Поводом для написания этой колонки стала подготовка к митингу с претенциозным названием «Хватит кормить Кавказ». Когда рядящиеся в националистов и патриотов уверяют, что надо отгородиться от Кавказа, хочется спросить: дорогие, а это вы Кавказ к России присоединяли? Вы эту страну строили, чтобы ее сейчас разбазаривать? Вам некомфортно жить в нашей стране? Что вы делаете, чтобы жить стало комфортнее? Предлагает ее разрушить вовсе? Спасибо, не надо.Вообще, смешно слышать «отдать Кавказ!» от тех же, кто только-только извергал тонны ненависти на власти, заключившие договор с Китаем и обеспечившие юридически определенную границу с гигантским соседом ценой уступки полутора небольших необитаемых островов. За Тарабарский и большой Уссурийский наши «патриоты» клеймили власти предателями всех уровней. А сейчас – нате, берите – готовы сами вырезать все южное подбрюшье России. И из-за чего? Цитирую организаторов митинга: «Главное требование акции – бюджетное равноправие для российских регионов и сворачивание бесконтрольного избыточного финансирования республик Северного Кавказа,поощряющего коррупцию и безнаказанность местных элит». О том же по-русски:поскольку Кавказ получает большое финансирование из бюджета России, его надо отделить. Чудесная логика, не так ли? Не буду разбираться с вопросами геополитики, не буду говорить о том, что после того как отдадут Кавказ, тут же сдадут и всю Россию. Просто рассмотрю главный аргумент организаторов митинга про избыточное финансирование субъектов Федерации, находящихся в Северо-Кавказском федеральном округе. Аргумент,разбивающийся о суровую реальность цифр.Для того чтобы узнать, сколько платит условная «Россия» условному «Кавказу», я взял уже исполненный бюджет прошлого года (Федеральный закон от 02 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012»). Сам по себе документ огромный, но нас интересует в нем «Приложение 17», в котором как раз и дано распределение средств через межбюджетные трансферты,дотации, субсидии и субвенции. В этом приложении мы можем увидеть средства, которые перераспределяются между бюджетами регионов для того, чтобы, к примеру, милиционеры или участковые терапевты получали сравнимо равный доход. Есть дотации на деятельность ЗАГСов и военкоматов, на расселение ЗАТО, иные финансовые вливания и субвенции. Тот самый условный Кавказ по большинству позиций (всего их 34)преимуществ особых не имеет.Если они где и появляются, то там, где этому есть логическое объяснение. Так, особое финансирование получают такие регионы Кавказа,как Ингушетия (137 млн рублей), Карачаево-Черкесия (100 млн рублей), а также Чечня (700 млн рублей) по программе субсидирования выплат репрессированным (таблица 10). Наравне с кавказскими регионами 100 млн приходится и на Калмыкию. Не будем обсуждать тему репрессий, просто зафиксируем, что благодаря Хрущеву и его преемникам депортированные народы Кавказа и калмыки массово считаются репрессированными. Посему тот факт, что эти четыре субъекта получают более трети всех средств из общего объема в 2,9 млрд рублей по этой программе, особо никого не должен удивлять. Тем более что аналогичные «всплески» есть и у других регионов по иным статьям. К примеру, по выделению субвенций для выплат донорам (таблица 14)на первом месте Московская область, получающая 326 млн рублей, за ней следует Москва с 325млн, а также густонаселенные русские регионы: Нижегородская область – 252 млн, Свердловская – 246 млн, Петербург – 214 млн и Краснодарский край – 207 млн. Все объяснимо – больше доноров, больше выплаты – больше и субвенции.Или вот «вопиющий пример»: Москва получает девятую часть субвенций на льготную оплату отдельными категориями граждан услуг ЖКХ – 11 млрд из 100 млрд общего финансирования. Так, может, хватит кормить Москву? Действительно, Кавказ лидирует по субвенциям на обеспечение занятости (таблица 20). Чечня – 4 миллиарда, Дагестан – 1,2 млрд, а Ингушетия – 1 миллиард. Правда, Татарстан и Башкирия имеют по 2,1млрд, Удмуртия получает столько же, сколько и Дагестан. Алтай, Красноярск, Пермь – каждый за 2 миллиарда. Свердловская область –3,5 миллиарда, почти как Чечня. Москва – 2,5 млрд. Теперь идем на сайт Росстата и читаем там: Чечня 2006 года – безработица 66%, 2007 год – 53%, 2008 год – 35%. Дагестан 2007 год –20,2%, 2008 год – 14%. Ингушетия –2008 год – 55%. Для сравнения: в Москве безработица в 2008 году – 0,9%, в Свердловской области – 4,8%, а в Красноярском крае – 6,5% . То есть, как бы ни хотелось поскрежетать зубами, не получается. Пока что там – нужнее. Вообще, сравнимая с Кавказом безработица в 2008 году была только в Тыве (19%) и на Алтае (12,6%). Алтай, как я уже говорил, в лидерах по субвенциям. Тыва получила полмиллиарда, что для этой маленькой республики немало. Впрочем, когда говорят о «кормлении» Кавказа, имеют в видунесколько другие данные. Они приведены в Приложении 17 в таблице 1. Она сообщает нам о дотациях для выравнивания доходов и расходов разных регионов. С тем чтобы более-менее жить можно было и в Костроме, и на Камчатке. Чтобы было понятно, поясню, предельно упрощая: первая таблица гарантирует, что бюджетники в каждом регионе будут получать одну и ту же зарплату по сетке (сюда не входят региональные надбавки и коэффициенты). Здесь регионы Кавказа имеют неплохое финансирование. Дагестан – 30 млрд, Чечня – 13 млрд, Ингушетия и Кабардино- Балкария – по 6,5 млрд. Можно по-разному относиться к этим дотациям. Но прежде для объективности приведу и другие цифры: Якутия получает 39 млрд, Камчатский край – 22 млрд, Алтайский край – 16 млрд, Ростовская область – 12,3 млрд, Бурятия – 11,6 млрд,Ставропольский край – 10 млрд,Приморский край – 9,5 млрд, маленькая Тыва – 9 млрд! Воронежская и Ивановская области получают 6,7 и 7 млрд (больше, чем Ингушетия и Кабардино-Балкария). Действительно, дотации кавказским регионам немалые. Но они ничуть не выбиваются из общего распределения ресурсов между регионами. Почему мы не слышим: «Хватит кормить Якутию»? Почему не раздаются призывы прекратить кормить Ростовскую область и Ставропольский край? Почему никто не предлагает отдать Камчатку – хоть тем же японцам? Удивительно, что на митинг, который и послужил поводом для написания колонки, собираются прийти как те, кого считают радикальными русскими националистами, так и ультралибералы. Это умильное единение должно настораживать само по себе. К сожалению, нет никаких сомнений в том, на какой платформе произошло их объединение. Их общая цель –десуверенизация и разрушение современной России. Кавказ – слабое и больное место. Это рана, которая кровит. И клановость, и преступность, и коррупция – на Кавказе все это приобрело гипертрофированные, уродливые черты. Безработица и религиозный экстремизм – все это приводит к тому, что террористы действуют на хорошо «унавоженной» почве. По Кавказу бьют целенаправленно с разных сторон извне и фундаменталисты, и шпионы разных мастей. Теперь к этой кодле присоединилась и открыто сформировавшаяся пятая колонна в России, в которой ушлые ультралибералы используют "русских" радикальных националистов как пушечное мясо. «Националисты» в кавычках, в свою очередь, уверены, что они борются за Россию. Придется их разуверить. За Россию борются те, кто с оружием в руках сражается с террористами, бандитами и другими подонками на Кавказе. Те самые «менты», которых кто только не обвинял в коррупции и мздоимстве, за 2009 год, если мне не изменяет память, потеряли 700 своих сотрудников по всей России. Из них на Кавказе пали в борьбе с гнилью и падалью, защищая нашу с вами Родину, 500 милиционеров, где не мало местных, кавказских парней, своей смертью доказавших, что единство нашей страны для них не пустой звук. В отличие от горлопанов, откровенных провокаторов и идиотов, которые ведутся на крики и провокации. Павел Данилин Историк, юрист
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
В принципе - верно, однако маловато ты написал про мою малую родину - Республику Алтай. Так вот наши "законодатели", не имеют желания повышать доходность республики по следующим причинам: на увеличение дохода прийдется уменьшение дотаций!!!
ЛИКВИДИРОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ДОТАЦИОННЫХ регионов!!! Человек не умеющий себя обеспечить - неполноценен и следовательно не имеет права на самостоятельность! То же самое касается и регионов!
В этой теме уже доказана Ваша полная несостоятельность и ложь. Признавайте это и переходим смело к поэтапному опровержению всей другой лжи и показухи, публикуемой Вами на форуме.
> Это провокация, что направлена на развал России... .. Надо быть совсем близоруким, чтобы этого не видеть... quoted1
Признаюсь, я кое в чём с Вами согласен. И могу обосновать свой взгляд. Но уж очень хочется узнать Ваши доводы и аргументы в обоснование сего заявления.
> Это провокация, что направлена на развал России... .. Надо быть совсем близоруким, чтобы этого не видеть... > quoted1
Поэтому нужно хорошо кормить дикие кавказские дивизии, чтобы Россия не развалилась? Кстати, Беня почему-то не голосовал на последних выборах, наверное по близорукости... А может он чей-нибудь клон, или не дай бог провокатор?
Теперь на примере одной из кавказских республик расмотрим как-же сильно "закормили" её, эти пустопорожние маргиналы кричащие на каждом углу о том что они якобы кормят Кавказ, причём делают это по их словам со своего личного кармана.. Итак на вопросы журнала "Эксперт" отвечает президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров(сокращенно):
— Как Ингушетия пережила экономический кризис?
— У нас на удивление не было спада, наоборот, был небольшой рост в 2008 и 2009 годах.
— Какую роль в этом сыграло решение федеральных властей увеличить республике дотации на 30 миллиардов рублей?
— Тут нет такого понятия — увеличить дотации. Были изначально заложены средства для того, чтобы республику выравнять с другими субъектами федерации. В Ингушетии даже мало-мальски нет той инфраструктуры, которая есть в других регионах. Поэтому была спланирована федеральная целевая программа на 160 миллиардов рублей. Потом с учетом проверок Минрегиона и Минэкономики России эта цифра была заменена на 79 миллиардов. Ну, и с учетом кризиса программа была сокращена до 32 миллиардов. Из них 29 миллиардов федеральных и три республиканского бюджета. В дальнейшем была подписана вот эта программа с учетом кризиса.
— Что входит в программу, на что вы эти деньги тратите?
— Мы очень сильно отстаем от других субъектов РФ, в том числе северокавказских, по объектам инфраструктуры. Особенно это касается объектов здравоохранения и образования, которых у нас катастрофически не хватает. В республике порядка 40 процентов детей учатся в три смены, даже не в две. У нас 95 процентов детей не обеспечены детскими садиками. У нас катастрофически не хватает родильных домов, притом что рождаемость одна из самых высоких в стране. У нас в роддомах женщины лежат в коридорах, мы вынуждены просить соседние регионы принимать рожениц. В одном из районов сейчас МЧС ставит палатки, в которых развертывают родильные отделения. У нас нет ни одного дворца культуры, мы не можем сегодня даже 300 человек собрать в крытом помещении. К нам выступать приезжает Хор Турецкого, концерт проходит на стадионе. У нас нет ни одного дворца спорта, ни одного бассейна, ни одного катка. Строится столица Магас — тот указ, который был еще в 93-м году подписан о строительстве столицы в Республике Ингушетия, реализован на ноль целых, ноль сотых процента. Федеральная целевая программа направлена на то, чтобы вывести нас хотя бы на среднестатистический уровень в сравнении с другими субъектами федерации. Ненормально, когда наши жители выезжают отдыхать на выходные в другие регионы.
У вас ведь есть уникальные места в горах, в Джейрахском районе. Но там пограничная зона, доступ ограничен и дороги нет, точнее, дорога идет через Владикавказ.
Вот это тоже мы заложили — дорога единственная, надо ее содержать. Потому что с 2002 года дорога не строилась вообще. Там небольшой участок остался в горной части, 20 километров, но это тоже требует вложений. Многие ездят через Владикавказ, и это правильно. Мы с соседями все больше интегрируемся, и это хорошо.
