Правила форума | ЧаВо | Группы

Внутренняя политика России

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Как ЦК РКП заботился о народе

  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
10:25 22.06.2018
ЗАПИСКА И. В. СТАЛИНУ С ПРОЕКТОМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП (б) ПО ВОПРОСУ О МОНОПОЛИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 126

т. Сталин! Предлагаю, ввиду сего, опросом членов Политбюро провести директиву: «ЦК подтверждает монополию внешней торговли и постановляет прекратить всюду разработку и подготовку вопроса о слиянии ВСНХ с НКВТ. Секретно подписать всем наркомам» и вернуть оригинал Сталину, копий не снимать.

15/V.

Настоящий документ написан в связи с обсуждением вопроса о монополии внешней торговли, происходившим в руководящих кругах партии в конце 1921 ив течение всего 1922 года.

Монополия внешней торговли, установленная декретом СНК от 22 апреля 1918 года, неоднократно подтверждалась постановлениями Советского правительства. Переход к новой экономической политике и расширение торговых связей с заграницей вызвали необходимость дополнений к законодательству о внешней торговле. В подготовленных по поручению В. И. Ленина заместителем наркома внешней торговли А. М. Лежавой «Тезисах о внешней торговле» подчеркивалась необходимость укрепления монополии внешней торговли и определялись условия экспорта и импорта товаров в новых условиях. Тезисы были одобрены Лениным и 4 января 1922 года приняты Высшей экономической комиссией Совнаркома. Против сохранения монополии внешней торговли выступили Г. Я. Сокольников, Н. И. Бухарин, Г. Л. Пятаков. Сокольников предложил отменить монополию внешней торговли, заменив ее режимом торговых концессий. За ослабление монополии внешней торговли высказывались И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев. Политбюро ЦК РКП (б) 4 марта 1922 года приняло с некоторыми поправками «Тезисы о внешней торговле». В окончательном виде тезисы были утверждены 10 марта. На их основе Президиум ВЦИК 13 марта 1922 года принял постановление «О внешней торговле» (опубликовано в «Известиях ВЦИК» № 60, 15 марта 1922 года).

Несмотря на решения Политбюро, Сокольников продолжал настаивать на своей точке зрения и выдвинул план разрешить трестам, кооперативам и др. закупку продовольствия за границей; заместитель наркома внешней торговли М. И. Фрумкин также выступил за ослабление монополии внешней торговли, предлагая оставить в руках государства на основе твердой монополии лишь оптовую торговлю 4−5 видами товаров.

15 мая, получив от полпреда РСФСР в Германии Н. Н. Крестинского документы, свидетельствующие об отрицательном влиянии внутрипартийной борьбы по вопросу о монополии внешней торговли на деловые переговоры с иностранными капиталистами, Ленин написал публикуемый проект постановления, а также письмо И. В. Сталину и М. И. Фрумкину, в котором указал, что «надо формально запретить все разговоры и переговоры и комиссии и т. п. об ослаблении монополии внешней торговли» (Ленинский сборник XXXVI, 1959, стр. 484). На письме Ленина Сталин написал: «Против „формального запрещения“ шагов в сторону ослабления монополии внешней торговли на данной стадии не возражаю. Думаю все же, что ослабление становится неизбежным» (В. И. Ленин. Биография, М., 1963, стр. 600−601).

Проект постановления, предложенный Лениным, был 22 мая утвержден Политбюро. См. также настоящий том, стр. 333−337, 338−339. -
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
10:29 22.06.2018
ДОПОЛНЕНИЯ К ПРОЕКТУ ВВОДНОГО ЗАКОНА К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РСФСР
И ПИСЬМА Д. И. КУРСКОМУ 127

Проект

ВВОДНЫЙ ЗАКОН К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РСФСР

… 5. Впредь до установления условий, гарантирующих Советскую власть от контрреволюционных посягательств на нее, революционным трибуналом предоставляется право применения как высшей х меры наказания — расстрела по преступлениям, предусмотренным статьями 58, 59, 60, 61, 62, 63 + 64 Уголовного кодекса). х) Добавить и статьи 64 и 65 и 66 и 67 и 68 и 69. хх) Добавить право замены расстрела высылкой за границу, по решению Президиума

ВЦИКа (на срок или бессрочно). ххх) Добавить: расстрел за неразрешенное возвращение из-за границы.

т. Курский!

По-моему, надо расширить применение расстрела (с заменой высылкой за границу). См. с. 1 внизу ко всем видам деятельности меньшевиков, с-р. и т. п.; найти формулировку, ставящую эти деяния в связь с международной буржуазией и ее борьбой с нами (подкупом печати и агентов, подготовкой войны и т. п.).

Прошу спешно вернуть с Вашим отзывом.

15/V. Ленин

Публикуемые документы были написаны В. И. Лениным в связи с разработкой Народным комиссариатом юстиции Уголовного кодекса РСФСР и обсуждением его на III сессии ВЦИК IX созыва, происходившей 12−26 мая 1922 года. Дополнения и первое письмо написаны Лениным на проекте «Вводного закона к Уголовному кодексу РСФСР», присланного ему народным комиссаром юстиции Д. И. Курским. После личной беседы с Курским по этому вопросу Ленин написал второе письмо с наброском дополнительного параграфа Уголовного кодекса. Предложения Ленина были учтены при дальнейшей разработке раздела Уголовного кодекса «О контрреволюционных преступлениях».

Уголовный кодекс РСФСР был утвержден III сессией ВЦИК и 1 июня 1922 года введен в действие (см. «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства», М., 1922, № 15, 1 июня, ст. 153, стр. 202- 239)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
10:29 22.06.2018
17. V. 1922.

т. Курский! В дополнение к нашей беседе посылаю Вам набросок дополнительного параграфа Уголовного кодекса. Набросок черновой, который, конечно, нуждается во всяческой отделке и переделке. Основная мысль, надеюсь, ясна, несмотря на все недостатки черняка: открыто выставить принципиальное и политически правдивое (а не только юридически-узкое) положение, мотивирующее суть и оправдание террора, его необходимость, его пределы.

Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас. Формулировать надо как можно шире, ибо только революционное правосознание и революционная совесть поставят условия применения на деле, более или менее широкого.

С коммунистическим приветом

Ленин

Вариант

Пропаганда, или агитация, или участие в организации, или содействие организациям, действующие (пропаганда и агитация) в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к насильственному ее свержению, путем ли интервенции, или блокады, или шпионажа, или финансирования прессы и т. под. средствами, карается высшей мерой наказания, с заменой, в случае смягчающих вину обстоятельств, лишением свободы или высылкой за границу.

Вариант #
а) Пропаганда или агитация, объективно содействующие той части международной буржуазии, которая и т. д. до конца.

б) Такому же наказанию подвергаются виновные в участии в организациях или в содействии организациям или лицам, ведущим деятельность, имеющую вышеуказанный характер (деятельность коих имеет вышеуказанный характер). # вариант 26 содействующие или способные содействовать
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
10:32 22.06.2018
ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЦИК ПО ОТЧЕТУ ДЕЛЕГАЦИИ НА ГЕНУЭЗСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Составить проект резолюции ВЦИКа по докладу Иоффе следующим, примерно, образом:
1. Делегация ВЦИКа правильно выполнила свои задачи, отстаивая полную суверенность РСФСР, — борясь с попытками закабаления и восстановления частной собственности, — заключив договор с Германией.
2. Международное политическое и экономическое положение характеризуется следующими чертами: — политически: отсутствие мира и опасность новых империалистских войн [Ирландия; Индия; Китай и др.; обострение отношений между Англией и Францией, — Японией и Соединенными Штатами и т. д. и т. п. ((подробнее)) |
3. — экономически: страны-«победительницы», всемирно могущественные и обогащенные войной (= грабежом), через 31/2 года после окончания войны не могут восстановить даже прежних капиталистических отношений | валютный хаос; неисполнение и неисполнимость Версальского договора; неплатеж долгов Соединенным Штатам и т. д. и т. п. — (подробнее)].
4. Поэтому § 1 каннских резолюций, признавая равноправие двух систем собственности (капиталистической, или частной собственности, и коммунистической, принятой пока лишь в РСФСР), вынужден, таким

образом, признать, хотя и косвенно, крах, банкротство первой системы собственности, неизбежность соглашения ее со второй, как равной с равным.

5. Другие §§ каннских условий, как и меморандумы и т. п. держав в Генуе, противоречат этому и тем самым осуждают себя на безжизненность.

6. Действительное равноправие двух систем собственности хотя бы как временное состояние, пока весь мир не отошел от частной собственности и порождаемых ею экономического хаоса и войн к высшей системе собственности, — дано лишь в Рапалльском договоре. Поэтому ВЦИК

приветствует Рапалльский договор, как единственный правильный выход из затруднений, хаоса и опасности войн (пока остаются две системы собственности, в том числе столь устарелая, как капиталистическая собственность);

признает нормальным для отношений РСФСР к капиталистическим государствам лишь такого типа договоры;

— поручает СНК и НКИДел вести в этом духе политику;

— поручает Президиуму ВЦИКа подтвердить это соглашением со всеми республиками, входящими в федерацию с РСФСР;

— предписывает НКИДелу и СНК допускать изъятие из этого, т. е. отступления от рапалльского типа договоров, лишь в исключительных случаях, доставляющих совершенно особые выгоды для трудящихся масс РСФСР и т. п. 128

Написано 15 или 16 мая 1922 г.

17 мая 1922 года III сессия ВЦИК IX созыва, обсудив вопрос о Генуэзской конференции, приняла постановление, основой которого явился ленинский проект (см. III сессия ВЦИК IX созыва. Бюллетень № 5, 19 мая 1922 г., стр. 15−17)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
10:36 22.06.2018
ПИСЬМА И. В. СТАЛИНУ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП (б) О РАЗВИТИИ РАДИОТЕХНИКИ 129

1

Товарищу Сталину с просьбой переслать в круговую всем членам Политбюро

Товарищ Сталин,
прилагаю два доклада: первый — профессора Осадчего, специалиста по электричеству, о радиотелеграфной и телефонной связи; второй — Бонч-Бруевича (не родственника известных братьев Бонч-Бруевич, из которых один был управдел СНК, а другой выдающимся царским генералом). Этот Бонч-Бруевич, доклад которого я прилагаю, — крупнейший работник и изобретатель в радиотехнике, один из главных деятелей Нижегородской радиолаборатории.

Из этих докладов видно, что в нашей технике вполне осуществима возможность передачи на возможно далекое расстояние по беспроволочному радиосообщению живой человеческой речи; вполне осуществим также пуск в ход многих сотен приемников, которые были бы в состоянии передавать речи, доклады и лекции, делаемые в Москве, во многие сотни мест по республике, отдаленные от Москвы на сотни, а при известных условиях, и тысячи верст.

Я думаю, что осуществление этого плана представляет для нас безусловную необходимость как с точки зрения пропаганды и агитации, особенно для тех масс населения, которые неграмотны, так и для передачи лекций. При полной негодности и даже вредности большинства допускаемых нами буржуазных профессо-

ров по общественным наукам у нас нет иного выхода, как добиться того, чтобы наши немногие коммунистические профессора, способные читать лекции по общественным наукам, читали эти лекции для сотен мест во всех концах федерации.

Поэтому я думаю, что ни в коем случае не следует жалеть средств на доведение до конца дела организации радиотелефонной связи и на производство вполне пригодных к работе громкоговорящих аппаратов.

Предлагаю вынести постановление об ассигновке сверх сметы в порядке экстраординарном до 100 тысяч рублей золотом из золотого фонда на постановку работ Нижегородской радиолаборатории, с тем чтобы максимально ускорить доведение до конца начатых ею работ по установке вполне пригодных громкоговорящих аппаратов и многих сотен приемников по всей республике, способных повторять для широких масс речи, доклады и лекции, произносимые в Москве или другом центре.

Поручить СТО установить особый надзор за расходованием этого фонда и, может быть, если окажется целесообразным, ввести премии из указанного фонда за особо быстрый и успешный ход работы.

Добавлю, что сегодняшние «Известия» сообщают об английском изобретении в области радиотелеграфии, передающем радиотелеграммы тайно. Если бы удалось купить это изобретение, то радиотелефонная и радиотелеграфная связь получила бы еще более громадное значение для военного дела.

Ленин

Продиктовано по телефону 19 мая 1922 г.
Впервые напечатано 21 января 1949 г. в газете «Правда» № 21

Печатается по записи секретаря, (машинописный, экземпляр), сверенной с текстом газеты
2

Товарищу Сталину

По поводу сегодняшней бумаги Бонч-Бруевича я полагаю, что мы не можем пойти на финансирование радиолаборатории из золотого фонда без специальных заданий.

Предлагаю поэтому поручить СТО выяснить необходимые расходы на то, чтобы радиолаборатория максимально ускорила разработку усовершенствования и производства громкоговорящих телефонов и приемников. Только на это мы должны, по моему мнению, ассигновать сверхсметно определенную сумму золота.

Ленин

Продиктовано по телефону 19 мая 1922 г.

Придавая большое значение развитию радио — «газете без бумаги и „без расстояний“», В. И. Ленин уже в самом начале работы Нижегородской радиолаборатории, в феврале 1920 года, писал ее руководителю М. А. Бонч-Бруевичу: «Всяческое и всемерное содействие обещаю Вам оказывать этой и подобной работам» (Сочинения, 4 изд., том 35, стр. 372). 17 марта Ленин подписал постановление СТО, в котором говорилось: «1. Поручить Нижегородской радио лаборатории Наркомпочтеля изготовить в самом срочном порядке, не позднее двух с половиной месяцев, Центральную радиотелефонную станцию с радиусом действия 2000 верст. 2. Местом установки назначить Москву и к подготовительным работам приступить немедленно» («Воспоминания о В. И. Ленине», ч. 2, М., 1957, стр. 589−590).

27 января 1921 года Ленин подписал декрет о радиотелефонном строительстве, в котором намечалась широкая программа этого строительства и подчеркивалась его государственная важность и исключительная срочность. Изготовление радиотелефонных передатчиков и приемников было снова поручено Нижегородской радиолаборатории.

Особенное внимание Ленин уделял сооружению радиотелефонной станции в Москве. Он поручил управляющему

делами СНК и СТО Н. П. Горбунову специально проследить за этим делом и докладывать ему о ходе работы.

13 мая 1922 года, за несколько месяцев до пуска радиотелефонной станции, Ленин разговаривал по телефону с инженером В. А. Павловым, чтобы получить дополнительные разъяснения насчет стоимости станции, а позднее, 18 мая, попросил его выяснить у Бонч-Бруевича, какая сумма (в довоенных рублях) нужна была бы в итоге для хорошей постановки дела (см. Ленинский сборник XXXVI, 1959, стр. 482, 486−487).

Получив 19 мая сообщение Бонч-Бруевича, что для нормальной работы радиолаборатории необходим твердый бюджет, который может быть определен минимально в 7500 довоенных рублей в месяц (нормальным бюджетом, обеспечивающим дальнейшее развитие радиолаборатории, Бонч-Бруевич считал 20 тысяч довоенных рублей в месяц), Ленин внес в Политбюро ЦК РКП (б) предложение о дополнительных ассигнованиях для радиолаборатории из золотого фонда с тем, чтобы радиолаборатория максимально ускорила производство громкоговорящих аппаратов и радиоприемников. Предложение Ленина 22 мая было принято Политбюро.

В. И. Ленин высоко оценил деятельность Нижегородской радиолаборатории. 11 мая Ленин писал наркому почт и телеграфа В. С. Довгалевскому, что он считает необходимым поддержать ходатайство Нижегородского Совета перед ВЦИК о награждении Нижегородской радиолаборатории орденом Трудового Красного Знамени и о занесении профессоров Бонч-Бруевича и Вологдина на Доску почета (см. Ленинский сборник XXXV, 1945, стр. 348). 19 сентября 1922 года, после пуска Московской радиотелефонной станции, по постановлению ВЦИК Нижегородская радиолаборатория была награждена орденом Трудового Красного Знамени; в том же постановлении ВЦИК отметил деятельность научных руководителей лаборатории
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
10:43 22.06.2018
О «ДВОЙНОМ» ПОДЧИНЕНИИ И ЗАКОННОСТИ 130

Товарищу Сталину для Политбюро

Вопрос о прокуратуре вызвал разногласия в цекистской комиссии, назначенной для руководства работами сессии ВЦИК. Если эти разногласия не вызывают автоматического перенесения вопроса в Политбюро, то я, со своей стороны, считаю вопрос настолько важным, что предлагаю перенести его на решение Политбюро.

Сущность разногласий состоит в следующем: большинство комиссии, выбранной ВЦИК, высказалось по вопросу о прокуратуре против того, чтобы местные представители прокурорского надзора были назначаемы только центром и были подчинены только центру. Большинство требует так называемого «двойного» подчинения, которое установлено вообще для всех местных работников, т. е. подчинения их, с одной стороны, центру в лице соответствующего наркомата, с другой стороны — местному губиспол-кому.

То же самое большинство комиссии ВЦИК отклонило право местных представителей прокурорского надзора опротестовывать с точки зрения законности любые решения местных губисполкомов и местных властей вообще.

Мне трудно себе представить, каким доводом можно защищать столь явно неправильное решение большинства комиссии ВЦИК. Я слышал лишь доводы, что защита в данном случае «двойного» подчинения есть законная борьба против бюрократического централизма, за необходимую самостоятельность мест и против высокомерного отношения центра к губисполкомщикам.

Есть ли высокомерие в том взгляде, что законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик? Основная ошибка того взгляда, который победил в большинстве комиссии ВЦИК, состоит в том, что они применяют принцип «двойного» подчинения неправильно. «Двойное» подчинение необходимо там, где надо уметь учитывать действительно существующую неизбежность различия. Земледелие в Калужской губернии не то, что в Казанской. То же относится ко всей промышленности. То же относится ко всему администрированию или управлению. Не учитывать во всех этих вопросах местных отличий значило бы впадать в бюрократический централизм и т. п., значило бы мешать местным работникам в том учете местных различий, который является основой разумной работы. Между тем, законность должна быть одна, и основным злом во всей нашей жизни и во всей нашей некультурности является попустительство исконно русского взгляда и привычки полудикарей, желающих сохранить законность калужскую в отличие от законности казанской. Надо помнить, что в отличие от всякой административной власти прокурорский надзор никакой административной власти не имеет и никаким решающим голосом ни по одному административному вопросу не пользуется. Прокурор имеет право и обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. Единственное право и обязанность прокурора передать дело на решение суда. Каковы же эти суды? Суды у нас местные. Судьи выбираются местными Советами. Поэтому та власть, которой прокурор передает решение возбужденного им дела о нарушении закона, является властью местной, которая обязана, с одной стороны, абсолютно соблюдать единые, установленные для всей федерации законы, а с другой стороны, обязана при определении меры наказания учитывать все местные обстоятельства, имеющая при

этом право сказать, что хотя закон несомненно был нарушен в таком-то случае, но такие-то близко известные местным людям обстоятельства, выяснившиеся на местном суде, заставляют суд признать необходимым смягчить наказание по отношению к таким-то лицам или даже признать таких-то лиц по суду оправданными. Если мы этого элементарнейшего условия для установления единой законности во всей федерации не будем проводить во что бы то ни стало, то ни о какой охране и ни о каком создании культурности не может быть и речи.

Точно так же принципиально неправильно говорить, что прокурор не должен иметь права опротестовывать решения губисполкомов и других местных органов власти; с точки зрения законности их обязан-де судить Рабкрин.

Рабкрин судит не только с точки зрения законности, но и с точки зрения целесообразности. Прокурор отвечает за то, чтобы ни одно решение ни одной местной власти не расходилось с законом, и только с этой точки зрения прокурор обязан опротестовывать всякое незаконное решение, причем прокурор не вправе приостанавливать решения, а обязан только принять меры к тому, чтобы понимание законности установилось абсолютно одинаковое во всей республике. Поэтому решение большинства комиссии ВЦИК не только представляет из себя величайшую принципиальную неправильность, не только в корне ошибочно применяет принцип «двойного» подчинения, но и подрывает всякую работу по установлению законности и минимальной культурности.

Далее, для решения данного вопроса надо учесть значение местных влияний. Нет сомнения, что мы живем в море беззаконности и что местное влияние является одним из величайших, если не величайшим противником установления законности и культурности. Едва ли кто-либо не слыхал о том, что чистка партии вскрыла, как преобладающий факт, в большинстве местных проверочных комиссий сведение личных и местных счетов на местах при осуществлении чистки партии. Это

факт бесспорный и достаточно знаменательный. Едва ли кто решится отрицать, что нашей партии легче найти десяток надежных коммунистов, достаточно образованных юридически и способных противостоять всяким чисто местным влияниям, чем найти таковых же сотни. А именно к этому сводится вопрос, когда говорят о «двойном» подчинении прокуратуры и о необходимости подчинения ее одному только центру. В центре же мы должны найти около десяти человек, которые будут осуществлять центральную прокурорскую власть в лице генерального прокурора, Верховного трибунала и коллегии Наркомюста (я оставляю в стороне вопрос, пользуется ли генеральный прокурор единоличной властью или делит эту власть с Верховным трибуналом и коллегией Наркомюста, ибо этот вопрос совершенно второстепенный и может быть решен так или иначе в зависимости от того, доверяет ли партия одному лицу громадную власть или распределяет эту власть между указанными тремя инстанциями). Эти десять человек, находясь в центре, работают под самым близким наблюдением и в самом непосредственном контакте с тремя партийными учреждениями, которые представляют из себя максимальную гарантию против местных и личных влияний, именно: Оргбюро ЦК Политбюро ЦК и ЦКК, причем это последнее учреждение, т. е. ЦКК, ответственное только перед съездом партии, строится так, что ни малейшего совместительства у членов ЦКК ни с каким наркоматом, ни с каким отдельным ведомством и ни с каким органом Советской власти быть не может. Ясно, что при таких условиях мы имеем максимальную из всех, какие были до сих пор придуманы, гарантию того, что партия создаст небольшую центральную коллегию, способную на деле противостоять местным влияниям, местному и всякому бюрократизму и устанавливать действительно единообразное применение законности во всей республике и во всей федерации. Поэтому возможные ошибки этой центральной юридической коллегии исправляются тут же на месте немедленно теми партийными органами, которые устанавливают вообще все основные понятия и все

основные правила для всей нашей и партийной и советской работы в республике вообще.

Если отступить от этого, — это значит под сурдинку провести тот взгляд, которого никто не защищает прямо и открыто, именно: будто у нас уже так высоко развиты культурность и неразрывно связанная с нею законность, что мы можем ручаться за наличность у нас сотни прокуроров, совершенно безупречных с точки зрения того, что они никогда никаким местным влияниям не поддадутся и сами собой будут устанавливать единообразную законность во всей республике.

В итоге я прихожу к выводу, что защита «двойного» подчинения по отношению к прокуратуре и отнятие у нее права опротестовывать всякое решение местных властей не только неправильна принципиально, не только мешает основной нашей задаче неуклонного введения законности, но и выражает интересы и предрассудки местной бюрократии и местных влияний, т. е. худшего средостения между трудящимися и местной и центральной Советской властью, а равно центральной властью РКП.

Поэтому я предлагаю ЦК отвергнуть в данном случае «двойное» подчинение, установить подчинение местной прокурорской власти только центру и сохранить за прокурорской властью право и обязанность опротестовывать все и всякие решения местных властей с точки зрения законности этих решений или постановлений, без права приостанавливать таковые, а с исключительным правом передавать дело на решение суда.

Ленин

Продиктовано по телефону 20 мая 1922 г.

Письмо «О двойном подчинении и законности» написано В. И. Лениным в связи с обсуждением проекта Положения об учреждении прокурорского надзора, внесенного Наркомюстом 13 мая 1922 года на III сессию ВЦИК IX созыва.

Проект подвергся на сессии резкой критике. Особенно острые прения вызвала пятая статья, по которой устанавливалось, что прокуроры на местах подчинены только прокурору республики, минуя исполкомы; назначение, увольнение, перемещение и отстранение прокуроров должно производиться также только прокурором республики. По докладу Н. В. Крыленко сессия большинством голосов приняла решение передать законопроект в качестве материала в специально избранную комиссию. Комиссия в большинстве своем вы-

сказалась за двойное подчинение прокуроров на местах — местным губисполкомам и центру (в лице прокурора республики). Такое же решение приняла и комиссия, созданная ЦК РКП (б) для руководства сессией ВЦИК. Принцип «двойного подчинения» отстаивали члены комиссии Л. Б. Каменев и А. И. Рыков. В. И. Ленин в публикуемом письме в Политбюро предложил отвергнуть этот принцип. 22 мая Политбюро большинством голосов приняло предложение Ленина и передало вопрос на рассмотрение коммунистической фракции сессии ВЦИК. В постановлении Политбюро говорилось: «Отвергнуть „двойное подчинение“, установить подчинение местной прокурорской власти только центру в лице генерал-прокурора. Местные прокурорские власти назначаются генерал-прокурором под контролем Верхтриба, Наркомюста и Оргбюро ЦК. Сохранить за прокурорской властью право и обязанность опротестовывать все и всякие решения местных властей с точки зрения законности этих решений или постановлений без права приостанавливать таковые, а с исключительным правом передавать дело на решение суда».

Однако фракция выступила за «двойное подчинение». 24 мая Политбюро подтвердило свое решение от 22 мая, исключив из него слова: «а с исключительным правом передавать дело на решение суда», и постановило: «довести до сведения фракции сессии ВЦИК, что Политбюро считает необходимым проведение закона о прокуратуре в эту же сессию с тем, что опротестование фракции может быть перенесено на пленум ЦК и в случае изменения решения пленумом — на следующую сессию ВЦИК» (Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС). Комиссия, избранная сессией, после длительного обсуждения приняла пятую статью в редакции Наркомюста, отвергающей «двойное подчинение». В таком виде «Положение о прокурорском надзоре» было утверждено сессией ВЦИК и, согласно декрету от 8 июля, было введено в действие с 1 августа 1922 года.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
10:31 23.06.2018
ПИСЬМО В СЕКРЕТАРИАТ ЦК РКП (б) ПО ВОПРОСУ О СОКРАЩЕНИИ КРАСНОЙ АРМИИ 131

Я думаю, что следует поставить, объявив сокращение на одну четверть и мотивируя это тем, что хотя и небольшой и не особенно надежный, но все же некоторый реальный шаг к перемирию достигнут в Генуе.

Ленин

Продиктовано по телефону 20 мая 1922 г.

Письмо В. И. Ленина явилось ответом на запрос секретариата ЦК РКП (б), ставить ли на предстоящей III сессии ВЦИК IX созыва вопрос о сокращении численности Красной Армии. План сокращения численности Красной Армии разрабатывался Реввоенсоветом Республики в связи с поднятым советской делегацией на Генуэзской конференции вопросом о возможности всеобщего сокращения вооружений. В порядок дня сессии этот вопрос был внесен в предположительной, условной форме, в зависимости от результатов Генуэзской конференции. 24 мая 1922 года III сессия ВЦИК приняла постановление, в котором указывалось: «Генуэзская конференция, благодаря линии, защищавшейся нашей делегацией, дает основания надеяться на то, что серьезное

сокращение армии возможно". «Однако, — говорилось далее в постановлении, — Генуэзская конференция не дала разрешения даже самых неотложных вопросов из области взаимоотношений Советской республики и буржуазных государств, отложив разрешение основных вопросов до Гааги…» Ввиду этого вопрос о сокращении армии с повестки дня III сессии ВЦИК был снят. Сессия поручила правительству и Народному комиссариату по военным делам внести соответствующее предложение, когда определятся результаты Гаагской конференции (см. III сессия ВЦИК IX созыва. Бюллетень № 10, 26 мая 1922 г., стр. 18−19).
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
10:33 23.06.2018
ПИСЬМО И. В. СТАЛИНУ ДЛЯ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП (б) С ПРОЕКТОМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О СОСТАВЕ ВЦИК

т. Сталину для Политбюро:

Сессия ВЦИКа показала неправильность организации состава ВЦИКа. Громадное большинство членов его — должностные лица. Предлагаю вынести решение Политбюро:

Признать необходимым, чтобы не менее 60% членов ВЦИКа были рабочие и крестьяне, не занимающие никаких должностей на совслужбе; чтобы не менее 67% членов ВЦИКа были коммунисты; поручить разработать этот вопрос для ближайшего пленума ЦК тройке: тт. Калинин, Енукидзе, Каменев. Внести сначала на Политбюро, через него на пленум ЦК для проведения через ближайший Всероссийский съезд Советов 132.

23/V. 1922.

Ленин
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
10:34 23.06.2018
ПЕРВОМУ СЪЕЗДУ ТРУДЯЩИХСЯ ЖЕНЩИН ЗАКАВКАЗЬЯ 133

Приветствую I съезд трудящихся женщин Закавказья. Благодарю за избрание. По болезни приехать не могу.

Ленин

Написано в мае, не позднее 26, 1922 г.

Первый съезд трудящихся женщин Закавказья открылся 26 мая 1922 года в Баку. На съезде были заслушаны следующие доклады: развитие женского движения в Советской России и во всем мире и задачи международного женского секретариата; труженица Закавказья и III Интернационал; о текущем моменте и др. 30 мая съезд закончил свою работу.

Приветствие «Первому съезду трудящихся женщин Закавказья» написано в ответ на полученное В. И. Лениным сообщение от имени тружениц Грузии, Армении и Азербайджана о том, что он избран ими делегатом на съезд трудящихся женщин Закавказья.

Приветствие было зачитано на первом заседании съезда
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
10:37 23.06.2018
ПИСЬМО И. В. СТАЛИНУ ДЛЯ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП (б) ПО ПОВОДУ КОНЦЕССИИ Л. УРКАРТУ* 134

Дать концессию Уркарту только при условии предоставления нам большого займа.

Ознакомиться всем членам Политбюро с запиской комиссии Михайлова, выезжавшей для обследования подлежащих сдаче в концессию Уркарту заводов и высказавшейся отрицательно.

Враги рассчитывают на полное разрушение основного капитала нашего транспорта и промышленности. Необходимо изыскать средства на восстановление этого капитала путем обложения налогами всех предметов потребления, доведя до максимума на такие предметы, как сахар, пиво.

Иметь в виду внутренний принудительный заем и подоходный налог.

Продиктовано 4 сентября 1922 г.

Имеются в виду переговоры о предоставлении концессии на разработку и добычу полезных ископаемых английскому промышленнику и финансисту Л. Уркарту, бывшему до Октябрьской революции председателем Русско-Азиатского объединенного общества и владельцем крупных горных предприятий в России (Кыштым, Риддер, Таналык, Экибастуз).

Переговоры между народным комиссаром внешней торговли Л. Б. Красиным и Л. Уркартом начались в Лондоне в середине июня 1921 года. С августа по сентябрь 1921 года переговоры происходили в Москве. Советское правительство было готово предоставить на определенных условиях Уркарту концессию на предприятия, которыми он владел до Октябрьской революции. Ленин наметил основные условия концессии и внимательно следил за ходом переговоров (см. Ленинские сборники: XX, стр. 188; XXIII, стр. 63−69; XXXV, стр. 219−220, 221−222, 223; XXXVI, стр. 261 — 262, 311−312). В ходе переговоров был выработан проект концессионного договора. Однако в октябре 1921 года

Уркарт прервал переговоры и включился в антисоветскую кампанию, рассчитывая при помощи давления и шантажа получить от Советского правительства серьезные уступки.

По предложению Ленина ЦК РКП (б) создал комиссию под председательством И. К. Михайлова по обследованию намечавшихся к сдаче в концессию Уркарту предприятий. Комиссия пришла к выводу, что в разрушении указанных предприятий виноваты иностранцы, и высказалась против предоставления концессии Уркарту.

Публикуемые предложения в Политбюро ЦК РКП (б) В. И. Ленин написал, получив докладную записку комиссии Михайлова. Ленин указал в них, что концессия может быть дана Уркарту лишь при условии предоставления им Советскому государству большого займа.

Переговоры с Уркартом возобновились в 1922 году.

9 сентября 1922 года Красин подписал предварительный концессионный договор с Уркартом. Согласно договору, Уркарту предоставлялись в качестве концессии бывшие предприятия Русско-Азиатского объединенного общества на Урале и в Сибири (в районах Кыштыма, Таналыка, Риддера и Экибастуза) сроком на 99 лет (с правом Советского правительства по истечении 40 лет со дня подписания договора досрочно выкупить все концессионные предприятия).

По условиям договора, подписанного Красиным, советская сторона должна была оказать концессионеру материальное содействие для целей восстановления его оборотного капитала и самих предприятий в размере, который определялся по выяснении ущерба, понесенного концессионером в принадлежавших ему предприятиях в силу распоряжений, исходивших от Советского правительства. Однако оговаривалось, что общая сумма такого содействия «не будет превышать 20 млн. зол. руб.». В счет означенной суммы советская сторона соглашалась выдать концессионеру 150 тыс. ф. ст. в течение двух месяцев после окончательного утверждения договора. Остальная часть суммы выплачивалась концессионеру обязательствами 10 000-рублевого достоинства на предъявителя сроком на 15 лет, считая со дня утверждения договора. Через 3 года по подписании договора должно было начаться начисление концессионеру процентов по этим обязательствам из расчета 3% годовых. Концессионеру предоставлялось на территории концессии исключительное право использования лесных и ископаемых богатств, а также право продажи на определенных условиях добываемого сырья и производимых продуктов на внутреннем рынке (в РСФСР) или за границей. Концессионные предприятия освобождались от уплаты местных налогов и сборов, но подлежали обложению общими государственными налогами и сборами, установленными советским законодательством для предприятий государственной промышленности. Концессионер обязывался обеспечивать установленную для

него минимальную норму выплавки металлов и непрерывно повышать производство в гарантированных размерах, периодически отчитываясь об этом перед Советским правительством. В виде платы за предоставление концессии он обязывался ежегодно отчислять правительству РСФСР деньгами (в английской валюте) или натурой, по усмотрению Советского правительства: 6% от количества добываемых концессионером металлов и всякого рода ископаемых, идущих непосредственно в продажу; 6% от количества добываемых угля, торфа или сырья; 4% наличными деньгами от себестоимости остальных продуктов производства — «вырабатываемых материалов, фабрикатов, изделий и т. п.». Советскому правительству предоставлялось право покупки у концессионера «до 50% вырабатываемых им металлов и продуктов, добываемых ископаемых и прочих производимых им товаров». По истечении срока концессии все предприятия концессионера подлежали безвозмездной передаче Советскому правительству.

Договор подлежал утверждению Советом Народных Комиссаров в месячный срок после подписания.

Ознакомившись с договором, подписанным Красиным, Ленин расценил его как явно невыгодный для Советского государства и высказался против его утверждения (см. настоящий том, стр. 208). Вопрос о договоре с Л. Уркартом обсуждался на заседаниях Политбюро ЦК РКП (б) 14, 21, 28 сентября и на пленуме ЦК РКП (б) 5 октября 1922 года. Пленум ЦК принял постановление, в одном из пунктов которого говорилось: «I. а) Договор с Уркартом отклонить. Мотивом отклонения, между прочим, служит неустойчивость торгового договора с Англией, который может быть отменен Англией односторонним актом и в любой момент. Основным же мотивом является недопустимость для Советской России подписать исключительную по объему и значению концессию ввиду враждебной политики Англии в данный момент в жизненном для России вопросе о Дарданеллах. Этот мотив исключительно должен быть указан в официальном постановлении СНК». 6 октября договор был отклонен Советом Народных Комиссаров (см. «Известия ВЦИК» № 226, 7 октября 1922 года).

Ленин считал необходимым еще раз тщательно проверить все условия концессии (см. настоящий том, стр. 216). Он, в частности, предлагал уменьшение территории концессии и понижение сумм, которые должен был получить Уркарт (см. настоящий том, стр. 235).

Вопрос о причинах отклонения Советским правительством соглашения с Уркартом, а также о возможности возобновления переговоров с ним был затронут Лениным в его интервью корреспонденту английских газет «Обсервер» и «Манчестер Гардиан» Фарбману 27 октября 1922 года (см. настоящий том, стр. 242−243) и корреспонденту газеты «Манчестер Гар-

диан" А. Рансому 5 ноября 1922 года (см. настоящий том, стр. 264).
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
10:39 23.06.2018
ЛОЖКА ДЕГТЯ В БОЧКЕ МЕДА

Г-н О. А. Ерманский написал очень полезную и очень хорошую книгу: «Научная организация труда и система Тейлора» (Госиздат. 1922). Это переработка его книги «Система Тейлора», вышедшей в свет в 1918 году. Книга значительно расширена; добавлены очень важные приложения: I. «Производительный труд и культура»; П. «Проблема усталости». Один из важнейших отделов, прежде называвшийся «Труд и отдых», занимавший прежде всего 16 страниц, теперь разросся в 70 страниц (глава III: «Работа человека»).

Книга дает нам подробнейшее изложение системы Тейлора, притом, что особенно важно, и ее положительной и ее отрицательной стороны, а также основные научные данные о физиологическом приходе и расходе в человеческой машине. В целом книга вполне годится, по моему мнению, для того, чтобы быть признанной обязательным учебником для всех профшкол и для всех школ 2-ой ступени вообще. Научиться работать — это теперь главная, действительно общенародная задача Советской республики. Добиться поголовной грамотности; ни в коем случае не ограничиться этим, а во что бы то ни стало пойти дальше и перенять все действительно ценное из европейской и американской науки; - это наша первейшая и главнейшая задача.

Одним серьезным недостатком обладает книга г-на Ерманского, недостатком, который, пожалуй, мешает тому, чтобы признать ее учебником. Это — многоре-

чивость автора. Без всякой надобности он повторяет одно и то же по многу раз. Может быть, до известной степени извинением автору может служить в этом случае то, что он писал свою книгу, не имея в виду превратить ее в учебник. Однако на стр. VIII предисловия автор говорит о том, что он видит достоинство своей книги в популярном изложении научных вопросов. Он прав. Но популярное изложение требует также устранения повторений. Читать большие книги «народу» некогда. Книга г-на Ерманского чрезмерно велика, и без всякой надобности. Это мешает ее популярности…

Написано в сентябре, позднее 10, 1922 г.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
10:43 23.06.2018
ПИСЬМО И. В. СТАЛИНУ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП (б) ОБ ОТКЛОНЕНИИ ДОГОВОРА С Л. УРКАРТОМ

12/IX.

т. Сталин!

Прочитав договор Красина с Уркартом, я высказываюсь против его утверждения. Обещая нам доходы через два или три года, Уркарт с нас берет деньги сейчас. Это недопустимо совершенно. Михайлов, предкомиссии, специально ездивший изучать на месте концессию Уркарта, доказал, что в разрушениях виноваты не мы, а иностранцы. И мы же будем платить! Облегчение мы будто бы получим через x (икс) лет, а платить сами начинаем тотчас!

Предлагаю отвергнуть эту концессию.

Это кабала и грабеж.

Напоминаю заключение комиссии Михайлова. Оно было против концессии.

Ни одного серьезного довода не прибавилось. Надо отвергнуть.

Прошу Вас довести это до сведения членов Политбюро.

С к. пр. В. Ульянов (Ленин)

P. S. Это — хитрость, будто эта концессия не будет прецедентом.

Наверное и непременно будет прецедентом. Фактически так сложится непременно и невзирая ни на какие словеса и заверения.

И вообще все, вскрытое комиссией Михайлова, абсолютно не учтено. Р я д доводов против такой концессии.

Ленин

Написано 12 сентября 1922 г.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
10:45 23.06.2018
ПИСЬМО К V ВСЕРОССИЙСКОМУ СЪЕЗДУ ПРОФСОЮЗОВ 135

17. IX. 1922. Дорогие товарищи!
Мне первый раз приходится, после долгой болезни, выступать — хотя бы и письменно — перед съездом. Позвольте мне поэтому ограничиться горячим приветствием и немногими краткими словами о положении и задачах нашей промышленности и нашей республики. Наше положение особенно трудно, потому что нет средств для восстановления основного капитала, машин, орудий, зданий <nobr>и т. п.</nobr>, а ведь именно эта промышленность, так называемая «тяжелая индустрия», есть основная база социализма. В капиталистических государствах обычно восстанавливают этот основной капитал посредством займов. Нам не хотят дать займа, пока мы не восстановим собственности капиталистов и помещиков, а мы этого сделать не можем и не сделаем. Остается необыкновенно трудный и долгий путь: скапливать понемногу сбережения, увеличивать налоги, чтобы постепенно восстанавливать разрушенные железные дороги, машины, здания и прочее. Во всем мире мы пока остаемся одни, как государство, в котором трудящиеся крестьяне под руководством рабочих строят социализм, решительно отказываясь от руководства капиталистов, которые, прикрываясь всякими пышными словами о демократии, свободе <nobr>и т. п.</nobr>, на деле укрепляют частную собственность капиталистов и помещиков, создают господство немногих богачей, делящих весь земной шар и воюющих между собой за его переделы, за порабощение сотен миллионов народов более слабых и отсталых.

Пока мы остаемся одни, задача восстановления нашего народного хозяйства ложится на наши плечи необыкновенно тяжело. Необходимо величайшим образом напрягать силы всех крестьян и всех рабочих, необходимо усовершенствовать и удешевлять наш государственный аппарат, который у нас еще очень плох, чтобы улучшать положение трудящихся и восстанавливать, хотя бы понемногу, наше разрушенное войной империалистской и войной гражданской хозяйство.

Пусть каждый, сознательный крестьянин и рабочий, которому случится прийти в уныние под влиянием тяжелых условий жизни или чрезвычайной медленности нашего государственного строительства, припомнит недавнее прошлое, с господством капиталистов и помещиков. Такое воспоминание вернет ему бодрость в работе. Всеми силами, со всех сторон усилить и улучшить работу — в этом единственное спасение рабоче-крестьянской власти.

С товарищеским приветом

В. Ульянов (Ленин)

Пятый Всероссийский съезд профессиональных союзов состоялся в Москве 17−22 сентября 1922 года. На съезде присутствовало 970 делегатов (775 с решающим голосом и 195 — с совещательным), представлявших более 5 миллионов организованных рабочих. Съезд избрал В. И. Ленина почетным членом президиума.

В порядке дня съезда стояли следующие вопросы: 1) отчет ВЦСПС и доклад Ревизионной комиссии, 2) доклад об итогах проведения новой союзной политики и очередные задачи профдвижения, 3) доклад ВСНХ о положении промышленности, 4) доклад Наркомтруда, 5) организационное строительство союзов, 6) регулирование заработной платы и коллективные договоры, 7) культурно-просветительная работа профсоюзов, 8) социальное страхование, 9) информационный доклад о работе профсоюзов в связи с голодом, 10) доклад Профинтерна, 11) выборы.

Перед съездом, в начале сентября, председатель президиума ВЦСПС М. П. Томский обратился к Ленину с просьбой послать письмо съезду. Ленин ответил согласием. «С большим удовольствием исполню Вашу просьбу, — писал Ленин Томскому 9 сентября. — Черкните, пожалуйста, есть ли у Вас особые темы, которых я должен коснуться в своем письме, или нет. Отстал я сильно, и не знаю, удобно ли будет ограничиться общим и простым приветствием, или надо побеседовать более или менее обстоятельно о какой-нибудь специальной теме. С горячим коммунистическим приветом всему президиуму. Ленин». Проект письма, написанный 13 сентября, Ленин направил И. В. Сталину со следующей запиской: «т. Сталин! Покажите, пожалуйста, т. Томскому этот проект письма (а также, если понадобится, Каменеву, Зиновьеву, Рыкову ИТ. д.) и верните мне, пожалуйста, переписанным на машине завтра же. Я пришлю к съезду 16-го или когда будет надо. Ленин». На записке, возвращенной Ленину, имеются пометки членов Политбюро о согласии с текстом письма, а также замечание Томского: «Хорошо бы, если бы несколько рельефнее о рабочих пару слов на тему, что крупная промышленность есть база социализма». По-видимому, в связи с этим замечанием Ленин сделал вставку в проект письма: «а ведь именно эта промышленность, так называемая „тяжелая индустрия“, есть основная база социализма».

Письмо Ленина было оглашено на первом заседании съезда, вечером 17 сентября; при этом по поручению Ленина и от его имени Томский устно передал съезду и в его лице всем работникам, организованным в профессиональные союзы, горячий привет Владимира Ильича и пожелания

успеха. Съезд послал В. И. Ленину ответное приветствие, в котором говорилось: «От одной мысли, что Вы опять с нами, что мы опять увидим Вас за рулем — наша бодрость увеличивается, и вера в окончательную победу превращается в уверенность». «Мы приложим все усилия к тому, — говорилось далее в приветствии, — чтобы наша крупная промышленность была в ближайшие же годы восстановлена в размерах, далеко превышающих довоенные. Съезд от имени организованных рабочих дает Вам в этом торжественное обещание, которое будет свято исполнено».
Ссылка Нарушение Цитировать  
  tayshon (таюшон)
32477


Сообщений: 17450
10:51 23.06.2018
lenin892008 (lenin892008) писал (а) в ответ на сообщение:
> Остановить обогащение свербогачей! Великий вождь, великая победа!
>
quoted1
Я понимаю что вы платная диванная пехота, однако и вы должны понимать что для нас это не секрет. Нахрена вы, типа украинцы, пишите подобную чушь? Вам давно надо менять флаги для написания подобного, потому как под украинским флагом такие заявления ничего кроме смеха не вызывают. На Украине президент действующий олигарх, поэтому разговоры о сверхбогачах просто смешны.
Шоколадный вождь, шоколадная победа! Только он вам этот шоколад из шоколадного глаза достаёт, вы хаваете и радуетесь потому что вам объяснили что это не говно, а шоколад самый настоящий….
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
10:51 23.06.2018
ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР

ПИСЬМО Л. Б. КАМЕНЕВУ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП (б) 136

26/IX.

т. Каменев! Вы, наверное, получили уже от Сталина резолюцию его комиссии о вхождении независимых республик в РСФСР.

Если не получили, возьмите у секретаря и прочтите, пожалуйста, немедленно. Я беседовал об этом вчера с Сокольниковым, сегодня со Сталиным. Завтра буду видеть Мдивани (грузинский коммунист, подозреваемый в «независимстве»).

По-моему, вопрос архиважный. Сталин немного имеет устремление торопиться. Надо Вам (Вы когда-то имели намерение заняться этим и даже немного занимались) подумать хорошенько; Зиновьеву тоже.

Одну уступку Сталин уже согласился сделать. В § 1 сказать вместо «вступления» в РСФСР —

«Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии».

Дух этой уступки, надеюсь, понятен: мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии».

§ 2 требует тогда тоже изменения. Нечто вроде создания наряду с заседаниями ВЦИКа РСФСР —

«Общефедерального ВЦИКа Союза Советских Республик Европы и Азии».

Если раз в неделю будет заседать первый и раз второй (или даже 1 раз в 2 недели второй), уладить это не трудно.

Важно, чтобы мы не давали пищи «независимцам», не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик.

Вторая часть § 2 могла бы остаться: недовольные обжалуют (решения СТО и СНК) в общефедеральный ВЦИК, не приостанавливая этим исполнения (как и в РСФСР). § 3 мог бы остаться с изменением редакции: «сливаются в общефедеральные наркоматы с пребыванием в Москве с тем, чтобы у соответствующих наркоматов РСФСР имелись во всех республиках, вошедших в Союз Республик Европы и Азии, свои уполномоченные с небольшим аппаратом».

Часть 2-ая § 3-го остается; может быть, можно бы сказать для большего равноправия: «по соглашению ВЦИКов республик, входящих в Союз Советских Республик Европы и Азии».

Часть 3-ью обдумать: не заменить ли «целесообразным» «обязательным»? Или не вставить ли условной обязательности хотя бы в виде запроса и допущения решать без запроса лишь в случаях «особо экстренной важности»? § 4, может быть, тоже «слить по соглашению ВЦИКов»? § 5, может быть, добавить: «с учреждением имеющих чисто совещательный характер (или только совещательный характер) совместных (или общих) конференций и съездов»?

Соответственные изменения в примечаниях 1-ом и 2-ом.

Сталин согласился отложить внесение резолюции в Политбюро Цека до моего приезда. Я приезжаю в понедельник, 2/Х. Желаю иметь свидание с Вами и с Рыковым часа на 2 утром, скажем, в 12−2, и, если понадобится, вечером, скажем, 5−7 или 6−8.

Это мой предварительный проект. На основании бесед с Мдивани и др. товарищами буду добавлять и изменять. Очень прошу и Вас сделать то же и ответить мне.

Ваш Ленин P. S. Разослать копии всем членам Политбюро.

10 августа 1922 года Политбюро ЦК РКП (б) предложило Оргбюро создать комиссию, поручив ей подготовить к очередному пленуму Центрального Комитета партии вопрос о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. В комиссию Оргбюро ЦК, образованную 11 августа, вошли И. В. Сталин, В. В. Куйбышев, Г. К. Орджоникидзе, Х. Г. Раковский, Г. Я. Сокольников и представители национальных республик — С. А. Агамали-оглы (Азербайджан), А. Ф. Мясников (Армения), П. Г. Мдивани (Грузия), Г. И. Петровский (Украина), А. Г. Червяков (Белоруссия) и др.

Сталин разработал проект резолюции комиссии — «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», который предусматривал вступление Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в Российскую федерацию на правах автономных республик. Проект Сталина был разослан для обсуждения в ЦК компартий советских национальных республик. Его поддержали Центральные комитеты компартий Азербайджана и Армении. ЦК КП Грузии выступил против проекта, приняв на заседании 15 сентября 1922 года большинством голосов следующее решение: «Предлагаемое на основании тезисов тов. Сталина объединение в форме автономизации независимых республик считать преждевременным. Объединение хозяйственных усилий и общей политики считаем необходимым, но с сохранением всех атрибутов независимости». ЦК КП Белоруссии в своем постановлении высказался за сохранение договорных отношений между независимыми республиками. ЦК КП Украины не обсуждал проекта.

Заседания комиссии состоялись 23 и 24 сентября 1922 года и происходили под председательством В. М. Молотова. Комиссия (при одном воздержавшемся — представитель Грузии) приняла за основу проект Сталина. Специальным пунктом комиссия отклонила резолюцию ЦК КП Грузии. При обсуждении проекта Сталина по пунктам последние большинством голосов были приняты с некоторыми изменениями и дополнениями, не меняющими существа проекта. В частности, пункт второй — о том, что постановления ВЦИК, СНК и СТО РСФСР обязательны для соответст-

вующих учреждений национальных республик, — был принят 8 голосами против 1 (Мдивани) при 1 воздержавшемся (Петровский).

Окончательный текст резолюции комиссии, которую разбирает В. И. Ленин в публикуемом письме членам Политбюро, следующий:

«1. Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме и ДВР открытым и ограничившись принятием договоров с ними по таможенному делу, внешней торговле, иностранным и военным делам и прочее.

Примечание: Соответствующие изменения в конституциях упомянутых в п. — 1.

2. В соответствии с этим постановления ВЦИК РСФСР считать обязательными для центральных учреждений упомянутых в п. 1-м республик, постановления же СНК и СТО РСФСР — для объединенных комиссариатов этих республик.

Примечание: В состав Президиума ВЦИК РСФСР вводятся представители этих республик.

3. Внешние дела (Индел, Внешторг), военные дела, пути сообщения (за исключением местного транспорта) и Потель (Народный комиссариат почт и телеграфов. — Ред.) упомянутых в п. 1-м республик слить с таковыми РСФСР с тем, чтобы у соответствующих наркоматов РСФСР имелись в республиках свои уполномоченные с небольшим аппаратом.

Уполномоченные назначаются наркомами РСФСР по соглашению с ЦИКами республик. Считать целесообразным участие представителей заинтересованных республик в соответственных заграничных представительствах НКИД и НКВТ.

4. Наркоматы финансов, продовольствия, труда и народного хозяйства республик формально подчинить директивам соответствующих наркоматов РСФСР.

5. Остальные наркоматы упомянутых в п. 1-м республик, как-то: юстиции, просвещения, внутренних дел, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными.

1-ое примечание: Органы борьбы с контрреволюцией в упомянутых выше республиках подчинить директивам ГПУ РСФСР.

2-ое примечание: Предоставить ЦИКам республик право амнистии только по гражданским делам.

6. Настоящее решение, если оно будет одобрено Цека РКП, не публикуется, а передается национальным Цека, как циркулярная директива, для его проведения в советском порядке через ЦИКи или съезды Советов, упомянутых

выше республик до созыва Всероссийского съезда Советов, на котором декларируется оно, как пожелание этих республик" (Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС).

Предложение Г. И. Петровского — разрешить обсуждение принятых комиссией решений в бюро губкомов партии республик — было отклонено 5 голосами против четырех (Петровский, Червяков, Агамали-оглы, Мдивани); после этого Петровский предложил занести в протокол комиссии, что ЦК КП Украины не обсуждал вопроса о взаимоотношениях с РСФСР.

25 сентября материалы комиссии (проект Сталина, резолюция и протоколы заседаний комиссии, а также резолюции Центральных комитетов компартий Грузии, Азербайджана и Армении) были направлены Ленину в Горки. Одновременно, не дожидаясь указаний Ленина и без рассмотрения этого вопроса в Политбюро, секретариат ЦК разослал резолюцию комиссии всем членам и кандидатам в члены ЦК РКП (б) к пленуму, назначенному на 5 октября.

Ознакомившись с материалами комиссии, Ленин написал публикуемое письмо членам Политбюро. На письме стоит дата — 27 сентября; видимо, это описка, ибо в «Книге регистрации писем, записок и поручений В. И. Ленина» отмечено, что письмо Ленина было отослано членам Политбюро 26 сентября; кроме того, беседа Ленина со Сталиным, о которой говорится в письме, имела место 26 сентября; из этого можно сделать вывод, что письмо было написано Лениным 26 сентября.

В письме членам Политбюро Ленин выступил против идеи Сталина об «автономизации» самостоятельных национальных советских республик и указал принципиально иной путь их объединения, предложив создать Союз Советских Социалистических Республик (см. также письмо В. И. Ленина «К вопросу о национальностях или об „автономизации“»&nbs p;— настоящий том, стр. 356−362).

Сталин совершенно неправильно отнесся к критике Ленина по его адресу и к предложению Ленина об объединении советских республик на основе равноправия и сохранения их суверенитета. В письме членам Политбюро от 27 сентября 1922 года Сталин, не уяснив интернационалистской сущности идеи создания СССР, расценил позицию Ленина как «национальный либерализм». Сталин возражал против образования наряду с ВЦИК РСФСР союзного Центрального Исполнительного Комитета и предлагал преобразовать его в федеральный ЦИК. Но понимая, что Центральный Комитет партии поддержит Ленина, Сталин не решился настаивать на своей точке зрения и переработал резолюцию комиссии Оргбюро ЦК в соответствии со всеми предложениями Ленина. Новый проект за подписями Сталина, Орджоникидзе, Мясникова и Молотова был разослан членам и кандидатам в члены

ЦК. Однако в вводной части к проекту умалчивалось, что он был переделан на основании принципиальных указаний Ленина, смазывалась коренная разница между проектом «автономизации» и ленинским проектом образования СССР, утверждалось, что новая резолюция представляет собой лишь «несколько измененную, более точную формулировку» резолюции комиссии Оргбюро ЦК, которая «в основе правильная и безусловно приемлемая».

Текст новой резолюции гласил:

«1. Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в «Союз Социалистических Советских Республик» с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава «Союза».

2. Высшим органом «Союза» считать «Союзный ЦИК», составляющийся из представителей ЦИКов РСФСР, Закавказской Федерации, Украины и Белоруссии пропорционально представляемого ими населения.

3. Исполнительным органом «Союзного ЦИКа» считать «Союзный Совнарком», назначаемый «Союзным ЦИКом».

4. Индел, Внешторг, Наркомвоен, НКПС и Потель Республик и федераций, входящих в состав «Союза», слить с таковыми «Союза Сов. Соц. Республик» с тем, чтобы у соответствующих наркоматов «Союза республик» имелись в республиках и федерациях свои уполномоченные с небольшим аппаратом, назначаемые наркомами «Союза» по соглашению с ЦИКами федераций и республик.

Примечание: Считать необходимым привлечение представителей заинтересованных республик в соответственные заграничные представительства НКИД и НКВТ.

5. Наркоматы финансов, продовольствия, народного хозяйства, труда и инспекции республик и федераций, входящих в состав «Союза республик», равно как их центральные органы борьбы с контрреволюцией, подчинить директивам соответствующих наркоматов и постановлениям Совнаркома и СТО «Союза республик».

6. Остальные наркоматы, входящие в состав «Союза» республик, как-то: юстиции, просвещения, внудел, земледелия, народного здравия и соц. обеспечения считать самостоятельными" (Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС).

6 октября 1922 года, в день обсуждения на пленуме ЦК РКП (б) вопроса о взаимоотношениях между РСФСР и независимыми республиками, Ленин, который не мог присутствовать, на заседании, написал записку Л. Б. Каменеву, где подчеркнул необходимость борьбы с великодержавным шовинизмом и в дополнении к резолюции предложил, чтобы в союзном ЦИКе председательствовали по очереди представители всех объединяющихся республик (см. настоящий том, стр. 214).

Пленум ЦК РКП (б) полностью поддержал позицию Ленина, принял составленную на основе его предложений резолюцию как директиву ЦК и поручил новой комиссии выработать проект закона об образовании СССР для внесения его на съезд Советов. В своих выступлениях члены ЦК решительно осудили проявления великодержавного шовинизма.

В то же время пленум дал отпор Мдивани, который сначала возражал против образования СССР, а потом настаивал, чтобы Грузия входила в СССР не через Закавказскую Федерацию, а непосредственно.

Руководствуясь принципиальными указаниями Ленина, Центральный Комитет партии направлял всю последующую работу по объединению республик. Было принято предложение В. И. Ленина о создании института нескольких председателей Союзного ЦИКа (по числу объединяющихся республик) с поочередным их председательствованием. По предложению М. И. Калинина было решено, чтобы высшим органом союза республик считался Всесоюзный съезд Советов, который избирает федеративный ЦИК, а последний избирает Союзный Совнарком. Состоявшийся 18 декабря пленум ЦК РКП (б) рассмотрел представленный комиссией проект Союзного договора. Пленум постановил, что Союзный съезд должен принять декларацию об образовании СССР, выбрать ЦИК, выработать текст договора на основе директивы пленума ЦК от 6 октября; выработанный съездом текст договора передается на одобрение сессии ЦИКов договаривающихся республик; текст договора вводится в действие немедленно по одобрении его ЦИКами договаривающихся республик и утверждении следующей сессией Союзного ЦИК; текст договора подлежит окончательному утверждению на II съезде СССР; выборы Союзного СНК и организация наркоматов откладываются до сессии Союзного ЦИК, которую созвать в апреле 1923 года.

30 декабря 1922 года состоялся I Всесоюзный съезд Советов, на котором был образован Союз Советских Социалистических Республик. -
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Сирия

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Незарегистрированных: 36
    Пользователи:
    Другие форумы
    Как ЦК РКП заботился о народе. ЗАПИСКА И. В. СТАЛИНУ С ПРОЕКТОМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП (б) ПО ВОПРОСУ О МОНОПОЛИИ ...
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия