...В России живут бок о бок два отдельных, нисколько не похожих народа, и народы эти с давних пор люто враждуют между собой. (Чтоб он провалился, византийский орел с двумя головами — шизофренический символ, выбранный Иоанном Третьим в качестве герба нашего государства.) Есть Мы и есть Они. У Нас свои герои: Чехов там, Мандельштам, Пастернак, Сахаров. У Них — свои: Иван Грозный, Сталин, Дзержинский, теперь вот Путин. Друг друга представители двух наций распознают с первого взгляда и в ту же секунду испытывают приступ острой неприязни. Нам не нравится в Них все: как Они выглядят, разговаривают, держатся, радуются и горюют, одеваются и раздеваются. Нас тошнит от их любимых певцов, фильмов и телепередач. Они платят Нам той же монетой, и еще с переплатой. Помимо Нас и Них есть просто люди, которые составляют большинство населения, — и Мы с Ними постоянно пытаемся перетянуть это ни рыба ни мясо на свою сторону, приобщить к своим ценностям. Вот что, по-твоему, делать с этой реальностью? Поубивать друг друга?
В стихотворении "К морю" Пушкин выражает одинаково отрицательное отношение к "этим двум народам", словами:
Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран.
Разъясняются эти строки стихотворения так:
Где капля блага, там на страже // Уж просвещенье иль тиран. —
Сближение просвещенья и тирании как отрицательных явлений отражает свойственное романтикам представление о губительности цивилизации для морали, для блага человека.
Так что, эти два писателя, М. Шишкин и Б. Акунин, муссируя распрю между просвещением и тиранией, из которых только в просвещении видят благо, противоречат позиции А.С. Пушкина по этому вопросу.
P.S. Сами эти два писателя еще не насочиняли сопоставимое с поэзией Пушкина, и не создали современный русский литературный язык.
P.S. В Западной Европе союз просвещения и тирана символически выражается тем, что Нобелевскую премию вручает король Швеции.
> У Нас свои герои: Чехов там, Мандельштам, Пастернак, Сахаров. У Них — свои: Иван Грозный, Сталин, Дзержинский, теперь вот Путин. quoted1
Хорошая аналогия... продолжу: Иван Грозный много сделал для того, чтобы в России смогли появиться и выжить "Чехов там, Мандельштам, Пастернак, Сахаров" и иже с ними - и что получил от них в благодарность? Ну ладно, Иван Грозный - прошлое слишком давнее... но много ли благодарности от Пастернака и Сахарова увидели Дзержинский и Сталин?
Да - в России действительно живут два народа: один народ в поте лица работает на благо всей России - а представители другого народа озабочены лишь СВОИМИ "свободами самовыражения", которым МЕШАЮТ мельтешашие в делах и заботах представители народа первого!
Впрочем - это не только в России и не только сейчас живут "два народа". Ещё в Библии упомянуто подобное разделение на "скучных тружеников" и "культурных бездельников": * Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Лк. 10:38—42
Киплинг написал "Дети Марфы" задолго до стенаний Евроэмиссара:
Дети Марии беспокоятся редко: ведь они унаследовали удел благой, Зато детям Марфы дано от века сердце ищущее, ненавидящее покой.
И поскольку их мать однажды была груба и Господь, ее гость, ее за то укорил, Им служить потомству Марии навек судьба, в мире полном забот на пределе души и сил.
Это им приходится смягчать удары, за комфорт и за роскошь держать ответ, Это их радением шумят моторы и щелчком выключателя включается свет.
Это их заботами спешат вагоны, это их задача проезд и провоз, Чтобы дети Марии в беспечности сонной мчались вдаль, прислушиваясь к пенью колес.
Они горам приказывают: Дать дорогу! Они реке бурливой велят: Расступись! Ведь хребты как дети: накажешь строго, и покорствует воле их мощь и высь,
Потрясенные недра открываются взору, и в послушных глубинах устремляется путь, Чтобы дети Марии надежно и скоро добирались до цели, не тревожась ничуть.
Они смерть ежедневно берут руками, жизни связывая и развязывая провода, Они держат ее за сторожевыми огнями, не давая зверю войти в города.
И на заре, пока улицы еще тёмны, к ней в ужасное стойло они спешат, Подчиняя нрав ее неуемный, заставляя служить укрощенный ад.
Утешения веры для них запретны, недоступен им сладкой молитвы дар, Скрытой истине преданные беззаветно, в неизвестном воздвигли они алтарь.