— Но там крюк большой.
— Там крюк большой, но это красоты, горный район, природа. Там доступ есть, все открыто. Единственное — мы пограничную зону расширили, чтобы обеспечить безопасность. Нужно заявку на посещение сделать по общей схеме — и проезжайте.
— Много говорят о туристическом кластере на Северном Кавказе. Можно ли Северный Кавказ прокормить за счет туризма?
— Нет, мы Северный Кавказ, так же и как другой регион, не накормим за счет туризма. Лет через тридцать-сорок, если смотреть на перспективу, возможно, мы к этому придем, как некоторые государства, которые за счет туризма кормятся. Но основа экономики другая. Исторически в северокавказских республиках это в первую очередь агропромышленный комплекс. Да, тоже дотируемое направление, но это основа и продовольственной безопасности, и занятости. Второе направление, конечно, строительный комплекс. И третье — малое индивидуальное предпринимательство.Я прекрасно понимаю: что бы мы ни строили, мы мало притянем туристов. Это не из-за безопасности. Горная часть Ингушетии под контролем пограничных войск, это одна из самых безопасных территорий. Но в соседних республиках условия для отдыха более современные. Не говоря о Сочи. Нам надо подумать, чем привлечь туристов. Мы сейчас развиваем базу для экстремальных видов спорта: дельтапланеризм, парапланеризм, скалолазание. Пеший, конный туризм. Хотим организовать сплав по горным рекам — почти договорились с одной группой, нашли их через интернет, они начнут это делать, посмотрим, что получится. У нас есть возможности для горнолыжного туризма, хотя исторически у нас его не было. Планируем его развивать хотя бы для внутреннего пользования. Здесь есть вопрос, как мы подготовим местных жителей. Они должны быть психологически готовы к тому, чтобы обеспечить сервис. Можно его сделать с местным колоритом. У нас, например, не принято улыбаться, а в Европе — дежурные улыбки. Национальный колорит тоже туристами приветствуется.
— Промышленность для вас на втором плане?
— Ни в коем случае. Да, пока у нас в федеральной целевой программе заложена прежде всего социалка, но тому есть причины, я их называл. Но промышленную базу мы тоже создаем, чтобы снизить дотируемость республики, чтобы мы могли зарабатывать деньги.
— Что вы будете создавать в качестве промышленной базы?
— Небольшие объекты, потому что население невелико там, где мы их создаем. Это кирпичный завод, асфальтовый завод, завод по переработке доломитовой муки. В этом году мы начинаем их строить. Завод по производству нерудных материалов. В планах развитие карьеров, у нас хороший черный гранит. Создание своих мощностей по щебенке и песку. Мы построим три горно-обогатительных комбината по переработке песка, чтобы стекольный завод работал на местном сырье и выпускал бы не только тару, но и листовое стекло. И конечно, развитие малого предпринимательства — молочные и мясные цеха. Идет очень интересный проект по переработке рыбьей кожи. Ахмед Шадиев придумал способ делать из этой кожи одежду, обувь и другие изделия. Это брендовый для республики продукт.
— Насколько дотационен бюджет Ингушетии?
— Сначала по собираемости налогов: в 2009 году мы по сравнению с 2008-м собрали налогов на 30 процентов больше, в 2010-м, где-то на 50 процентов, а в первом квартале этого года на 48 процентов больше, чем в прошлом году. По итогам года рост должен составить 70–80 процентов. Республика дотационна на 90 процентов. Было 96, но сейчас мы уже снизили на шесть процентов. В этом году планируем снизить процентов на пять-шесть. Если сумеем сократить дотационность до 40 процентов, это будет большой плюс.
— Как изменилась ситуация с безопасностью в Ингушетии за последние три года?
