Именно! Союс с лёгкостью рухнул после выветривания последних капель коммунистической веры. Почти Никто не верил.. даже священники - секретари и патриархи-генсеки! И если сейчас не заместить пустоту в душе Верой, то там останутся алчность, зависть и гордыня.. Государства полностью не станет.
>> косящие по разным причинам под верующих. quoted2
> Можете даже назвать эти причины? > danserg2003 писал(а) в ответ на сообщение:
>> Уважение к старшим, совет старейшин, почтение мертвых, строгое подчинение взрослого сына отцу - в настоящем исламе ничего этого нет.... Это все традиции и обычаи... quoted2
> По ходу вы совсем далеки от ислама. Хоть погуглите что ли. Я удивляюсь когда мне показывают белый лист бумаги и так уверенно говорят посмотрите он ведь черный.. quoted1
Могу, сейчас это стало модно, это первая причина; вторая причина - мы пытаемся таким образом отказаться от советского прошлого; третья причина - мы пытаемся наладить культурные связи с внешним миром с помощью религии; четвертая причина - некоторые наши регионы получают большие денежные субсидии от стран ближнего востока именно за счет возвращения к религии....
В смысле далек??? Вы хотите сказать, что в Саудовской Аравии или Иране есть совет старейшин и там почитают мертвых????
Чтоб Вы знали, Пророк сказал "Вы хотите верить в тоже, во что верили ваши отцы, а если они верили в полную чушь" Это как раз про обычаи, и разницу между религией и обычаями....
> Ну насчет последнего не уверен, люди родившиеся в Российской Империи были глубоко верующие, и скорее всего такими и остались... А я говорю о тех, кто родился уже в СССР. Конечно я не исключаю, что после распада СССР многие люди попытались вернуться к вере, но КТО их возвращает к этой вере??? Ведь уроженцев Российской империи уже не осталось.... А все остальные - это почетные советские атеисты... quoted1
Поэтому при первой же возможности мусульмане кавказа стали отправлять своих детей учиться в арабские страны. Оттуда и принесли не тронутый комунизмом Ислам и старики со скрипом но уступили место на площадке проповедей именно этой молодежи которую пять десять лет назад отправляли учиться.
>> Ну насчет последнего не уверен, люди родившиеся в Российской Империи были глубоко верующие, и скорее всего такими и остались... А я говорю о тех, кто родился уже в СССР. Конечно я не исключаю, что после распада СССР многие люди попытались вернуться к вере, но КТО их возвращает к этой вере??? Ведь уроженцев Российской империи уже не осталось.... А все остальные - это почетные советские атеисты... quoted2
> Поэтому при первой же возможности мусульмане кавказа стали отправлять своих детей учиться в арабские страны. Оттуда и принесли не тронутый комунизмом Ислам и старики со скрипом но уступили место на площадке проповедей именно этой молодежи которую пять десять лет назад отправляли учиться. quoted1
Это ложь, никогда не поверю, что на Кавказе старики уступят место молодым, может ты пишешь о том, чтобы тебе хотелось... У горских народов традиции, особенно уважение к старшим, стоят на первом месте, с этим, я надеюсь, ты не будешь спорить...
> В смысле далек??? Вы хотите сказать, что в Саудовской Аравии или Иране есть совет старейшин и там почитают мертвых???? quoted1
Вижу что все таки нет. Не знаю как это называется в Аравии но совет старейшин это и есть совет алимов. А Иран и вовсе шииты. А Ислам он и вовсе делится на несколько течений все из которых имеют различия и признаны общим советом Исламских ученных. danserg2003 писал(а) в ответ на сообщение:
> Чтоб Вы знали, Пророк сказал "Вы хотите верить в тоже, во что верили ваши отцы, а если они верили в полную чушь" Это как раз про обычаи, и разницу между религией и обычаями.. quoted1
А вы знаете что кроме Исламских никаких других религиозных обрядов у нас нету. Обычаи они у каждого свои, на сколько я знаю Аллах нас создал всех и разделил на нации и народы и тейпы и в своем Коране сказал о том что создал нас разными чтобы мы могли различать и узнавать друг друга.
