На протяжении 400 летней оккупации, Россия нещадно грабила Украину и вывозила культурные и исторические ценности имея доступ ко всем хранилищам и музеям. Древние книги на украинском языке, а также древние карты Украины изымались и уничтожались.
Как оказалось, практически все древнерусские клады, хранящиеся в российских музеях, были найдены на территории Украины. В Эрмитаже, Оружейной палате, Третьяковской галерее, Государственном историческом музее и других собраниях хранится огромное количество украинских сокровищ. Это клады из курганов, монеты Владимира Мономаха, древние книги, фрески Михайловского Златоверхого собора, знамена Войска Запорожского и реликвии Гетьманщины… Особый размах вывоз украинских сокровищ в Россию приобрел в ХІХ веке, с созданием Археологической комиссии, которая руководила раскопками на территории Российской империи и отправляла все найденное в Петербург. В Украину находки больше не возвращались, но хотя бы оказались спасены для истории. Гораздо более печальна судьба плохо сохранившихся кладов или, по мнению столичных нумизматов, не представлявших большой ценности: их просто отправляли на переплавку и чеканили из них обычные монеты.
«Священный дар в знак братства народов»
Не стоит думать, что Украина не пыталась вернуть собственные реликвии. В феврале 1917 года только что образованная в Киеве Центральная Рада подняла вопрос возврата культурных ценностей из коллекций Эрмитажа и других российских музеев. Украинские историки и члены специальной комиссии подготовили полный реестр ценностей, и Рада в сентябре обратилась к России с требованием вернуть вывезенное. Вскоре грянул Октябрьский переворот, однако обращение украинцев не затерялось, как этого можно было бы ожидать.
Уже в начале ноября 1917 года Совнарком постановил вернуть в Украину «военные трофеи, взятые русскими у украинцев, главным образом, при Екатерине» (имелись в виду только знамена и другие реликвии Войска Запорожского), а вскоре это решение было подкреплено резолюцией ЦИК под названием «О передаче трофеев украинскому народу». В этой резолюции звучало такое обращение к украинцам: «Центральный исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов возвращает вам трофеи как память о вашей славной борьбе за свободу. Народ великорусский и революционный Петербург с приветом посылает вольному Киеву священный дар в знак братства народов».
Мало того, что «священным даром» ЦИК называет предметы, по праву принадлежащие Украине и попросту у нее украденные. Гораздо хуже, что большевики в этой же резолюции начинают искать лазейки для нарушения собственных обещаний. Под тем предлогом, что Киев обращался еще к Учредительному Собранию, а не к большевистским органам власти, а также ввиду «резкой формы, в которой представители Рады вели дальнейшие переговоры с Народными Комиссарами», переговоры «о сроке и порядке передачи реликвий» предлагалось продолжить. Обсуждение затянулось на долгие месяцы, процесс несколько раз прерывался по инициативе российской стороны, и в итоге никакие реликвии в Киев так и не вернулись.
При этом в течение всей Гражданской войны и вплоть до включения измученной Украины в состав СССР вывоз ценностей в Москву продолжался. Ну, а с созданием Союза грабеж получил уже «законные» основания.
В 1930-х годах УССР еще раз попыталась вернуть национальные реликвии, однако украинские сокровища были слишком важны для России: они позволяли советским идеологам представить Россию как наследницу Руси — и это не говоря об огромной научной ценности экспонатов. Москва не только не слышала обращения Киева, но и продолжала опустошать коллекции Киево-Печерского заповедника, музеев, библиотек; в Россию вывозились казацкие клейноды, хоругви, булавы, оружие…
Довольно часто использовался такой нехитрый механизм, как вывоз экспонатов на всесоюзные выставки, после которых ценности включались в фонды музеев РСФСР. Именно таким образом в 1939 году в Эрмитаж попали уникальные сокровища Львовского исторического музея, найденные в XIX веке в Тернопольской области. Этот клад с золотыми украшениями VІІІ-VІІ вв. до н.э. (общим весом около 7 кг) не имел равных во всем Карпато-Дунайском бассейне.
Ада и Ева
Многие ценности, хранящиеся в украинских музеях, были проданы Кремлем на Запад, чтобы получить валюту для индустриализации. Так произошло с диптихом Лукаса Кранаха Старшего «Адам» и «Ева» (1528), который был найден в Лавре в 1929 году. За него страна получила 10 тысяч долларов. Сегодня, пройдя через руки нескольких владельцев, включая Германа Геринга, диптих выставляется в музее Нортона Саймона (Пасадена, Калифорния), и его оценочная стоимость достигла 30 млн долларов.
На потребности индустриализации за 3 тысячи долларов были проданы и ворота Лаврской Крестовоздвиженской церкви, изготовленные в 1784 году киевским мастером Алексеем Ищенко. Сегодня эти кружевные ворота из чистого серебра, покрытого позолотой, выставляются в Лос-Анджелесском музее искусств.
С началом Второй мировой войны часть музейных фондов Украины, включая изделия из золота и ювелирные шедевры, была эвакуирована в Уфу — как вы уже понимаете, также безвозвратно.
Естественно, грабеж продолжило и гитлеровское командование. Нацисты вывезли экспонаты около 200 украинских музеев из Харькова, Львова, Днепропетровска, Полтавы, Сум, Херсона — всего более 300 тысяч предметов, включая 700 уникальных икон. После капитуляции Германии многие похищенные сокровища были возвращены в СССР — однако вновь не на территорию Украины. Украденное гитлеровцами присвоила Москва.
В течение 1970−1980-х годов на территории Украины действовали археологические комиссии российских учреждений, которые беспрепятственно вывозили все найденное — только опись их находок занимает 400 машинописных страниц. В российских музеях оказались античные драгоценности Юга Украины, скифские древности, древнерусские памятники Киева, Галича, Владимира-Волынского. Практически весь античный отдел Эрмитажа строится на находках из Крыма, Николаевской и Херсонской областей, отдельный зал отведен для находок дофракийского периода из Закарпатья. Попытки вернуть экспонаты ни к чему не вели: столичные музейщики отвечали, что украинские реликвии имеют слишком высокую художественную ценность, чтобы храниться в провинциальных музеях.
За годы существования СССР Украина утратила более 700 исторических коллекций. Уже летом 1991 года, когда оставался один шаг до независимости, возле села Капустино в Черкасской области был найден большой монетный клад и мужской серебряный пояс. Находку передали в Шполянский райотдел милиции, однако там ее не смогли оценить и отправили для этого в Москву. Как вы сами понимаете, в Москве клад и остался, несмотря на неоднократные запросы Черкасской археологической инспекции.
Да, международное право защищает возврат культурных ценностей, и таким образом в Украину начиная с 2000 года уже возвращен ряд предметов из США, Канады, ФРГ, Италии — в основном они были вывезены в годы Второй мировой. Но РФ ничего возвращать не собирается.
Об этом говорит и принятый в 1998 году закон № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», согласно которому все реликвии, перемещенные на территорию России после войны, считаются ее национальным достоянием. Неимоверными усилиями украинских ученых были возвращены два надгробия VI—VII вв., вывезенные в 1964 году из Херсонеса «во временное пользование для выставки в Ленинграде», а также часть фресок Михайловского Златоверхого собора.
Украденная украинская история
В российских музеях немало ценностей, имеющих для Украины не просто культурное значение. Они наполнены глубоким историческим смыслом и являются символами украинской державности.
Так, в коллекцию Государственного исторического музея входит серебряная водосвятная чаша Богдана Хмельницкого. На ней отчеканен герб Войска Запорожского и инициалы гетьмана и начальные буквы его титула — Б.Х.Г.Е.К.М.Л.О .В.З. (Богдан Хмельницкий Гетьман Его Королевской милости Войска Запорожского). В 2002 году эта и другие реликвии полгода выставлялись в национальном историко-культурном заповеднике «Чигирин», и украинские ученые очень хотели бы получить их обратно, однако переговоры не принесли результата. Представители Государственного исторического музея заявляют, что водосвятная чаша Богдана Хмельницкого «занимала, занимает и будет занимать… достойное место среди российских ценностей».
В 1830 году в кургане Куль-Оба возле Керчи было найдено богатое скифское захоронение IV века до н.э. По свидетельству очевидцев, там было «множество различных бронзовых, серебряных и золотых сосудов и вещей, коих некоторая часть самой изящной работы и цены по археологическому достоинству и качеству металла… Никогда еще в сем краю не было сделано подобного открытия в отношении к древностям». Керченский градоначальник мечтал оставить богатую находку в городском музее и почти год тянул с передачей ценностей в Петербург. Однако весовые категории были неравны, так что после длительной переписки богатая находка стала жемчужиной собрания Эрмитажа, где хранится по сей день.
В 1862—1863 годах была раскопана большая скифская могила конца IV века до н. э. в кургане Чертомлык, в окрестностях Никополя (Днепропетровская область). Золотые и серебряные украшения (на золотую пантеру вы можете полюбоваться в заголовке статьи), оружие, а также амфора, на фризе которой изображены скифы, укрощающие диких лошадей, считаются лучшими образцами древнегреческого ювелирного искусства. Хранятся они также в Эрмитаже.
В 1912 году у села Малая Перещепина, в 13 км от Полтавы, был обнаружен огромный клад, включавший свыше 800 предметов, общий вес его золотых изделий превысил 25 кг, а серебряных — 50 кг. Предполагается, что это захоронение Кубрата, основателя Великой Болгарии. Содержимое клада хранится в Государственном Эрмитаже, в Особой кладовой. Часть находки разворовали крестьяне, и затем знаменитый украинский меценат Богдан Ханенко выкупил эти предметы на рынке антиквариата и передал киевским ученым. Перещепинский клад пытались вернуть в 1932 году, однако он так и остался в Ленинграде.
Одним из важнейших экспонатов Третьяковской галереи стала мозаика с изображением Дмитрия Солунского из Михайловского Златоверхого собора, разрушенного в 1937 году. Сам собор был построен еще в XII веке, в домонгольский период, пережил множество реконструкций и имел огромное историческое значение. Однако в середине 1930-х годов его решено было снести, несмотря на сопротивление искусствоведов. К счастью, власти позволили снять со стен древние мозаики и фрески и перенести их в Софийский собор.
В 1938 году Третьяковская галерея временно, на 3 месяца, для выставки «750-летие Слова о полку Игореве» попросила предоставить ей мозаику «Дмитрий Солунский», а также еще несколько барельефов и фресок XII века. Прошло почти 80 лет, а взятое на 3 года так и не возвращено.
Перечислять все украинские находки, вывезенные в Россию, слишком долго. Это и луцкое Евангелие, хранящееся в Российской государственной библиотеке, и бронзовая мортира Ивана Мазепы, и морское знамя запорожцев, и обнаруженный недавно в Оренбурге колокол «Голубь», который был отлит по заказу Мазепы… Великолепная исламская коллекция Богдана и Варвары Ханенко в 1930-х годах была просто разграблена: часть ее экспонатов была продана за валюту, причем за смехотворные суммы, а вторая часть — стала гордостью Эрмитажа. Украина пыталась вернуть эти сокровища в 1950-х годах, но так ничего и не добилась.
В попытках России представить собственную историю значительно более давней, не обошлось и без казусов. Так, одним из главных экспонатов Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге стал Сабатиновский челн, найденный в 1937 году на дне Южного Буга, недалеко от села Сабатиновка в Кировоградской области. Он входит в экспозицию «История Российского флота до 1917 года», о которой на сайте музея сказано: «История мореплавания на территории России насчитывает не одно тысячелетие. Об этом свидетельствует находящийся в экспозиции музея древний челн-однодеревка, который археологи датируют началом I тысячелетия до нашей эры». Лихо же российские ученые выводят историю российского мореплавания от экспоната, найденного на территории Украины!
Крымские коллекции в опасности?
Увы, воровство украинских исторических ценностей нельзя считать делом минувших дней. Сегодня, когда часть нашей территории оккупирована, эта проблема вновь выходит на первый план.
Все наверняка помнят историю о золоте скифов, которое, по сообщениям «честнейших» российских СМИ, Арсений Яценюк в первые дни после Майдана якобы вывез в небольшом дипломате в Америку — надо понимать, в подарок лично Обаме. Если учесть, что Россия всегда обвиняет окружающих в том, что собирается сделать сама (или уже делает), за судьбу крымских коллекций становится неспокойно.
Уже неоднократно звучали тревожные заявления о том, что вывозятся экспонаты из Херсонеса Таврического, Судакского исторического музея, Центрального музея Тавриды. Со стороны крымских и российских властей мы слышим молчание либо опровержения, однако некоторые факты заставляют усомниться в их искренности.
Так, осенью 2015 года сам Эрмитаж анонсировал выставку с крымскими экспонатами. На его сайте появилось сообщение об экспозиции «На земле грифона. Античная археология Эрмитажа в Крыму», которая включает предметы из фондов Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. Эрмитаж и не думает скрывать, что сегодня в Керчи и ее окрестностях работает несколько его экспедиций, от которых в музейные фонды поступает до 1000 находок за один сезон.
В июле 2016 года Третьяковская галерея готовит выставку к 200-летию Айвазовского. Мне с трудом верится, что это весьма уважаемое учреждение не прибегнет к испытанной практике и не позаимствует «временно, на период выставки», картины из Феодосийской галереи.
Есть огромное опасение, что крымские ценности будут разворованы, разойдутся по частным коллекциям и попадут на черный рынок. Чтобы облегчить эту задачу, сейчас в республике активно меняется руководство музеев, а сами музеи переподчиняются. В недалеком будущем вполне возможен такой сценарий: власти России и Крыма начнут делать громкие заявления о том, что наиболее ценные крымские раритеты оказались подделками. Ответственность за это, разумеется, будет возложена на Киев, который 23 года не только «грабил Крым», но и подменял шедевры. Естественно, эти громкие «разоблачения» станут прикрытием для настоящего воровства и подмены, но кто осмелится поймать за руку оккупационные власти? Уж точно не карманное руководство музеев.
Поэтому задача Украины — уже сейчас составить реестр крымских экспонатов и разослать предупреждение аукционерам: крупные аукционные дома не заинтересованы в скандалах, так что вряд ли они займутся продажей лотов сомнительного происхождения. Этот шаг, конечно, не обеспечит быстрого возврата ценностей, но хотя бы сделает владение ими не таким комфортным.
Елена Сергеева
А теперь немного истории о запрете украинского языка.
Украинский язык ограничивали, запрещали и отменяли в течение последних четырех столетий. Официально — циркулярами, указами, законами, анафемами и т. д. За это время украинский язык закалился так, что вряд ли обратит внимание на каких-то депутатов.
3 июля 2012 года фракция Партии регионов в Верховной раде обманула оппонентов, приняв во втором чтении скандальный закон, который оглашает русский язык официальным.
Вспомним, сколько раз за последние 400 лет враги Украины и украинцев пытались ограничить употребление украинского языка.
1622 — приказ царя Михаила с подачи Московского патриарха Филарета сжечь в государстве все экземпляры отпечатанного в Украине «Учительного Евангелия» К. Ставровецкого.
1696 — постановление польского сейма о введении польского языка в судах и учреждениях Правобережной Украины.
1690 — осуждение и анафема Собора РПЦ на «киевския новыя книги» П. Могилы, К. Ставровецкого, С. Полоцкого, Л. Барановича, А. Радзивиловского и других.
1720 — указ Петра I о запрещении книгопечатания на украинском языке и изъятии украинских текстов из церковных книг.
1729 — приказ Петра II переписать с украинского языка на русский все указы и распоряжения.
1763 — указ Екатерины II о запрещении преподавать на украинском языке в Киево-Могилянской академии.
1769 — запрет Синода печатать и использовать украинский букварь.
1775 — разрушение Запорожской Сечи и закрытие украинских школ при полковых казацких канцеляриях.
1789 — распоряжение Эдукационной комиссии польского сейма о закрытии всех украинских школ.
1817 — введение польского языка во всех народных школах Западной Украины.
1832 — реорганизация образования на Правобережной Украине на общеимперских принципах с переводом на русский язык обучения.
1847 — разгром Кирилло-Мефодиевского брат ства и усиление жестокого преследования украинского языка и культуры, запрет лучших произведений Шевченко, Кулиша, Костомарова и других.
1859 — Министерством вероисповеданий и наук Австро-Венгрии в Восточной Галиции и Буковине предпринята попытка заменить украинскую кириллическую азбуку латинской.
1862 — закрытие бесплатных воскресных украинских школ для взрослых в подроссийской Украины.
1863 — Валуевский циркуляр о запрете давать цензурное разрешение на печатание украиноязычной духовной и популярной образовательной литературы: «никакого отдельного малороссийского языка не было и быть не может».
1864 — принятие Устава о начальной школе, по которому обучение должно было проводиться только на русском языке.
1869 — введение польского языка в качестве официального языка образования и администрации Восточной Галиции.
1870 — разъяснения министра образования России Д. Толстого о том, что «конечной целью образования всех инородцев неоспоримо должно быть обрусение».
1876 - Эмский указ Александра о запрещении печатания и ввоза из-за границы любой украиноязычной литературы, а также о запрете украинских сценических представлений и печатания украинских текстов под нотами, то есть народных песен.
1881 — запрет преподавания в народных школах и произнесения церковных проповедей на украинском языке.
1884 — запрет Александром III украинских театральных представлений во всех малороссийских губерниях.
1888 — указ Александра III о запрете употребления украинского языка в официальных учреждениях и крещения украинскими именами.
1892 — запрет переводить книги с русского языка на украинский.
1895 — запрет Главного управления по делам печати издавать украинские книжки для детей.
1911 — постановление VII-го дворянского съезда в Москве об исключительно русскоязычном образовании и недопустимости употребления других языков в школах России.
1914 — запрет отмечать 100-летний юбилей Тараса Шевченко; указ Николая II о запрете украинской прессы.
1914, 1916 — кампании русификации Западной Украины; запрет украинского слова, образования, церкви.
1922 — провозглашение частью руководства ЦК РКП (б) и ЦК КП (б) «теории» борьбы в Украине двух культур — городской (русской) и крестьянской (украинской), в которой победить должна первая.
1924 — закон Польской республики об ограничении использования украинского языка в административных органах, суде, образовании на подвластных полякам украинских землях.
1924 — закон Румынского королевства об обязательствах всех «румын», которые «потеряли материнскую речь», давать образование детям только в румынских школах.
1925 — окончательное закрытие украинского «тайного» университета во Львове
1926 — письмо Сталина «Тов. Кагановичу и другим членам ПБ ЦК КП (б)У с санкцией на борьбу против «национального уклона», начало преследования деятелей «украинизации».
1933 — телеграмма Сталина о прекращении «украинизации».
1933 — отмена в Румынии министерского распоряжения от 31 декабря 1929 г., которым разрешались несколько часов украинского языка в неделю в школах с большинством учеников-украинцев.
1934 — специальное распоряжение министерства воспитания Румынии об увольнении с работы «за враждебное отношение к государству и румынскому народу» всех украинских учителей, требовавших возвращения в школу украинского языка.
1938 — постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей», соответствующее постановление СНК УССР и ЦК КП (б)У.
1947 — операция «Висла»; расселение части украинцев из этнических украинских земель «врассыпную» между поляками в Западной Польше для ускорения их ополячивания.
В тему: Кто запустил «Вислу», или «Окончательное решение украинской проблемы в Польше»
1958 — закрепление в ст. 20 Основ Законодательства СССР и союзных республик о народном образовании положения о свободном выборе языка обучения, изучении всех языков, кроме русского, по желанию родителей учеников.
1960−1980 — массовое закрытие украинских школ в Польше и Румынии.
1970 — приказ о защите диссертаций только на русском языке.
1972 — запрет партийными органами отмечать юбилей музея И. Котляревского в Полтаве.
1973 — запрет отмечать юбилей произведения И. Котляревского «Энеида».
1974 — постановление ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию создания Союза Советских Социалистических Республик», где впервые провозглашается создание «новой исторической общности — советского народа», официальный курс на денационализацию.
1978 — постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию изучения и изложения русского языка в союзных республиках» («Брежневский циркуляр»).
1983 — постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению изучения русского языка в общеобразовательных школах и других учебных заведениях союзных республик» («Андроповский указ»).
1984 — постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы».
1984 — начало в УССР выплат повышенной на 15% зарплаты учителям русского языка по сравнению с учителями украинского языка.
1984 — приказ Министерства культуры СССР о переводе делопроизводства во всех музеях Советского Союза на русский язык.
1989 — постановление ЦК КПСС о «законодательном закреплении русского языка как общегосударственного».
1990 — принятие Верховным Советом СССР Закона о языках народов СССР, где русскому языку предоставлялся статус официального.
2012- принятие Верховной Радой Украины проекта Закона «Об основах государственной языковой политики», который грозит значительным сужением сферы использования украинского языка в ключевых сферах жизни в большинстве регионов Украины. Подробно об этом: «Закон о языке»: умело посеян раздор в Украине.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Вася (29876) (Вася970) писал (а) в ответ на сообщение:
> Никакой Украины никогда не было, пока большевики ее не нарисовали… quoted1
Но была же великая Укрия, ещё до расселения всех славян. Укры-это вообще прародители всех народов. Они и Чёрное Море руками копали. А летописи были написаны Святым Укрентием.
Украина была фундаментом советской империи. Нападение на Украину будет стОить РФ государственности; если, конечно, власть не возьмёт другая группировка.
avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на сообщение:
> > Арина (8888) писал (а) в ответ на сообщение:
>> >> Один из малых этносов великой РИ… и чо? quoted2
>Не надо перевирать и выдавать желаемое за действительность… quoted1
Не надо сову на глобус натягивать .один из этносов… расселены на территориях принадлежащих РИ, и отданных под республику СССР… Так что геть с чужих земель
aquarius580 37699 (37699) писал (а) в ответ на сообщение:
> > Украина была фундаментом советской империи. > Нападение на Украину будет стОить РФ государственности; если, конечно, власть не возьмёт другая группировка. quoted1