Cтановление и развитие государства, усложнение общества и общественных отношений, обогащение представлений об окружающем Грецию мире неизбежно усиливали чувство трагичности бытия, убежденности, что в мире господствуют зло, жестокость, бессмысленность и абсурд.
В поздний героический период развития греческой мифологии возрождаются представления о силе, которой подчиняется все существующее -- и люди, и боги. Рок, неумолимая судьба царит над всем.
Перед ней склоняется даже сам Зевс, вынужденный то силой выпытывать у титана Прометея предсказания собственной судьбы, то смиряться с испытаниями и мучениями, через которые должен пройти его любимый сын Геракл, чтобы он смог вступить в сонм богов.
К людям судьба еще более беспощадна, чем к богам, -- ее жестокие и часто бессмысленные повеления исполняются с неотвратимой точностью -- Эдип, оказывается, проклят, несмотря на все свои усилия спастись от предсказанной участи, гибнет также прячущийся от воли рока Анхиз, дед Персея, даже целый род Атридов не может уйти от слепого приговора судеб, будучи вовлечен в бесконечную череду убийств и братоубийств.
Да и боги теперь уже не настолько милостиво настроены к людям. Наказания тех, кто нарушил их волю, ужасны и неоправданно жестоки: Тантал вечно мучается от голода и жажды, Сизиф обязан постоянно поднимать на адскую гору тяжелый камень, Иксион прикован к вращающемуся огненному колесу.
В позднем греческом обществе религия постепенно приходила в упадок, вырождаясь в простое исполнение обрядов, а мифология становилась просто сокровищницей образов и сюжетов для авторов поэм и трагедий.
Некоторые философы даже отрицали главную роль богов в сотворении мира, представляя этот космический акт как слияние первоэлементов или стихий.
В таком виде греческая религия просуществовала до начала походов Александра Македонского (примерно 335 г. д.н.э.), когда в эллинистических империях она вступила в многогранное и взаимообогащающее взаимодействие с вероисповеданиями Древней Азии. Вплоть до императорa Юстинианa --- закрыл научные школы в 529 году н.э..
Cтрогой догматики в эллинской религии не было, некоторые тексты были окружены ореолом почитания: «Теогония» Гесиода, произведения Гомера и Пиндара.
Отказ от религиозной мифологии привел сразу к возникновению научно-философского мышления.
переход от регуляции общественной жизни обычаями, запретами, религиозными предписаниями к правовым и гражданским нормам (законам), обязательным для всех членов общества. Такой переход сопровождался рационализацией религиозно-мифологических построений и, как следствие, рационализацией мышления. Ключом к познанию действительного положения вещей становится не миф или ритуал, а теоретическое знание («эпистема»). Скачок греческой мысли к теоретизации объектов, отказ от рецептуальных схем знания восточных цивилизаций выразился, прежде всего, в глобальном представлении о Вселенной как упорядоченной, статичной, законосообразной системе, подчиненной вечному объективному порядку («логосу»). Найти первопричину этого порядка, аналитически выявить общие принципы, лежащие в основе всего сущего считалось главной целью ученых-философов. Многие из них искали эту первопричину в окружающем мире (вода у Фалеса, огонь у Гераклита, воздух у Анаксимена, все четыре стихии — вода, воздух, земля и огонь — у Эмпедокла), другие постулировали существование «невидимых», недоступных чувственному восприятию объектов (апейрон у Анаксимандра, эфир у Пифагора). Большое значение для развития естествознания имело атомистическое учение, возникновение которого связывают с именами Левкиппа и Демокрита. Считая все в природе состоящим из атомов и пустоты, философы-атомисты пытались таким образом преодолеть логические противоречия, связанные с бесконечной делимостью материи, с пониманием феномена движения. О том, насколько сложными были эти вопросы, говорит тот факт, что атомизм был принят далеко не всеми. Аристотель, например, отрицал существование пустоты, считая, что материя целиком заполняет пространство.
Несмотря на наивный характер естественнонаучной картины мира, древнегреческими философами были сделаны многие важнейшие интеллектуальные открытия, такие как мысль о доказуемости отношений между формальными структурами, принцип дедуктивного умозаключения и другие. Непревзойденным образцом логически выводного знания для последующих столетий развития науки служила аксиоматическая геометрия Евклида.
Со временем греческая религия широко распространилась и повлияла на этрусков и древних римлян.
В 353 году вышел закон, запрещающий жертвоприношения языческим богам на территории Римского государства и приписывающий закрыть все языческие храмы. В 356 году вышёл ещё один закон, установивший смертную казнь за участие в жертвоприношении и поклонении языческим богам. После временной легализации язычества в 363—365 годах римские власти запретили в 391 году принесение жертв языческим богам и посещение языческих храмов. В 950 году в Харране был закрыт последний в мире греческий языческий храм. В 988 году были крещены последние лаконийцы-язычники. Ныне представлена только в виде неоязычества.
> александр74мар (александр74мар) писал (а) в ответ на сообщение:
>> историческая составляющая Государства, первым делом, опирается на Религию… quoted2
> > > выжили из ума? > > Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Церковь не вмешивается в государственные дела, она реализовывает духовную функцию, удовлетворяет религиозные нужды общества. Государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии, оно охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом (Российская Федерация, Республика Беларусь, Франция, Германия и др.). > > Теократическое государство является противоположностью светского, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии. Религиозные нормы являются основным источником права, регулируя все основные сферы частной и публичной жизни. Глава государства является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством была, например, Монголия до 1921 г., а сегодня являются Ватикан, Иран, Пакистан и др. > > Клерикальное государство — это промежуточный вариант между светским и теократическим государством. Государственная власть сливается с церковью. В таких государствах одна религия по отношению к другим имеет статус государственной, получая от государства налоговые льготы, субсидии. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль, почти три десятка исламских государств. В Италии в 1984 г. правительство и Ватикан подписали соглашение, отменяющее статус католической религии в качестве единственной государственной. Однако позиции католицизма в этом государстве по-прежнему очень сильны.
> > > Учитывая последние пять лет, можно говорить о нарастающей силе влияния церкви на гос-во в современной России (хоть в Конституции и закреплено положение о светском гос-ве) quoted1
Я просто *выжил*… Я научился выживать…) … На пальцах рассказываю, что *светских* государств, не бывает…. … Любое государство объединяется своей религией…. Иначе оно не государство, а вотчина чужой религиозной системы…
Религия эллинистической эпохи: СЛАВА ЭЛЛИНАМ! Хотя историческое развитие греческой религии проследить на непосредственных фактах, как уже говорилось, трудно, к концу классической эпохи и в эллинистическую и римскую эпохи в ней все же ясно заметны изменения. Первым из них было распространение чужеземных и смешанных культов. Некоторые восточные божества проникали в Грецию, как мы знаем, еще в раннюю эпоху, но тогда они целиком эллинизировались. Теперь же, особенно в эллинистическо-римское время, ряд чисто восточных культов укореняется в Греции: культы египетских божеств — Исиды и Аммона, переднеазиатских — Аттиса, Адониса, «сирийской богини» и др. Большой популярностью пользовался введенный Птолемеями культ нового синкретического греко-египетского бога Сераписа. В том греко-варварском культурном взаимовлиянии, которое столь типично для эпохи эллинизма, греческий элемент был более активным в области науки, искусства, литературы, языка, тогда как в области религии, наоборот, именно восточные элементы больше влияли на Грецию. Это объясняется всем обликом той упадочной эпохи с ее тяготением к мистицизму, которым как раз были пронизаны восточные религии.
Восточное влияние сказалось и на обожествлении эллинистических царей. В самой Греции, где все-таки слишком сильны были демократические и рационалистические традиции, этот культ царей не нашел себе почвы. Попытки ввести культ Александра Македонского при его жизни вызвали в Греции ироническое отношение. «Если Александр желает быть богом, то и пусть будет богом», — заявляли по этому поводу спартанцы. Однако дух эпохи сказался постепенно и у греков. Деметрию Полиоркету как освободителю Греции воздавали божеские почести. На эллинистическом же Востоке царей (Птолемеев, Селевкидов и др.) приравнивали прямо к богам. Влияние религии на философию
Религия и мифология оказали глубокое влияние на искусство, литературу, философию античной Греции. О религиозно-мифологических сюжетах и мотивах в литературе и искусстве уже говорилось. В философии влияние религии сказывалось особенно в раннюю эпоху. У ионийских натурфилософов заметно отражение мифологических представлений: например, идея Фалеса Милетского, что мир произошел из воды, еще недалеко отходит от мифа об Океане как отце всего существующего. Позднейшие философы-идеалисты, вплоть до Сократа и Платона, нередко пользовались для изложения своих концепций мифологическими образами. Вновь усилилось влияние религии на философию в эллинистическо-римскую эпоху, когда в связи с упадком античной демократии стали возникать религиозно-философские системы, такие, как неоплатонизм, неопифагореизм. Свободомыслие
Но в философии же выразилось с наибольшей силой противоположное, атеистическое мировоззрение античной Греции. В этой стране с таким же правом можно видеть родину свободомыслия, с каким мы считаем ее колыбелью нашей науки, литературы, искусства.
Уже у Гомера выступает весьма вольнодумное отношение к мифам о богах. Нельзя не заметить в гомеровских поэмах характерной двойственности в отношении к религиозным представлениям. Действующие лица поэм — Ахилл, Агамемнон, Приам, Гектор, Одиссей и др. — полны глубокого, чисто религиозного почтения к богам; в их поступках и речах нельзя найти ни следа неуважения, тем более насмешки над ними. Напротив, сам автор поэмы, говоря от себя о богах, об их свойствах и поступках, проявляет очень мало религиозного чувства. Он свободно, а порой как бы со смаком рассказывает о дурных и смешных сторонах характера богов, об их несправедливой вражде к тем или иным людям или народам, о жестокости, лукавстве, взаимных обманах и хитростях; говорит о неумолимой вражде Геры к троянцам, Посейдона к Одиссею; Говорит даже о слабости и бессилии богов перед людьми (например, победа Диомеда над Афродитой и Аресом в бою); говорит об их любовных похождениях. Чего стоит уже одна более чем легкомысленная новелла о том, как обманутый муж Гефест поймал на месте преступления свою жену Афродиту с ее любовником Аресом и, накрывши обоих сетью, выставил их на посмеяние всем богам*. Все эти рассказы отнюдь не свидетельствуют об особенной религиозности автора (или авторов) поэм. Недаром набожные греки считали Гомера чуть ли не атеистом, а Платон в своем идеальном государстве предполагал запретить чтение Гомера за его безнравственность. Очевидно, в тех кругах родоплеменной аристократии, для которой составлялись и пелись поэмы, уже в <nobr>IX—VIII вв.</nobr> до н. э. замечалось весьма критическое отношение к богам и мифам о них.
* (Гомер, Одиссея, песнь VIII, стихи 266−369.)
Более глубокое свободомыслие развилось в классический период. Трагедия Эсхила «Прикованный Прометей», где в противовес благородному другу людей Прометею Зевс изображается как жестокий и несправедливый тиран, была произведением, по существу, антирелигиозным. По выражению Маркса, «боги Греции» этой трагедией были «смертельно ранены"*. В трагедиях Эврипида боги выставляются тоже с весьма непривлекательной стороны: Гера, Аполлон, Афродита и другие боги губят неповинных людей или из ненависти к ним, или из низменных побуждений. Эврипид доходит даже до отрицания существования богов. Так, например, в трагедии «Беллерфонт» герой ее взлетает на небо, чтобы узнать, есть ли там боги; видя на земле царство насилия и неправды, он полагает, что богов вообще нет и все, что о них рассказывают, — пустые сказки**.
* (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. I, стр. 418.)
** (См. С. И. Радциг. История древнегреческой литературы. М.-Л., 1940, стр. 213−215.)
Полнее же всего свободомыслие проявилось в философии. Уже ранние философские системы были по существу отрицанием религии. Ионийские натурфилософы видели основу и начало мира в вечно движущейся материи (вода, воздух, огонь). Элеаты с их учением о вечности и безграничности бытия тоже выступали представителями рациональной концепции мироздания в противовес религиозно-мифологической. Ксенофан, родоначальник этой школы, осмеивал антропоморфные представления о богах; однако он верил в божество, единое и непохожее на людей. Эмпедокл развил наивно-материалистическое учение о четырех элементах и дал первую наметку эволюционной теории происхождения организмов. Атомистическая теория мироздания Анаксагора (материальные «семена вещей» как основа мира) была в дальнейшем развита материалистами Левкиппом и Демокритом. Тот же Анаксагор учил, что солнце — огромная раскаленная масса, а не бог. За свое безбожие Анаксагор был изгнан из Афин, а сочинения его сожжены. Софисты во главе с Протагором и Горгием своей релятивистской теорией познания («Человек есть мера всех вещей») тоже подрывали основы религиозного мировоззрения. Протагор сомневался в существовании богов, а Диагор Милетский попросту отрицал их. И если сократо-платоновская школа пыталась влить новую жизнь в старое религиозное мировоззрение, придав ему философско-идеалистическое обоснование, то великий Аристотель своей во многом материалистической, хотя и непоследовательной, системой нанес, еще более сильный удар религии. В эллинистическую эпоху школа Эпикура, продолжая лучшие традиции классического материализма, придала ему более законченную форму. Боги у Эпикура, хотя и не были совсем уничтожены, были изгнаны из мира в «межмировые пространства» и отстранены от участия в делах людей*. Наконец, крупнейший сатирик античности Лукиан Самосатский (II в. н. э.) беспощадно высмеял богов, наглядно представив всю нелепость мифологических рассказов о них («Харон», «Разговоры богов», «Собрание богов», «Морские разговоры», «Разговоры в царстве мертвых» и др.). По словам Маркса, греческим богам, уже раненным насмерть трагедиями Эсхила, «пришлось еще раз — в комической форме — умереть в «Беседах» Лукиана"**.
* (См. И. П. Вороницын. История атеизма, вып. I. Атеизм в древности. М., «Атеист».)
** (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. I, стр. 418.)
Все же греческая религия дожила до победы христианства в Римской империи. Отдельные черты ее влились в христианство.
Неужели вы дурнее древних греков, что жили 2700 лет назад и обходились без богов в течение минимум 1200 лет школьного образования и теперь вам нужен бандюган Гундяев даже в школе?!
> Составлена знатоками Талмуда и Торы специально для гоев, чтобы управлять ими бегзранично как рабами. > > Совершенно пустая и никчемная книжонка на практике. > В ней нет для вас ответа ни на один практический вопрос жизни. > > Скажем, вы хотите найти сивет в Библии, нужно ли жениться или выходить замуж. > > Реальный вопрос? — Реальный. > > Попробуйте найти ответ в Библии. > > Там вы получите oтветы: > Если живешь без семьи, то и продолжай жить без оной. > > Если у тебя есть семья, то живи с семьей. >
Зато там сказано как испражняться на улице правильно. а родители не знают этого до сих пор. Дети с детских площадок идут под дом и нааливают кучи на бетон под балконы граждан.
Потому что атеисты и не читали инструкцию в библии.
> Камерады! > > Долой религию к чогтовой матеги! > > Неужели вы дурнее древних греков, что жили 2700 лет назад и обходились без богов в течение минимум 1200 лет школьного образования и теперь вам нужен бандюган Гундяев даже в школе?! > > > Когда греки обошлись даже без Зевса…
Религия, есть культура суеверий… … *долой* не получится… …. Не будет высокой религии, будут языческие проявления… искорените язычество, люди пойдут к гадалкам… … Сущность человека религиозная… . Кого вы решили *долой*?
>> Камерады! >> >> Долой религию к чогтовой матеги! >> >> Неужели вы дурнее древних греков, что жили 2700 лет назад и обходились без богов в течение минимум 1200 лет школьного образования и теперь вам нужен бандюган Гундяев даже в школе?!
>> >> >> Когда греки обошлись даже без Зевса… quoted2
>Религия, есть культура суеверий… > … > *долой* не получится… > …. > Не будет высокой религии, будут языческие проявления… > искорените язычество, люди пойдут к гадалкам… > …
> Сущность человека религиозная… > . > Кого вы решили *долой*? quoted1
Извините я не сдержался! Но я готов назвать нашу веру языческой пришедшей к нам с другого материка! О, но зато я согласен с искоренением того кто нам ее преподносит!
> Религия, есть культура суеверий… > … > *долой* не получится… > …. > Не будет высокой религии, будут языческие проявления… > искорените язычество, люди пойдут к гадалкам… > …
> Сущность человека религиозная… > . > Кого вы решили *долой*? quoted1
======================================== =====
Вы всю жизнь в совке прожили имхо и не видите жизни без культа: личности, марксизма-ленинизма, религии.
Потребость у человека есть в вере, но не в культе.
А религия всегда есть культ. И ничего другого. Минимум веры.
Верить же можно во что угодно: В науку, в будущее, в полеты на Марс, в любовь..
>>> Долой религию к чогтовой матеги! >>> >>> Неужели вы дурнее древних греков, что жили 2700 лет назад и обходились без богов в течение минимум 1200 лет школьного образования и теперь вам нужен бандюган Гундяев даже в школе?! quoted3
>Извините я не сдержался! > Но я готов назвать нашу веру языческой пришедшей к нам с другого материка! О, но зато я согласен с искоренением того кто нам ее преподносит! quoted1
Ваша Вера, всегда будет, только Вашей… …. Не стоит Мою Веру трогать Вашими руками… Но я вам глубоко признателен, за откровенность..
>> Религия, есть культура суеверий… >> … >> *долой* не получится… >> ….
>> Не будет высокой религии, будут языческие проявления… >> искорените язычество, люди пойдут к гадалкам… >> … quoted2
>
>> Сущность человека религиозная… >> . >> Кого вы решили *долой*? quoted2
> > ======================================== ===== > > Вы всю жизнь в совке прожили имхо и не видите жизни без культа: > личности, марксизма-ленинизма, религии. > > Потребость у человека есть в вере, но не в культе. >
> А религия всегда есть культ. И ничего другого. Минимум веры. > > Верить же можно во что угодно: В науку, в будущее, в полеты на Марс, в любовь. quoted1
Я искал Свою Религию… Я Её нашёл… … Кстати есть такое понятие, как Катехизис… … Это наука религий… …. Так вот Православный штука сильная… Не в пример Католическому… …. А католический тоже, кстати Тема, для размышлений… … А вот вы, не удосужились даже такую малость, как изучение религии проштудировать…
Вы свободны в своем суициде. Это Ваши проблемы. Вы жаждите культа!
> Кстати есть такое понятие, как Катехизис… > Это наука религий… > quoted1
Да что вы говорите? Наука о религии называется теологией.
Катехи́зис (лат. catechēsis от др.-греч. κατηχισμός «поучение, наставление» ← κατηχεῖν «внушать, отвечать» = κάτω «вниз» + ήχος «звук») — официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов.
> александр74мар (александр74мар) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Я искал Свою Религию… >> Я Её нашёл… >> … quoted2
> > Вы свободны в своем суициде. > Это Ваши проблемы. > Вы жаждите культа!
>> Кстати есть такое понятие, как Катехизис… >> Это наука религий… >> quoted2
>Да что вы говорите? > Наука о религии называется теологией. > > Катехи́зис (лат. catechēsis от др.-греч. κατηχισμός «поучение, наставление» ← κατηχεῖν «внушать, отвечать» = κάτω «вниз» + ήχος «звук») — официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов. > > ….
>> Так вот Православный штука сильная… >> Не в пример Католическому… >> …. quoted2
>
>> А католический тоже, кстати Тема, для размышлений…
>> … >> А вот вы, не удосужились даже такую малость, как изучение религии проштудировать… quoted2
> > Не надо других поучать, когда сами профанны. quoted1
А…)). Философия, я помню… Объяснить бабушке, что она дедушка… ……. Вы это умеете, снимаю шляпу… ……. Только маленькое оступление Катехизис, это документ… ……. Как бы вы его не раскладывали на составляющие…