Наука, образование, молодежь (из книги «К новому гуманному обществу – программа для России»)
Неблагополучное положение в сфере науки и образования было рассмотрено в моей статье [1]. Об этом же говорилось и в моем письме в редакцию «Российской газеты» [2]. С тех пор положение не только не улучшилось, а заметно ухудшилось. Академия Наук окончательно превратилась в пристанище для престарелых ученых, которые скорее занимаются бесконечным продолжением своих докторских диссертаций, чем новыми актуальными научными направлениями. Многие академические институты фактически остались лишь на бумаге: ни о новом серьезном вкладе в фундаментальную науку, ни о связи с практикой нет и речи. Конечно, есть и приятные исключения, но они не меняют общего безрадостного положения. Более того, многие академики научились изощренно втирать очки и выпрашивать деньги у государства. В обстановке клановости и бесконтрольности происходят уж совсем возмутительные вещи. Широкое распространение получил откровенный плагиат. Тиражируют статьи и даже «изобретения», лишь слегка изменив заголовки и тексты своих прежних работ. Плодят недобросовестных кандидатов и докторов наук. Более того, не гнушаются переводом на русский зарубежных работ и отправкой их в печать под своим именем в слегка измененном виде. Такого маразма наша наука ещё не знала!
Не лучше положение и в образовании. Продолжается снижение его качества. В вузы приходят абитуриенты с «эмбриональным» уровнем развития. Требовательность вузовских преподавателей резко понизилась с переводом вузов на «подушевую» систему финансирования. Теперь отчисление тупиц и бездельников накладно для вуза – от числа студентов зависит его финансирование. Качество чтения лекций и проведения практических занятий резко ухудшилось по причине непрофессионализма многих преподавателей. Низкая заработная плата выталкивает из вузов молодых перспективных специалистов. Взяточничество в вузах приобретает новые изощренные формы. Ученые советы вузов продолжают по инерции и с помощью накатанной схемы плодить армию кандидатов и докторов наук низкого качества. Результативность работы вузовского ученого продолжают оценивать по количеству опубликованных статей и по числу подготовленных кандидатов. Качественная сторона при этом не учитывается. При таком положении не вызывает удивления тот факт, что отечественные вузы столь низко котируются в мировом образовательном сообществе.
И вот новое руководство министерства начало делать что-то реальное по исправлению этого безобразного положения. И что тут началось! Вопли «оскорбленных» академиков. Массовые протесты ректоров против признания их вузов неэффективными. Умело организованные массовые протесты студентов в защиту «родных» вузов. Поездки в Москву глав регионов, чьи дети и дети их родных и знакомых никак не смогут обойтись без «своих» вузов. Громогласные спекуляции политиков, зарабатывающих политические дивиденды не недовольстве новым министром. И, конечно, выступления в Государственной Думе с требованиями немедленной отставки «антинародного» министра. Не хотят понять, что дело не в личности министра, а в объективно неудовлетворительном состоянии науки и образования в стране. Если в ближайшие годы власть не предпримет кардинальных мер для улучшения ситуации в науке и образовании, Россия всерьез и надолго скатится в разряд слаборазвитых стран.
Сегодня молодежь в большинстве своем сталкивается с серьезными жизненными трудностями: платное образование, очереди и невнимательное отношение в поликлиниках, сложности с трудоустройством, отсутствие собственного жилья и др. Брошенная на произвол судьбы молодежь – серьезная опасность для будущего страны. Невозможность реализовать себя, найти свое место в жизни приводит к росту насилия, преступности, алкоголизма, наркомании. Непредсказуемость жизненных перспектив создает угрозу обострения демографической проблемы. Невнимательное отношение государства к проблемам молодежи не может быть оправдано никакими рыночными преобразованиями.
Мотивация к труду подрывается многочисленными примерами продвижения молодых по образовательной и карьерной лестнице не по способностям, знаниям и прилежанию, а по родству, кумовству, знакомству. В такой обстановке у многих опускаются руки, подрывается вера в справедливость, возникают протест и экстремистские настроения. Плохой пример для молодежи подают коррупция, воровство, мошенничество, жульничество, имитация реальной работы среди взрослых и с виду респектабельных граждан. При виде этого у молодых возникает неверие в собственную дееспособность и убеждение в том, что для жизненного успеха необходим не столько честный и умелый труд, сколько ловкачество, приспособленчество, неуемная жажда личной выгоды любым способом. Это подпитывает почву для роста преступности. Отсюда логически вытекает и нежелание работать над своим интеллектуальным уровнем, получать действительно качественное образование. Такая обстановка растления молодежи недопустима в государстве, объявляющем себя социальным. Необходима государственная программа по молодежной политике, способная коренным образом переломить ситуацию в этой сфере, жизненно важной для будущего страны.
Ссылки
1. В.Ш.Фельдблюм. О положении в науке и образовании. «Ректор вуза», 2009, № 10, с. 36-37.
2. Владислав Фельдблюм. Свобода невыбора (письмо в редакцию). – «Российская газета (Федеральный выпуск)» № 5440 от 28 марта 2011 г. http://www.rg.ru/2011/03/28/letter.html
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Видный мужик ! Как старается! Вся эта шайка уже давно положила глаз на имущество АН и желает его приватизировать . Сейчас натравливают общественное мнение на отказавшихся продаться академиков, хотя в сложившемся катастрофическом положении виновны именно эти чинушки , которые постоянно сокращают финансирование науки и АН вообще, именно они наломали дров своими реформами разрушив основы системы образования и практически свели на нет науку, вынудили науку и образование перейти к максимальной коммерциализации ( сдача в аренду недвижимости под гостиницы ,склады, игровые залы, автошколы, магазины, введение поборов с учеников и другое) . А сейчас выставляют виновными невиновных, за то что они не продались и еще сопротивляются разграблению и разносу по частным лавочкам Академии Наук!
> Видный мужик ! Как старается! Вся эта шайка уже давно положила глаз на имущество АН и желает его приватизировать . Сейчас натравливают общественное мнение на отказавшихся продаться академиков, хотя в сложившемся катастрофическом положении виновны именно эти чинушки , которые постоянно сокращают финансирование науки и АН вообще, именно они наломали дров своими реформами разрушив основы системы образования и практически свели на нет науку, вынудили науку и образование перейти к максимальной коммерциализации ( сдача в аренду недвижимости под гостиницы ,склады, игровые залы, автошколы, магазины, введение поборов с учеников и другое) . А сейчас выставляют виновными невиновных, за то что они не продались и еще сопротивляются разграблению и разносу по частным лавочкам Академии Наук! quoted1
Согласен с Вами, что наломали дров. Ельцинская власть разгромила отраслевую науку и поставила на грань выживания фундаментальную. Насчет "отказавшихся продаться академиков" сомневаюсь. Академики сегодня хорошо живут. Вопрос: что Вы конкретно предлагаете, чтобы предотвратить окончательный развал науки? Оставить всё как есть, ничего не трогать? Но тогда летальный исход неминуем!
Нет, восстановить ее в том виде , каком она была в 70-е, и на ее имущество не зариться. Но участь АН уже решена - ее разворуют и развалят этой приватизацией, а институты станут обслуживать наших и заграничных коммерсантов.