Потаенные воды они находят, разливают в стаканы, дают нам пить, И смотрите, в общественных водопроводах сокровенная влага легко журчит.
Не попросят у Бога конца работы, как ни будь скорлупа ореха тверда. Ни за что не поверят, что свыше что-то освобождает верующего от труда.
В свете дня и в ночи, на тревожных путях земных, неизменно на страже, чтоб не пройти врагу, Они помнят: никто на земле не заменит их, а ведь нужно кому-то все время быть начеку.
И когда, продвигаясь вперед упорно, ты отвалишь камень, чтоб в пути не мешал, Глянь: он снизу весь от запекшейся крови черный, потому что сын Марфы здесь уже побывал.
Он не строил лестницу, ведущую к небесам, и не отдал жизнь за святой догмат. Нет, он просто трудился, как должно трудиться нам в нашей общей работе на тысячи лет подряд.
На устах у детей Марии усмешка. Они знают: ангелы на их стороне, Милость к ним с небес придет, не помешкав, и прощение будет любой вине.
Им выслушивать Слово, застыв у Ног, в них Обет заповеданный вечно жив. Ношу с плеч у них снял милосердный Бог, на потомство Марфы переложив.
______________
Без Чехова там, Мандельштама, Пастернака и Сахарова - Россия могла обойтись. Без Ивана Грозного и Сталина - не стало бы самой России...
> Одним дано пахать, сажать, убирать, другим дано пользоваться благами этой пашни! Так устроен Мир Человечества! quoted1
Вы оба не усекли, кто кому противопоставляется. Вас-то, наверное, сбил с понимания souser.
В этой статье говорится о противостоянии "двух народов", которое немного выражается песней Высоцкого на 15-летнем юбилее театра на Таганке, в 1979 году:
Текст песни 15 лет не дата, так... К 15-летию Театра на Таганке (23 апреля 1979)
Пятнадцать лет - не дата, так - Огрызок, недоедок. Полтиник - да! И четвертак. А то - ни так, ни эдак.
Мы выжили пятнадцать лет. Вы думали слабо, да? А так как срока выше нет - Слобода, брат, слобода!
Пятнадцать - это срок, хоть не на нарах, Кто был безус - тот стал при бороде. Мы уцелели при больших пожарах, При Когане, при взрывах и т.д.
Пятнадцать лет назад такое было!.. Кто всплыл - об утонувших не жалей! Сегодня мы - и те, кто у кормила,- Могли б совместно справить юбилей.
Сочится жизнь - коричневая жижа... Забудут нас, как вымершую чудь, В тринадцать дали нам глоток Парижа,- Чтобы запоя не было - чуть-чуть. Мы вновь готовы к творческим альянсам,- Когда же это станут понимать? Необходимо ехать к итальянцам, Заслать им вслед за папой - нашу "Мать".
"Везет - играй!" - кричим наперебой мы. Есть для себя патрон, когда тупик. Но кто-то вытряс пулю из обоймы И из колоды вынул даму пик.
Любимов наш, Боровский, Альфред Шнитке - На вас ушаты вылиты воды. Прохладно вам, промокшие до нитки? Обсохните - и снова за труды. Достойным уже розданы медали, По всем статьям - амнистия окрест. Нам по статье в "Литературке" дали, Не орден - чуть не ордер на арест.
Тут одного из наших поманили Туда, куда не ходят поезда, Но вновь статью большую применили - И он теперь не едет никуда.
Директоров мы стали экономить, Беречь и содержать под колпаком,- Хоть Коган был неполный Коганович, Но он не стал неполным Дупаком.
Сперва сменили шило мы на мыло, Но мыло омрачило нам чело, Тогда Таганка шило возвратила - И все теперь идет, куда ни шло.
Даешь, Таганка, сразу: "Или - или!" С ножом пристали к горлу - как не дать. Считают, что невинности лишили... Пусть думают - зачем разубеждать?
А знать бы все наверняка и сразу б, Заранее предчувствовать беду! Но все же, сколь ни пробовали на зуб,- Мы целы на пятнадцатом году.
Талантов - тьма! Созвездие, соцветье... И многие оправились от ран. В шестнадцать будет совершеннолетье, Дадут нам паспорт, может быть, загран.
Все полосами, все должно меняться - Окажемся и в белой полосе! Нам очень скоро будет восемнадцать - Получим право голоса, как все.
Мы в двадцать пять - даст бог - сочтем потери, Напишут дату на кокарде нам, А дальше можно только к высшей мере, А если нет - то к высшим орденам.
Придут другие - в драме и в балете, И в опере опять поставят "Мать"... Но в пятьдесят - в другом тысячелетьи - Мы будем про пятнадцать вспоминать!
У нас сегодня для желудков встряска! Долой сегодня лишний интеллект! Так разговляйтесь, потому что Пасха, И пейте за пятнадцать наших лет!
Пятнадцать лет - не дата, так - Огрызок, недоедок. Полтинник - да! И четвертак. А то - ни так - ни эдак.
А мы живем и не горим, Хотя в огне нет брода, Чего хотим, то говорим,- Слобода, брат, слобода!
Евроэмиссар (Михаэль) писал(а) в ответ на сообщение:
> Есть Мы и есть Они. У Нас свои герои: Чехов там, Мандельштам, Пастернак, Сахаров. quoted1
Вы не народ. И Чехов к вам не имеет никакого отношения. Вы - креаклы. Снобы, возомнившие себя элитой, претендующие на некое право судить остальных и решать, как им жить, что делать. Вы ведь даже не имеете отношения к России. Все что вы делали в России - только гадили. Ваших предков здесь и не стояло. Они жили за чертой оседлости.... Надеюсь, за эту черту вы и отбудете...
> Евроэмиссар (Михаэль) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Есть Мы и есть Они. У Нас свои герои: Чехов там, Мандельштам, Пастернак, Сахаров. quoted2
> > Вы не народ. И Чехов к вам не имеет никакого отношения. > Вы - креаклы. Снобы, возомнившие себя элитой, претендующие на некое право судить остальных и решать, как им жить, что делать.
> Вы ведь даже не имеете отношения к России. Все что вы делали в России - только гадили. > Ваших предков здесь и не стояло. Они жили за чертой оседлости.... > Надеюсь, за эту черту вы и отбудете... quoted1
Еще один непонимающий... о каких "двух народах" идет речь.
Помимо прочих, есть два вида деятельности, служащие (гос. служащие, военнослужащие и другие служащие) и интеллектуалы (гуманитарная, научная, техническая интеллигенция).
Вот об этих "двух народах" идет речь, о служащих и интеллектуалах.
Поскольку это разные виды деятельности, то у служащих и интеллектуалов разное видение действительности, разный образ жизни. Независимо от исторического времени.
А если у служащих и интеллектуалов разное видение действительности, разный образ жизни, то между ними постоянное противоречие, постоянное противостояние, постоянное столкновение. Независимо от исторического времени.
В этом противостоянии служащие и интеллектуалы, эти "два народа", отстаивают, каждый, свое понимание действительности, свой образ жизни. Разумеется, в каждом историческом времени есть свои герои этого противоречия, этого противостояния, этого столкновения. Служащих и интеллектуалов, этих "двух народов".
А эти два писателя это противостояние изложили "под соусом", со своей колокольни.
> Вы не народ. И Чехов к вам не имеет никакого отношения. quoted1
Кстати, Чехов, который к ним "не имеет никакого отношения", а к вам, надо полагать, отношение имеет, знакомство с любым новым для себя городом начинал с посещения публичного дома.
Думаю, у нас не два народа, а три. Почему-то всегда забывают о нетрудоспособных и немощных - Эдакое "потерянное поколение" (http://wgus-wings.blogspot.ru/search?up dated-max=2015-09-12T06 00-07:00&max-results=7&start=7&a mp;by-date=false) образовалось, до которого никому нет дела - ни сислибам, ни либералам, отставленным от власти, ни патриотам всех мастей.
Позабавили меня и стенания о Путине, вкупе со Сталиным. Автор темы уже запамятовал, что президент наш из их либерального крыла, и приведен к власти именно ими, несчастными.
Чехова, кстати, Вы слишком вольно себе приписали, да, собственно, и Пастернака. А вот Солженицина, которого и Путин привечает, с удовольствием оставьте себе - у нас своих авторов - и классиков и просто хороших - вполне достаточно.
Ненавидя Сталина, не следует ли подумать, как же это ваше поколение на свете не только здравствует, но и сумело страну погубить. Впрочем, кроме, как говорить, Вы ничего путём никогда сделать не могли - Самгины да и только.
