Китайского в этом названии действительно больше. Однако этому есть логичное объяснение. Именно китайский рынок должен будет поглотить почти тысячу этих инновационных широкофюзеляжных самолетов, которые разработают российские умы. В конечном счете в выигрыше от этой кооперации останутся обе стороны.
В Шанхае в штаб-квартире Китайской корпорации гражданского авиастроения (COMAC) состоялась церемония присвоения названия российско-китайскому широкофюзеляжному дальнемагистральному самолету. Семейство лайнеров официально назвали просто и технично — CR929. Буквы C и R обозначают соответственно China и Russia. Цифры имеют некое символическое значение: число 9 в китайской культуре означает вечность. Число 2 несет практическое значение нумерации. Китайцы назвали свой первый узкофюзеляжный самолет С919.
ОАК и COMAC также представили логотип совместного предприятия CRAIC, используемый в ливрее лайнера. Логотип представляет собой два равных крыла, которые движутся равномерно слева направо. Это символизирует соразвитие и вектор движения вперед. Цвета, в которых выполнены крылья, символизируют участников проекта: красный — Китай, синий — Россия.
«Название технично, от него и не ждешь особой красоты: Китай, Россия, номер модели. Всем понятно и удобно, — говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. — Ливрея выглядит симпатично, но немного обидно, что российский флаг там плохо считывается, основное пространство занимает китайская символика. Но, в общем, и в названии проекта Китай стоит на первом месте».
Для России это будет уже третий лайнер, созданный после распада Советского Союза. Первый — это региональный самолет SSJ-100 (вместимостью до 100 кресел), его китайский конкурент — ARJ-21. Однако SSJ-100 можно назвать пробой пера, потому что самолет получился не слишком превосходящим своих конкурентов. Зато Россия подтвердила всему миру, что делать самолеты по-прежнему умеет, восстановила свои компетенции и возможности. Благодаря этому проекту Россия также научилась современным схемам обслуживания и продаж самолетов.
И уже следующим этапом взялась за более сложную задачу — создание самолета классом выше: МС-21 вместимостью 150−200 кресел. Это среднемагистральный лайнер, представитель самого популярного в мире сегмента самолетов, на который приходится львиная доля мировых продаж.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Но главное, что при создании МС-21 Россия замахнулась на производство принципиально нового с технической точки зрения самолета, превосходящего по своим характеристикам именитых конкурентов. Это инновационный самолет, который обещает превзойти конкурирующие модели от «Боинга» и «Аэрбаса» по целому ряду параметров. Особое внимание конкурентов приковано, например, к композитному крылу МС-21. Российская технология изготовления крыла отличается от того, что есть за рубежом. У Boeing-787 Dreamliner и А350 тоже крылья композитные, но российские технологии дешевле и позволяют сделать крыло легче. В итоге МС-21 выведет российскую гражданскую авиацию на новый уровень — не просто мировой, а выше мирового. Из числа учащихся и догоняющих Россия благодаря этому лайнеру перейдет в разряд лидеров, у которых учатся.
Правда, рядом снова идут китайцы со своим конкурентом МС-21 — самолетом С919. Эти самолеты даже свои первые полеты совершили почти в одно и то же время. Однако российский лайнер на голову выше китайского конкурента. Мало того, что в С919 будут те же двигатели, что и на американских и европейских конкурентах — A320 и B737. У российского же самолета будет собственный новейший и более экономичный двигатель. Плюс китайцы используют традиционный материал и в фюзеляже, и крыло обычное, металлическое. Тогда как МС-21 на 40% будет состоять из композитного, более легкого, материала.
Наконец, следующий тип лайнеров, широкофюзеляжный дальнемагистральный (280 пассажиров и дальность полета 12 тыс. км) — поистине наиболее сложный продукт, Россия и Китай решили создавать не по отдельности, а вместе. И теперь понятно, почему Китай решил взять в партнеры Россию. Геополитическая дружба, конечно, важна, но
Пекин признает технологическое превосходство российской авиационной отрасли над китайской и верит в то, что с китайскими деньгами у двух стран получится разрушить многолетнюю дуополию «Боинга» и «Аэрбаса» в этом сегменте рынка.
«Следующие 20 лет станут стратегически важным периодом в развитии мировой гражданской авиационной промышленности. Мы приложим все усилия, чтобы сделать CR929 примером успешного сотрудничества России и Китая в современном мире», — заявил председатель совета директоров COMAC Хэ Дунфэн.
Россия теоретически могла бы создать и сама такой тип самолета, но это слишком дорого и рискованно. Расходы на разработку лайнера оцениваются в 13 млрд долларов, плюс еще 7 млрд планируется потратить на маркетинг, поддержку продаж, а также создание системы поставок запчастей. По текущему курсу 20 млрд долларов — это почти 1,2 трлн рублей. Для сравнения: вложения в разработку МС-21 оцениваются в общей сложности в 245 млрд рублей.
Разделить финансовые риски с партнером — традиционный выход для таких проектов. Не менее важно и то, что сам Китай обеспечит самолет огромным рынком сбыта. России такие самолеты тоже нужны, но в относительно небольшом количестве. Поэтому даже если предположить, что Запад решит бойкотировать российские самолеты по своим внутренним или политическим причинам, то CR929 все равно не пропадет. Китай точно купит российско-китайский лайнер, а не американский или европейский.
Поэтому вполне логично, что в названии самолета и ливреи превалирует китайское, и завод по производству самолета будет размещен в Китае, а не в России. Зато в России будет находиться инженерный центр, который будет проектировать лайнер. Москва возьмет на себя основную техническую часть, то есть поставщики в основном будут российскими, они будут собирать детали на территории России, а это огромное подспорье для отечественного авиапрома.
Впрочем, в Китае кроме окончательной сборки будут также собирать фюзеляж по лицензии, н о крыло точно будет строить российская сторона. Держателем сертификата типа на самолет будет российская ОАК. А на COMAC будут возложены продажи самолета.
«На самом деле ни мы без Китая, ни Китай без нас эту модель создать бы не смогли. У нас слабое финансирование, зато отличные инженерные умы. Китай очень заинтересован в том, чтобы получить наши идеи, и в этом, безусловно, есть свой риск, как это всегда бывает с Китаем. Ну и, конечно,
Китаю очень нужен свой дальнемагистральный самолет — у него огромный рынок перевозок, и он точно так же, как и Россия, хочет иметь свою модель, а не покупать их в США»,
Наконец, специально для этого самолета партнеры могут вместе создать собственный тяжелый двигатель с тягой 35 тонн. ПД-14 с тягой 14 тонн соответственно для МС-21 Россия уже создает. По сути, ПД-14 — это первый со времен распада СССР двигатель для гражданской авиации, созданный в России фактически с нуля. В ноябре 2015 года уже начались его летные испытания. Этот турбореактивный двигатель называют революционным, потому что здесь отработано множество технологий и новшеств, продвинувших отечественную инженерную науку вперед. И на его основе может быть создан новый двигатель — ПД-35 для широкофюзеляжного лайнера. На первом этапе, как ожидается, CR929 будет оснащаться импортным двигателем (либо General Electric, либо Rolls-Royce). Но на втором этапе — после 2030 года — уже российским ПД-35.
Пока CR929 существует лишь в виде макета в масштабе 1:10. Однако первый полет, по последним данным, должен состояться в 2025 году. Сроки, конечно, сдвигаются. Сначала говорили, что лайнер взлетит в 2022-м, потом — в 2024-м. Впрочем, для таких амбициозных проектов спешка ни к чему, и перенос сроков при создании нового самолета абсолютно нормальная история и для «Боинга», и для «Аэрбаса».
План продаж до 2045 года, то есть примерно за 19−20 лет с момента начала продаж, на уровне 800−1000 CR929. Такие продажи определенно будут говорить о коммерческом успехе самолета.
Можно сравнить с продажами широкофюзеляжных лайнеров европейцами и американцами. На конец 2016 года в копилке «Аэрбаса» было заказов на 816 самолетов A300/310. Самым успешным в этом сегменте оказался A330, на который было сделано более 1,6 тыс. заказов. На A340 и A380 заказов было по 300−400 на каждый лайнер, на A350 — вдвое больше. Широкофюзеляжные самолеты «Боинга», судя по заказам, были успешней европейских конкурентов. Так, на Boeing 747 было получено твердых контрактов более чем на 1,5 тыс., на Boeing 767 и на Boeing 787 — примерно по 1,2 тыс. заказов на каждый.
Согласно технико-экономическому обоснованию проекта, о котором в декабре 2016 года писали «Ведомости», CR929 в базовой версии на 280 пассажиров будет стоить 113,5−117,8 млн долларов. Для сравнения: Boeing 787−8 стоит от 222 млн долларов, в версии 787−9 — от 264 млн долларов, а в версии 787−10 и вовсе от 300 млн долларов. Таким образом, российско-китайский лайнер будет более чем на 50% дешевле американского.
И Россия, и особенно Китай смогут сэкономить огромные средства на закупку собственных самолетов вместо импортных.
Не говоря уже о важности проекта для России с точки зрения импортозамещения. По плану, до 2045 года этот проект по созданию и продаже самолета должен принести 123 млрд долларов выручки и 9,6 млрд долларов чистой прибыли. Доли в СП у ОАК и COMAC паритетные — 50% на 50%.
Что касается этапов работы над программой широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, то к текущему моменту стороны уже разработали концепцию семейства, определили предварительные характеристики воздушного судна. Ближайшие планы — переход программы к эскизному проектированию и этапу запроса предложений поставщиков систем и оборудования.
Партнеры уже начали вкладывать средства. Так, в 2016—2017 гг. в бюджете России предусмотрено на НИОКР для этого проекта 1 млрд рублей (основная часть — на этот год), в 2018 году — 3,9 млрд рублей.
Забавно, плановое списание, отслужившего свое ледокола вызвало обсуждение на сотни страниц. А здесь тема, дающая тысячи рабочих мест и миллиардные прибыли и … тишина. В госдеповских методичках подобные темы под запретом?
Сейчас китайский экспорт в Америку — это гигантские физические объемы, астрономические суммы и впечатляющий ассортимент. В прошлом году Китай поставил в Соединенные Штаты товары на $ 462,8 млрд. Это равняется 21,2% всего американского импорта. Торговый поток в обратном направлении оказался намного скромнее — всего $ 115,8 млрд. Таким образом, дефицит США в торговле с Китаем составил $ 347 млрд. Собственно, столь огромный разрыв и дает повод Трампу обвинять китайских партнеров в торговой экспансии, манипуляции валютными курсами и краже рабочих мест у простых американцев.
На первых местах в списке китайских товаров стоят компьютеры, мобильные телефоны, видео- и аудиотехника, электрооборудование, продукция машиностроения. Что касается также традиционно большой доли предметов одежды, то это, вопреки расхожему мнению, не только дешевый ширпотреб. Производство своих изделий в Китай перенесли многие европейские бренды, к которым питают сильную слабость в Америке. То же самое относится к обуви и кожгалантерее.
Но поразительней всего удельный вес электронной продукции, которая по итогам прошлого года обеспечила 34,8% в общем объеме импорта. В ней зависимость США от торговли с Китаем практически безоговорочная.
100% копировального и типографского оборудования, судовые двигатели и механизмы, продукция тяжелого машиностроения.
> китайский конкурент «Боинга» и «Аэрбаса» > Дальше читать не стал -Дерьмо китайское и есть дерьмо. quoted1
Вы в каком веке живёте? Что вокруг Вас есть вообще не-китайского не-дерьма-то? … И да, китайцы присвоят наши технологии, а потом сделают путинским лохам ручкой. Сименс не даст соврать.
ВасяВася (VasiaVasia) писал (а) в ответ на сообщение:
> в России будет находиться инженерный центр, который будет проектировать лайнер. Москва возьмет на себя основную техническую часть, то есть поставщики в основном будут российскими, они будут собирать детали на территории России quoted1
и еще
ВасяВася (VasiaVasia) писал (а) в ответ на сообщение:
> Держателем сертификата типа на самолет будет российская ОАК. А на COMAC будут возложены продажи самолета. quoted1
и еще
ВасяВася (VasiaVasia) писал (а) в ответ на сообщение:
> крыло точно будет строить российская сторона.quoted1
ВасяВася (VasiaVasia) писал (а) в ответ на сообщение:
> По плану, до 2045 года этот проект по созданию и продаже самолета должен принести 123 млрд долларов выручки и 9,6 млрд долларов чистой прибыли. Доли в СП у ОАК и COMAC паритетные — 50% на 50%. quoted1
Вот что особенно ценно. Гигантский китайский рынок + как бонус Иран, Индия… Страны ЕАЭС.