Новые программы общего (полного) среднего образования по русскому языку и литературе, утверждённые печально известной РАО, опубликованы[1]. Они убедительно отражают реальный смысл этого спущенного с вредоносных министерских высот официального издания, которое молва нарекла «стандартом совмещённого филузла»[2]. Из программы изъяты некогда достойно представленные в подобных документах И.А.Крылов, А.Н.Радищев,В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, поэты пушкинской поры, в том числе Е.А.Боратынский, К.Ф.Рылеев, А.В.Кольцов, И.С.Никитин, кроме того, А.К.Толстой, А.Н.Майков, Н.С.Лесков, а также И.С.Шмелёв, В.И.Белов, К.М.Симонов, М.В.Исаковский, Н.М.Рубцов.
Смысл этого документа соответствует направлению кем-то санкционируемого «сверху» системного разрушения отечественного образования от Днепрова, Асмолова и Леонтьевой до Фурсенки, Кузьминова и Калины. Однако «уровень варварства» составителей новой программы значительней, чем в подобных предшествующих циркулярах-рекомендациях.
Сверхзадача последнего документа прозрачна: он приближает филологические знания современного ученика (и без того уже не соответствующие задачам школы в России) к уровню, при котором у школьника не может сложится должного представления о самых значительных явлениях русской словесности в историческом развитии, в основополагающих национальных устремлениях к человечности и любви, в соцветье важнейших её идеалов, патриотизма, пафоса созидания, уважения к труду, стремления к Истине, добру, справедливости и вере в окончательную победу добра.
Об этом главном содержании русской литературы многократно говорили известные её исследователи, глубоко знавшие и умевшие ценить искусство слова. «Русская литература, - писал видный русский учёный С.А.Венгеров, - всегда была одной из тех святынь, в общении с которой человек становится чище и лучше», «всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительное слово». «Русское литература - центральное проявление русского духа, фокус, в котором сошлись качества русского ума и сердца»[3]...
Значение классики для человека признают и западные деятели образования, живущие в странах, «одержимых» пропагандируемой в политических целях «массовой культурой». В ХХ веке верховный советник по делам образования США Морис Стерлинг писал: «Сила нации заложена в её искусстве, музыке и литературе в такой же степени, как в её физике и электронике. Тот, кто полагает, что великая поэзия или знание классической литературы не являются существенными не только для качества, но и для жизнеспособности нации и её культуры,пренебрегает уроками прошлого».[4]
В созданной ныне в России «новой» культурно-образовательной среде молодой человек, не приобретя в школе представления о чём-то незаменимо важном, скорее всего останется обделённым на всю жизнь, главное же - не получит должного доброго«заряда» во время. Это не просто - плохо. Это преступно[6]. И акции, содействующие этому, должны быть наказуемы. Ибо лишать русскую молодёжь необходимой духовной пищи сознательно (а так оно и есть!), морить её духовным голодом может только враг русского народа. Это духовный геноцид в чистом виде. Праведная власть должна привлечь за это к суду! Не мне разбираться, кто лично несёт ответственность за подлое дело умопогашения. Но отвечать за духовный геноцид народа рано или поздно придётся...
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов подверг резкой критике политику министерства образования, сообщает агентство "Интерфакс".
"Беспредел в министерстве образования продолжается, и это ведомство возглавляет не министр, а разрушитель", - заявил Г.Зюганов на пресс-конференции в "Росбалте" во вторник.
Он отметил, что министерство признало 136 российских вузов неэффективными, "из 44 педагогических вузов 30 также признаны неэффективными".
"Это означает, что выдергиваются те духовные скрепы и корни, о которых говорил президент", - добавил лидер российских коммунистов.
Он показал журналистам объемный документ, сообщив, что это разработанный в ноябре 1994 года Всемирным банком развития доклад по образовательной политике в Российской Федерации, в разработке которого участвовали представители 10 стран.
"Наша пятая колонна за реализацию положений этого доклада получила $220 млн тремя траншами", - отметил Г.Зюганов.
Он сообщил, что, в частности, в докладе говорится, что "не годится вся российская система профтехобразования, и что рынок все отрегулирует". "В результате все профтехобразование бросили под нож, также как и подготовку педагогических кадров и многое другое", - добавил Г.Зюганов.
Он выразил сожаление в связи с тем, что "восемь лет реализовывалась цинично и беспощадно вся эта программа. В результате - из страны уехало 2 млн самых подготовленных и квалифицированных специалистов".
КПРФ выступает против изменения списка литературы, обязательной для изучения в школе, сообщает "Интерфакс" с пресс-конференции Г.А.Зюганова и руководтсва КПРФ в "Росбалте". Позицию коммунистов поддерживают другие политические партии.
"В истории системы российского образования произошли события, смысл и значение которых можно квалифицировать как реальную угрозу национальной безопасности. Из программы общего полного среднего образования по русскому языку и литературе почти полностью исключены имена и произведения русских классиков, составляющих основу нашей духовности, основу всей русской и советской культуры и цивилизации", - говорится в открытом письме лидера КПРФ Геннадия Зюганова руководителям государства и представителям культурного и педагогического сообщества, которое было представлено на пресс-конференции в "Росбалте"
Автор письма, текст которого был распространен пресс-службой КПРФ во вторник, в связи обвинил министерство образования и науки в "окончательном удушении русского просвещения".
"Русская литература всегда изучалась в неразрывной связи с нашей историей. Взаимопроникая, они дополняли и уточняли друг друга. Таким образом, посягая на русскую литературу, министерство образования в очередной раз искажает отечественную историю", - пишет лидер КПРФ.
"Мы решительно требуем оградить русскую школу от таких экспериментов, от духовной резервации", - заявил Г.Зюганов.
На прошлой неделе в интернете был опубликован список книг, рекомендованных школьникам в методическом пособии по русскому языку и литературе Российской академии образования (РАО).
Лидер "Справедливой России" и глава ее думской фракции Сергей Миронов выразил возмущение в связи с появлением такого издания.