Расследованием установлено, что причиной катастрофы самолета Ту-154 могло стать нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью.
В то же время отмечается, что расследованием не установлено воздействия на самолет каких-либо внешних факторов. Таким образом, версия о том, что самолет могли сбить, отвергается.
Кроме того в ходе расследования не установлено каких-либо нарушений правил заправки лайнера топливом в аэропорту Адлера. Также комиссией, которая проводила расследование, не выявлено нарушений в рассадке пассажиров в салоне Ту-154, а также загрузки и центровки перевозимого груза, вес которого составлял всего 152 кг. Эти данные свидетельствуют о том, что самолет не был перегружен, и отвергают ранее озвучиваемую версию о том, что пассажиры могли неверно распределиться по салону, что могло косвенно привести к падению самолета.
Что же касается несвоевременно убранных закрылков, то эта версия отчасти подтвердилась. Согласно данным расследования, командир воздушного судна отдал приказ убрать их на высоте 157 метров «в отступление от оговоренной перед полетом высоты уборки закрылков на 500 метрах».
С чего вдруг опять всплыло? Так то МО выложило тогда кучу версий причин случившегося. Одна из них была именно эта. Извините, хотел только это написать, но как начинаю, уже не могу остановиться. Потому продолжу, с вашего разрешения Однако -нарушение пространственной ориентировки, звучит как-то двусмысленно. Это у пилота, кот. там типа опытный, прошел медкомиссию, спецподготовку… И как часто у нас бывают катастрофы по такой причине? Ну, а вообще пространственная ориентировка как правило страдает у пьяного человека. У нормального то с чего вдруг?
> С чего вдруг опять всплыло? Так то МО выложило тогда кучу версий причин случившегося. Одна из них была именно эта. > Извините, хотел только это написать, но как начинаю, уже не могу остановиться. Потому продолжу, с вашего разрешения
> Однако -нарушение пространственной ориентировки, звучит как-то двусмысленно. Это у пилота, кот. там типа опытный, прошел медкомиссию, спецподготовку… > И как часто у нас бывают катастрофы по такой причине? > Ну, а вообще пространственная ориентировка как правило страдает у пьяного человека. У нормального то с чего вдруг? quoted1
Затворник (Затворник) писал (а) в ответ на сообщение:
> Однако -нарушение пространственной ориентировки, звучит как-то двусмысленно. Это у пилота, кот. там типа опытный, прошел медкомиссию, спецподготовку… quoted1
Когда мы эту тему обсуждали в кургу знакомых, один из них рассказал такую байку -мол, у военных пилотов - по сравнению с гражданскими — есть своеобразная философия элитарности с одной стороны -с другой -фатализма и лихачества…
Режим труда и отдыха нарушают, любят какой-то оригинальный манёвр или приём на ходу поизобретать и поиспытывать, пренебрегают занудными мелочами…
Выспался ли тот пилот хотя бы? А то может кофе набуздался перед полётом, послал всех обеспокоенных куда подальше, а потом с чумной головы решил «а что будет, если закрылки убирать не на 500 метрах, а сразу -ну как проверю, вдруг в бою пригодится»…
Затворник (Затворник) писал (а) в ответ на сообщение:
> Однако -нарушение пространственной ориентировки, звучит как-то двусмысленно. Это у пилота, кот. там типа опытный, прошел медкомиссию, спецподготовку… quoted1
Во первых — написано «причиной могло стать…» Во вторых — даже опытный пилот, это тоже человек. Ошибки и у него бывают. .
> И как часто у нас бывают катастрофы по такой причине? quoted1
Навскидку — катастрофа в Перми. Тоже нарушение пространственной ориентировки. .
> Ну, а вообще пространственная ориентировка как правило страдает у пьяного человека. У нормального то с чего вдруг? quoted1
Ночь. Темно….нет ориентиров.
Но на мой взгляд преждевременная уборка закрылков на катастрофу повлияла.
Затворник (Затворник) писал (а) в ответ на сообщение:
> Ну, а вообще пространственная ориентировка как правило страдает у пьяного человека. У нормального то с чего вдруг? quoted1
Слушай, я вожу машину более 40 лет, не пью, не колюсь, не курю, и не нюхаю. Щенячья прыть меня покинула еще лет тридцать назад, то есть я ни когда не превышаю скорость больше, чем на «спорные «10 км. А вот месяц- два назад чуть было не сбил двух пожилых людей на переходе… увидел их в последний момент, и затормозил в сантиметре от них… Я НЕ ПОНИМАЮ ТОГО КАК Я ИХ МОГ НЕ ЗАМЕТИТЬ! Это называется «человеческий фактор».
>> Ну, а вообще пространственная ориентировка как правило страдает у пьяного человека. У нормального то с чего вдруг? > > Ночь. Темно….нет ориентиров. quoted1
тут такое дело… Ту-154 летает по ППП, это не Ан-2 для которого существуют правила визуального полета. Ту-154 не малая авиация. А в большой уже лет 30 летают по приборам. есть 400 метров видимости полосы и все. И не важно туман там или ясное небо взлет и полет на эшелоне осуществляется по приборам. Так что ориентиры тут не имеют никакого значения. И за минуту полета, причем взлета, потеря пространственной ориентировки у пилота возникнуть не может. Что это такое? это возникновение иллюзии, что положение самолета в пространстве по приборам не соответствует ощущениям пилота. Но как эта иллюзия может возникнуть на взлете? в облачности, ночью при отсутствии ориентиров, в установившемся полете да возможно. но на взлете пилот простите задницей чувствует как ему кресло давит… какие тут иллюзии традиция списывать на экипаж не вчера родилась.
>> Но как эта иллюзия может возникнуть на взлете? quoted2
>
> Легко и непринужденно. > > Посмотрел на приборы и мозг решил, что на них 500 метров высоты. А на самом деле -157. Убираем закрылки. quoted1
это как? если прибор показывает 500 метров, а на деле 157 то это неисправность прибора, а не ППО. еще раз повторяю — ППО это, когда возникает иллюзия, что пространственное положение самолета не соответствует ощущениям пилота. и на пустом месте такие иллюзии не возникают, тем более на первой минуте полета. а ваша гипотеза, что КВС не умеет считывать данные с высотомера… ладно не буду комментировать.
далее. 500 метров не богом данная высота уборки закрылков раз и навсегда. есть ограничения по скорости, а не по высоте. это просто оговаривается в предполетной подготовке и все. есть один нюанс — самолет шел со снижением, т. е. разгонялся и в этом случае убор закрылков может быть вызван как раз тем, что скорости по каким то причинам не хватало. Вот и убрали закрылки — уменьшили сопротивление. Почему скорости не хватало? как вариант не хватка поперечной устойчивости, непонятное кренение имело место быть.
>> традиция списывать на экипаж не вчера родилась. > > Вы предлагаете списывать на самолет? Иль сразу на Путина? quoted1
я ничего не предлагаю. но вопросы без ответов в этом отчете есть. достаточно вот этого: «что причиной катастрофы самолета Ту-154 могло стать» а могло и не стать.
> С чего вдруг опять всплыло? Так то МО выложило тогда кучу версий причин случившегося. Одна из них была именно эта. > Извините, хотел только это написать, но как начинаю, уже не могу остановиться. Потому продолжу, с вашего разрешения
> Однако -нарушение пространственной ориентировки, звучит как-то двусмысленно. Это у пилота, кот. там типа опытный, прошел медкомиссию, спецподготовку… > И как часто у нас бывают катастрофы по такой причине? > Ну, а вообще пространственная ориентировка как правило страдает у пьяного человека. У нормального то с чего вдруг? quoted1
Потерять ориентировку может любой и тренированный человек. Тыщу раз не терял ориентировки. а на тысячу первый потерял. этого хватило для катастрофы.
> Darlock (Darlock) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> Ну, а вообще пространственная ориентировка как правило страдает у пьяного человека. У нормального то с чего вдруг? >> >> Ночь. Темно….нет ориентиров. quoted2
>тут такое дело… Ту-154 летает по ППП, это не Ан-2 для которого существуют правила визуального полета. Ту-154 не малая авиация. А в большой уже лет 30 летают по приборам. есть 400 метров видимости полосы и все. И не важно туман там или ясное небо взлет и полет на эшелоне осуществляется по приборам.
> Так что ориентиры тут не имеют никакого значения. > И за минуту полета, причем взлета, потеря пространственной ориентировки у пилота возникнуть не может. Что это такое? это возникновение иллюзии, что положение самолета в пространстве по приборам не соответствует ощущениям пилота. Но как эта иллюзия может возникнуть на взлете? в облачности, ночью при отсутствии ориентиров, в установившемся полете да возможно. но на взлете пилот простите задницей чувствует как ему кресло давит… какие тут иллюзии > традиция списывать на экипаж не вчера родилась. quoted1
Это не традиция, а факты. И в ДТП на дорогах водители в основном виноваты, а не их машины. Он делал еще разворот при взлете. Могло ему показаться, что слишком круто задран нос. надо бы пониже. а тут уже вода близко.
>> Легко и непринужденно. >> >> Посмотрел на приборы и мозг решил, что на них 500 метров высоты. А на самом деле -157. Убираем закрылки. quoted2
>это как? если прибор показывает 500 метров, а на деле 157 то это неисправность прибора, а не ППО. > еще раз повторяю — ППО это, когда возникает иллюзия, что пространственное положение самолета не соответствует ощущениям пилота. и на пустом месте такие иллюзии не возникают, тем более на первой минуте полета. > а ваша гипотеза, что КВС не умеет считывать данные с высотомера… ладно не буду комментировать. >
> далее. > 500 метров не богом данная высота уборки закрылков раз и навсегда. есть ограничения по скорости, а не по высоте. это просто оговаривается в предполетной подготовке и все. > есть один нюанс — самолет шел со снижением, т. е. разгонялся и в этом случае убор закрылков может быть вызван как раз тем, что скорости по каким то причинам не хватало. Вот и убрали закрылки — уменьшили сопротивление. Почему скорости не хватало? как вариант не хватка поперечной устойчивости, непонятное кренение имело место быть. quoted1
Скорости хватало. 350 ведь скорость была. закрылки не нужны при таеой скорости. их и убрали.
> достаточно вот этого: > "что причиной катастрофы самолета Ту-154 могло стать" > а могло и не стать. quoted1
Естественно на все 100% невозможно определить, почему пилот планомерно снижал вплоть до столкновения. И даже не пытался рвануть штурвал на себя даже в последний момент.