> Помимо прочих, есть два вида деятельности, служащие (гос. служащие, военнослужащие и другие служащие) и интеллектуалы (гуманитарная, научная, техническая интеллигенция). quoted1
Какая чушь!!! Противоречия есть везде. Между госслужащими разных специальностей, гуманитарной, технической, и научной интеллигенцией, между духовенством, просвещением и властью. Сама жизнь состоит из противоречий и равновесия. Выделить по этим признакам какой то там народ просто не возможно.
> Ага, и без Королева, который баллистические ракеты создал, могли бы обойтись. Вообще без всей интеллигенции (интеллектуалов) могли бы обойтись. quoted1
Вопрос ребром: а что смог бы сделать Королёв - если бы не пришёл СВОЕВРЕМЕННО к власти в России Сталин? Между прочим: "интеллигенция" - НЕ ОТНОСИТСЯ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛАМ!
пролетарий 2014 (barsikan) писал(а) в ответ на сообщение:
> ВК (veka20) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Помимо прочих, есть два вида деятельности, служащие (гос. служащие, военнослужащие и другие служащие) и интеллектуалы (гуманитарная, научная, техническая интеллигенция). quoted2
> > Какая чушь!!! Противоречия есть везде. Между госслужащими разных специальностей, гуманитарной, технической, и научной интеллигенцией, между духовенством, просвещением и властью. Сама жизнь состоит из противоречий и равновесия. Выделить по этим признакам какой то там народ просто не возможно. quoted1
Согласен, что противоречий между членами общества уйма. Противоречия есть и в семье, между мужем и женой. И вас, наверное, в какой-то мере они интересуют. И вы конечно не валите в одну кучу противоречия между мужем и женой с противоречиями между пешеходами и водителями.
А здесь виды деятельности, которые объединяют большие группы людей. И между этими группами людей разных видов деятельности конечно существуют противоречия. Помимо служащих и интеллектуалов, еще существуют предприниматели, крестьяне и рабочие. Но речь в этой статье идет только о служащих и интеллектуалах.
А название "два народа" это два этих писателя придумали.
> А здесь виды деятельности, которые объединяют большие группы людей. И между этими группами людей разных видов деятельности конечно существуют противоречия. Помимо служащих и интеллектуалов, еще существуют предприниматели, крестьяне и рабочие. Но речь в этой статье идет только о служащих и интеллектуалах. > > А название "два народа" это два этих писателя придумали quoted1
Понял вас, но эти противоречия я как то не очень осмысливаю как таковые. Просто труд разделен для большей эффективности. И почему власть и госслужащие должны представлять тиранию, а интелектуалы либерализм? Как то за уши притянуто. Есть противоречия намного серьезнее, у тех же интеллектуалах в сфере религии и атеизма, или у служащих между коррупцией и милицией.
пролетарий 2014 (barsikan) писал(а) в ответ на сообщение:
> ВК (veka20) писал(а) в ответ на сообщение:
>> А здесь виды деятельности, которые объединяют большие группы людей. И между этими группами людей разных видов деятельности конечно существуют противоречия. Помимо служащих и интеллектуалов, еще существуют предприниматели, крестьяне и рабочие. Но речь в этой статье идет только о служащих и интеллектуалах. >> >> А название "два народа" это два этих писателя придумали quoted2
> Понял вас, но эти противоречия я как то не очень осмысливаю как таковые. quoted1
А вот поэт, актер и певец Владимир Высоцкий со своими коллегами очень даже хорошо не только осмысливал, но и на своей шкуре чувствовал. Поэтому соответствующую песню сложил. И исполнил на юбилейном застолье в театре, где собралась отборная "шобла" интеллигентов. Надо полагать исполнил для укрепления солидарности в борьбе с теми, "кто у кормила". Выше я эту его песню привел.
> Просто труд разделен для большей эффективности. И почему власть и госслужащие должны представлять тиранию, а интелектуалы либерализм? quoted1
Именно, в силу вида деятельности. Не либерализм. А интеллект во всех его ипостасях. А служащие - служение во всех ипостасях. На предприятиях, например, служащими являются бухгалтера.
> Как то за уши притянуто. Есть противоречия намного серьезнее, у тех же интеллектуалах в сфере религии и атеизма, или у служащих между коррупцией и милицией. quoted1
Любое противоречие может доводиться до смерти, разрешаться смертью. Поэтому какое противоречие серьезно или нет - зависит от конкретной ситуации.