В настоящее время Арктика рассматривается многими государствами как стратегический регион в связи с колоссальными запасами углеводородов и усилением роли факиров и условий, лежащих в основе политической и энергетической безопасности ведущих индустриальноразвитых стран мира. Промышленное освоение Арктики предполагает интенсивную эксплуатацию углеводородных ресурсов, добычу биологических ресурсов, значительную перевалку грузов и, как следствие развития транспортной инфраструктуры.
Россия является крупнейшим арктическим государством, имеет максимальную по сравнению c другими странами протяженность морских границ и обширные осваиваемые территории за полярным кругом. Российская Арктика чрезвычайно богата полезными ископаемыми, и их роль в общем балансе топливно-энергетических и минеральных ресурсов страны столь велика, что в дальнейшем без их освоения страна не сможет успешно существовать и развиваться. В минерально-сырьевой базе Арктики выделяются две основные группы полезных ископаемых: углеводороды (нефть, газ, конденсат) — главная в ресурсно-экономическом отношении, и твердые полезные ископаемые (ТПИ), включающие группу твердых горючих полезных ископаемых. Необходимость освоения обширных территорий и акваторий за полярным кругом определяется их особым социально-экономическим, геополитическим и оборонным значением. В то же время анализ состояния минерально-сырьевой базы высоких широт России показывает, что геологическая и ресурсная изученность арктических регионов явно недостаточна для масштабного вовлечения их минерально-сырьевого потенциала в хозяйственную деятельность страны. Наименее исследованной является шельфовая область — арктические окраинно-материковые седиментационные бассейны, охватывающие как части акватории морей Северного Ледовитого океана (до бровки континентального склона — площадь порядка 4 млн км2) с островами и архипелагами, так и приморские низменности — области развития кайнозойского палеошельфа. Изученность их явно недостаточна, но роль в общем балансе минеральных, в первую очередь топливно-энергетических ресурсов России чрезвычайно велика. Стоит отметить, что в настоящее время происходит активное развитие транспортной системы Арктики: совершенствуется нормативно-правовая база для обеспечения функционирования СМП; в 2017 году вступил в силу Полярный кодекс; утверждены новые правила плавания и применения тарифов на ледокольную проводку. Планируется принятие законопроекта, который предполагает предоставление права на перевозку углеводородов в акватории СМП исключительно судами под российским флагом. Транспортно-логистические услуги могут превратиться в крупнейшую после нефтегазового сырья статью экспорта в Арктической зоне РФ. При грамотной стратегии участия в международных арктических проектах Россия, позиционируя себя в качестве евразийского морского транспортного государства, сможет получить крупный источник доходов. К тому же она будет в значительной мере застрахована от рисков, связанных с перспективой ухудшения конъюнктуры цен на мировых рынках углеводородов. Важно помнить, что всемерная реализация транспортно-транзитного потенциала обладает мощным мультипликативным эффектом. Очевидно, что для решения данного вопроса необходимы государственная поддержка, эффективная международная кооперация и всемерная консолидация политических и экономических ресурсов.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!