38) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> А зачем тебе мой год рождения? Понять можно уже что закончил я школу раньше 2009. quoted3
>>ну да, ну да, раньше 2009 года, а вот Солженицына заставляли читать… >> 9 сентября 2009 года приказом министра образования и науки России обязательный минимум содержания основных образовательных программ по русской литературе XX века дополнен изучением фрагментов художественного исследования Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Сокращённую в четыре раза «школьную» версию с полным сохранением структуры произведения подготовила к печати вдова писателя. Ранее (2009 года) в школьную программу уже вошли повесть «Один день Ивана Денисовича» и рассказ «Матрёнин двор». Биография писателя изучается на уроках истории. quoted2
>Ну и что тебя не устраивает здесь? И где я говорил про "заставляли"? Есть такое внеклассное чтение.
>>>> Свободомыслящий (bardakar38) писал (а) в ответ на сообщение: >>>>> Nico54 (26047) писал (а) в ответ на сообщение: >>>>>> Свободомыслящий (bardakar38) писал (а) в ответ на сообщение: >>>>>>> Надеюсь ты как всегда от неудобных вопросов не уйдешь и сможешь ответить за каким Путин 2018 год был объявлен годом Солженицына? >>>>>> какой же это неудобный вопрос? — я бы 2018 год объявил годом предательства своей Родины упырём Солженицыным, который предлагал американцам сбросить атомную бомбу на СССР, а вот зачем Путин объявил 2018 год годом упыря мне неведомо, попробуй этот вопрос Путину задать… >>>>>
>>>>> Так Путин поддерживает значит упырей и иудушек. Если бы сейчас кто-то защищал бы Солженицына ты бы не стеснялся бы наверное в выражениях, правда? Но это и логично же, кто поддерживает иуду сам и есть иуда или нет? С логикой знаком или патриотикам она неведома. А как ты к Ельцину относишься, которому цветы на коленках Путин возлагал у мемориала в его честь? >>>> да мне по-барабану, кого там Путин поддерживает, он и упырю-Ельцину, развалившему СССР, центр в Ёбурге открыл — писал уже, неужели ты думаешь, что все россияне должны быть согласны со всеми поддержками Путина?… >>> Тебе по барабану в конкретном случае. А чё ж ты завёлся когда я упомянул лишь Солженицына? quoted3
>>ты понять прочитанное не в состоянии? — попробуй еще раз, вдруг получится понять, что я не заводился, но если тебе хочется так считать, то мне и это тоже по-барабану… quoted2
>Упырь-Ельцин, иудушка-Солженицын, не ставь в один ряд quoted1
правильно, я не ставлю в один ряд с Толстым и Достоевским иудушку Солженицына...
>> Упырь-Ельцин, иудушка-Солженицын, не ставь в один ряд quoted2
>правильно, я не ставлю в один ряд с Толстым и Достоевским иудушку Солженицына… quoted1
«Ряд» Солженицына — Ельцин, рыжий пёс, Власов, Краснов с прочими мерзавцами и шкурами… Да и к медвепуту, при всей его «белоснежности», вопросов выше крыши…
>> Достоевский говорит о проблемах России из-за российских либералов quoted2
> > Брось стрелки переводить на незначительную группу. Где ты в РФ видел массовое скопление либералов? Эхо москвы? Да уж, сильные оппозиционеры. Бойся их, они придут за тобой. quoted1
какие стрелки, какая незначительная группа — это ты про массовое скопление монархистов в России писал в стартопике, интересно, где ты в РФ видел массовое скопление монархистов… газетёнки «Русский монархистЪ» и «Монархист»?…бойся их, они придут за тобой!…
Goliaf (Goliaf): Толстой с нами Попалось в сети письмо Льва Толстого, датируемое 1896 годом. С сожалением можно констатировать — Россия сейчас примерно там же, где и 125 лет назад, в политическом тупике созданоммонархистами. Предлагаю ознакомиться с этим письмом, аналогий с нашим cегодняшним положением в нём полно.
Nico54 (26047): Достоевский с нами Попались в сети высказывания Федора Достоевского в Дневниках писателя, датируемых 1877 годом. С сожалением можно констатировать — Россия сейчас примерно там же, где и 143 года назад, в политическом тупике созданномлибералами. Предлагаю ознакомиться с этими высказываниями, аналогий с нашим cегодняшним положением в нём полно.
>Я-то в Вики вы читала, но Вы, как знаток Достоевского, не можете не знать, что Он побывал в ссылке за чтение и «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского"[135] quoted1
я бы вам посоветовал его роман "Бесы" почитать, вот из той же Вики, где вы про ссылку Достоевского узнали:
В романе «Бесы» (1871—1872) отразилась ожесточённая полемика Достоевского с революционной Россией: как с нечаевцами («детьми» — нигилистами поколения «бесов»), так и с либералами («отцами»), в определённой мере ответственными за начало террора.
Согласно словам Достоевского из писем Н. Н. Страхову 9 (21) октября и 2 (14) декабря 1870 года замысел антинигилистического романа зародился в конце 1869 года. Непосредственно к работе над «Бесами» писатель приступил в январе 1870 года в Дрездене, о чём свидетельствуют подготовительные материалы к роману. В марте 1870 года Достоевский писал Н. Н. Страхову, что скоро закончит тенденциозный роман-памфлет. «Нигилисты и западники требуют окончательной плети». Через день писатель сообщал А. Н. Майкову: «То, что пишу,— вещь тенденциозная, хочется высказаться погорячее. (Вот завопят-то про меня нигилисты и западники, что ретроград!) Да черт с ними, а я до последнего слова выскажусь».
Работа над романом значительно приостановилась летом, когда первый план стал занимать мощный образ Ставрогина, ставший ключевым героем «Бесов». Тогда замысел произведения был кардинально переработан, и политический памфлет соединился с романом-трагедией. Процесс создания «Бесов» стоил Достоевскому бóльшего труда, чем любое другое его произведение.
могу ещё так же посоветовать прочесть его произведения "Идиот" и "Братья Карамазовы", где он тоже проходился по российским либералам...
Фёдор Михайлович Достоевский «Бесы»: Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить.
«Идиот»: — …по моим многочисленным наблюдениям, никогда наш либерал не в состоянии позволить иметь кому-нибудь свое особое убеждение и не ответить тотчас же своему оппоненту ругательством или даже чем-нибудь хуже… — Либерализм не есть грех; это необходимая составная часть всего целого, которое без него распадется или замертвеет; либерализм имеет такое же право существовать, как и самый благонравный консерватизм; но я на русский либерализм нападаю, и опять-таки повторяю, что за то, собственно, и нападаю на него, что русский либерал не есть русский либерал, а есть не русский либерал. Дайте мне русского либерала, и я его сейчас же при вас поцелую… — …В факте этом выражается вся сущность русского либерализма того рода, о котором я говорю. Во-первых, что же, и есть либерализм, если говорить вообще, как не нападение (разумное или ошибочное, это другой вопрос) на существующие порядки вещей? Ведь так? Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм…
критик о Смердякове из «Братьев Карамазовых»: Подымется в России лакей и в час великой опасности для нашей родины скажет: «я всю Россию ненавижу», «я не только не желаю быть военным, гусаром, но желаю, напротив, уничтожения всех солдат-с». На вопрос: «а когда неприятель придет, кто же нас защищать будет?», бунтующий лакей ответил: «В двенадцатом году было великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».
⍟ Сольвейг (Сольвейг), Достоевский «О либерализме» Ф. М. Достоевский проделал путь от увлечения социализмом и свободомыслием до воцерковления. Для него либерализм и социализм – близнецы братья. Оба опираются на прогресс и науку, оба мечтают о рае на земле, оба строятся на материализме и являются антихристианскими.
У них один отец – прогресс. Они за идеал принимают не абсолютные Истины Творца, а созданное разумом человека совершенное общество в будущем, которое пока никто не построил (и никогда не построит!), но они уже сотворили его в теории и призывают общество к его созиданию. Разница между ними небольшая: либералы за движущую силу принимают индивидуальность, социалисты – общество. Но цель одна – материальное и моральное благополучие на земле.
Обращаясь к русским либералам, Федор Михайлович писал: «Мне скажут, что эти господа вовсе не учат злодейству; что если Штраус и ненавидит Христа и поставил оплевание христианства целью своей жизни, то он все-таки обожает человечество в его целом, и учение его возвышенно и благородно. Очень может быть, что цели всех современных представителей европейской прогрессивной мысли – человеколюбивы. Но зато мне вот что кажется несомненным: дай всем этим современным высшим учителям полную возможность разрушить старое общество и построить заново, то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что всё здание рухнет под проклятиями человечества... Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов. Это аксиома. Европа отвергает Христа, мы же, как известно, обязаны подражать Европе».
> ********* (раскрыть)
Итак, во-первых, суть либерализма – отвержение Христа. Вовторых, идея эта не наша, а пришла к нам с католического Запада. Втретьих, не так она безобидна, как кажется. Вчетвертых, подобное стремление к свободе всегда заканчивается насилием и смертью.
Либерализм – антихристианство. Западники «хотят образовать наш народ... Мы выучим народ грамоте, начнем обольщать его Европой, ну хотя бы утонченностью быта, приличий, костюма, напитков, танцев, – словом заставим его устыдиться лаптя и квасу, устыдиться своих древних песен, заставим его петь водевиль... В интеллигенции и в Европе лишь правда, ...другой нет. Не можем же мы толковать вместе с вами, например, о таких странных вещах, как православие и какоето будто бы особое значение его. Особенно теперь, когда последнее слово Европы и европейской науки есть атеизм, просвещенный и гуманный...», – раскрывает их карты Достоевский. В Дневнике он приводит пример современного либерального отношения к воспитанию: «Один отец согнал уже три няньки от своих младенцев: “Невозможно с этими шельмами, запретил настрого, вдруг вхожу в детскую и что же, представьте себе, слышу; укладывает дочку в люльку, а сама ее Богородице учит и крестит: помилуй, дескать, Господи, папу, маму... ведь настрого запретил!”». Борьбу с верой, как видим, начинали не большевики...
«Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, – спрашивает он либералов, – если нет у вас основы нравственной? А нравственные идеи только одни...». Они вытекают из понятия о Боге и бессмертии души, «из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не просто животное». «Попробуйтека соединить людей в гражданское общество с одной только целью “спаси животишки”? Ничего не получится, кроме “после нас хоть потоп”. “Спасение животишек” есть самая бессильная и последняя идея из всех идей, единящих человечество. Это уже начало конца».
Любимая мысль Достоевского: нравственность – понятие религиозное и вытекает только из сознания бытия Бога и реальности бессмертия. Перевод ее в категорию безрелигиозную означает постепенное самоубийство человечества.
Либерализм – антинароден. «Одна из характерных черт русского либерализма – это страшное презрение к народу... Русскому народу ни за что в мире не простят желания быть самим собою. Весь прогресс через школы предполагается в том, чтобы отучить народ быть собою. Все черты народа осмеяны и преданы позору. Скажут, темное царство осмеяно. Но в томто и дело, что вместе с темным царством осмеяно и все светлое. Вот светлоето и противно: вера, кротость, подчинение воле Божией». Для либералов русский народ «косная масса, немая и глухая, устроенная к платежу податей и к содержанию интеллигенции; масса, которая если и дает по церквам гроши, то потому лишь, что священник и начальство велят».
Либерал «брезглив к народу и высокомерен к земле Русской. “Мы, дескать, только одни и можем совет дать, ...научим народ его правам и обязанностям”».
Либералы лишь прикрываются заботой о народе, на самом деле глубоко презирают его, что и понял еще Достоевский.
«Западничество – это партия, готовая к бою против народа. Она стала над народом как опекующая интеллигенция, она отрицает народ... Она гнушается идеей солидарности народа с Царем и толкует о европейской вздорной бабе». Достоевский как в воду смотрел. Сколько этих «вздорных баб» видим мы сегодня на Западе! «Вывод: русскому, ставшему действительным европейцем, нельзя не сделаться в то же время естественным врагом России».
Либерализм – античеловечен. В письме Н. А. Любимову, говоря о реформаторах, опирающихся на «низкое происхождение»человека, на объяснение «снизу», на «низведение человечества до стадного скота», Достоевский подчёркивал: «Вопрос ставится у стены: “Презираете вы человечество или уважаете, вы, будущие его спасители?” И все это будто бы у них во имя любви к человечеству: “Тяжёл, дескать, закон Христов и отвлечёнен, для слабых людей невыносим” – и вместо закона свободы и Просвещения несут им закон цепей и порабощения хлебом». Вывод Достоевского предельно прост: если Бога нет, человек – животное. Без веры в Бога, т. е. признания в себе образа Божия, остается признавать в ближнем образ звериный. Гуманизм либералов оборачивается самым настоящим человеконенавистничеством.
Либерализм – антигосударственен. «Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, т. е. ненавидит и бьет свою мать. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все». Государства, увы, пасуют перед либерализмом и устраивают декорации, видимость государственности, идут на поводу у требующей все больше «зрелищ» и свобод публики. Недаром президенты – бывшие актеры. Власть теряет свои функции, превращаясь в послушную исполнительницу, в игру во власть, очередное «зрелище». Она – рабыня масс и их желаний. Она смотрит не вверх, а вниз, боится не Бога и греха, а своих избирателей. Достоевский открыто и прямо говорил: «У нас так можно сказать: все, что либерально, то и дрянно, то и пагубно».
Либерализм разрушителен. Его нет там, где созидают, зато он обязательно там, где разрушают. Созидали князь Владимир и Иоанн Грозный, Петр Великий и Государи Романовы, Кутузов и Суворов, Минин и Пожарский, Пушкин и Достоевский... Разрушали князь Курбский и граф Толстой, Белинский и Островский, Госдума и печать начала XX века... Либерализм терял – диктатура восстанавливала. Достоевский точно подметил: «Вся наша либеральная партия прошла мимо дела, не участвуя в нем. Она только отрицала и хихикала». Хорошо смеяться в стенах сильного государства, которое построили не вы, «нет, вы полиберальничайте, когда это невыгодно, вот бы я на вас посмотрел», – замечает мудрый Достоевский.
Федор Михайлович Достоевский честно и прямо показывает нам весьма с неожиданной стороны наших радетелей за правду, но без Христа. Например, он замечает, что самые большие крикуны о любви к народу жили сами весьма побарски. Достоевский пишет в Дневнике: «Герцен был социалистом как русский барич... Отрицал собственность и был обеспеченным. Он заводил революции и в то же время любил комфорт и семейный покой». «Наши “скитальцы” продавали крестьян и, получив денежки, уезжали в Париж способствовать изданию радикальных газет для спасения уже всего человечества... Кто мешал им простозапросто освободить своих крестьян с землей?», – спрашивает неудобный Достоевский авторов наших учебников, восторгающихся борцами за свободу.
Либерализм всегда рабство, насилие.
До сих пор у нас не хотят замечать принцип насилия, заложенный в безбожной либеральной свободе. «Европейская цивилизация, отвергнув Христа, открывает хаос свободы. Человек остался один на один с бессильной и бесплодной свободой. Если нет Бога, то все позволено, нет пределов человеческой воле, нет собственно и преступления. Без братства во Христе задача гуманизма решается только насильственным путем», – писал под влиянием Достоевского юрист А. Ф. Кони.
И снова великий Достоевский: «Либералы, вместо того, чтобы стать свободнее, связали себя либерализмом, как веревками... И когда надо высказать свободное мнение, трепещут прежде всего: либерально ли будет? И выкидывают иногда такие либерализмы, что и самому страшному деспотизму и насилию не придумать».
Эту пророческую мысль Достоевского мы все видим сегодня на примере СМИ. Говоря о своей свободе, они насильно навязывают своим зрителям и читателям только те ценности, которые считают верными, поставив заслон покрепче Берлинской стены для всех инакомыслящих. Любой, кто пробовал пробиться на телевидение или в центральные газеты с позицией, не совпадающей с либеральным представлением, знает, что это невозможно.
Достоевский понял, что хотя либералы красиво толкуют о свободе и правах для всех граждан, для ближних своих, но на деле выходит – для себя! «Да, вы будете представлять интересы вашего общества, но уж совсем не народа, – пишет он. – Закрепостите вы его опять! Не только сказать против вас, да и дыхнуть печати при вас нельзя будет», – пророчествует далеко вперед русский писатель.
Мы это начинаем понимать только сегодня, да и то медленно...
Либерализм воинственен, ибо понимает, что схватка с религиозностью идет не на жизнь, а на смерть. К. Н. Леонтьев подмечал: «Все менее и менее сдерживает кого-либо религия, семья, любовь к отечеству, – и именно потому, что они все-таки еще сдерживают, на них более всего обращена ненависть и проклятия современного человечества».
Ненависть Европы «к русскому Православию, которое к ужасу латинянин обрело в лице России столь мощные материальные и государственные формы, что не сдвинешь», перекочевала и к русским либералам, – пишет наша современница Н. А. Нарочницкая. Она, специалист по Западной Европе, вслед за Достоевским не устает нам напоминать, что либерализм и социализм – близнецыбратья, что они сходятся в неприятии христианских ценностей. Либералы принимают за насилие и деспотизм Абсолют в определении нравственных ценностей и ратуют за свободу в определении границ добра и зла, за что выступали уже Тургенев, Л. Толстой, Чехов, не говоря о Белинском, Некрасове и всей революционнодемократической компании. Лишь один Достоевский смело и твердо противостоял этому натиску либеральных разрушителей христианских твердынь.
Либерализм – это самоубийство общества.
Православие требует от человека постоянного напряжения, самоограничения, жертвенности, преображения, подвига...
Либерализм, наоборот, обещает все более комфорта, неги и наслаждений. Но «сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека, – рассуждает Достоевский. – Тут дисциплина. Вот этуто неустанную дисциплину над собой и отвергают современные мыслители: “слишкомде много уж было деспотизму, надо свободы”... Провозглашают, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила. С работы над собой начинать надо нашу “Новь”...». Отказавшись от принципа жертвенной любви, тяжелой работы по приведению своей воли к смирению перед Божественным замыслом, отказавшись от единения перед Абсолютной Истиной, человечество встает на путь деградации, нравственного ослабления, падения, в итоге – самоуничтожения.
Формула Достоевского «Были бы братья, будет и братство» до сих пор не услышана. После построения социалистического рая на земле бросились строить либеральный рай, оставив человека наедине со своими страстями и похотями – слабого и беззащитного. Достоевский многократно объяснял, что человек с искалеченной душой не сможет жить в идеальном обществе!
«Я нисколько не удивлюсь, – говорит герой «Записок из подполья», – если вдруг среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен... и скажет всем нам: а что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом!.. Так человек устроен. Человек всегда и везде любил действовать так, как хотел, а вовсе не так, как повелевали ему разум и выгода...»
«Вы хвалитесь сознанием, – пишет Достоевский всем строителям новой жизни на разумных началах, – но... хоть ум у вас и работает, но сердце ваше развратом помрачено, а без чистого сердца – полного, правильного сознания не будет».
Достоевскому, конечно, не верили. Осознание масштабов бедствия пришло только во время революции 1905–1907 гг., когда террористами было убито 16,5 тыс. человек. А окончательно согласились с ним только после 1917 года, когда убитых уже никто не считал. Поняли Достоевского, сидя в лагерях или на чужбине...
И сегодня потомки строителей Вавилонской башни, замалчивая Достоевского, вновь толкают нас в тот же круг: прогресс, либерализм, свобода, гражданское общество, права человека, общечеловеческие ценности, толерантность, цивилизованное общество, новый мировой порядок и т. д. и т. п. Достоевский остается самым не известным, не принятым, не понятым…
> > Ха, ⍟ Nico54 (26047), нашел очередного оракула и авторитета для России — Достоевского, и своим перстом ⍟ Nico54 (26047), указывает всем, что Россия именно такая, какой её видел Достоевский и что России следует жить, как он ей предписывает. Что это за манера: выдавать мнение отдельных личностей за истину в последней инстанции? quoted1
во-первых, я не выдаю мнение отдельных личностей за истину в последней инстанции, а только провожу параллель между высказыванием ТС о письме Толстого о российских монархистах из стартопика и высказыванием Достоевского о российских либералах в Дневниках писателя, в произведениях Бесы, Идиот и Братья Карамазовы:
Goliaf (Goliaf): Толстой с нами Попалось в сети письмо Льва Толстого, датируемое 1896 годом. С сожалением можно констатировать — Россия сейчас примерно там же, где и 125 лет назад, в политическом тупике созданоммонархистами. Предлагаю ознакомиться с этим письмом, аналогий с нашим cегодняшним положением в нём полно.
Nico54 (26047): Достоевский с нами Попались в сети высказывания Федора Достоевского в Дневниках писателя, датируемых 1877 годом. С сожалением можно констатировать — Россия сейчас примерно там же, где и 143 года назад, в политическом тупике созданномлибералами. Предлагаю ознакомиться с этими высказываниями, аналогий с нашим cегодняшним положением в нём полно.
Фёдор Михайлович Достоевский о российских либералах
> ********* (раскрыть)
"Бесы": Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить.
"Идиот": — …по моим многочисленным наблюдениям, никогда наш либерал не в состоянии позволить иметь кому-нибудь свое особое убеждение и не ответить тотчас же своему оппоненту ругательством или даже чем-нибудь хуже… — Либерализм не есть грех; это необходимая составная часть всего целого, которое без него распадется или замертвеет; либерализм имеет такое же право существовать, как и самый благонравный консерватизм; но я на русский либерализм нападаю, и опять-таки повторяю, что за то, собственно, и нападаю на него, что русский либерал не есть русский либерал, а есть не русский либерал. Дайте мне русского либерала, и я его сейчас же при вас поцелую… — …В факте этом выражается вся сущность русского либерализма того рода, о котором я говорю. Во-первых, что же, и есть либерализм, если говорить вообще, как не нападение (разумное или ошибочное, это другой вопрос) на существующие порядки вещей? Ведь так? Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм…
критик о Смердякове из «Братьев Карамазовых»: Подымется в России лакей и в час великой опасности для нашей родины скажет: «я всю Россию ненавижу», «я не только не желаю быть военным, гусаром, но желаю, напротив, уничтожения всех солдат-с». На вопрос: «а когда неприятель придет, кто же нас защищать будет?», бунтующий лакей ответил: «В двенадцатом году было великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».
а во-вторых, если для тебя Достоевский не классик русской литературы, то я ничего с этим уже не могу поделать…