Для меня Владимир Ильич Ленин — безусловно, великий русский политик, государственник и революционер ХХ века. Но никто не может объять необъятное.
Величайший политик может не знать высшей математики, плохо разбираться в биологии и даже недопонимать в литературе.
В советское время, когда шла откровенная идеализация Ленина, его объявляли и крупнейшим философом, и теоретиком культуры. В статье "Критические заметки по национальному вопросу" (1913) Ленин теоретически обосновал классовые корни культуры в буржуазном обществе. Владимир Ильич писал: "В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры… В каждой нации есть также культура буржуазная… притом не в виде только "элементов", а в виде господствующей культуры".
Но так ли это? Неужели не существует единой национальной русской культуры, единой французской, немецкой, китайской? Надо ли и впрямь "взять всю буржуазную культуру", затем её критически переработать и использовать в интересах развития подлинно пролетарской культуры? Так можно и много ценного за бортом оставить.
К прошлому русской культуры как культуры загнивающего капитализма Ленин относился с беспощадной критикой: многое в ней возбуждало его гнев, ненависть и презрение. В статьях кипит возмущение Ленина старой культурой и поднимается вопрос о "партийности литературы". Таких осуждений культуры прошлого у него можно встретить огромное количество.
Я даже принимаю ленинский тезис о той или иной "партийности литературы", но в рамках единой национальной культуры. В конце концов, и все члены тех или иных партий обладают единой национальностью, единым языком, тем или иным полом.
Вот и в культуре, конечно же, могут преобладать те или иные и классовые, и партийные, и национальные, и даже половые интересы, но Александр Пушкин и Марина Цветаева, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, Иосиф Бродский и Татьяна Глушкова всё же являются неотъемлемой частью русской национальной культуры. Я не знаю, как определить классовость поэзии Николая Гумилёва и чем она отличается от классовости его советских последователей Владимира Луговского или Николая Тихонова.
Великий русский философ Николай Александрович Бердяев, отмечая ряд привлекательных черт в характере и облике Ленина, в то же время утверждал: "Тип культуры Ленина был невысокий, многое ему было недоступно и неизвестно… Он много читал, много учился, но у него не было обширных знаний, не было большой умственной культуры". Он не был ни профессионалом, ни специалистом в области культуры, его вкусы были типичны для средней русской провинциальной интеллигенции конца ХIХ—начала ХХ веков: демократическая публицистика 60-х—70-х гг., Некрасов и поэты-искровцы, классические русские романисты, любовь к Чернышевскому, Добролюбову, Писареву, живопись русских передвижников и т. п.
По-настоящему любить и понимать искусство ему мешал всё тот же узко-классовый подход абсолютно ко всему и неприятие новых форм. Спасало же его то самое русское природное начало. Не случайно же соорганизатор Октябрьской революции, ближайший его сподвижник Лев Троцкий усматривал в Ленине прежде всего национально-русскую основу: "свободу от рутины и шаблона, от фальши и условности, решимость мысли, отвагу в действии", "страшную" простоту, утилитарность и аскетизм — как "внешнее выражение внутреннего сосредоточения сил для действия", "хозяйскую мужицкую деловитость — только в грандиозном масштабе", "интуицию действия", что "по-русски зовётся сметкой", — "мужицкую сметку, только с высоким потенциалом, развернувшуюся до гениальности" (Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М., 1990, с. 234-236). Отсюда и его отношение к "буржуазной культуре" как к ненужной "роскоши", своего рода "барству", отсюда и его сведение культуры к прикладным средствам политики и орудиям пропаганды…
Наиболее чётко ленинская концепция культуры была им изложена в статье "Партийная организация и партийная литература" (1905), опубликованной в легальной газете "Новая Жизнь", издававшейся М.Горьким, и ставшей определяющей для всех советских теоретиков культуры чуть ли не на сто лет. Ленин выдвинул теорию "двух культур" в рамках одной национальной культуры и использовал её для полноты власти, что пробило колоссальную брешь в русской национальной культуре и привело к почти полувековому существованию соцреалистического канона в искусстве.
Со своих классовых позиций Ленин судит о Некрасове и Тургеневе, Гончарове и Щедрине, Чехове и Горьком, Розанове и Суворине, Маяковском и Д. Бедном… Чересчур уж унитарный и прагматичный подход, исходя из которого Владимир Ильич смело вычёркивал из списков русской культуры и "архискверного" Достоевского, и Соловьёва, и Большой театр, "остаток помещичьей культуры", и многих других русских гениев.
Концепция "двух культур" стала главной помехой в развитии русского искусства в ХХ веке, привела к появлению диссидентов и, в конечном счёте, — к развалу Советского Союза.
В своё время Ленин в споре с Горьким утверждал, что и Короленко хорошо бы посидеть в тюрьме, он же рекомендовал высылку из России в 1922 году около трёхсот крупнейших философов, профессоров, писателей; интеллектуальную национальную элиту страны — по мнению Ленина, сплошь "крепостников" и "черносотенцев" — поспешно заменяли неофиты, вышедшие из-за черты оседлости.
Его мало интересовали общемировые ценности и культура, не связанные с политическими интересами. В книге старого большевика Николая Валентинова "Мои встречи с Лениным", написанной им в 1953 году, автор вспоминает, как пытался узнать у Ленина, читал ли он Шекспира, Байрона, Шиллера. Тот отвечать не стал, а когда Валентинов спросил его о Достоевском, он вообще бурно отреагировал: "На эту дрянь у меня нет свободного времени".
Какая-то удивительная схожесть с Чубайсом.
Николай Бердяев высказался ещё более жёстко: "В философии, в искусстве, в духовной культуре Ленин был очень отсталый и элементарный человек, у него были вкусы и симпатии людей 60-х и 70-х годов прошлого века. Он соединял социальную революционность с духовной реакционностью".
Отсюда и его абсолютное отрицание авангарда в культуре, от стихов Маяковского до живописи футуристов. Ещё один перл вождя из области культуры — т. Луначарскому: "Все театры советую положить в гроб" (26.08.1921). Позже добавил: "Неловко, Анатолий Васильевич, содержать такой роскошный театр, как Большой, когда у нас не хватает средств на содержание самых простых школ в деревне. Опера и балет — остаток чисто барской культуры".
Признаем и мы: конечно же, есть высокое искусство, мало доступное широким массам, есть массовая культура, часто весьма примитивная и убогая, потрафляющая самым низменным инстинктам, но определяет всё талант любого мастера — и чем выше талант, тем более общенациональным становится его творчество, независимо от условий жизни.
Происходил как бы идейный поединок высоких соперников. Пётр Аркадьевич Столыпин говорил: "Народ, не имеющий национального самосознания, — есть навоз, на котором произрастают другие народы". Конечно же, он говорил о едином русском национальном самосознании. Ленин же противопоставил ему иное отношение к нации: "Есть две нации в каждой современной нации… Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, — но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова", — писал Ленин в 1913 году
Идея разделения русской национальной культуры на два враждебных друг другу лагеря не претерпела изменений и тогда, когда победила революция, она стала руководством к действию. Немало есть сторонников ленинской теории двух культур и в наше время, как у патриотов, так и у либералов. Мол, в видоизменённом состоянии теория и сейчас подтверждается, вот журнал "Наш современник" и вот журнал "Знамя", вот Александр Проханов и вот Андрей Битов. Либеральное направление и почвенническое, национальное и космополитическое. Направления такие есть, но никто не мешает переходить из одного в другое, или как-то совмещать их, да и сами талантливые книги как патриотов, так и либералов останутся в рамках единой русской национальной культуры. Все классовые и политические разделения в культуре условны и временны.
Когда сегодня господствующие до сих пор в культуре и литературе либералы хотят чисто по-ленински объявить патриотическую культуру "отживающей", выносят ей суровый приговор, они уподобляются ленинским пропагандистам, ставившим "Мать" Горького и статьи Чернышевского выше прозы Достоевского и статей Аполлона Григорьева или Бердяева.
"Мертвый хватает живого", — приводит Луначарский старое изречение, характеризуя соотнесённость разных враждебных культур. — Да, мёртвый класс хватает живого; социальный мертвец, мёртвый класс, мёртвый быт, мёртвая религия могут ещё долго существовать как вампиры: им давно уже нужно быть на кладбище, а они ещё тут, среди нас. Они лезут из могил, если их не пристукнули осиновым колом, они выходят чадом из трубы крематория и вновь опускаются на землю чёрной нечистью…"
Сказано сильно, но не точно. Наша православная культура определяла в целом даже советское искусство, определяет и сейчас, и советское искусство никуда не исчезнет, ибо шедевры бессмертны. И книги Проханова будут стоять на полках рядом с книгами Пелевина и Петрушевской. Национальная русская культура — едина!
Единомышленником Ленина в теории двух культур стал и Лев Троцкий со своей книгой "Революция и литература", вышедшей в 1923 году. Он отбрасывает прошлую национальную русскую культуру как ненужную, мешающую развитию. "Повторим ещё раз: история нашей общественной мысли до сих пор даже клинышком не врезывалась в историю мысли общечеловеческой. Это малоутешительно для национального самолюбия? Но, во-первых, историческая правда — не фрейлина при национальном самолюбии. А во-вторых, будем лучше наше национальное самолюбие полагать в будущем, а не в прошлом".
Поэты тогда писали: "Во имя нашего завтра, сожжём Рафаэля…" И жгли, как жгли и в 1991-м — только уже советское искусство — лютые антисоветчики, не видящие в советском искусстве ничего достойного. Мол, в будущем создадим великое. Крупнейший литературный критик и советский чиновник Александр Воронский писал по поводу этих идей Троцкого: "В среде пролетарских писателей нередко пытаются ослабить смысл этих утверждений указанием, что это личное мнение тов. Троцкого. Нетрудно, однако, показать, что это не так. Всякий, кто вспомнит последние зимние и весенние выступления в печати тов. Ленина, обязан признать полный контакт их с точкой зрения тов. Троцкого".
Неплохо бы это помнить и нынешним либеральным разрушителям русской национальной культуры.
Меня эта ленинская теория двух культур ударила и конкретно, в самом начале моей литературной деятельности. В журнале "Север" № 11 за 1982 год была опубликована моя статья "Сокровенное слово Севера". Я писал о вологодской ссылке в царские годы Анатолия Луначарского и Бориса Савинкова, Николая Бердяева и Алексея Ремизова. Это было признано недопустимым: "Главлит СССР сообщил Карельскому обкому КПСС о своих замечаниях, в связи с чем решением бюро обкома обращено внимание главного редактора т. Гусарова Д.Я. "на недопустимость публикации материалов, содержащих ущербные в идеологическом отношении сведения…"
Описывая вологодскую ссылку Бердяева и Луначарского, Савинкова и Богданова, я цитировал из эмигрантских изданий и Бердяева, и Савинкова, и Ремизова. Я и знать не знал, что упоминать их в то время было запрещено, — тем более они были в одной политической ссылке царских времён. Думаю, не знал этих имён и карельский цензор, которого за публикацию моей статьи выгнали с работы.
Дальше — больше. В главной тогда газете "Правда" появилась обширная статья главного идеолога Союза писателей СССР, русофобствующего марксиста Юрия Суровцева с резкой критикой в адрес "молодого критика Владимира Бондаренко" за его "антиленинскую позицию" по русскому национальному вопросу, выраженную в полемических заметках "Сокровенное слово Севера". Было объявлено об отрицании мною ленинской теории двух культур. И принято решение Карельского обкома КПСС о недопустимости таких статей. Постановление об ошибочности статьи было цензурным Главлитом разослано по всем литературным изданиям страны, а в Москве состоялось заседание секретариата Союза писателей СССР, посвящённое идеологическим ошибкам журнала "Север". Так либералы сразу же и загнали меня в русский патриотический лагерь.
Честно говоря, я тогда эту ленинскую работу о двух культурах ещё и не читал. И не понимаю, как её можно было приложить к моей статье. Я ведь писал о единой вологодской ссылке молодых тогда марксистов Бердяева и Ремизова, Савинкова и Луначарского. Потом они разошлись во взглядах, но в ссылке-то все были, даже говоря ленинским языком, в рамках одной пролетарской культуры.
Интересно и то, что после перестройки все эти советские марксистские идеологи типа Суровцева стали либералами и демократами, но всё также разрушающими единую русскую национальную культуру. Помню, в конце семидесятых годов на совещании молодых литераторов СССР всё тот же Юрий Суровцев исчеркал мою рукопись пометками: "Почему он пишет русский писатель, а не советский писатель?", "Что за современная русская литература?". Она же, по ленинской теории, должна была давно отмереть — да ещё с "православной прокладкой". Естественно, после перестройки он стал уже комиссаром демократов и проповедником "россиянства". Как и большинство партийной элиты. Удивительно, ни одного диссидента после перестройки до власти не допустили. Все — свои.
Так что, при всех согласиях и несогласиях с ленинской теорией двух культур, она и сегодня дискуссионна во всех смыслах. "Ленин всегда живой…" — соглашаешься ты с ним или нет!
Игорь Голаев (IgorGolaev) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Это народ то... НЕСМЫШЛЁНЫЙ...? > > Был бы смышленный, не разрушил бы СССР и коммунистическую идею. quoted1
Нерушимое не рушится, как и рукописи не горят. Идея сама себя изжила, деморализовавшись. Вспомните престарелых маразматиков на трибуне зиккурата. Их мычание, вместо внятных и понятных слов. Вспомните пустые полки в магазинах, очереди на километры и номера на руках(не числа ли дьявола?). Вспомните Афганистан, непосильную кровавую ношу. Вспомните! И поймете, что государство процветает не благодаря идеям, а благодаря здравомыслию .
А какие могут быть ещё храмы у атеистов...? Атеизм религия не стабильная... Слабенькая... .............. Но прецедент есть...) .................... И по какой причине, мне должно быть стыдно...?
Это потому что атеизм - не религия:) Просто надо, чтобы шизанутые и активные религиознутые отвязались от нормальных людей и не навязывали свои системы взглядов Не крали общенародное достояние И тд:) александр74мар (александр74мар) писал(а) в ответ на сообщение:
Ленин фальшивый вождь пролетариата. Настоящий вождь пролетариата Кузьма Антонович Гвоздев.
Гвоздев - с 1899 работал в Тихорецких железнодорожных мастерских. Позднее слесарь телефонной фабрики в Петрограде. входил в рабочую группу центрального военно-промышленного комитета. Член РСДРП. С 25 сентября 1917 года — министр труда во Временном правительстве. С 1919 беспартийный. Позднее попал под репрессии. Посмертно реабилитирован 30 июля 1990 года.
Данная тема не единожды возникает в современной России...Я лично Ленина уважаю и считаю подобные идеи бредом...Что до Украины, то там, как и во всём бывшем СССР, памятники вождю мирового пролетариата ставили где не попадя, безо всякого чувства меры, превратив его из памятника в истукан...Я против "ленинопада", ибо вандализм порождает только вандализм, и ничего более....Сперва Ленин, затем памятники героям Великой Отечественной войны ( применительно к моему городу это памятная доска комсомольцам-подпольщикам, погибшим в фашистских застенках), ну а далее - разбитые мемориальные доски героям АТО...А что, ведь всё можно!!!
Валерий Помнящий (39361) писал(а) в ответ на сообщение:
> Нерушимое не рушится, как и рукописи не горят. Идея сама себя изжила, деморализовавшись. quoted1
Научный коммунизм строится на законах материального мира, а эти законы вечны. Учением научного коммунизма владели только Ленин и Сталин. После них идею коммунизма никто не понимал.
Валерий Помнящий (39361) писал(а) в ответ на сообщение:
Не были они материалистами! Они использовали инфернальные силы (то.что бы называем дьявольскими) для усиления своей власти. Те,кто прибыл из США делать революцию.прекрасно знали иудейские практики и Каббалу,нумерологию.И так далее.. Ульянов ничем особым не выделялся в этой среде до тех пор,пока по законам нумерологии не взял себе псевдоним Ленин.Который не имеет никакой связи с ленским расстрелом.как нас уверял советский официоз! Мавзолей имеет все признаки и назначение давних зиккуратов. Особенно показательна для понимания особого назначения этого сооружения особая ниша в правом углу зиккурата. Представляющая некую антенну.в створе которой всегда выстраивают очередь посетителей посмотреть и поклониться дьявольскому терафиму- мумии из трупа Ульянова. Саму мумию,дьявольский терафим, регулярно омывают и ухаживают за ним. Вполне можно подумать.что два терафима в одном зиккурате "не ужились",поэтому мумию Сталина убрали из зиккурата и захоронили рядом.А не только потому.что прекратили " культ личности".
> В советское время, когда шла откровенная идеализация Ленина, его объявляли и крупнейшим философом, и теоретиком культуры. quoted1
Оно так и есть. Философия - это прежде всего практика. Ленин на практике доказал, что он великий философ. Маркс на практике не смог ничего реализовать, это доказывает, что Маркс был слабым философом. Энгельс наоборот, ввел в заблуждение народ относительно философских истин.
Бытие определяет сознание. Культура связана с сознанием, это и есть сознание эпохи. Так буржуазное бытие рождает буржуазную культуру. Пролетарское бытие рождает новую культуру, которой еще не было на земле. Так СССР дал миру уникальную культуру, которая воспитает нового человека, как когда то русская культура воспитала в себе человека революции.
> А зачем огосударствлять партию, когда Ленин отрицал государство? Я и хочу понять, в чём ленинизм? Значит, ленинизм в его представлениях о государстве был описан в работе "Государство и революция", где на государстве ставился крест quoted1
Коммунизм не может уничтожить государство, так как без государства коммунизма не может быть.
Ленин под словом "государство" имел ввиду власть. Коммунизм - это безвластное общество, так как все зло идет от человеческой власти. Коммунизм - это общество с высоким сознанием людей, а потому это общество не нуждается в начальниках, так как каждый сам знает, что ему делать.
> > Их философские труды доказывают, что они были материалистами. А чтобы судить об этом, нужно самому быть материалистом (не путать с атеизмом). quoted1
Сталин уж точно не был философом!И теоретиком не был!Его соратники по революции достаточно уничижительно о нём отзывались на эту тему. Да и не было у Сталина качественного или вообще настоящего образования для этого! Ленин образование и ум несомненно имел,но если из его произведений удалить идеи,философские разработки ,мысли тех,"на плечи которых он забрался",то практически почти не останется того,что лично ему принадлежит! Ленин всего лишь великолепный компиляторщик! ВСЁ,что нас окружает не просто материально.а имеет и другие составляющие- волновую компоненту,энергетическую и информационную.А теперь вдобавок "темную материю" и "тёмную энергию".