Пронзительный набат Бухенвальда и низкий гул Царь-колокола, веселые рождественские карильоны церкви у дома Анны Франк в Амстердаме — много звонов в мире, но есть среди них один особый. Это тихий до символичности звон недостающего звена. Когда говорят, что если на улицы Москвы выйдет миллион человек, то падет кровавый режим, недостающее звено позвякивает: «Да? Да?» Недостающее звено всегда ищет себя. «Выйдет миллион человек» должно быть соединено каким-то предложением с «режим падет».
Какие интересности обнаруживаются при попытке предъявить недостающее звено! Например, убежденность в том, что кровавый режим испугается миллионного кровопролития. В Чечне полмиллиона человек положить не испугался, а в Москве почему-то испугается, хотя в Москве на кону будет куда больше. Очаровательна и убежденность в том, что миллион человек, уехавших в Москву из провинции ради денег, вдруг ударятся оземь и обернутся людьми, готовыми возложить свои животы на алтарь свободы. Недостающее звено скрывает жажду чуда. Вот сейчас бывшие гэбэшники и казнокрады переродятся, вот сейчас политклоны и политклоуны оживут, вот сейчас митинги, пикеты и демонстрации мышей вызовут у котов цепной инфаркт, и будут мыши хоронить котов. А вдруг! Ведь так долго «все это тянется» — сто лет уже отметили в прошедшем году, пора бы кончиться. И опять недостающее звено — между «давно» и «пора». Почему «все это» отнесли к явлениям самовыдыхающимся? Может, наоборот, оно явление самоукрепляющееся? Хорошо, говорит чистое наивное сердце, оставим политику, давайте читать «Капитал», а вдруг там найдется рецепт украинского борща. Не будет «вдруг». Не найдется! Потому что недостает одного, но важного звена: «Капитал» — не поваренная книга, хотя Карл Маркс, безусловно, заварил кашу. Кровавую, нашу.
Чудеса бывают, но они не в том, что коты вдруг позволят мышам себя хоронить, а в том, что человек — не мышь. Точнее, человек — не обязательно мышь. Человек свободен быть мышью, быть крысой, быть крысоловом, даже мышеловкой, но все же единственное, чем человеку стоит попытаться быть, — это человеком. Человеком, который не надеется на чудо, не верует в то, что Лесков назвал русской троицей — Авось, Небось да Как-нибудь. Человек есть недостающее звено между обезьяной и человечностью. Не миллион людей, а один человек — разумный, творческий, умеющий убеждать и умеющий слушать, научившийся заключать союзы и не идти на компромиссы, жертвовать и отказываться жертвовать.
Человек — недостающее звено между прошлым и будущим, и если человек ищет это недостающее звено в случайностях, в чем-то механическом, поверхностном, в суевериях политических и религиозных, то нет ни прошлого, ни будущего, а одна серая пошлятина, с каждым новым годом все более серая, хотя это и кажется невозможным. Так ведь «кажется» — это тоже нежелание быть недостающим звеном, трусливая, подленькая надежда на то, что «все образуется». Ну, как оно «образуется», Толстой прекрасно описал в «Анне Карениной». Тут труп, там развод, в Симбирске лакомится вишнями В. И. Ульянов…
Бой курантов и звон бокалов без этого недостающего звена — на ветер. Не день сурка, а год Суркова, двадцатилетие Путина, столетие ленинского путча. Цепляются друг за друга звенья не то что недостающие, а просто лишние, звенья, образующие цепь рабства: жадность, трусость, подлость, лживость, лукавство. Не надеяться на чудо — быть чудом. Не рвать цепи — ковать цепь, золотую цепь, в которой и рациональность, и солидарность, и доброта, и толерантность, и свобода — все неотделимы друг от друга и не могут быть заменены никакими картонными суррогатами, но могут и должны заменить все собой.
Яков Кротов — историк и священник.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А. Л. Дворкин в своём открытом письме главному редактору «Известий» заявил, что Яков Кротов, с точки зрения РПЦ, не является священником, а лишь публицистом, в связи с чем подавать опубликованное им в связи с судом над Грабовым мнение, защищающее деятельность последнего, как мнение священника недопустимо Протодиакон Андрей Кураев охарактеризовал Кротова как «перешедшего в унию, а затем и просто в секту», активно критикуя его публицистику по религиозным вопросам Резкой критике со стороны Кураева подверглась и публицистика Кротова по общественно-политическим вопросам: так, Кураева возмутила фраза Кротова «зверства русской армии в Чечне свидетельствуют о безнравственности русского народ
Священник Украинской автокефальной православной церкви (обновлённой). хоть знать кого читаешь Гробовой для него за Веру пострадавший
> > Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А. Л. Дворкин в своём открытом письме главному редактору «Известий» заявил, что Яков Кротов, с точки зрения РПЦ, не является священником, а лишь публицистом, в связи с чем подавать опубликованное им в связи с судом над Грабовым мнение, защищающее деятельность последнего, как мнение священника недопустимо > Протодиакон Андрей Кураев охарактеризовал Кротова как «перешедшего в унию, а затем и просто в секту», активно критикуя его публицистику по религиозным вопросам Резкой критике со стороны Кураева подверглась и публицистика Кротова по общественно-политическим вопросам: так, Кураева возмутила фраза Кротова «зверства русской армии в Чечне свидетельствуют о безнравственности русского народ >
> Священник Украинской автокефальной православной церкви (обновлённой). > хоть знать кого читаешь > Гробовой для него за Веру пострадавший quoted1
Меня абсолютно не интересует его сан, мне интересны его мысли.