Правила форума | ЧаВо | Группы

Внутренняя политика России

Войти | Регистрация

Владислав Фельдблюм. Упадок науки и образования

slava
2 331 22:32 27.01.2013
   Рейтинг темы: +2
  slava
slava


Сообщений: 831


Владислав Фельдблюм


Упадок науки и образования

Я - профессор вуза, через руки которого ежегодно проходит не менее сотни студентов, поэтому знаю положение дел изнутри. Можно сколько угодно рисовать портрет идеального учёного и преподавателя, можно пламенно призывать следовать этому портрету. Но от пустопорожней болтовни мало проку. Учёные и преподаватели - это живые люди, переживающие все трудности нашего нынешнего общества. У них есть семьи с их повседневными заботами, есть дети. Детей надо кормить, одевать, обувать, учить, лечить. И делать это становится всё труднее: цены растут, зарплаты низкие, престиж научного и учительского труда падает.
Материальная база научных институтов и учебных заведений разваливается, квалифицированные кадры уходят или просто стареют, со своевременной квалифицированной заменой крайне плохо. Наука в вузах хиреет, а учёные советы продолжают по инерции штамповать кандидатов и докторов весьма низкого качества. Отдельные достижения в сфере науки и образования не отражают общего безрадостного положения дел. Нам давно пора прекратить хвастливые разговоры о бесконечных достижениях в науке и образовании. Критерием успехов здесь, в конечном счёте, может быть только реальный рост социально-экономического потенциала страны. А пока что, несмотря на внушительную армию профессоров и академиков с их реальными или придуманными достижениями, страна никак не может выбраться из разряда отстающих.
Когда условий для нормальной работы нет, а зарплату получать надо, респектабельные и седовласые ученые мужи и их ученики творят форменные безобразия. Тиражируют и выдают за новые свои труды, выполненные много лет назад и слегка перелицованные. Доходят и до прямого плагиата: переводят зарубежные статьи и, слегка изменив название и содержание, отправляют в научные журналы как свои собственные. Эффективность работы ученого по старинке измеряют количеством научных монографий и статей, не обращая внимания на их качество. Положительные рецензии получают по знакомству или за деньги. Пионерских изобретений, как впрочем и в советские времена, крайне мало. Преобладают незначительные усовершенствования уже известных изобретений, да и то нередко сомнительные.
Думается, всё-таки не обойтись без серьёзной реформы РАН с её институтами, без создания по-настоящему дееспособных научно-технических комплексов, без усиления государственного управления в научно-технической сфере. Возник опасный порочный круг: нехватка квалифицированных учителей порождает безграмотность учеников, последняя приводит к безграмотности будущих учителей и т.д. Особенно опасна возрастающая нехватка учёных среднего возраста. Подготовка таких учёных занимает 5-10 лет после окончания вуза. Быстро заполнить эту нишу, даже влив в науку крупные денежные суммы, невозможно. Здесь требуется планомерная и продолжительная работа. Необходимы срочные меры и по восстановлению прикладной науки. Она развалена, а без неё невозможны разработка и внедрение новых наукоёмких технологических процессов. Только в оборонных отраслях положение ещё терпимое. Но надолго ли? Ведь в экономике всё взаимосвязано.
Положение в науке усугубляется ещё и развалом отечественной экспериментальной базы для научных исследований. Нами командуют чиновники, преисполненные самых лучших намерений, но зачастую не представляющие себе специфики научного исследования или технологической разработки. Они с апломбом твердят: надо финансировать не институты, а их конечные результаты; надо платить только тем учёным, кто выдаёт на гора много цитируемых публикаций, и так далее в том же духе. Они искренне убеждены, что таким путём они стимулируют научную работу. Но они не понимают, что учёный-экспериментатор работает не дома на кухне и не в чиновничьем кабинете, что он не выковыривает ценные результаты из собственного носа. Чтобы были результаты, учёным-экспериментаторам нужны институты с их разветвлённой и сложной инфраструктурой, нужны хорошо оснащённые лаборатории, дорогие современные приборы, установки, вспомогательные материалы и т.д. Всё это, в свою очередь, требует развития соответствующих отраслей промышленности и многолетнего труда.
Как же можно не финансировать экспериментальную базу, её многолетнее поддержание на работоспособном уровне? Каждому, кто сохранил хотя бы элементы здравого смысла, совершенно ясно, что финансировать необходимо и институты, и лаборатории, причём хорошо финансировать, чтобы их экспериментальная база могла планомерно развиваться и пополняться образцами новых средств научного исследования. Другое дело, и это очень важно, чтобы был оперативный и компетентный контроль за результативностью работы научного учреждения и работающих в нём учёных. А за выдающиеся результаты следует, как это делается за рубежом, выплачивать премии-бонусы. Они должны быть не символическими, а достаточными для того, чтобы учёный, сделавший крупное открытие или пионерское изобретение, становился по-настоящему богатым человеком. Сильная мотивация труда, компетентность и условия для работы - вот три кита, на которых во всём мире держится высокая наука. Со всеми этими составляющими у нас пока дело обстоит из рук вон плохо. Распространенное мнение, что всё это создаст сам рынок, без активного государственного управления, является грубой ошибкой.
Наши вузы в международном рейтинге значительно уступают зарубежным. Сейчас пытаются провести градацию отечественных вузов по степени эффективности. Можно сколько угодно и справедливо критиковать бальную систему оценки вузов, изобретенную Минобрнауки. Конечно, при разных критериях оценки и результаты получатся разные. Но как ни крути, а положение в высшем образовании в целом плохое. Это начинается ещё со школы. В вузы приходят абитуриенты не просто с плохими знаниями, а зачастую с эмбриональным уровнем общего развития. Никакие усилия в вузе не позволяют сделать из таких студентов квалифицированных специалистов. Свежеиспеченные дипломированные неучи идут в народное хозяйство, а мы потом разводим руками, почему "человеческий фактор" приводит к экономическим потерям, авариям и катастрофам. К тому же, в вузах широко распространена в корне порочная система платных "дополнительных занятий" с неуспевающими студентами. Ну ладно, если бы эти занятия действительно давали положительный результат. Но происходит иное. Деньги с неуспевающих берут, а знаний у них не прибавляется. Единственный результат от такой системы "дополнительного образования" - тройка вместо двойки за энную сумму в кармане обучающего. Надо ли говорить о том, насколько такая практика дискредитирует саму систему образования! К сожалению, этому способствует и получившая распространение крайне вредная система "подушевого" финансирования вузов. Она была введена ортодоксальными либералами, руководящими образованием, с традиционной либеральной целью развития конкуренции между вузами. Но это именно тот случай, когда конкуренция явно вредна. Теперь вузы стали гоняться за любыми абитуриентами и всеми силами сохранять контингент, искусственно завышая успеваемость. А как же иначе, если от количества студентов теперь зависит финансирование вуза и зарплата преподавателей? Качество образования опять-таки страдает.
В образовании назрели неотложные меры по повышению его качества в увязке с текущими и перспективными потребностями народного хозяйства. Необходимы новые образовательные стандарты, с уходом от чрезмерного теоретизирования и приближением к специализации и профилю работы будущего молодого специалиста. Требуется увязка работы вузов с работодателями и, возможно, хоть какое-то подобие распределения выпускников для работы по специальности. Жизнь показала, что предоставление учебным заведениям полной самостоятельности и свободы в наших условиях ведёт к снижению качества образования. Нужна эффективная система контроля за деятельностью учебных заведений: за соблюдением образовательных стандартов, за качеством чтения лекций и проведения практических занятий, за объективностью всех видов проверки знаний учащихся, за недопущением перегрузки преподавателей в ущерб качеству их работы, за прозрачностью расходования бюджетных и внебюджетных средств.
Нельзя допускать чрезмерного распространения платного образования. Особенно недальновидно и аморально отлучать от образования способных детей малообеспеченных родителей. Не умаляя важности проведения научных исследований в вузах, необходимо подчеркнуть, что основным критерием оценки их работы должна быть всё-таки образовательная деятельность. Необходимо покончить со взятками в вузах, с продажей дипломов и аттестатов. Следует повышать требования к работе учёных советов и качеству защищаемых диссертаций. Но самое главное - возрождать и развивать реальную экономику. Только в ней могут стать востребованными и наука, и образование. Возник опасный порочный круг: неразвитость экономики не создает спроса на образование, а низкое качество образования тормозит развитие экономики. Разорвать этот порочный круг способна только сильная государственная политика планомерного, всестороннего, устойчивого развитие страны. Переход к такой политике от либеральных разговоров и благоглупостей - веление времени.

Ярославль, январь 2013 г.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Партизан
13806


Сообщений: 7397
22:40 27.01.2013
Согласен что наша нация тупеет, а другие нации умнеют.

Это благодаря реформам





А о том, что сельские школы, которые еще не добила оптимизация, добьет
новый закон и вообще лучше не говорить. Ведь на селе школа, которая
вдобавок переведена на подушевое финансирование, прибыльной,
самоокупаемой быть просто не сможет. А значит, ее просто закроют. Отказ
государства от прямого финансирования большинства бюджетных учреждений и
переход на госзадания сделают платными и те немногие кружки, которые
пока еще остаются бесплатными. Чиновники говорят, что оплачивать нужно
будет только дополнительные занятия сверх программы. Но будет ли стимул у
педагогов давать нормальные знания в рамках бесплатных часов?

В заключение отметим, что при принятии этого решения мнения граждан
Российской Федерации не учитывалось, их просто поставили перед фактом,
что со следующего года им придется оплачивать обучение своих детей. Тем
не менее, налоги гражданам никто снижать не собирается, напротив,
ежегодно появляются всё новые материальные облегчения, которые вскоре,
наверно, сравняются с зарплатой среднестатистического жителя России.
Вам, молодым людям, в самое ближайшее время предстоит стать родителями самим... ВЫ готовы к такому будущему???

http://www.rg.ru/2010/05/12/pravovoe-izmenenie-...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  andkx
A4417880


Сообщений: 63952
22:48 27.01.2013
У нас вообще то "ученых" и "студентов" с "профессорами" больше всех в мире на душу населения. А толку? Больщинство этих ученых сидит и ничего не делает, в Москве ваще ляпота. Свободный график работы, можешь хоть неделями на работе не появляться, бизнесменить там и т.д. но при этом числиться в научных сотрудниках и еще штук 40 гарантированно в месяц иметь. То же с преподавателями. Знаю одного экономиста, в трех местах трудится "бедолага". Один раз перепутал конспекты просто и читал студентам совсем не то. И никто не одернул (из студентов). А нам дедан в свое время электротехнику читал, за 80, речь уже понять совсем невозможно, в маразме, студентов силком сгоняли на лекции. ладно еще что электротехника абсолютно не профильным предметом была. Ошибка Фурсенко и Ливанова лишь в том что шоблу эту не разогнали и не разгоняют, ведь на высвободившиеся деньги можно реально работающим и неравнодушным такие условия создать для работы....
ЗЫ Но теме плюс.
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Сирия

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Незарегистрированных: 16
    Пользователи:
    Другие форумы
    Владислав Фельдблюм. Упадок науки и образования
    . Vladislav Feldblyum

    The decline of science and education

    I-a ...

    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия