Правила форума | ЧаВо | Группы

Внутренняя политика России

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

Проекты развития Дальнего Востока

Artem_01
36 1042 14:52 07.06.2012
   Рейтинг темы: +2
  Artem_01
Artem_01


Сообщений: 12397
Пришло время конструктивных требований. Буду их сводить в конкретную программу реальных дел, которая позволит любому, кто этого пожелает, давать аргументированные ответы на пропагандистские выпады, направленные против патриотов России и сторонников перемен (мол, у нас нет программы и т.п.).

Мы - прогрессивная часть общества, должны чётко и без всякой тени сомнения продемонстрировать: нам есть, что предложить.

Мы знаем, как эффективно управлять страной – и мы сможем сделать это лучше, чем те, кто сейчас. Намного лучше.

Мы знаем, как надо действовать.

Этот пост – ответ скептикам и вообще всем, кого устраивает нынешняя болотно-стабильная ситуация в стране. И это - лишь первый ответ из числа многих.

Начнём с проектов развития Дальнего Востока. Хотя, ситуация там настолько катастрофическая, что впору вести речь уже не о его развитии, а о спасении.

Сначала – вводные данные.

Площадь региона составляет 36% территории РФ, а количество жителей - лишь 4,9% от численности населения страны. Всего 6,3 млн. чел. - вдвое меньше, чем в одной Москве! Для сравнения: в северо-восточных китайских провинциях Хэйлунцзян и Цзилинь, а также в округах Хулун-Буир и Хинган, примыкающих к Дальнему Востоку России, проживают 70 млн. чел.





Дальний Восток (ДВ)— самый депопулирующий регион страны: за 1991—2010 гг. демографические потери составили 1,8 млн. чел., или 22% населения. Наибольшие потери понесли Чукотка, Камчатка, Магаданская и Сахалинская обл. В общем сокращении численности населения в регионе на их долю пришлась 1/2. Это и неудивительно, тем более что по обеспеченности населения жильём ДВ стабильно занимает последнее место в России.





Почему происходит бегство из региона с богатейшими запасами природных ресурсов? Ведь здесь - почти вся таблица Менделеева, уникальная флора и фауна, в Якутии добываются золото, алмазы, сахалинские шельфы богаты нефтью и газом, море – рыбой... Природные богатства позволяют успешно развивать электроэнергетику, топливную, горнодобывающую промышленность, цветную металлургию. Есть даже сельское хозяйство – в Амурской области производится 2/3 всех посевов зерновых ДВ и 50% сои. И, несмотря на все это богатство, в округе не хватает дорог, слабо развита инфраструктура, а его налоговые и иные выплаты в консолидированный бюджет России составляют лишь 4,5%.

На Дальнем Востоке нарастает давление крупнейших стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР): экономическое (активный экспорт в РФ товаров, инвестиции, создание совместных предприятий), демографическое (переселение, временная трудовая и нелегальная иммиграция) и культурное (массовое распространение китайских СМИ на русском языке, расширение туристических поездок граждан РФ в Китай). Китайцы уже доминируют на рынках российских пограничных городов. Китай уже вкладывает в Дальний Восток больше, чем Россия. Соотношение сил наглядно представлено на пограничных переходах – достаточно посмотреть на вереницы «челноков». В приграничных районах КНР чуть ли не вплотную друг к другу - деревообрабатывающие предприятия и бескрайние склады наших брёвен. 2/3 импортируемой древесины поступает в Китай из РФ, границу из года в год пересекают 700 тыс. вагонов с лесом, и это - не считая контрабанды.

А посмотрите вот на этот позор:









Это – что? Экспорт-импорт банановой республики?

Кроме того, в регионе ухудшается ситуация в сфере безопасности, выражающаяся в дальнейшем снижении боеспособности Тихоокеанского флота, падении производства на оборонных предприятиях.

Эти факторы создают все предпосылки для потери Россией Дальнего Востока.

Угрозу безопасности России на ДВ создаёт тот ключевой факт, что он, являясь исключительно богатым во всех отношениях регионом, находясь в новом формирующемся мировом центре, в результате неправильной государственной политики в течение последних 20 лет оказался в ситуации устойчивой деградации.

Как можно было умудриться довести такой важнейший регион до подобного состояния? И что нужно предпринять, чтобы вывести его из кризиса?

Существуют несколько проектов развития, комплексная реализация которых позволит реально переломить ситуацию. Вот лишь некоторые.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Artem_01
Artem_01


Сообщений: 12397
14:52 07.06.2012




Вопрос о необходимости создания и выборе места расположения нового космодрома был поставлен ещё в конце 1992 г. из-за того, что в результате развала СССР Байконур оказался вне территории РФ. И если запуски космических аппаратов ракетами-носителями лёгкого и среднего классов можно было осуществлять с Плесецка, то особую остроту имел (и имеет) вопрос запусков ракет-носителей тяжёлого класса, ибо стартовые комплексы «Протона» имелись только на Байконуре. С нового космодрома планировалось запускать проектируемые ракеты-носители тяжёлого класса «Ангара», с повышенными требованиями к экологической безопасности.

В ходе работы госкомиссии выяснилось, что потенциально пригодными для строительства космодрома являются только южные районы ДВ и острова Сахалин. В итоге в качестве места расположения по критерию эффективность / стоимость был выбран район г. Свободный Амурской области.

4 марта 1997 г. (ох уж эти «проклятые 90-е»!) стартом ракеты-носителя «Старт 1.2» с космическим аппаратом «Зея» на борту началась история космодрома «Свободный». В 1999 г. началась реконструкция инфраструктуры космодрома. В том же году был подписан указ о строительстве там ракетно-пускового комплекса для ракеты-носителя «Стрела». Вскоре начали производиться запуски спутников.





Это безобразие продолжалось до тех пор, пока, наконец, в стране не пришли к власти настоящие патриоты, которые в июне 2005 г. на заседании Совета Безопасности РФ решили в рамках дальнейшего сокращения Вооружённых Сил ликвидировать космодром «Свободный» ввиду «малой интенсивности запусков» и «недостаточного финансирования».

В 2007 г. он был расформирован. «Позицию Министерства обороны РФ в этой части нам, к сожалению, перебороть не удалось», - официально заявила пресс-служба губернатора области. Губернатор после этого тоже продержался в должности не больше месяца и был снят Путиным по «утрате доверия». Оно и верно - ведь господин Сердюков вызывает намного большее доверие. Не правда ли?

Тем не менее, возможно, учитывая общественный резонанс от этого вредительского решения, в том же году было объявлено о создании нового космодрома «Восточный». По тогдашним планам Роскосмоса, первый старт с космодрома должен был быть выполнен в 2015 г.

Строительство космодрома в 2011 г. оценивалось в 300 млрд. руб. И к тому моменту уже было очевидно, что реализация проекта срывается. Минэкономразвития сделало всё, чтобы похоронить проект. В частности, летом 2010 г. оно распределило федеральные целевые программы, исходя из их приоритетности, и отнесло «Восточный» к 3-й группе, т.е. к числу наименее важных для страны программ. В то же самое время Путин заявил, что из бюджета на строительство космодрома будет выделено 24,7 млрд. руб. на 3 года, что составляло 1/16 от минимально необходимого уровня - заметно меньше, чем требовалось даже не на космодром, а на обеспечивающую инфраструктуру. Т.е., на самом деле речь шла фактически не о строительстве космодрома, а о переносе его сроков на более поздние. Это подтвердилось в апреле 2011 г., когда глава Роскосмоса А. Перминов докладывал Путину, что первая очередь космодрома будет готова к вводу в эксплуатацию уже только после 2020 г. В октябре 2011 г. Роскосмос вновь предупредил Путина, что космодром становится колоссальным долгостроем.

Шутка ли: на 2012 г. на этот проект в бюджете предусмотрено лишь 7,9 млрд. руб. – в то время как на подготовку к никому не нужному саммиту АТЭС во Владивостоке общий объём инвестиций составит 600 млрд. руб. (включая средства федерального и регионального бюджетов), а на стройках объектов для него задействовано 28 тыс. чел. При этом, по состоянию на март 2012 г., на строительстве космодрома задействованы всего 650 строителей. Чувствуете разницу?

А ведь этот проект очень важен для развития всего ДВ, хотя бы, в частности, потому, что в рамках космодрома должен быть возведен новый город на 40 тыс. жителей. Социально-экономический эффект от возникновения 25 тыс. новых рабочих мест и возможности с нуля создать благоустроенные кварталы, удобные для жизни, невозможно переоценить. Это могло бы серьёзно воздействовать на ситуацию с бегством населения из региона, предложив заманчивую альтернативу для научно-технических кадров и создав стимулы для повышения уровня квалификации тех, кто желал бы работать на космодроме, но пока не обладает необходимыми навыками и умениями. Ведь в рамках проекта там должен был появиться целый космический центр - конструкторские бюро, сборочные предприятия, исследовательские лаборатории, технический университет, филиалы московских технических вузов… Ключевые специалисты приезжали бы жить и работать сюда так, как это в свое время было в Хьюстоне.

Более того, космодром мог бы стать частью целого научно-производственного комплекса, своеобразной «точкой роста» экономики, к которой, как магнитом, притягивались бы сопутствующие проекты и их обслуживание, что предполагает мощное ускорение в развитии всего региона. На его базе можно было бы создать инфраструктуру научно-промышленного высокотехнологического развития Приамурья и всего Дальнего Востока. Речь идёт об автономной космической индустрии с производством ракетоносителей в Комсомольске-на-Амуре, их запуском с «Восточного», выводом продукции к торговым коммуникациям Тихого океана через порт Ванино по БАМу, что позволит создать в Приамурье уникальный район промышленного развития, а также восстановить и довести до первично эффективного состояния Байкало-Амурскую магистраль.

Космодром «Восточный», Комсомольск–на–Амуре и порт Ванино — вот три точки, вокруг которых необходимо и предельно реалистично построить опорный каркас восстановления Дальнего Востока. Для этого Комсомольск–на–Амур должен быть нацелен на обеспечение космических программ, задействуя часть своего неиспользуемого высокотехнологичного производственного потенциала. Космическая деятельность даст толчок к освоению современных технологий, расширятся масштабы использования в интересах региона космических систем связи, телевидения, навигации, исследования природных ресурсов, экологического контроля и других.

Невозможно переоценить весь тот мощный социально-экономический эффект, какой мог бы быть достигнут при комплексной реализации этого проекта. Только с развитием космодрома у соседних районов, у Амурской области и у Приамурья в целом и появляются перспективы.

И ведь всё это можно было начинать делать ещё в 2007 г. И даже ещё раньше - и в этом случае уже сейчас мы имели бы результат, который бы просто не укладывался в воображении. Для этого было всё – и деньги, и люди.

Не было только одного - желания господина Путина.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Artem_01
Artem_01


Сообщений: 12397
14:52 07.06.2012




Необходимые инженерно-геологические изыскания в проливе Невельского между материком и Сахалином были выполнены в полном объеме ещё в конце 40-х – начале 50-х гг., а 5 мая 1950 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли секретное постановление, которое предусматривало строительство железнодорожной линии с подводным тоннелем через пролив Невельского. Авторы экономического обоснования предусматривали, что создание прямой ж.-д. связи с островом тесно свяжет Сахалинскую область со всеми экономическими регионами страны, приведет к развитию производительных сил центральных районов Хабаровского края, г. Комсомольск-на Амуре, Нижнего Амура и Сахалина.

К началу 1953 г. общая численность строителей железной дороги по обоим берегам пролива составляла 27 тыс. чел., которые успели построить 120 км ж.-д. полотна широкой колеи. После смерти Сталина строительство железной дороги было прервано исключительно по политическим мотивам: одновременно были закрыты и другие ж.-д. программы по Дальнему Востоку, в т.ч. БАМ, Амуро-Якутско-Магаданская магистраль, ж.-д. линия Салехард-Игарка-Норильск.

Проект закрыли - а проблема связи с материком осталась.

Сегодня эта проблема остаётся актуальной. Транспортная составляющая в продукции, производимой и потребляемой жителями Сахалина, настолько значительна, что экономика острова спонтанно все больше ориентируется на Японию и Китай, чем на российский рынок. В результате, в последние годы проявляется тенденция к обособлению Сахалина от экономического пространства страны. Между тем, прямое ж.-д. сообщение Сахалина с материком позволит резко сократить время доставки грузов, пассажиров и снизить издержки.

При этом прямые затраты на тоннель не превысят стоимость аналогичных проектов, уже осуществленных в Японии. Например, тоннель Сэйкан между островами Хонсю и Хоккайдо с подводным фрагментом длиной 23,3 км (что втрое длиннее тоннеля под проливом Невельского) обошёлся в $ 3,6 млрд.

Таким образом, строительство тоннеля на Сахалин обошлось бы России впятеро дешевле, чем уже разбазарено на подготовку к саммиту АТЭС во Владивостоке. То есть, этот тоннель уже давно мог быть построен.

И весь север Хабаровского края уже мог бы иметь абсолютно новые перспективы экономического развития, а у Сахалина было бы, наконец, устойчивое транспортное сообщение с материком, а не паромное, которое очень сильно зависит от погодных условий.

Более того, есть идея и строительства тоннеля Сахалин - Хоккайдо: в Японии есть серьёзные силы, которые уже больше 20 лет поддерживают её. Они говорят: только начните строить свой мост, и мы сразу начнем добиваться начала строительства своего.

Мост или тоннель на Сахалин важен даже не сам по себе, а как фундаментальное основание для организации Восточного коридора развития. Он должен быть создан соединением центра Амурской области по БАМу, строительством мостового (или тоннельного) перехода через пролив Невельского с ж.-д. сетью через весь Сахалин и далее тоннельным переходом через пролив Лаперуза с ж.-д. сетью Японии. На этой основе в дальнейшем может быть организовано единое ж.-д. сообщение Токио – Москва – Лондон.





Сахалин и Япония в этом случае перестают быть островными территориями и становятся по факту материковыми. А Сахалин становится форпостом и связующим звеном между Россией и Японией.

Создадутся материальные основания для планирования и организации плотного заселения территорий вдоль транспортной магистрали с расширением существующих городов и построением новых, современного типа - в основе своей малоэтажных, воплощающих усадебную урбанизацию.

Чрезвычайно перспективным могло бы стать использование для Восточного коридора развития технологии transrapid magnetic levitation train, которая позволяет создавать сверхскоростные поезда на магнитной подвеске.

Это является геостратегической задачей. Подобные скоростные поезда, которые могут двигаться со скоростью до 550 км в час, способны обеспечить связь Дальнего Востока с городами Восточной Сибири. Сверхдинамичная транспортная магистраль плотно привяжет Дальний Восток к Сибири и тем самым обеспечит высокую связность страны.

Вдоль планируемой магистрали, как оптимальной транспортной опоры, выстроятся:

1. Космический кластер вокруг космодрома Восточный.

2. Сахалинский кластер тонкой химии, построенный по оси Ноглики – Углегорск с двумя полюсами: углехимическим вокруг Углегорского района и нефтехимическим вокруг города Ноглики.

3. Агломерация Комсомольск—Амурск—Солнечный как опорная база развития дальневосточной промышленности путем создания новых ее отраслей.

Восточный коридор развития от Амурской области до Сахалина создаст более полумиллиона новых рабочих мест для специалистов сверхвысокой квалификации, представляющих новый техно-промышленный уклад.

В ходе реализации только такого проекта и может произойти переход от демографической деградации региона к прекращению бегства населения с Дальнего Востока.

Всё это коренным образом изменит геополитическую ситуацию в АТР.

С реализацией проекта открываются поистине невиданные перспективы. Особенно обидно, что они уже давно могли бы начать реализовываться.

Мы знаем, кого нужно поблагодарить за то, что всё это до сих пор не осуществлено, а гигантские средства, которые давно могли бы пойти на реально полезные для страны проекты, просто разбазарены на никому не нужные Олимпийские игры в Сочи и саммит АТЭС, и планируются к дальнейшему закапыванию в землю - на чемпионат мира по футболу 2018 г.
Ссылка Нарушение Цитировать  
15:01 07.06.2012
Есть два способа развития ДВ
1)-Тот что делает Путин(не думаю,что он эффективен)
2)Провести в стране европейскую пенсионную программу и отнимать у граждан 25% их зарплаты,а не чтоб предприниматель платил,затем превратить ДВ в ОЭЗ,затем крупно вложиться в инфраструктуру,создать крупнейший в мире порт,железные дороги.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Artem_01
Artem_01


Сообщений: 12397
15:06 07.06.2012
Патриций Витинари писал(а) в ответ на сообщение:
> 1)-Тот что делает Путин(не думаю,что он эффективен)
> 2)Провести в стране европейскую пенсионную программу и отнимать у граждан 25% их зарплаты,а не чтоб предприниматель платил,затем превратить ДВ в ОЭЗ,затем крупно вложиться в инфраструктуру,создать крупнейший в мире порт,железные дороги.
quoted1

Нормальное такое манипулирование.

Типа если хотите в проекты вкладываться, будьте добры меньшую з\\п и пенсию получать. А слабо вкладываться не в инфраструктуру под одно конкретное мероприятие (типа АТЭС, Сочи, Евро 2018), а так чтобы на долго использовать. Тот же космодром Восточный имеет финансирования в десятки раз меньше, чем стройка под АТЭС. А проекты туннеля до Сахалина или Приливной ЭС даже не выносятся на рассмотрение, хотя имеют потенциал для региона гораздо больший.
Ссылка Нарушение Цитировать  
15:10 07.06.2012
Artem_01 писал(а) в ответ на сообщение:
>
> Типа если хотите в проекты вкладываться, будьте добры меньшую з\\п и пенсию получать.
quoted1
Дорога в светлое царство лежит через темное.
Просто так заводы никто не построит,производство должно быть дешевым,как у китайцев.А туннель под Сахалин ничего не даст.
ДВ-это АТР,а значит он может стать *азиатским регионом*.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Artem_01
Artem_01


Сообщений: 12397
15:28 07.06.2012
Патриций Витинари писал(а) в ответ на сообщение:
> Дорога в светлое царство лежит через темное.
quoted1

Так проблема в том, что бюджет идет не на то, чтобы строить светлое царство, а на продолжение строительства темного царства, когда цены завышаются безбожно и деньги вкладываются туда, где можно больше украсть с меньшей ответственностью.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Чернышевски
zhest


Сообщений: 8690
15:39 07.06.2012
Так а что с Европейской частью, уже построили?
Ну а как Вам мой вариант развивать экономику там где хотят жить люди. На Дальнем Востоке это "Хабарик" и "Владик". Что если там создавать рабочие места, и строить жилье рассчитывая на переезд жителей со всего региона. Так чтобы они стали многомиллионными городами. И оттуда люди ездили вахтовым методом во все уголки Д.В. Люди хотят жить в городах с населением 5-10 млн. Так дайте им этот шанс.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Artem_01
Artem_01


Сообщений: 12397
15:42 07.06.2012
Чернышевски писал(а) в ответ на сообщение:
> Люди хотят жить в городах с населением 5-10 млн. Так дайте им этот шанс.
quoted1

Откуда инфа?

Я к примеру не хочу жить в мегаполисе.

А с Европейской частью страны все плохо, но не так, как с Дальним Востоком. Так что по-моему начинать надо с того, где ситуация наиболее плохая. Логично?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Чернышевски
zhest


Сообщений: 8690
16:01 07.06.2012
Artem_01 писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> А с Европейской частью страны все плохо, но не так, как с Дальним Востоком. Так что по-моему начинать надо с того, где ситуация наиболее плохая. Логично?  
>
>
quoted1
Инфа из жизни. Тенденции таковы. Хотя есть и исключения. Больше всего желающих жить в Москве. Меньше всего в деревнях и городках. В больших городах легче и с работой и с бизнесом. Но можно бы был провести опрос жителей Дальнего Востока.
Про логику. Вот на войне например сначала лечат легко раненых, а затем более тяжелых. Так же и в бизнесе, сначала концентрируются на проблемах более крупных предприятий. Но я про Европу проиронизировал, хотя логика здесь следующая, если мы здесь в Европе порядок не можем навести, где и население и инфраструктура, получше, куда уж дергаться на Восток. У нас системный бардак в управлении страной. Есть Садовое кольцо и там внутри своя жизнь. А все остальное это совсем другая история. Смотрите у нас даже проблема с оппозицией так решается, им предлагают собираться за Садовым, а они - ни в коем случае!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Artem_01
Artem_01


Сообщений: 12397
16:09 07.06.2012
Чернышевски писал(а) в ответ на сообщение:
> Инфа из жизни. Тенденции таковы. Хотя есть и исключения. Больше всего желающих жить в Москве
quoted1

Неверная инфа. В Москву едут не жить, а работать, а жить хотят либо в пригороде, либо если уже скопили себе состояние, многие (хотя далеко не все) едут за границу тоже небольшие городки. Так почему бы не сделать привлекательной жизнь в небольших городах, в каждом из которых есть возможности для специалистов хорошо работать и зарабатывать (те же моногорода).

Если вы были бы сами из Москвы, вы бы не говорили, что всех хотят жить в Мегаполисе. Там духота и жара летом (именно поэтому оттуда народ ломится на дачи каждые выходные) и слякоть зимой. Плюс круглый год выхлопы, шум и суета. Давка в общественном транспорте и дикие пробки на дорогах - тоже один из признаков мегаполиса.

По-мне, так оптимально это города с населением 200 000 человек.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Чернышевски
zhest


Сообщений: 8690
16:20 07.06.2012
Artem_01 писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> По-мне, так оптимально это города с населением 200 000 человек.  
>
>
quoted1
А почему если жить в Миллионнике то непременно в многоэтажке. Посмотрите например Токио в гугл планете. Работать лучше в большом городе. Там больше шансов. И бизнес лучше развивать в крупных городах. Это же прежде всего сконцентрированный рынок сбыта и инфраструктура лучше.
А про пробки и давки это правильно подмечено, но представьте если строить по проекту, а не методом точечной застройки, это же все можно учесть и построить город сад. Посмотрите Астану.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Вячеслав 12286
12286


Сообщений: 2022
16:42 07.06.2012
Artem_01 писал(а) в ответ на сообщение:

>
> По-мне, так оптимально это города с населением 200 000 человек.
quoted1

Возможно. Только есть еще один значимый фактор: климат. Ни один человек в здравом уме не поедет в места с очень высокой влажностью и 40-, а то и 50-градусными морозами при этом. А большая часть Дальнего Востока - места именно с таким климатом. Только за очень большие деньги на вахту... ну или не совсем добровольно. Собственно, большая часть жителей ДВ - это как раз потомство таких недобровольных переселенцев.
Ну нет у ДВ перспектив.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Artem_01
Artem_01


Сообщений: 12397
17:12 07.06.2012
Чернышевски писал(а) в ответ на сообщение:
>
> А про пробки и давки это правильно подмечено, но представьте если строить по проекту, а не методом точечной застройки, это же все можно учесть и построить город сад. Посмотрите Астану.
quoted1

Астана́ (с каз. Астана — «столица») — столица Республики Казахстан с 10 декабря 1997 года. Население города, по состоянию на 1 января 2012 года, составило 743 014 жителей

И это столица. По-моему приемлимо. Но не 10 млн, как вы пишите.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Artem_01
Artem_01


Сообщений: 12397
17:18 07.06.2012
Вячеслав 12286 писал(а) в ответ на сообщение:
> Ни один человек в здравом уме не поедет в места с очень высокой влажностью и 40-, а то и 50-градусными морозами при этом
quoted1

На дальнем востоке 40 и 50 градусные морозы. Вы меня поражаете своими знаниями (точнее их отсутствием). Может вы еще полагаете как американцы, что в Сибири всегда темно и нет воздуха?

Для справки:

Самая холодная часть полуострова - Центрально-Камчатская низменность, где среднеянварская температура равна -22°. По всей территории зимой нередки оттепели, бывают случаи повышения температуры до +5° в январе, феврале.
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Незарегистрированных: 8
    Пользователи:
    Другие форумы
    Проекты развития Дальнего Востока
    . It's time to design requirements. Will they be reduced to a concrete program of real cases ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия