Правила форума | ЧаВо | Группы

Внутренняя политика России

Войти | Регистрация

Владислав Фельдблюм. Милтон Фридман – крестный отец гайдаровских реформ (к 20-летию реформ по масс ...

slava
0 472 22:54 28.02.2014
   Рейтинг темы: +0
  slava
slava


Сообщений: 831


Владислав Фельдблюм

Милтон Фридман – крестный отец гайдаровских реформ
(к 20-летию реформ по массовой приватизации в России)


Если поручить федеральному правительству отвечать за пустыню Сахара, то через 5 лет там будет дефицит песка (Милтон Фридман)

Этот материал написан под впечатлением от интересной статьи В.Ф.Паульмана «Милтон и Роуз Фридман о свободе выбора», опубликованной в феврале 2014 г. на сайте «Альтернативы» http://www.alternativy.ru/ru/node/10299 Автор справедливо критикует фальшь либерального лозунга о «свободных выборах» в капиталистическом обществе, дефективность избитого либерального тезиса о всемогущей «невидимой руке рынка», принижение регулирующей роли государства для осуществления экономической деятельности в интересах всего общества. «Жаль, что супруги Фридман не дожили до нынешнего глобального экономического кризиса, когда государства вынуждены были в одиночку и скопом спасать разваливающийся банковский сектор и всю капиталистическую экономику. Любопытно, что сегодня они писали бы по поводу зловредного вмешательства правительств в функционирование свободного рынка и по поводу волшебной «невидимой руки» Адама Смита?» – метко замечает автор. Милтон Фридман был бескомпромиссным защитником системы свободного предпринимательства и яростным противникам государственного вмешательства в экономическую деятельность. Его ироничное высказывание на эту тему взято в качестве эпиграфа к настоящей статье. Он был убежден, что частная собственность по определению эффективнее, чем государственная. Этот ложный тезис и был взят российскими реформаторами в качестве «теоретического обоснования» приватизаторской кампании в России лихих 90-х.


В середине минувшего столетия Фридман выступал как убежденный противник советской системы. Он боялся, что пример СССР, который в то время динамично развивался, окажется заразительным для стран Запада. Антисоветский настрой Фридмана выразительно демонстрирует следующее его высказывание из книги «Капитализм и свобода»: «В 20 и 30-е годы нашего столетия интеллектуалы США в подавляющем большинстве убеждали, что капитализм – это порочная система, которая тормозит рост благосостояния и, следовательно, ограничивает свободу, и что надежды на будущее заключаются в усилении разумного контроля со стороны авторитетных политиков над экономической деятельностью…Теперь условия изменились. Мы имеем несколько десятилетий опыта правительственного вмешательства…Кто может теперь связывать большую надежду на развитие свободы и достоинства человека с массовой тиранией и деспотизмом, которые имеют место в России? Маркс и Энгельс писали в коммунистическом Манифесте: «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир». Кто может сегодня считать, что цепи пролетариев в Советском Союзе слабее, чем цепи пролетариев в Соединенных Штатах, Британии, Франции, Германии или в любой другой стране на Западе?» [1, стр. 196-197].


Фридман был убежденным приверженцем «свободной конкуренции». При этом он полагал, что конкуренция в современном мире – это не столько личное соперничество, сколько стремление к монополии. Поэтому он считал «первой и наиболее необходимой задачей» политики правительства необходимость исключения тех явлений, которые «непосредственно порождают монополию, касается ли это монополии предпринимателей или монополии рабочих» [1, стр. 132]. Эта идеология Фридмана, Хайека и других либеральных экономистов Запада была положена российскими реформаторами 90-х годов в основу политики «разгосударствления», «демонополизации», «дезинтеграции» крупных производственных комплексов. Эта политика в условиях России, с унаследованной от СССР тотально монополизированной экономикой, произвела колоссальный разрушительный эффект, так и не породив вожделенной свободной конкуренции.


В бескомпромиссной защите всех атрибутов системы свободного предпринимательства Фридман оправдывал даже потомственных рантье, которых менее ортодоксальные рыночники, как например Харрод, считали персонами нон-грата в этой системе. В защиту рантье Фридман писал: «Часто доказывают, что важно видеть разницу между неравенством личных заслуг и неравенством собственности, и между неравенством унаследованных благ и неравенством нажитых благ… Эти ограничения не жизненны» [1, стр. 164]. Теперь мы видим, сколько богатых бездельников расплодилось в постперестроечной России, демонстрируя «жизненность» ультралиберальной идеологии Фридмана! Советскому принципу «от каждого – по способностям, каждому – по его труду Фридман противопоставил принцип распределения дохода в «обществе свободного рынка»: «Каждому – то, что он производит с помощью собственных орудий труда» [1, стр. 161-162]. И этот принцип, причем в самом безобразном виде, воплотился в жизнь в нынешней России. Свидетельство этому – дикое социальное расслоение между кучкой нуворишей, завладевшей прежней советской государственной собственностью, и остальными гражданами, включая высококвалифицированных специалистов, зарабатывающих гроши по причине отсутствия у них «собственных орудий труда» и низкой оплаты их труда из бюджета. Куда ни кинь – всюду Фридман!


Наиболее яркое претворение в жизнь ельцинско-гайдаровской России получила политика «монетаризма» - плод теоретических разработок чикагской экономической школы Фридмана [2, 3]. Эта кредитно-денежная политика проводилась в определенные периоды времени в странах с уже развитыми рыночными отношениями. Идея руководства экономикой с помощью, в сущности, лишь одного рычага, каковым является регулирование объема денежной массы в обращении, выглядела заманчивой. Бюджетные ограничения в конкурентной среде действительно могут стимулировать выпуск реальной продукции и повышение ее качества за счет использования технических новшеств, поскольку в развитой рыночной экономике конкуренция служит ограничителем роста цен. Что же касается изначально монопольного российского производителя, то он оказался не слишком чувствительным к политике такого рода. Его откровенное вымогательство ставит соответствующего потребителя в невыносимое положение. Отсюда – печально известные «кризисы неплатежей» со всеми их последствиями. Отсутствие оборотных средств приводило к остановке предприятий, к задержкам и снижению зарплаты, к увольнениям и росту безработицы.


Таковы «благотворные» последствия бездумного переноса на российскую почву экономических догм, вычитанных из западных учебников и монографий. Следует отметить, что даже среди западных экономистов не было и до сих пор нет единого мнения о теоретических разработках Фридмана, хотя он и получил за них Нобелевскую премию. Любопытны высказывания о Фридмане американского экономиста Бена Селигмена [4]. По мнению Селигмена, возражения Фридмана против государственного вмешательства в экономическую деятельность «продиктованы похвальной заботой о свободе личности». Фактически всё, что ограничивает свободу личности – осуждается. «Но, - отмечает Селигмен, - в рамках такой абстрактной постановки вопроса вообще трудно вести дискуссию, поскольку при этом игнорируются многочисленные ограничения свободы, неизбежные в любой функционирующей системе». Селигмен полагает, что Фридман, чья экономическая теория «часто служит лишь целям оправдания его собственных предвзятых мнений», рассматривает политические и экономические проблемы, как правило, «в аспекте противопоставления черного и белого цветов». Селигмен считает, что вариант теории, созданный Фридманом, является «в высшей степени усложненной и все же ошибочной системой взглядов, питающихся ветхими экономическими догмами». При «бесспорно изощренной аргументации» целостность этой теории разрушается, «как только она вступает в соприкосновение с историческими и социологическими факторами». Тезис Фридмана о большей действенности монетарной политики по сравнению с бюджетной политикой был раскритикован и в небольшой, но содержательной книге голландского экономиста Яна Пэна [5].


Ныне мир переживает эпоху неустойчивого равновесия. Система мирового капитализма ещё жива, но чревата хроническими кризисами и трещит по швам. Разъединение людей на фоне обостряющихся глобальных проблем грозит дальнейшему выживанию и развитию человечества. Преодоление этого главного противоречия современного капитализма невозможно без глубоких социальных перемен. Требуется переход от неконтролируемой спекулятивной финансовой системы к совместным действиям по предупреждению мировых финансовых кризисов. Требуется переход от безудержного эгоизма и непомерной жадности к разумному самоограничению и взаимопомощи для преодоления глобального неравенства. Требуются разумное расходование ресурсов и совместные природоохранные действия. Требуется переход от конкуренции и конфронтации к координации и сотрудничеству. Милтон Фридман вдохновенно защищал капитализм, который он отождествлял со свободой. Он писал: «Сохранение и расширение свободы сегодня подстерегают две опасности. Одна из них очевидна. Это – внешняя опасность, исходящая из Кремля, который задумал уничтожить нас. Вторая опасность гораздо глубже. Это – внутренняя опасность, исходящая от человека благих намерений и доброй воли, который желает нас реформировать» [1, стр. 201]. Это было написано полвека назад. Теперь опасность из Кремля современному капитализму, похоже, не грозит. Но в обостренном и вполне обоснованном чувстве внутренней опасности Фридману не откажешь!

Литература

1. Friedman M. Capitalism and Freedom. – Chicago, London: Phoenix Books, The University of Chicago Press, 1963.
2. Studies in the Quantity Theory of Money./Ed. by Milton Friedman. – Chicago: The University of Chicago Press, 1956.
3. Friedman M. Essays in Positive Economics. – Chicago, London: The University of Chicago Press, 1966.
4. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1968, стр. 455-462.
5. Pen J. Modern Economics. – London: Penguin Books, 1965, p. 247.


Ярославль, февраль 2014 г.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Владислав Фельдблюм. Милтон Фридман – крестный отец гайдаровских реформ (к 20-летию реформ по масс ...
    . Vladislav Feldblyum

    Milton Friedman-the godfather of Gaidar's ...

    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия