В связи с последними событиями в РФ мне несколько раз приходилось слышать от собеседников мысль, что «монополию на насилие должно иметь государство». Причём преподносится это как факт бесспорный, даже основополагающий для общества. Мол, если не так – то война всех против всех, повальное насилие и кровавая баня…
Согласно конституции РФ (да и любого другого государства) «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Именно так, а не государство и не общественный порядок.
Естественно, что для достижения этой цели иногда приходится применять насилие. И безусловно применять это насилие в идеале должно государство. Это его обязанность. Но обязанность – это ещё не право. А право – ещё не есть исключительное право.
Так, например, есть неотъемлемое право гражданина на самооборону. То есть право защищать – и, если нужно, с применением насилия, те самые права и свободы – себя и своих близких. Право предотвратить преступление, задержать преступника – не дожидаясь прибытия силовиков – не только право, но и моральная обязанность гражданина.
Разновидностью негосударственного насилия является партизанская война. Когда государство по какой-то причине утрачивает (де-факто, но не де-юре) суверенитет над некоей частью территории, и граждане на этой территории начинают вооружённую борьбу – не дожидаясь государственных распоряжений – это насилие не просто не запрещается, но даже героизируется.
Поэтому здесь уже утверждение про «госмонополию насилия» заслуживает оговорок. Если посмотреть на ситуацию с другой стороны – марксистская историография подарила нам бесценную классификацию справедливого и несправедливого насилия. Среди справедливого насилия – национально-освободительная и революционно-освободительная борьба.
Рассмотрим второй вид борьбы.
Любой государственный режим в первую очередь декларирует свою неприкосновенность. И угрожает ослушникам насилием. Должны ли все граждане безусловно покориться и выполнять все требования власти? И чем тогда это «право на насилие» является более справедливым, чем право разбойника с большой дороги? Если копать глубже – то любое государство действует в интересах правящего класса. В РФ правящим классом является слившийся с государством крупный капитал. Является ли обязанностью граждан безусловное служение крупному капиталу? И каким образом будет идти социальный прогресс, если крупный капитал добровольно власть никогда не отдаст, а его монопольное право на насилие будет соблюдаться гражданами? Видимо, останется только ждать неких катастрофических внешних воздействий, или внутренних катаклизмов различной природы, которые без участия граждан приведут государственную машину в негодность. Что вряд ли есть лучшая альтернатива.
Или всё-таки придётся признать, что «монополия государства на насилие» не есть бесспорный и не имеющий исключений тезис тезис и никогда таковым не был. Более того – история знает множество случаев, когда выступление граждан против государственной машины (или самостоятельная, не санкционированная государством борьба против какого-то фактора) в итоге становилась героической страницей истории и служила укреплению национального самосознания – и в конечном итоге единству государства.
А слепая покорность мудрому и безошибочному вождю и безропотное принятие относительно себя любого насилия со стороны государства никогда не приводила ни к чему хорошему.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Самородок (Самородок) писал (а) в ответ на сообщение:
> Согласно конституции РФ (да и любого другого государства) «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Именно так, а не государство и не общественный порядок. quoted1
Да-с. Пора переписывать. Приводить так сказать в соответствие с тем что есть. А то как бредовая сказка звучит.
Самородок (Самородок) писал (а) в ответ на сообщение:
> Любой государственный режим в первую очередь декларирует свою неприкосновенность. И угрожает ослушникам насилием. Должны ли все граждане безусловно покориться и выполнять все требования власти? И чем тогда это «право на насилие» является более справедливым, чем право разбойника с большой дороги? > Если копать глубже – то любое государство действует в интересах правящего класса. В РФ правящим классом является слившийся с государством крупный капитал. Является ли обязанностью граждан безусловное служение крупному капиталу? И каким образом будет идти социальный прогресс, если крупный капитал добровольно власть никогда не отдаст, а его монопольное право на насилие будет соблюдаться гражданами? Видимо, останется только ждать неких катастрофических внешних воздействий, или внутренних катаклизмов различной природы, которые без участия граждан приведут государственную машину в негодность. Что вряд ли есть лучшая альтернатива. > quoted1
Антимайдан - ситуационен. Возведенный в абсолют - противоречит здравому смыслу.
Самородок (Самородок) писал (а) в ответ на сообщение:
> Если копать глубже — то любое государство действует в интересах правящего класса. В РФ правящим классом является слившийся с государством крупный капитал. Является ли обязанностью граждан безусловное служение крупному капиталу? И каким образом будет идти социальный прогресс, если крупный капитал добровольно власть никогда не отдаст, а его монопольное право на насилие будет соблюдаться гражданами? Видимо, останется только ждать неких катастрофических внешних воздействий, или внутренних катаклизмов различной природы, которые без участия граждан приведут государственную машину в негодность. Что вряд ли есть лучшая альтернатива. > quoted1
Не. Брать вилы и чистить власть. Теме плюс.
------------- Сообщение было проверено модератором. Нарушений не зафиксировано.
а фальсификации выборов системны, как и нарушение конституции организованной группой лиц, которых через фальсификации затащили в представители граждан, протащили психопаты из корпорации и их братки олигархи
Михаил Ходорковский , [02.08.19 00:05] [Переслано из Город Глуповъ] [ Фотография ] Как заканчиваются диктатуры?
Милан Сволик, автор книги «The Politics of Authoritarian Rule», посчитал вероятности различных вариантов ухода авторитарного лидера (диктатора) от власти. В его базе данных оказались 303 диктатора, кто находился у власти не менее одного дня в период с 1946 по 2008 год, кто утратил свою власть неконституционным путем, причем причина его ухода была определена недвусмысленным образом.