Дмитрий Ливанов прав! (снова о положении в науке и образовании)
В октябре 2009 г. журнал «Ректор вуза» опубликовал мою статью «О положении в науке и образовании» («Ректор вуза», 2009, №10, с.36-37). Ранее близкая по содержанию статья была опубликована в интернете http://www.medvedev-da.ru/forum.php?PAGE_NAME=r... За минувшие три с лишним года положение не только не улучшилось, а значительно ухудшилось. Академия Наук окончательно превратилась в пристанище престарелых людей, которые скорее занимаются бесконечным продолжением своих докторских диссертаций, чем новыми актуальными научными направлениями. Многие академические институты фактически остались лишь на бумаге. Ни о новом серьезном вкладе в фундаментальную науку, ни о связи с практикой нет и речи. Конечно, есть и приятные исключения, но они не меняют общего безрадостного положения дел. Более того, многие академики научились изощренно втирать очки и выпрашивать деньги у государства. В обстановке клановости и бесконтрольности происходят уж совсем возмутительные вещи. Широкое распространение получил откровенный плагиат. Тиражируют статьи и даже «изобретения», лишь слегка изменив заголовки и тексты своих прежних работ. Плодят недобросовестных кандидатов и даже докторов наук. Более того, не гнушаются переводом на русский зарубежных работ и отправкой их в печать под своим именем в слегка измененном виде. Такого маразма наша наука ещё не знала!
Не лучше положение и в образовании. Продолжается снижение его качества. В вузы приходят абитуриенты с эмбриональным уровнем развития. Требовательность вузовских преподавателей резко понизилась с переводом вузов на «подушевую» систему финансирования. Теперь отчисление тупиц и бездельников накладно для вуза – от числа студентов зависит его финансирование. Качество чтения лекций и проведения практических занятий резко ухудшилось по причине непрофессионализма многих преподавателей. Низкая заработная плата выталкивает из вузов молодых перспективных специалистов. Взяточничество в вузах приобрело новые изощренные формы. Характерный пример. Иванова и Сидорова договариваются о совместной «работе с отстающими студентами». Сперва Иванова ставит двойки и отправляет неуспевающих к Сидоровой на «дополнительные занятия», естественно не бесплатно. После этого студент возвращается к Ивановой и получает уже тройку. Затем эта парочка меняется местами. Все довольны: оба преподавателя имеют «навар», а студент избавляется от академической задолженности. Вот только одна беда – знаний у этого студента ни на йоту не прибавилось! В этом легко убедиться, если провести повторный независимый опрос этих «дополнительно образованных» молодых людей. Ученые советы вузов продолжают по инерции и с помощью накатанной схемы плодить армию кандидатов и докторов наук весьма низкого качества. Результативность работы вузовского ученого продолжают оценивать по количеству опубликованных статей и по числу подготовленных кандидатов. Качественная сторона при этом не учитывается. При таком положении вещей не вызывает удивления тот факт, что отечественные вузы столь низко котируются в мировом образовательном сообществе.
И вот новый министр Дмитрий Ливанов начал делать что-то реальное по исправлению этого безобразного положения. И что тут началось! Вопли «оскорбленных» академиков. Массовые протесты ректоров против признания их вузов неэффективными. Умело организованные массовые протесты студентов в защиту родных вузов. Поездки в Москву глав регионов, чьи дети и дети их родных и знакомых никак не смогут обойтись без «своих» вузов. Громогласные спекуляции политиков, зарабатывающих политические дивиденды не недовольстве новым министром. И, конечно, выступления в Государственной Думе с требованиями немедленной отставки «антинародного» министра.
Вся эта вакханалия вызывает чувство досады и сожаления. Власть должна проявить политическую волю и поддержать человека, который решился на давно назревшие меры по наведению порядка в важнейших для страны сферах науки и образования.
Ярославль, май 2013 г.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
«Широкое распространение получил откровенный плагиат… Ученые советы вузов продолжают по инерции и с помощью накатанной схемы плодить армию кандидатов и докторов наук весьма низкого качества». С конкретным примером того, как, наряду с диссертационными советами, «плодят армию кандидатов и докторов наук весьма низкого качества» также и чиновники Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Минобрнауки, можно ознакомиться на сайте http://porleon.livejournal.com/1020.html
Артем Сеготин 18412 писал(а) в ответ на сообщение:
> «Широкое распространение получил откровенный плагиат… Ученые советы вузов продолжают по инерции и с помощью накатанной схемы плодить армию кандидатов и докторов наук весьма низкого качества». quoted1
Что говорить, если главный плагиатор у нас "самоизбранный" http://lenta.ru/news/2006/03/26/plagiat/ http://news.rambler.ru/18610291/ Именно поэтому Путин и погасил поднимающуюся волну борьбы с плагиатом, лишение научных званий плагиаторов. У нас в регионе мэры Владивостока, губернаторы тоже все имели кандидатские и докторские. Но вы бы послушали как косноязычно они говорят, как не владеют элементарными вещами в онлайн. Путин-двоечник хорошо усвоил американский учебник вот и выгребает теперь все сырьевые ресурсы подчистую. ИМХО