Долгое время не решался написать, думал для Вас мои слова про науку не будут новостью. Вы совершенно верно говорите, что общественное бытие определяет общественное сознание (частью которого является и наука, и образование). Я хотел добавить пару слов о том, как это происходит в деталях с моей, как молодого учёного, точки зрения. Сегодня ЕГЭ введен не только в школах, своеобразный аналог ЕГЭ введён и для учёных. Называется он — индекс Хирша (индекс цитирования научных работ). «Качество работы учёного» оценивается как количество публикаций в наиболее «популярных» (с высоким импакт-фактором) научных журналах и как количество ссылок на эти публикации. От этих показателей зависит, дадут ли тебе грант на проведение исследований, зависит финансирование института, количество бюджетных мест в ВУЗе . Можно возразить, мол, во всём мире учёные так работают, нет здесь ничего странного — бюрократам ведь нужен какой-то критерий, чтобы одних учёных поощрять, а других подталкивать урезанием финансирования. Как говорится, по законам рынка в конкурентной борьбе выживет сильнейший. Беспокоит меня другое.
Во-первых, как нетрудно догадаться, самые популярные научные журналы — тот же Science, Physical letters, IEEE control systems — выпускаются в США. Например, перед инженерами Boeing стоит актуальная научно-техническая задача (коих при проектировании самолётов немало). В своём кругу быстро решить задачу не получается, эта задача в некоторой формальной постановке публикуется в журнале института-подрядчика. Хочешь быть хорошим учёным? Реши для американцев их задачу, повысь свой индекс Хирша. В итоге получается забавная ситуация: российское правительство из российской казны выделяет деньги на финансирование российских учёных, которые решают задачи для американских институтов и для американской промышленности в конечном счёте. Напоминает это всё индейцев, которые за цветные стёклышки отдавали свои земли.
Во-вторых, российская наука (не могу говорить за всю науку) оторвана от производства. Мы решаем задачи, которые интересны американским журналам, а не те, которые актуальны для нашей промышленности. Будь российская наука завязана на нужды производства, не было бы и проблем с оценкой качества работы учёных (бездари и лентяи ушли бы сами), не было бы и позорного низкопоклонства перед западными научными журналами.
В-третьих, механизм грантов. Я участвовал в исследованиях по грантам в своём вузе будучи аспирантом. Меня не покидало ощущение, что я участвую в каком-то воровстве. Есть техническое задание, план проведения исследований. Мы получаем какие-то результаты, пишем отчёт по проведённым исследованиям. Дальше эти отчёты ложатся на полку в минобрнауки. Что-то мне подсказывает, что научная сторона исследований никого там не интересует. Претензии к отчёту если и возникают, то лишь по формальным признакам: не хватает печати, подписи, 95 страниц вместо 100, не тот шрифт, не те отступы. То чувство, когда ты трудишься, понимая, что результаты твоего труда — чистая формальность, ритуал, этими результатами не воспользуются для модернизации производства, они никак не превратятся в продукт, они просто лягут мёртвым грузом на полку в министерстве и никто никогда с ними даже не ознакомится. Пропадает грань между «получить деньги за бесполезную работу» или «украсть эти деньги в какой-нибудь коррупционной схеме». И правда, какая по сути разница?!+
Итог, к которому я виду: наука оторвана от производства, вузы оторваны от науки, школы оторваны от вузов. Вместо науки как двигателя модернизации, наука превратилась в игру — кто больше статей в американских журналах опубликует. Вместо науки как неотъемлемой части материального производства, как звена цепочки товарного производства, получаем подачки из бюджета, мол, не бунтуйте там. Вместо единой связной системы подготовки кадров — от яслей до академии наук — у нас имеется несколько разрозненных социальных институтов, каждый из которых контролируется государством посредством всевозможных ЕГЭ и его аналогов. "Наука оторвана от производства, вузы оторваны от науки, школы оторваны от вузов"
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ну да правдоподобно. Только не только в этом беда. Бизнес боится организовывать производство, вдруг отнимут если пойдёт дело. Соответственно не финансируется ни подготовка кадров, ни разработка. Одно другое топит. Имеем что имеем. На результат при судах и следствиях которые Яценюка за участие в НВФ объявляют в розыск о справедливости говорить трудно. ( Это просто пример абсурда)
когда учился в Куйбышевском авиационном институте на 2 курсе подошли ребята и поинтересовались по поводу моей принадлежности к электроники в медицине.....я говорю - все равно,что разрабатывать.они - 90% нам 10% тебе..........были посланы в пешее........перевелся в Тольятти типа на ВАЗ.....за год до окончания программа молодой специалист была похерена......ну да ладно....теперь на себя работаю лет 20 и желаю всем того же.
>когда учился в Куйбышевском авиационном институте на 2 курсе подошли ребята и поинтересовались по поводу моей принадлежности к электроники в медицине.....я говорю - все равно,что разрабатывать.они - 90% нам 10% тебе..........были посланы в пешее........перевелся в Тольятти типа на ВАЗ.....за год до окончания программа молодой специалист была похерена......ну да ладно....теперь на себя работаю лет 20 и желаю всем того же. quoted1
>когда учился в Куйбышевском авиационном институте на 2 курсе подошли ребята и поинтересовались по поводу моей принадлежности к электроники в медицине.....я говорю - все равно,что разрабатывать.они - 90% нам 10% тебе..........были посланы в пешее........перевелся в Тольятти типа на ВАЗ.....за год до окончания программа молодой специалист была похерена......ну да ладно....теперь на себя работаю лет 20 и желаю всем того же. quoted1
Ты во сколько лет на втором курсе учился? Что ты на 2-ом курсе разрабатывать мог по электронике и в медицине? Тогда транзистор был ВСЁ! Ну и СССР, по расчётам был, какие ребятки подходили? Сказки рассказывать не пробовал? Может получится!
> > Статьи ентого Максима где мона поглядеть?) quoted1
Не умничай, Гюльчетай, у него все правильно написано. Чего лезешь не в свое лукошко? Не знаешь 90%, и не поняла 70% написанного.
Впрочем, он написал просто прописные истины, все, кто там, это и так знают, если не потеряли последнюю совесть. Правда, насчет "для практики" - это у него по молодости, наука в первую очередь не для сиюминутной практики. Система грантов вообще дичь, а в России становится дичью в квадрате. Когда накладывается разное кумовство и тотальное жульничество. Полная деградация науки идет, и, главное, молодежь отучается делать нечто нормально, приучается жульничать в главном. Чего в науке нельзя - можно жульничать только в мелком как-то, непринципиальном. Смолоду надо нормальную и серьезную базу нарабатывать, а не жульничать приучаться. Между тем, система грантов и построена на том, что без вранья не сделать, такой тип финансирования (запоздалое) и такие однозначные требования по выходам.
Статьи им подавай в немеренных количествах. Вот и сосут известно откуда наполовину.
Грантов нигде не должно быть в фундаментальной науке, только на конкретные задачи с практических выходом. Фундаментальная наука продвигается не благодаря, а вопреки грантам. Поскольку ученых очень много и не все жулики.
Мелкие гранты типа РФФИ еще туда-сюда, а чуть покрупнее - почти одно жульничество и идет.
Это хорошо если в твоем городе есть например киностудия и это значит, что еще в школе можешь попасть в кадр. У нас над школой шефствовал завод продукция которой и сейчас идет за валюту поэтому еще пацанами нас привлекали туда посмотреть , попробовать. А в деревне люди видят и помогают родителям на сельхозработах. Поэтому говорить, что школа оторвана неправильно. Вот институты должны заниматься каким нибудь исследованием и в эти исследования втягивать студентов, но если они существуют чтобы выдавать корочки, то именно такие институты оторваны. А наука тоже не оторвана просто ее исследования не находят того кто воплотит их в жизнь. Мало иметь идеи , но если нет их материлизатора они лягут до лучших времен в ящик.
> Сделайте что-нибудь прикольное, чтобы можно было по тв народу показать, а после хоть в урну. quoted1
Да, есть такое. Электронный протез руки сделали, а востребованными оказались лишь 600 экземпляров. Ну так это не повод выбрасывать изобретение! Однако, бизнес и ничего личного, выбросили. Аналогично с дешёвыми аппаратами для лечения контрактур. Они же конкурируют с массажистами, долой!
> А какие задачи ставит российское правительство перед российскими учёными? > > Сделайте что-нибудь прикольное, чтобы можно было по тв народу показать, а после хоть в урну. quoted1
Какие задачи может ставить такое правительство? У них "прорывное и сверхнаучное", требую планы до 2030 года. Идиоты. Иной и напишет им что-нибудь, чтобы отвязались, а иному и западло, нахрен пошлет. На деле главный план - догнать как-то и поднять уровень научного (и сообщества, и исследований) хотя бы до среднего по миру. Вот главное - кадры растить, дать и спокойно развиваться, делать за интерес, а не за гранты. А эти что? Думали, что подобное деньгами можно навалять? Дескать, навалим в Сколково денег, будет сразу уровень. Получили известно что - жулики и хапуги со всего мира и собрались. Эффекту нет.
Но эффект должен быть, говорю, сейчас в поднятии профессионального уровня всех, и научных работником во-первой. А эти педрилы наверху все в говно свели, и среднее образование, и высшее.
Среднего звена всюду не осталось вообще, в науке - почти полностью. В общем, всё говно, очень пессимистично. Спасибо мистеру Путину, что доделал ельцинское.
>>когда учился в Куйбышевском авиационном институте на 2 курсе подошли ребята и поинтересовались по поводу моей принадлежности к электроники в медицине.....я говорю - все равно,что разрабатывать.они - 90% нам 10% тебе..........были посланы в пешее........перевелся в Тольятти типа на ВАЗ.....за год до окончания программа молодой специалист была похерена......ну да ладно....теперь на себя работаю лет 20 и желаю всем того же. quoted2
>Ты во сколько лет на втором курсе учился? Что ты на 2-ом курсе разрабатывать мог по электронике и в медицине? Тогда транзистор был ВСЁ! Ну и СССР, по расчётам был, какие ребятки подходили? Сказки рассказывать не пробовал? Может получится! quoted1
чувак прикинь у нас примитивные компы были на фортране......ааааа транзистор тебе в жопу