> Это ложь, никогда не поверю, что на Кавказе старики уступят место молодым, может ты пишешь о том, чтобы тебе хотелось... У горских народов традиции, особенно уважение к старшим, стоят на первом месте, с этим, я надеюсь, ты не будешь спорить. quoted1
Посмотри в инете где то найдешь список имамов Чеченских мечетей. И если среди них ты насчитаешь хоть половину стариков я свое ухо тебе по почте вышлю. Старикам почет и уважение только возросло когда они уступили место молодым но грамотным алимам.
> Я думаю что мы верим в одного Бога но понимаем его по разному. quoted1
Нет.Для нас Бог есть Троица. Отец-Сын (Христос)-Дух Святой. Его мы и славим. Для мусульман же богом является Аллах, а Христос есть пророк его, но не Бог. Он стоит в одном ряду с Мухаммедом. Antikriziis писал(а) в ответ на сообщение:
> Эти все мелочи прописаны на случай что умников для отмазки задающих мелочные вопросы во все времена хоть отбавляй. И во всем должен быть порядок. quoted1
Но мусульмане ведь не считают это за мелочь. Коль предписано сие то это исполняется. Вот мне и интересно каков смысл в этом. Antikriziis писал(а) в ответ на сообщение:
> Меня это больше огорчает. А русские, только в Чечню каждый месяц как минимум один или одна приезжают и принимают Ислам. С начала этого года например две женщины по моему по телеку показывали в Грозный приезжали. Это часто у нас. quoted1
Я с этим не спорю. Русские-мусульмане естественно есть. Также как есть кавказцы-христиане. Ничего в этом не вижу экстраординарного. Бог дал человеку свободу выбора. Antikriziis писал(а) в ответ на сообщение:
> В Чечне с кровной местью покончено. При желании остальных тоже можно подтянуть если даже в Чечне на это пошли. quoted1
> А вы знаете что кроме Исламских никаких других религиозных обрядов у нас нету. Обычаи они у каждого свои, на сколько я знаю Аллах нас создал всех и разделил на нации и народы и тейпы и в своем Коране сказал о том что создал нас разными чтобы мы могли различать и узнавать друг друга. quoted1
Ну это же совсем другое, говорить на своем языке, читать своих поэтов, петь песни на родном языке - это естественно. А вот подменять религию обычаями предков - это совсем другое. Ты прекрасно понимаешь о чем я говорю, и понятие "традиционный ислам" не зря появилось.... Вы и не могли стать мусульманами, точно также как мы не можем стать истинными православными - 70 лет власти коммунистов убили в нас приверженность к религии... Может быть наши внуки смогут стать настоящими мусульманами и православными лет через 50, но не наше поколение...
> > Ну насчет последнего не уверен, люди родившиеся в Российской Империи были глубоко верующие, и скорее всего такими и остались... А я говорю о тех, кто родился уже в СССР. Конечно я не исключаю, что после распада СССР многие люди попытались вернуться к вере, но КТО их возвращает к этой вере??? Ведь уроженцев Российской империи уже не осталось.... А все остальные - это почетные советские атеисты.... quoted1
А почему Вы отрицаете сохранение веры в семьях?. Да и Церкви с монастырями еще при Советском Союзе стали открываться. Еще при Сталине. Так что религиозная традиция сохранялась и передавалась из поколения в поколение. И все равно мне не понятно - Вы отрицаете возможность прихода к вере атеиста?. Да таких случаев полно как на Западе, так и в России.
> А почему Вы отрицаете сохранение веры в семьях?. Да и Церкви с монастырями еще при Советском Союзе стали открываться. Еще при Сталине. Так что религиозная традиция сохранялась и передавалась из поколения в поколение. И все равно мне не понятно - Вы отрицаете возможность прихода к вере атеиста?. Да таких случаев полно как на Западе, так и в России. quoted1
Я жил в обычной краснодарской семье, родился в поздне-советское время, и рос в лихие 90-ые, среди моего окружения, я беру и родственников, и семьи друзей, и семьи знакомых не было ни одной семьи, которая ходила бы в церковь... А это было уже после распада Союза!!!
Приход к вере атеиста я не отрицаю, но я уже писал, КТО будет вести его к этой вере??? Ведь после 70 лет коммунизма православных Российской империи уже не осталось...
> Нет.Для нас Бог есть Троица. Отец-Сын (Христос)-Дух Святой. Его мы и славим. Для мусульман же богом является Аллах, а Христос есть пророк его, но не Бог. Он стоит в одном ряду с Мухаммедом. quoted1
Я про христиан. Православные по моему вообще загнули что не поймешь это единобожие или многобожие. И отец Бог и сын Бог и святой дух Бог и в тоже время говорят что Бог един. Фрай писал(а) в ответ на сообщение:
> Но мусульмане ведь не считают это за мелочь. Коль предписано сие то это исполняется. Вот мне и интересно каков смысл в этом. quoted1
Это дело подхода. Я например радуюсь когда очередной раз открываю для себя что та или иная даже самая маленькая мелочь так четко и ясно прописана.Фрай писал(а) в ответ на сообщение:
> Я с этим не спорю. Русские-мусульмане естественно есть. Также как есть кавказцы-христиане. Ничего в этом не вижу экстраординарного. Бог дал человеку свободу выбора. quoted1
Я просто не слышал о таких но естественно что не исключаю единичные случаи. Если и бандитами и убийцами становятся то что уж удивляться что человек религию сменил. Фрай писал(а) в ответ на сообщение:
> В Чечне может быть, но Чечня ведь не весь Кавказ. quoted1
Если честно то остальные, кроме ингушей, больше говорили об этом. Кстати в Ингушетии тоже этот процесс начался.danserg2003 писал(а) в ответ на сообщение:
> А вот подменять религию обычаями предков - это совсем другое quoted1
Конкретных серьезных примеров так и не привели. На счет остального я вам объяснил что прекрасно понимали как был Ислам подстроен под комунистов и при первой же возможности отправляли учиться молодежь. Эту молодежь тоже не сразу признали старики это естественно им не хотелось делиться властью но поверьте мне сегодня проповедники как минимум 60-80% это молодые люди средний возраст которых лет 30. Интересно почему вы думаете что о тех вещах что вы говорите сейчас наши старейшины не подумали в свое время?)))))) Вы их так недооцениваете?)))
> Я жил в обычной краснодарской семье, родился в поздне-советское время, и рос в лихие 90-ые, среди моего окружения, я беру и родственников, и семьи друзей, и семьи знакомых не было ни одной семьи, которая ходила бы в церковь... А это было уже после распада Союза!!! > > Приход к вере атеиста я не отрицаю, но я уже писал, КТО будет вести его к этой вере??? Ведь после 70 лет коммунизма православных Российской империи уже не осталось... quoted1
История мое семьи, как и тысяч других другая. Вы же должны понимать что семей в России очень много, и их отношение к религии тоже разнятся. У меня допустим бабушка еще в Советское время за 7 километров от деревни ходила в ближайшую Церковь. Часто помню приезжая в деревню видел ее за утренней и вечерней молитвой у иконы. Потом стал интересоваться, прочел Евангелие и пришел к вере. Семейные традиции ведь разные. И не стоит по тому что ваша семья была атеистической судить по всем семьям. Российской Империи может не осталось, но преемственность в семьях сохранилась. Я уж не говорю о приходе к вере людей как в Советское так и постсоветское время.
>> А вот подменять религию обычаями предков - это совсем другое quoted1
Интересно почему вы думаете что о тех вещах что вы говорите сейчас наши старейшины не подумали в свое время?)))))) Вы их так недооцениваете?)))
Дело как раз в традиционном укладе общества, каковым являются горские народы. В таком обществе приход нового учения, даже новой веры всегда наталкивается на сопротивление традиционалистов... А количество молодежи отправленной на учебу в арабские страны ты явно переоцениваешь. Их всего-то человек двести-триста на весь Северный Кавказ...
> Я жил в обычной краснодарской семье, родился в поздне-советское время, и рос в лихие 90-ые, среди моего окружения, я беру и родственников, и семьи друзей, и семьи знакомых не было ни одной семьи, которая ходила бы в церковь... А это было уже после распада Союза!!! quoted1
Я тоже 80-го года и тоже из обычной чеченской семьи и не думаю что у моих знакомых и родственников и вообще у моих горожан кто то хоть изредка не ходит в мечеть. В последние несколько лет в мечетях созданы условия и для женщин хотя раньше этого в Чечне никогда не было. Вы просто родились и выросли и по всей видимости и живете в среде далекой от веры и вам трудно поверить в это. Так же вам наверное трудно поверить и в то что в свои 31 год я никогда не видел пьяной чеченки или курящей. И никогда не видел чеченца который курит перед своим отцом в каком бы возрасте они не были. И еще многого вам не понять и поэтому вам трудно в это поверить. Так же вам трудно поверить что в Чечне вы месяц можете гулять день и ночь но так и не увидеть человека с бутылкой пива в руках гуляющего в парке или идущего по городу не говоря уже о селах. Но это так.
> Я про христиан. Православные по моему вообще загнули что не поймешь это единобожие или многобожие. И отец Бог и сын Бог и святой дух Бог и в тоже время говорят что Бог един. quoted1
Я и есть Православный христианин. А догмат Троицы есть и в католицизме. И это именно Единобожие. О Троице говорит как Ветхий, так и Новый Завет. Вот в этой статье все четко объясняется:
Бог, в Которого веруют и Которому поклоняются христиане, есть Един по существу и Троичен в Лицах. Только христиане поклоняются Пресвятой Троице. Иудеи и мусульмане поклоняются Богу в едином Лице. Как понимать, что Бог Троичен в Лицах? Известно, что слово «Лицо» в переводе с церковно-славянского языка означает «Личность». Поэтому смысл выражения «Бог Троичен в Лицах» следует понимать как Единство Трех Божественных Личностей: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Это не три Бога, а один Бог. Здесь очень важный момент, и его надо усвоить отчетливо.
Каждое из трех Лиц Божества называют по-гречески Ипостасью.
Человеческий разум не вмещает в себя, как могут Три Божественные Личности образовывать Единое Божество. Некоторые говорят, что три единицы не могут равняться одной единице. И действительно, 1+1+1 не равняется единице. Но не надо забывать, что на сложении математика не кончается. На ступеньку выше в математике стоит действие умножение. 1x1x1 дает в результате единицу. Этот простой пример убеждает, что если хоть чуть-чуть стать выше нашего примитивного мышления, то уже не должно быть сомнения, что Три Божественные Личности составляют Единое Божество.
Люди, которые считают, что Бог в едином Лице, представляют Его нередко грозным, жестоким, немилосердным. И если бы в действительности Бог был только в одном Лице, т. е. одиноким, то откуда бы Ему быть добрым, любящим? Но «Бог есть любовь» (I Иоан. 4,8), а уже из этого следует, что там, где есть любовь, там есть, кому любить и кого любить. Уже поэтому Истинный Бог не может быть в одном Лице.
Когда Господь явился Аврааму в виде трех Ангелов, то этим самым Он впервые открыл людям, что Бог есть Троица. Господь Исус Христос в дни Своей земной жизни открыл человечеству еще яснее, что Пресвятая Троица есть Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.
Три Божественные Ипостаси нераздельны. Они являют Собою Бога Единого, Троицу Единосущную и Нераздельную. Единство Лиц Пресвятой Троицы следует понимать в полном значении этого слова. Тот факт, что Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой нераздельны между Собою, находит убедительную аналогию в следующих словах святителя Григория Богослова: «Как душа наша, принадлежа к роду существ духовных, рождает из себя бесчисленное множество мыслей, и, однако же, чрез действие мышления не делится в существе своем, и не только не терпит оскудения от множества произведенных мыслей, но еще более обогащается ими; и как произносимое и свойственное всем нам слово, не отделяясь от производящей его души, в то же время всецело сообщается, однако ж, душам слушающих, так что, будучи присуще и произведшей его душе, и приемлющим его слушателям, способствует более к взаимному их соединению, нежели разделению: подобным же образом представляй себе, что и Сын неразделен от Отца, и Дух Святой от Сына, равно, как нераздельна мысль от ума. Как невозможно какое-либо деление и разъединение между умом, мыслию и душою: так никакого же нельзя представить себе деления и разъединения между Святым Духом и Спасителем, и Отцем».
Святой Кирилл-философ, который вместе со своим братом Мефодием является первоучителем славян, отвечал однажды языческим мудрецам, которые говорили, что христиане якобы разделяют единого Бога на три Бога, привел такой поучительный пример: «Отец и Сын, и Дух Святой суть три Лица, существо же едино. Воззрите на солнце, от Бога в образ Св. Троицы на небеси поставленное: в нем три вещи: круг, сияние и теплота; так же и в Пресвятой Троице: Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг есть подобие Бога Отца, ибо, как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен: и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух Святой. Сияние, от солнца происходящее и всю поднебесную просвещающее, есть подобие Бога Сына, от Отца рожденного и весь мир Евангелием просветившего; а теплота солнечная, от того же круга вместе с сиянием происходящая, есть подобие Бога Духа Святого, Который от Того же Отца исходит предвечно. И так рассмотрите солнце и познайте Пресвятую Троицу. Солнце состоит из трех веществ: из круга, сияния и теплоты, но не разделяется на три солнца, хотя каждая вещь особливое имеет свойство. Одно есть круг, другое — сияние, третье — теплота; но кто скажет, что не одно, а три солнца? Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три Лица: Отца и Сына, и Св. Духа, однако, Божество не разделяется на три Бога, но один есть Бог».
Наряду с этими примерами двух святых угодников Божиих приведем еще и такой пример, который позволяет хотя бы как-то приблизить человека к пониманию тайны Пресвятой Троицы. Один и тот же христианин по отношению к своим детям является отцом, по отношению к своим родителям — сыном, по отношению к членам Церкви — духовным братом.
Три Лица Троицы неслитны между Собою. На первый взгляд такие понятия, как нераздельность и неслитность Ипостасей Пресвятой Троицы, могут казаться противоречием. Однако никакого противоречия тут нет и быть не может. Все дело в том, что нашему ограниченному разуму не понять того, как Три Лица Троицы могут быть и нераздельны и не слитны. Каждая из Трех Божественных Личностей самостоятельна и отлична от других, имеет равное Божественное достоинство и обладает всеми Божескими совершенствами. Как Отец есть Истинный Бог, так и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть Истинный Бог. Но, имея равное Божественное достоинство, Три Лица Божества имеют между собою и различия.
Бог Отец безначален в абсолютном смысле Он не рождается и не исходит от другого лица. Его Личность, жизнь никем не обусловлены. Бог Отец ни из какого другого начала, кроме Самого Себя не происходит, а Сам является началом (но не во времени, а от вечности, т. е. всегда) всего Божества. Бог Отец предвечно родил и вечно рождает Бога Сына и предвечно произвел и вечно производит из Себя Бога Духа Святого.
О рождении Бога Сына от Бога Отца и исхождении Бога Духа Святого от Бога Отца ведают только Ипостаси Пресвятой Троицы, а из тварей постигнуть этого никто не может.
Рождение Сына и исхождение Духа Святого от Бога Отца происходит исключительно духовным образом, без всякого чувственного отделения, без всякого страдания, ибо естество Божие невещественно, Его нельзя разделить на какие-либо составные части, как делится вещество на составляющие его части.
Бог Сын предвечно рожден от Бога Отца. Начало Сына, — подчеркнем еще раз, — это начало от Отца, а отнюдь не начало во времени. В физическом мире невозможно найти пример, позволяющий представить предвечное рождение Бога Сына от Бога Отца, и не подобает представлять эту тайну Божественной жизни наподобие человеческого родства. Ни в коем случае нельзя думать так, что когда-либо Бога Сына не было. Бог Отец является всегда Отцом, потому что у него всегда есть Сын — Бог Сын.
Бог Сын рождается не из ничего, а из сущности Бога Отца, но при этом от естества Отца ничего не отделяется. Бог Сын вечно рождается от Бога Отца. Чтобы вечное рождение Сына выразить на языке более понятном человеку, гораздо удобнее говорить, что Сын родился от Отца вечно, нежели, — что Сын вечно рождается: ибо в человеческом понимании все то, что рождается, означает, что еще не родилось, а Бог Сын рожден.
Сын родился от Отца, но не отделился от Него — родился неразлучно, поэтому и называется «сущим в недре Отчем» (Иоан. 1, 18).
Бога Сына называют также Сыном Божиим. Около двух тысяч лет тому назад Сын Божий воплотился в человеческое тело и родился на земле от Пресвятой Богородицы — Девы Марии в образе Богочеловека Господа нашего Исуса Христа. В Исусе Христе две природы — Божеская и человеческая. Исус (по-еврейски Иешуа), что в переводе означает Спаситель. «Наречешь Ему имя Исус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф. 1, 21). Слово Христос — греческий перевод еврейского слова Мессия, что значит помазанник. Богочеловек Исус был помазан (посвящен) Духом Святым на Свое служение для избавления рода человеческого от власти греха и диавола, подобно тому как в древности цари, первосвященники, а иногда и пророки, помазывались при посвящении на служение священным елеем.
Сын Божий называется Единородным, ибо только Он рожден от Бога Отца. Он рожден «прежде всех век» — до начала всякого времени.
В IV веке появилось лжеучение александрийского пресвитера Ария, который стал учить, что Сын Божий не совечен Отцу, что было время, когда Сын Божий не существовал, что Он не Бог, но особое высшее творение. Первый Вселенский Собор в 325 году осудил все заблуждения еретика Ария, который произвел немалую церковную смуту.
Арий впал в ересь из-за того, что неправильно понимал вечность как бесконечное время. Он думал, что поскольку Сын Божий рожден от Отца, значит было время, когда Его не было. В действительности же вечность — это отсутствие времени вообще. Время появилось вместе с началом мироздания. Для Бога нет ни прошлого, ни будущего времени. Бог всегда пребывает в вечном настоящем. Поэтому Бог Отец рождает Своего Единородного Сына вечным, всегда существующим рождением.
Всегда пребывая с Отцом, Сын Божий имеет с Ним одну волю, одну жизнь, одну силу.
В символе .веры мы каждый день читаем: «...нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес». Слова «сшедшего с небес», конечно, не следует понимать в таком смысле, будто бы Сын Божий сначала находился где-то в небесной выси, а затем опустился на Землю. Воплощение Сына Божия — это Его пришествие в мир из совершенно иного, недоступного нам, Божественного бытия.
Придя в этот мир, Христос сделался таким же человеком, как и все люди. Но в отличие от всех людей Сын Божий проводил безгрешную жизнь. Он подвергался искушениям от бесов, претерпевал страдания, ощущал голод, жажду, усталость. Хотя Господь Исус Христос не согрешил и поэтому не должен был бы страдать и умереть, но Он добровольно принял на Себя грехи мира и добровольно пошел на страдания и смерть ради спасения человеческого рода. Христос был распят на Кресте, перенес ни с чем не сравнимую Крестную муку, умер, был погребен, воскрес, вознесся на Небо и придет во Второй раз на Землю, чтобы судить живых и мертвых.
Бог Отец не только предвечно рождает Сына, но также предвечно изводит Святого Духа. Дух Святой есть Третье Лицо Пресвятой Троицы, и поэтому Он есть Истинный Бог. К глубокому сожалению, не все христиане понимают Духа Святого как самостоятельное Живое Существо, как Божественную Личность. В том, что Бог Отец является Личностью, не может быть сомнения ни у кого из верующих хотя бы по той причине, что Творец вселенной должен обладать разумом, волей, чувствами.
Воплотившийся Единородный Сын Божий Господь Исус Христос, совершив дело нашего спасения, вполне понятно, является Божественной Личностью. Но Духа Святого нередко люди представляют безличным, думают о Нем как о проявлении Божественной безличной силы или энергии, а не как о Личности. Такое величайшее заблуждение оборачивается трагедией для духовной жизни человека, которая без водительства Божественной Личности Духа Святого обрекает человека на духовное бесплодие.
В священном Писании содержатся, многие места, убедительно доказывающие то, что Дух Святой является Личностью и имеет свойства Личности. Дух Святой — Утешитель (Иоан.14,16; 16,7), Ходатай за нас перед Богом Отцом (Рим. 8,26), чувствителен к оскорблениям (Ефес. 4,30). Как и Христос, Дух Святой назван Богом и Господом (Деян. 5,3—4; 2 Кор. 3,18). Дух Святой имеет все свойства, присущие Богу Отцу и Богу Сыну. Он вездесущ (Псал. 138,7—10; Иоан. 14,17; 1 Кор. 3,16), всеведущ (1 Кор. 2,10—11; 1 Тим. 4,1) и т. п.
Дух Святой участвовал в творении вселенной и человека: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32,6). «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему» (т. е. по образу Трех Лиц Божества, включая и Духа Святого) (Быт. 1,26).
Дух Святой в Ветхом Завете вдохновлял пророков на их деятельность, давал им Свои откровения, оказывал Свое Божественное воздействие на другие личности для осуществления определенных Божиих планов и целей.
Господь Исус Христос был рожден от Духа Святого (Лук. 1,35), был водим Духом (Матф. 4,1), побеждал искушения диавола силой Духа Святого (Лук. 4,13—14).
Совершая искупительный подвиг нашего спасения, Сын Божий взошел на Голгофский Крест силою Духа Святого (Евр. 9,14). Победитель смерти и ада Христос Жизнодавец воскрес из мертвых силой Духа Святого (Рим. 1,4; 8,11).
Итак, нами приведено достаточно доказательств, что Дух Святой является Божественной Личностью, имеющей равное достоинство с Богом Отцом и Богом Сыном.
Бог Отец есть вечное начало и источник Духа Святого. Дух Святой исходит от Отца вечно. Римо-католическая церковь учит, что Дух Святой исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Учение об исхождении Духа Святого от Сына Божия получило название «Филиокве». Это учение не имеет подтверждения в Священном Писании и в творениях Святых Отцов Церкви.
Вопрос об исхождении Духа Святого был главной догматической причиной религиозного разделения в 1054 году между Востоком и Западом (между православием и католицизмом).
Укажем на еще одно заблуждение в учении о Духе Святом, заблуждение более древнее, чем «Филиокве», — ересь Македония, епископа Константинопольского, жившего в IV веке. Македонии учил, что Дух Святой есть творение Сына, служебное существо, которое намного выше Ангелов, но несравнимо ниже Отца и Сына, а поэтому не имеет с Ними одной славы и чести, и Ему нельзя поклоняться как Богу.
Церковь решительно выступила против этой ереси. В 381 году был созван Второй Вселенский Собор, который и утвердил учение Церкви о Святом Духе. Оно нашло свое отражение во второй части Символа веры («Верую во Единого Бога...»), известного под названием Никео-Цареградского символа веры.
Учение Второго Вселенского Собора о Духе Святом было настолько точно и правильно обосновано богословски, что Третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ веры.
В Священном Писании и в творениях Святых Отцов Бог Дух Святой имеет много удивительных названий. Само же именование Третьей Ипостаси Божества Духом Святым выражает тот факт, что Дух Святой предвечно исходит от Отца, и поэтому есть дыхание Отца (слово «дух» в переводе с греческого означает «дыхание», «ветер»).
Дух Святой имеет к жизни вселенной, человека, Церкви гораздо большее и близкое отношение, чем мы себе представляем.
Уже на первой странице Библии мы видим созидательную силу Духа Святого в жизни вселенной. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1,2). Св. Библия многократно свидетельствует, что Дух Святой творит жизнь. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33,4), «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — все воинство их» (Псал. 32,6). «Пошлешь Дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Псал. 103,30).
Дух Святой одушевляет наши разумные души, вселившись в человека, разрушает в нем царство греха, водворяет мир Христов. Только Дух Святой может вполне очистить человека от страстей и сделать его душу жилищем Божиим. Без посредства Духа Святого нет истинного познания Господа Исуса Христа.
Дух Святой открывает тайны Божии и дела Господа Исуса «Дух все проницает, и глубины Божий. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 10-11), «Когда же приидет Утешитель, Которого я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан. 15, 26).
Дух Святой открывает будущее. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4,1).
Многообразное благодатное действие Духа Божия выражается так же в том, что Он обличает человека во грехах, производит раскаяние, очищает и освящает, совершает новое рождение. «Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Иоан. 16, 8), «и такими (блудниками, идолослужителями, прелюбодеями и т. п.) были некоторые из вас; но омылись, но освятились... Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11), «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан. 3, 6).
Дух Святой обитает в душах истинных последователей Христовых, свидетельствуют их духу о том, что они усыновлены Богом, запечатлевает их для искупления. «Дух Истины... с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14, 17), «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»(1 Кор. 3, 16), «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!». Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий» (Рим. 8,15—16). Уверовавшие во Христа «запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Ефес. 1, 13—14).
Третье Лицо Пресвятой Троицы дает христианину мудрость, правду, мир, радость, производит надежду, сообщает любовь Божию. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом» (1 Кор. 12, 8), «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17), «Плод же духа:, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22—23), «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15, 13), «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5).
Церковь Христова живет Духом Святым. В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на Апостолов и, пребывая с того времени в Церкви, Он сообщает верующим все потребное для спасения, прививает их ко Христу и через Христа приводит к Богу Отцу. Дух Святой управляет всеми движениями в Церкви, подобно как душа управляет движением тела.
Каждое из семи церковных Таинств (Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия (Причащение) и другие) священник совершает силою Святого Духа. В церковных Таинствах ` верующие получают дары Святого Духа. По исчислению св. пророка Исайи (11, 2—3), даров Духа Святого семь: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия и Дух страха Божия.
Св. апостол Павел пишет о дарах Духа Святого; «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 8—11).
Итак, нами обстоятельно разобран вопрос о различии Божественных Ипостасей по их Личным свойствам. В заключении подраздела о Боге как Троице следует еще раз подчеркнуть, что каждой из Трех Божественных Личностей: Отцу и Сыну, и Святому Духу — приличествует равное поклонение и прославление.
Каждое из Лиц Пресвятой Троицы участвовало в творении мира и человека, а также в деле спасения человеческого рода, участвует в деле промышления.
Мы знаем, что Бог — Троица. Но, когда начинаем задумываться о Боге, обычно первым делом в нашем сознании появляется образ Господа Исуса Христа — Второй Ипостаси Пресвятой Троицы. Здесь схожая аналогия с тем, что вода бывает в трех агрегатных состояний: твердом (лед), жидком и газообразном (пар), но когда мы представляем в своем сознании воду, обычно имеем в виду ее жидкое состояние.
Образ Божественной Троицы отражается в человеке (это его дух, душа, тело), а также в мироздании (пространство имеет три измерения — длину, ширину, высоту; время бывает прошлое, настоящее, будущее и т. п. Из всех геометрических фигур особо выделяется треугольник, как по своим многим удивительным свойствам, так и тем, что это самая устойчивая фигура, или, как говорят математики, треугольник — фигура жесткая).