Из СССР: «Какой же ты начальник, если не можешь использовать служебное положение в личных целях» Коррупцию необходимо разрешить-это способ ее уменьшить. Когда охотник древнего племени нес лучшие куски мяса добытого животного вождю и шаману (лицам, принимающим решения), он не думал: давать или не давать, а думал кому какой кусок отдать, т.к. они будут сравнивать, кого он больше ценит. Охотник делал это добровольно (пока не узаконили), т.к. от их решений зависело выживание его и семьи. Т. е. это вопрос безопасности-самый важный после добычи пропитания. И сейчас, если не решается важный для человека вопрос (здоровье, семья, бизнес), он обязан прибегнуть к методу, которому не один десяток тысяч лет и который невозможно запретить: ты-мне, я-тебе. У нас сейчас это просто возможность обеспечения нормальной работы бизнеса. Если дань собирает верхний правитель, то это налоги, а если нижний позволяет себе-то это коррупция. Или коррупция, это если нижний собирает дань без ведома верхнего? Коррупцию можно определить как организованную систему управления государством, позволяющую чиновникам извлекать прибыль из законов и подзаконных актов. Т.к. эта система создана чиновниками, в рамках существующих законов победить ее нельзя. Можно поменять чиновников, но на их место будут подтянуты такие же. Сахалинского губернатора кто-то же двигал по служебной лестнице. Причем все они добропорядочные граждане. Человек слаб, способных справиться со своими желаниями (при необходимости отрубить палец)-единицы. Чиновников нужно не столько судить, сколько лечить, как алкоголиков или игроманов. В данной системе у них меняется сознание, психология поведения. Ощущение власти развращает людей и заставляет их развращать сослуживцев. Громкие дела по коррупции это скорее метод решения политических или экономических вопросов. Бороться с коррупцией нет ни философского смысла ни экономического. Затраты на борьбу с коррупцией будут на порядок больше, чем ущерб от нее. По своей сути коррупция указывает на узкие места в системе управления, которые необходимо «расшивать». Уменьшение коррупции может быть сделано следующими подходами: легализовать или не допускать условий ее появления. Легализовать-чиновникам дополнительно платят за принятие решений, получается дополнительный доход в казну, и принимаются управленческие/законотворческие решения по исправлению законов. Не допускать-зависит от организации системы управления государством-переход от царской/имперской системы правления к демократической системе управления. От сбора правителями дани для обеспесения себя и своих вассалов к сбору Гражданами средств для найма управленцев. В цикле управления есть принятие решений (на разрешение действий) и исполнение решений (действия, запреты). Исполнитель-не должен разрешать, а законодатель-действовать. Пока есть у аппарата чиновников функция разрешать, хорошо исполнять не будут, некогда и незачем. По объему разрешительных функций определяется и марка машины и этажность дачи. Причем чиновничий аппарат готов «работать» в любых условиях. Сказали в 90-х никого не трогать, пожалуйста, пошли лихие годы. Что же вы бандитов не сажаете? Вы же сказали никого не трогать. Где тут разберешь, кто бизнесмен, кто бандит. 2000-е. Что-то беспредел надо бы зачистить. Аппарат готов. Зачистим. Побежали деньги за границу. Что же вы бизнес кошмарите? Вы же сказали зачистить, мы и зачищаем, кто их разберет кто бандит, а кто бизнесмен? Так и работают как в мультике-тесто рубят и дрова месят, или наоборот-дрова месят и тесто рубят. Человек действует сам в рамках закона или он должен спросить у чиновника разрешение на свои действия? Причем ответственность разрешивший чиновник не несет. Кто должен разрешать? Смотря кого считать хозяином положения-верхнего или нижних. Если верхнего, то его полномочия как раз и делегируются им нижестоящим вассалам, которые должны взамен приносить выгоду (экономическую, политическую) хозяину. Если хозяева -нижние, то у них должны быть выборные представители, которые создают комиссии, которые и должны давать разрешения и принимать решения по вопросам, связанным с интерпретацией законов. Чем чаще в комиссиях будут меняться люди, тем меньше возможности коррупции при принятии решений. За чиновниками останется в этом случае контролирующая функция, которую выполнять сложнее (психологически) чем разрешительную. Законы по форме необходимо представить в виде Договора, между государством и гражданином, где будут указаны права и обязанности сторон, ответственность и санкции за неисполнение к сторонам и прочие пункты согласно ГК РФ. Такие же договоры д.б. и между государством и обществом (в лице ГД), в которых определяется наем правительства как управляющего хозяйством. Другое направление коррупции: «распил» государственных средств. «Распил» схож с проблемами любой большой корпорации-коррупция всегда есть в системе, где решения принимаются единолично и тайно, а «машинная бюрократия» подразумевает единоличную ответственность руководителя и необходимость единоличного принятия экономических решений. Однако насколько самостоятелен руководитель в принятии решений? (Мы уверены, что сами, наш мозг принимает решения. А м. б клетки наших органов, бактерии и вирусы, посылая определенные сигналы, вынуждают мозг принимать нужные им решения?). Выход в переносе ответственности и прав на решения на нижние уровни-быстрее принятие решений, быстрее подстраивание пд требования рынка, в среднем экономия средств акционеров. Однако требуется уход от командных методов управления к проектным и экономическим. На начальной стадии проекта, создания машины, выбора исполнителя. После уже могут действовать техники. Чем крупнее комиссии/группы, тем труднее создать условия для коррупции. При этом любые попытки установить режим коммерческой тайны приводит как к коррупции, так и к экономически невыгодному решению. Для государственных служб здесь выгодно использовать прессу или оппозицию. Они смогут найти все недостатки проектов и вариантов решений, причем абсолютно бесплатно. Надо только ненавязчиво преподнести им задачу.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!