Экономисты же и бизнес сетуют, что и новые, и старые майские указы — это не то, что нужно российской экономике. «Нацпроекты — это не про рост пшеницы, а про раздачу хлеба», — указывают они, полагая, что, наращивая налоговую нагрузку и зажимая бюджетные расходы, вряд ли можно ускорить экономический рост.
отечественный бизнес сетует, что вся проводимая в стране экономическая политика полностью не способствует ускорению роста ВВП. «Большинству предпринимателей и экономистов сегодняшняя политика в стране кажется алогичной. Движения противоречат мировым трендам и опыту, накопленному глобальной системой. Наше правительство делает все наоборот», — заявил в среду бизнес-омбудсмен Борис Титов на конференции «Актуальный диалог».
http://www.ng.ru/economics/2019-10-09/1_7697_na... Российские чиновники уверяют: власти сделали выводы из майских указов 2012 года и их ошибки не повторятся. Ошибки — это, в частности, недостижение целей по росту инвестиций и повышению в стране производительности труда. Каким-то чудесным образом эти провалы должны быть исправлены при исполнении нового майского указе 2018 года. По крайней мере так надеются в Минфине. Экономисты же и бизнес сетуют, что и новые, и старые майские указы — это не то, что нужно российской экономике. «Нацпроекты — это не про рост пшеницы, а про раздачу хлеба», — указывают они, полагая, что, наращивая налоговую нагрузку и зажимая бюджетные расходы, вряд ли можно ускорить экономический рост.
Глава Минфина Антон Силуанов, выступая в среду в Совете Федерации (СФ), подвел итоги исполнения майских указов Владимира Путина 2012 года, которые, как подчеркнул министр, явились основанием для выработки национальных проектов на предстоящий шестилетний период. «Мы выполнили задачи по обеспечению темпов роста заработных плат бюджетной сферы и по переселению граждан из аварийного жилья», — перечислил успехи глава Минфина. Но говорить сегодня о решении проблемы аварийного жилья в стране — это слишком смело. Поэтому проблемы расселения людей из ветхого и аварийного жилья перекочевали в новый нацпроект (см. «НГ» от 21.02.19).
К сожалению, продолжил Антон Силуанов, не удалось выполнить цели в области экономики — не обеспечен рост инвестиций, производительности труда <nobr>и т. п.</nobr> По мнению правительственного чиновника, осечки в выполнении экономических целей были связаны с тем, что эти цели не были структурированы по проектным принципа. Грубо говоря, производительность труда, по мнению министра, не увеличилась в стране только потому, что для нее не был придуман отдельный нацпроект.
Другая проблема, по мнению Силуанова, недостаточное привлечение регионов к участию в выполнении целей развития. «И сейчас, когда мы реализуем национальные проекты, мы стали гораздо плотнее работать с регионами», — говорит министр, обещая также раньше доводить бюджетные ассигнования до регионов.
Чтобы провалы нацпроектов не так бросались в глаза, власти создадут некоммерческую организацию «Национальные приоритеты» для коммуникационной поддержки проектов. Возглавит новую структуру замруководителя секретариата вице-премьера Татьяны Голиковой София Малявина. Чиновники уверены, что новый майский указ, расписанный по национальным проектам и целям, теперь-то уж точно поспособствует реализации всех заявленных планов. Но отечественный бизнес сетует, что вся проводимая в стране экономическая политика полностью не способствует ускорению роста ВВП. «Большинству предпринимателей и экономистов сегодняшняя политика в стране кажется алогичной. Движения противоречат мировым трендам и опыту, накопленному глобальной системой. Наше правительство делает все наоборот», — заявил в среду бизнес-омбудсмен Борис Титов на конференции «Актуальный диалог».
По его словам, рост, который объявлен среди главных приоритетов, не может быть достигнут с помощью тех шагов, что предпринимаются властью. В то время как во всем мире идет гонка по снижению налогов, в России, напротив, повышают НДС, отменяют единый налог на вмененный доход (ЕНВД). «Все это приводит к росту нагрузки на малый бизнес», — замечает Титов.
Не способствует экономическому росту и политика Центробанка. «Чем выше процентная ставка, тем ниже рост. Во многих странах банки сегодня уходят в отрицательные ставки. В России по итогам года при показателе инфляции в 3% средняя ставка ЦБ в 7%. По разнице между этими показателями Россия вновь занимает первое место… Это стоп! В таких условиях никакая экономика развиваться не может», — считает бизнес-омбудсмен, полагая, что рост экономики властям на самом деле и не нужен. «Сегодняшний приоритет — это сохранение той политики, которая была, это сохранение правительства, ЦБ, Минфина, которые есть. Сохранение ресурсов на расстоянии вытянутой руки, чтобы быстро решать возникшие трудности. Но это не подразумевает стратегического роста», — отмечает он. Сетует Борис Титов и на отсутствие в стране реальной экономической стратегии. Нацпроекты же, по мнению омбудсмена, не могут заменить стратегии, так как их цель — социальное развитие. Основной акцент экономической политики в РФ все больше смещается в сторону бюджетных расходов в противовес прежнему потреблению и наращиванию частных инвестиций, говорят независимые экономисты. При этом власти не захотели наращивать расходы за счет значительного увеличения долга или использования резервов, указывает экономист Citi по РФ, Украине и Казахстану Артем Заигрин. «Траты на нацпроекты потребовали дополнительного финансирования, которое поступает в бюджет за счет роста налоговых доходов, в первую очередь увеличения НДС», — отмечает экономист.
В свою очередь, слабая экономическая динамика первой половины 2019 года, по мнению Заигрина, объясняется ростом доходов бюджета, изъятий денежных потоков из экономики и запаздывающими расходами, то есть вливаниями денежных средств обратно в экономику в виде инвестиций.
В результате, как считает экономист, за счет увеличения госрасходов рост экономики может ускориться до 2,5% в 2020 году. В то же время он не исключает, что рост российской экономики в 2020 году может оказаться и хуже прогнозов. «На данный момент взгляд на экономический рост зависит от реализации нацпроектов», — подчеркивает он.
Рост инвестиционных госрасходов может повысить и доходы домохозяйств, что позитивно отразится на потребительском спросе. «Однако произойдет это с определенным временным лагом, так как сначала производители освоят денежные средства, которые в какой-то момент найдут отражение в росте зарплат. То есть какой-то результат будет виден домохозяйствами не ранее чем через год», — прогнозирует Заигрин. То есть, по оценкам Citi, при условии активного финансирования нацпроектов потребление в России начнет восстанавливаться не раньше середины 2020 года.
Реализация нацпроектов в течение 2019−2021 годов совокупно добавит к экономическому росту около 1,6 процентных пункта, считают аналитики Газпромбанка.
Еще скромнее влияние нацпроектов на ВВП оценивают в Счетной палате. Так, по мнению главы СП Алексея Кудрина, реализация нацпроектов не позволит выйти на темпы роста в 3% к 2024 году, поскольку они являются планами эволюционного, а не прорывного развития. Как считает он, реализация нацпроектов прибавит к экономическому росту от 0,1% до 0,6%.
«Прорыва в обозримом будущем не будет. Россия будет расти около 1% в год, то есть темпами ниже мировых», — соглашается руководитель аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. Другой вопрос, продолжает он, зачем власти аккумулировали столь огромные финансовые резервы. Версий может быть несколько, считает эксперт. «Экономическая версия: в 2020 году нас ждет масштабный кризис как следствие торговой войны США и Китая. Нужны будут ресурсы, чтобы пересидеть», — рассуждает он. Еще один сценарий будущего — создание полноценного Союзного государства с Беларусью. «Для этого потребуются серьезные вложения. Есть и сценарий создания новой конфедерации в рамках Евразийского союза, то есть России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении. В этом случае дотировать придется еще Киргизию и Армению», — рассуждает Разуваев. Но любой из этих вариантов и сценариев показывает, что экономический рост не является первым приоритетом для Кремля.
«Экономическая политика в России остается консервативной, поэтому бурного экономического роста, притока инвестиций и повышения уровня жизни в ближайшие 2−3 года ждать, к сожалению, не приходится», — соглашается управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Никакие нацпроекты не способны увеличить инвестиции или способствовать большей экономической активности, считает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. «Рецепт здесь совсем другой — реформы. Пресловутый инвестклимат у нас в стране за последние 11 лет ухудшился настолько, что его можно назвать практически разрушенным. Это определение включает в себя целый ряд важных элементов: институциональная среда, налоговый режим, страновые риски, эффективность госуправления, стабильность и предсказуемость экономической политики, уровень ставок в экономике и доступность денег, политические риски, административный режим для бизнеса и многое другое. По большинству этих элементов Россия не является ведущей страной, более того — динамика большинства из этих индикаторов негативна. Ключевой общественный институт для бизнеса и любого инвестора — право собственности — практически уничтожен. Поэтому, чтобы увеличить инвестиции и экономический рост, нужно работать именно над этим», — полагает эксперт.
Нацпроекты могут в нынешнем виде выполнять лишь вспомогательную функцию, говорит аналитик. «К примеру — улучшать инфраструктуру или повышать трудовую мобильность населения. Но на практике без наличия комфортной среды для бизнеса все это становится лишь ненужной ношей для госбюджета и для налогоплательщиков», — отмечает он
Уже все кроме Путина и Медведева знают, что нацпроекты-не прорыв страны и экономики, а просто «раздача хлеба». Ничего плохого в раздаче хлеба не видно, но активов такая политика не создает.
Обсуждаем как всегда
Личные выпады и оффтопик удаляются
------------- Сообщение было проверено модератором. Нарушений не зафиксировано.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Так есть закавыка, при экономической стратегии нужны и политические перемены, а на это чиновничье-бюрократических аппарат во главе с Путиным не пойдет.Н е для того они захватили власть над народом и страной А при проектах, ничего менять не нужно. Да, часть будет разворована, большая часть просто ухнет вникуда в результате деятельности эффективных менеджеров набранных по знакомству, а часть как-то дойдет по назначению, но это все незначительно по сравнению с тем что ничего не надо менять для чиновничества.
> Всех санитаров Ганушкина поменять что ли? quoted1
Там немного про другое, но не суть.
Непонятно как обсуждать такие новости.
Вот пишут:
> К сожалению, продолжил Антон Силуанов, не удалось выполнить цели в области экономики — не обеспечен рост инвестиций, производительности труда quoted1
Т. е. по идее мы же должны исходить из того что — уважаемые чиновники со всех сил старались эти цели достичь — но не смогли, без злого умысла.
> Так есть закавыка, при экономической стратегии нужны и политические перемены, а на это чиновничье-бюрократических аппарат во главе с Путиным не пойдет. Н е для того они захватили власть над народом и страной > А при проектах, ничего менять не нужно. Да, часть будет разворована, большая часть просто ухнет вникуда в результате деятельности эффективных менеджеров набранных по знакомству, а часть как-то дойдет по назначению, но это все незначительно по сравнению с тем что ничего не надо менять для чиновничества. quoted1
Кстати в некоторых регионах нацпроекты все-таки идут вперед и неплохо благодаря местным активным губерам. Но главная проблема кажись в том что Путин свято верит, что обещанный им прорыв как раз и произойдет благодаря нац проектам. А ОН НИ ФИГА НЕ ПРОИЗОЙДЕТ, даже после всех нац проектов. Грубо говоря хлеба раздадут, люди пожуют, а потом опять еще много запросят. А пшеницу никто сажать не начинает, до этого никому дела нет
> Sable51 (Sable51) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Всех санитаров Ганушкина поменять что ли? quoted2
>Там немного про другое, но не суть. > > Непонятно как обсуждать такие новости. >
> Вот пишут:
>> К сожалению, продолжил Антон Силуанов, не удалось выполнить цели в области экономики — не обеспечен рост инвестиций, производительности труда quoted2
>Т. е. по идее мы же должны исходить из того что — уважаемые чиновники со всех сил старались эти цели достичь — но не смогли, без злого умысла. > > Но веры то уже нет, что они вообще что-то делали. quoted1
Значит ежедневно и ежечасно жестко критиковать всех этих губеров чиновников и министров. Кстати в Москве есть весьма весомые результаты развития инфраструктуры хорошего класса, а в Калуге солидный промышленный кластер. Так что нельзя сказать, что ничего не сделано и все своровано.
> Но главная проблема кажись в том что Путин свято верит quoted1
Ни во что он не верит, как будто они для каких то улучшений задуманы, это как с 25млн высокотехнологичных рабочих мест которые через 3месяца должны быть, Володя о них и не вспоминает давно, он даже и не помнит что указ такой подписывал с такими параметрами. Какие нацпроекты,о них через год забудут все.У ж столько всяких рывков,указов,майских апрельских,планов и пр было забыто,а вы все до сих пор всерьез это воспринимаете
> > Но веры то уже нет, что они вообще что-то делали. quoted1
Интересно, почему т.н. «моторола» решил поехать в Украину? Зная, что украинцы выдают таким как он не более 2 метров, если по кремлевской прграмме он мог бы получить у себя в РФ на дальнем востоке бесплатный гектар земли.
> Экономисты же и бизнес сетуют, что и новые, и старые майские указы — это не то, что нужно российской экономике. «Нацпроекты — это не про рост пшеницы, а про раздачу хлеба», — указывают они, полагая, что, наращивая налоговую нагрузку и зажимая бюджетные расходы, вряд ли можно ускорить экономический рост. > > отечественный бизнес сетует, что вся проводимая в стране экономическая политика полностью не способствует ускорению роста ВВП. «Большинству предпринимателей и экономистов сегодняшняя политика в стране кажется алогичной. Движения противоречат мировым трендам и опыту, накопленному глобальной системой. Наше правительство делает все наоборот», — заявил в среду бизнес-омбудсмен Борис Титов на конференции «Актуальный диалог». > > > > Российские чиновники уверяют: власти сделали выводы из майских указов 2012 года и их ошибки не повторятся. Ошибки — это, в частности, недостижение целей по росту инвестиций и повышению в стране производительности труда. Каким-то чудесным образом эти провалы должны быть исправлены при исполнении нового майского указе 2018 года. По крайней мере так надеются в Минфине. Экономисты же и бизнес сетуют, что и новые, и старые майские указы — это не то, что нужно российской экономике. «Нацпроекты — это не про рост пшеницы, а про раздачу хлеба», — указывают они, полагая, что, наращивая налоговую нагрузку и зажимая бюджетные расходы, вряд ли можно ускорить экономический рост. > > Глава Минфина Антон Силуанов, выступая в среду в Совете Федерации (СФ), подвел итоги исполнения майских указов Владимира Путина 2012 года, которые, как подчеркнул министр, явились основанием для выработки национальных проектов на предстоящий шестилетний период. «Мы выполнили задачи по обеспечению темпов роста заработных плат бюджетной сферы и по переселению граждан из аварийного жилья», — перечислил успехи глава Минфина. Но говорить сегодня о решении проблемы аварийного жилья в стране — это слишком смело. Поэтому проблемы расселения людей из ветхого и аварийного жилья перекочевали в новый нацпроект (см. «НГ» от 21.02.19). > > К сожалению, продолжил Антон Силуанов, не удалось выполнить цели в области экономики — не обеспечен рост инвестиций, производительности труда <nobr>и т. п.</nobr> По мнению правительственного чиновника, осечки в выполнении экономических целей были связаны с тем, что эти цели не были структурированы по проектным принципа. Грубо говоря, производительность труда, по мнению министра, не увеличилась в стране только потому, что для нее не был придуман отдельный нацпроект. > > Другая проблема, по мнению Силуанова, недостаточное привлечение регионов к участию в выполнении целей развития. «И сейчас, когда мы реализуем национальные проекты, мы стали гораздо плотнее работать с регионами», — говорит министр, обещая также раньше доводить бюджетные ассигнования до регионов. > > Чтобы провалы нацпроектов не так бросались в глаза, власти создадут некоммерческую организацию «Национальные приоритеты» для коммуникационной поддержки проектов. Возглавит новую структуру замруководителя секретариата вице-премьера Татьяны Голиковой София Малявина. Чиновники уверены, что новый майский указ, расписанный по национальным проектам и целям, теперь-то уж точно поспособствует реализации всех заявленных планов. Но отечественный бизнес сетует, что вся проводимая в стране экономическая политика полностью не способствует ускорению роста ВВП. «Большинству предпринимателей и экономистов сегодняшняя политика в стране кажется алогичной. Движения противоречат мировым трендам и опыту, накопленному глобальной системой. Наше правительство делает все наоборот», — заявил в среду бизнес-омбудсмен Борис Титов на конференции «Актуальный диалог». > > По его словам, рост, который объявлен среди главных приоритетов, не может быть достигнут с помощью тех шагов, что предпринимаются властью. В то время как во всем мире идет гонка по снижению налогов, в России, напротив, повышают НДС, отменяют единый налог на вмененный доход (ЕНВД). «Все это приводит к росту нагрузки на малый бизнес», — замечает Титов. > > Не способствует экономическому росту и политика Центробанка. «Чем выше процентная ставка, тем ниже рост. Во многих странах банки сегодня уходят в отрицательные ставки. В России по итогам года при показателе инфляции в 3% средняя ставка ЦБ в 7%. По разнице между этими показателями Россия вновь занимает первое место… Это стоп! В таких условиях никакая экономика развиваться не может», — считает бизнес-омбудсмен, полагая, что рост экономики властям на самом деле и не нужен. «Сегодняшний приоритет — это сохранение той политики, которая была, это сохранение правительства, ЦБ, Минфина, которые есть. Сохранение ресурсов на расстоянии вытянутой руки, чтобы быстро решать возникшие трудности. Но это не подразумевает стратегического роста», — отмечает он. > Сетует Борис Титов и на отсутствие в стране реальной экономической стратегии. Нацпроекты же, по мнению омбудсмена, не могут заменить стратегии, так как их цель — социальное развитие. Основной акцент экономической политики в РФ все больше смещается в сторону бюджетных расходов в противовес прежнему потреблению и наращиванию частных инвестиций, говорят независимые экономисты. При этом власти не захотели наращивать расходы за счет значительного увеличения долга или использования резервов, указывает экономист Citi по РФ, Украине и Казахстану Артем Заигрин. «Траты на нацпроекты потребовали дополнительного финансирования, которое поступает в бюджет за счет роста налоговых доходов, в первую очередь увеличения НДС», — отмечает экономист. > > В свою очередь, слабая экономическая динамика первой половины 2019 года, по мнению Заигрина, объясняется ростом доходов бюджета, изъятий денежных потоков из экономики и запаздывающими расходами, то есть вливаниями денежных средств обратно в экономику в виде инвестиций. > > В результате, как считает экономист, за счет увеличения госрасходов рост экономики может ускориться до 2,5% в 2020 году. В то же время он не исключает, что рост российской экономики в 2020 году может оказаться и хуже прогнозов. «На данный момент взгляд на экономический рост зависит от реализации нацпроектов», — подчеркивает он. > > Рост инвестиционных госрасходов может повысить и доходы домохозяйств, что позитивно отразится на потребительском спросе. «Однако произойдет это с определенным временным лагом, так как сначала производители освоят денежные средства, которые в какой-то момент найдут отражение в росте зарплат. То есть какой-то результат будет виден домохозяйствами не ранее чем через год», — прогнозирует Заигрин. То есть, по оценкам Citi, при условии активного финансирования нацпроектов потребление в России начнет восстанавливаться не раньше середины 2020 года. > > Реализация нацпроектов в течение 2019−2021 годов совокупно добавит к экономическому росту около 1,6 процентных пункта, считают аналитики Газпромбанка. > > Еще скромнее влияние нацпроектов на ВВП оценивают в Счетной палате. Так, по мнению главы СП Алексея Кудрина, реализация нацпроектов не позволит выйти на темпы роста в 3% к 2024 году, поскольку они являются планами эволюционного, а не прорывного развития. Как считает он, реализация нацпроектов прибавит к экономическому росту от 0,1% до 0,6%. > > "Прорыва в обозримом будущем не будет. Россия будет расти около 1% в год, то есть темпами ниже мировых", — соглашается руководитель аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. Другой вопрос, продолжает он, зачем власти аккумулировали столь огромные финансовые резервы. Версий может быть несколько, считает эксперт. «Экономическая версия: в 2020 году нас ждет масштабный кризис как следствие торговой войны США и Китая. Нужны будут ресурсы, чтобы пересидеть», — рассуждает он. Еще один сценарий будущего — создание полноценного Союзного государства с Беларусью. «Для этого потребуются серьезные вложения. Есть и сценарий создания новой конфедерации в рамках Евразийского союза, то есть России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении. В этом случае дотировать придется еще Киргизию и Армению», — рассуждает Разуваев. Но любой из этих вариантов и сценариев показывает, что экономический рост не является первым приоритетом для Кремля. > > "Экономическая политика в России остается консервативной, поэтому бурного экономического роста, притока инвестиций и повышения уровня жизни в ближайшие 2−3 года ждать, к сожалению, не приходится", — соглашается управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. > > Никакие нацпроекты не способны увеличить инвестиции или способствовать большей экономической активности, считает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. «Рецепт здесь совсем другой — реформы. Пресловутый инвестклимат у нас в стране за последние 11 лет ухудшился настолько, что его можно назвать практически разрушенным. Это определение включает в себя целый ряд важных элементов: институциональная среда, налоговый режим, страновые риски, эффективность госуправления, стабильность и предсказуемость экономической политики, уровень ставок в экономике и доступность денег, политические риски, административный режим для бизнеса и многое другое. По большинству этих элементов Россия не является ведущей страной, более того — динамика большинства из этих индикаторов негативна. Ключевой общественный институт для бизнеса и любого инвестора — право собственности — практически уничтожен. Поэтому, чтобы увеличить инвестиции и экономический рост, нужно работать именно над этим», — полагает эксперт. > > Нацпроекты могут в нынешнем виде выполнять лишь вспомогательную функцию, говорит аналитик. «К примеру — улучшать инфраструктуру или повышать трудовую мобильность населения. Но на практике без наличия комфортной среды для бизнеса все это становится лишь ненужной ношей для госбюджета и для налогоплательщиков», — отмечает он > > Уже все кроме Путина и Медведева знают, что нацпроекты-не прорыв страны и экономики, а просто «раздача хлеба». Ничего плохого в раздаче хлеба не видно, но активов такая политика не создает. >
> Обсуждаем как всегда > > Личные выпады и оффтопик удаляются quoted1
А с вами ещё кто-то дискутирует? Или просто в унитаз спускают ?…
wegabasus (wegabasus) писал (а) в ответ на сообщение:
> Котов (Гарри) писал (а) в ответ на сообщение:
>> >> Но веры то уже нет, что они вообще что-то делали. quoted2
> > Интересно, почему т.н. «моторола» решил поехать в Украину? Зная, что украинцы выдают таким как он не более 2 метров, если по кремлевской прграмме он мог бы получить у себя в РФ на дальнем востоке бесплатный гектар земли. quoted1
> Sable51 (Sable51) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Но главная проблема кажись в том что Путин свято верит quoted2
>Ни во что он не верит, как будто они для каких то улучшений задуманы, это как с 25млн высокотехнологичных рабочих мест которые через 3месяца должны быть, Володя о них и не вспоминает давно, он даже и не помнит что указ такой подписывал с такими параметрами. > Какие нацпроекты, о них через год забудут все. У ж столько всяких рывков, указов, майских апрельских, планов и пр было забыто, а вы все до сих пор всерьез это воспринимаете quoted1
Серьезная критика требует весомых обоснований, а не децких обзывалок типа «у Орешкина смешная фамилия» как у Делягина. Я там вверху упомянут инфраструктру в Москве и кластер в Калуге как замечательные примеры того, как власти могут работать, если захотят. Значит либо не хотят либо не желают либо либо либо что-то еще
>> Экономисты же и бизнес сетуют, что и новые, и старые майские указы — это не то, что нужно российской экономике. «Нацпроекты — это не про рост пшеницы, а про раздачу хлеба», — указывают они, полагая, что, наращивая налоговую нагрузку и зажимая бюджетные расходы, вряд ли можно ускорить экономический рост. >> >> отечественный бизнес сетует, что вся проводимая в стране экономическая политика полностью не способствует ускорению роста ВВП. «Большинству предпринимателей и экономистов сегодняшняя политика в стране кажется алогичной. Движения противоречат мировым трендам и опыту, накопленному глобальной системой. Наше правительство делает все наоборот», — заявил в среду бизнес-омбудсмен Борис Титов на конференции «Актуальный диалог». >> >> >> >> Российские чиновники уверяют: власти сделали выводы из майских указов 2012 года и их ошибки не повторятся. Ошибки — это, в частности, недостижение целей по росту инвестиций и повышению в стране производительности труда. Каким-то чудесным образом эти провалы должны быть исправлены при исполнении нового майского указе 2018 года. По крайней мере так надеются в Минфине. Экономисты же и бизнес сетуют, что и новые, и старые майские указы — это не то, что нужно российской экономике. «Нацпроекты — это не про рост пшеницы, а про раздачу хлеба», — указывают они, полагая, что, наращивая налоговую нагрузку и зажимая бюджетные расходы, вряд ли можно ускорить экономический рост. >> >> Глава Минфина Антон Силуанов, выступая в среду в Совете Федерации (СФ), подвел итоги исполнения майских указов Владимира Путина 2012 года, которые, как подчеркнул министр, явились основанием для выработки национальных проектов на предстоящий шестилетний период. «Мы выполнили задачи по обеспечению темпов роста заработных плат бюджетной сферы и по переселению граждан из аварийного жилья», — перечислил успехи глава Минфина. Но говорить сегодня о решении проблемы аварийного жилья в стране — это слишком смело. Поэтому проблемы расселения людей из ветхого и аварийного жилья перекочевали в новый нацпроект (см. «НГ» от 21.02.19). >> >> К сожалению, продолжил Антон Силуанов, не удалось выполнить цели в области экономики — не обеспечен рост инвестиций, производительности труда <nobr>и т. п.</nobr> По мнению правительственного чиновника, осечки в выполнении экономических целей были связаны с тем, что эти цели не были структурированы по проектным принципа. Грубо говоря, производительность труда, по мнению министра, не увеличилась в стране только потому, что для нее не был придуман отдельный нацпроект. >> >> Другая проблема, по мнению Силуанова, недостаточное привлечение регионов к участию в выполнении целей развития. «И сейчас, когда мы реализуем национальные проекты, мы стали гораздо плотнее работать с регионами», — говорит министр, обещая также раньше доводить бюджетные ассигнования до регионов. >> >> Чтобы провалы нацпроектов не так бросались в глаза, власти создадут некоммерческую организацию «Национальные приоритеты» для коммуникационной поддержки проектов. Возглавит новую структуру замруководителя секретариата вице-премьера Татьяны Голиковой София Малявина. Чиновники уверены, что новый майский указ, расписанный по национальным проектам и целям, теперь-то уж точно поспособствует реализации всех заявленных планов. Но отечественный бизнес сетует, что вся проводимая в стране экономическая политика полностью не способствует ускорению роста ВВП. «Большинству предпринимателей и экономистов сегодняшняя политика в стране кажется алогичной. Движения противоречат мировым трендам и опыту, накопленному глобальной системой. Наше правительство делает все наоборот», — заявил в среду бизнес-омбудсмен Борис Титов на конференции «Актуальный диалог». >> >> По его словам, рост, который объявлен среди главных приоритетов, не может быть достигнут с помощью тех шагов, что предпринимаются властью. В то время как во всем мире идет гонка по снижению налогов, в России, напротив, повышают НДС, отменяют единый налог на вмененный доход (ЕНВД). «Все это приводит к росту нагрузки на малый бизнес», — замечает Титов. >> >> Не способствует экономическому росту и политика Центробанка. «Чем выше процентная ставка, тем ниже рост. Во многих странах банки сегодня уходят в отрицательные ставки. В России по итогам года при показателе инфляции в 3% средняя ставка ЦБ в 7%. По разнице между этими показателями Россия вновь занимает первое место… Это стоп! В таких условиях никакая экономика развиваться не может», — считает бизнес-омбудсмен, полагая, что рост экономики властям на самом деле и не нужен. «Сегодняшний приоритет — это сохранение той политики, которая была, это сохранение правительства, ЦБ, Минфина, которые есть. Сохранение ресурсов на расстоянии вытянутой руки, чтобы быстро решать возникшие трудности. Но это не подразумевает стратегического роста», — отмечает он. >> Сетует Борис Титов и на отсутствие в стране реальной экономической стратегии. Нацпроекты же, по мнению омбудсмена, не могут заменить стратегии, так как их цель — социальное развитие. Основной акцент экономической политики в РФ все больше смещается в сторону бюджетных расходов в противовес прежнему потреблению и наращиванию частных инвестиций, говорят независимые экономисты. При этом власти не захотели наращивать расходы за счет значительного увеличения долга или использования резервов, указывает экономист Citi по РФ, Украине и Казахстану Артем Заигрин. «Траты на нацпроекты потребовали дополнительного финансирования, которое поступает в бюджет за счет роста налоговых доходов, в первую очередь увеличения НДС», — отмечает экономист. >> >> В свою очередь, слабая экономическая динамика первой половины 2019 года, по мнению Заигрина, объясняется ростом доходов бюджета, изъятий денежных потоков из экономики и запаздывающими расходами, то есть вливаниями денежных средств обратно в экономику в виде инвестиций. >> >> В результате, как считает экономист, за счет увеличения госрасходов рост экономики может ускориться до 2,5% в 2020 году. В то же время он не исключает, что рост российской экономики в 2020 году может оказаться и хуже прогнозов. «На данный момент взгляд на экономический рост зависит от реализации нацпроектов», — подчеркивает он. >> >> Рост инвестиционных госрасходов может повысить и доходы домохозяйств, что позитивно отразится на потребительском спросе. «Однако произойдет это с определенным временным лагом, так как сначала производители освоят денежные средства, которые в какой-то момент найдут отражение в росте зарплат. То есть какой-то результат будет виден домохозяйствами не ранее чем через год», — прогнозирует Заигрин. То есть, по оценкам Citi, при условии активного финансирования нацпроектов потребление в России начнет восстанавливаться не раньше середины 2020 года. >> >> Реализация нацпроектов в течение 2019−2021 годов совокупно добавит к экономическому росту около 1,6 процентных пункта, считают аналитики Газпромбанка. >> >> Еще скромнее влияние нацпроектов на ВВП оценивают в Счетной палате. Так, по мнению главы СП Алексея Кудрина, реализация нацпроектов не позволит выйти на темпы роста в 3% к 2024 году, поскольку они являются планами эволюционного, а не прорывного развития. Как считает он, реализация нацпроектов прибавит к экономическому росту от 0,1% до 0,6%. >> >> «Прорыва в обозримом будущем не будет. Россия будет расти около 1% в год, то есть темпами ниже мировых», — соглашается руководитель аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. Другой вопрос, продолжает он, зачем власти аккумулировали столь огромные финансовые резервы. Версий может быть несколько, считает эксперт. «Экономическая версия: в 2020 году нас ждет масштабный кризис как следствие торговой войны США и Китая. Нужны будут ресурсы, чтобы пересидеть», — рассуждает он. Еще один сценарий будущего — создание полноценного Союзного государства с Беларусью. «Для этого потребуются серьезные вложения. Есть и сценарий создания новой конфедерации в рамках Евразийского союза, то есть России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении. В этом случае дотировать придется еще Киргизию и Армению», — рассуждает Разуваев. Но любой из этих вариантов и сценариев показывает, что экономический рост не является первым приоритетом для Кремля. >> >> «Экономическая политика в России остается консервативной, поэтому бурного экономического роста, притока инвестиций и повышения уровня жизни в ближайшие 2−3 года ждать, к сожалению, не приходится», — соглашается управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. >> >> Никакие нацпроекты не способны увеличить инвестиции или способствовать большей экономической активности, считает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. «Рецепт здесь совсем другой — реформы. Пресловутый инвестклимат у нас в стране за последние 11 лет ухудшился настолько, что его можно назвать практически разрушенным. Это определение включает в себя целый ряд важных элементов: институциональная среда, налоговый режим, страновые риски, эффективность госуправления, стабильность и предсказуемость экономической политики, уровень ставок в экономике и доступность денег, политические риски, административный режим для бизнеса и многое другое. По большинству этих элементов Россия не является ведущей страной, более того — динамика большинства из этих индикаторов негативна. Ключевой общественный институт для бизнеса и любого инвестора — право собственности — практически уничтожен. Поэтому, чтобы увеличить инвестиции и экономический рост, нужно работать именно над этим», — полагает эксперт. >> >> Нацпроекты могут в нынешнем виде выполнять лишь вспомогательную функцию, говорит аналитик. «К примеру — улучшать инфраструктуру или повышать трудовую мобильность населения. Но на практике без наличия комфортной среды для бизнеса все это становится лишь ненужной ношей для госбюджета и для налогоплательщиков», — отмечает он
>> >> Уже все кроме Путина и Медведева знают, что нацпроекты-не прорыв страны и экономики, а просто «раздача хлеба». Ничего плохого в раздаче хлеба не видно, но активов такая политика не создает. >> quoted2