— В лучшую сторону. Мы довольно серьезно поработали за это время. Работа правоохранительной системы четко выстроена. Удалось нанести довольно ощутимый удар не только по бандитам, которые в республике, но и по международному терроризму в целом. Уничтожены или арестованы несколько лидеров бандподполья, которых не могли достать десятилетиями. Общество заинтересовано в том, чтобы навести порядок, и оказывает огромную помощь. Мы подсчитали: 70–80 процентов информации, по которой мы работаем, поступает от населения. Сами люди, вставшие на преступный путь, осознают это, верят власти и гарантиям, которые мы даем, и сдаются, выходят, сотрудничают. Кто из них заслуживает наказания, тот получает законное наказание. Незаконных вещей мы не обещаем. Те, против кого ничего не доказано, устраиваются на работу или на учебу и живут мирной жизнью. И прежнего напряжения в обществе больше нет, это надо признать. — Захвачен Али Тазиев, известный как Магас, убит Саид Бурятский. Недавно была операция против боевиков Доку Умарова. Кого еще из лидеров террористов удалось нейтрализовать? — Саид Бурятский, Магас или тот же Доку Умаров представляли большую угрозу в идеологическом плане. Безопасности населения больше угрожают их командиры среднего звена. Некто Патиев, некто Алиев, некто Гарданов, некто Даурбеков — вот те, которые были под управлением того же Саида Бурятского. Их ликвидация или арест дали большое преимущество, потому что основными исполнителями были они. Большую часть информации и по Саиду Бурятскому, и по остальным дали те люди, которые сами вышли с повинной и сотрудничали со следствием.
— Сколько людей вышло?
— В прошлом году более пятидесяти человек. Это не отъявленные бандиты. Среди них есть те, кто по каким-то, в том числе надуманным, поводам находился в розыске, прятался или скрывался. Или их шантажировали бандиты — угрожали опубликовать данные об их причастности к террористическому подполью. Но среди них восемь — те, кто реально был причастен к взрыву во Владикавказе и другим терактам.
— Вышли люди, причастные к взрыву?
— Да, они сдались и сейчас под следствием. Они получат свое заслуженное наказание. Но с учетом того, что они сдались сами, дают показания, сотрудничают со следствием, срок им скостят. Ни одному из тех, кто сдался, мы в руки оружие не даем и не приказываем повернуть его в обратную сторону. Мы используем их опыт для работы в той среде. А в остальном они возвращаются к мирной жизни.
— Как в республике отреагировали на декабрьские события на Манежной площади?
— На любые антикавказские лозунги, конечно, в республике реагируют соответствующе. Наши молодежные организации и представительство региона, власть отреагировали таким образом: надо сделать все, чтобы не поддаться на провокации. Мы приняли все меры, чтобы нашу молодежь в это не втянули. И провели мощную воспитательную работу в плане того, что надо уважать культуру, традиции и обычаи в тех субъектах федерации, где вы находитесь, и не надо навязывать свое. Ведите себя так, как вам хочется, чтобы вели себя у вас в республике. Мы изучили, кто где учится, кто посещает занятия, кто не посещает. В том числе и по нашей просьбе были отчислены студенты, которые не посещали занятия в вузах и занимались противоправной деятельностью. Я хочу искреннее сказать спасибо большинству нашей молодежи, которая с пониманием относится к таким вещам и не идет на провокации.
Финансовая помощь из федерального бюджета в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в январе-октябре 2006 года Ханты-Мансийский АО
0,08% Ямало-Ненецкий АО
0,97% Тюменская область
1,15% Ненецкий АО
1,42% г. Москва
2,39% Самарская область
4,31% Пермский край
5,03% г. Санкт-Петербург
5,30% Республика Коми
5,32% Липецкая область
5,49% Вологодская область
5,52% Свердловская область
6,27% Агинский Бурятский АО
6,43% Ленинградская область
6,48% Ярославская область
7,93% Челябинская область
9,40% Оренбургская область
9,83% Московская область
10,00% Кемеровская область
10,53% Удмуртская Республика
10,76% Нижегородская область
11,59% Томская область
12,89% Новосибирская область
13,14% Красноярский край
14,50% Республика Татарстан (Татарстан)
15,34% Белгородская область
15,35% Волгоградская область
16,17% Иркутская область
16,21% Республика Карелия
17,21% Республика Хакасия
17,28% Смоленская область
17,39% Республика Башкортостан
17,66% Калининградская область
17,71% Краснодарский край
17,78% Тульская область
17,85% Рязанская область
18,07% Омская область
18,31% Сахалинская область
18,64% Хабаровский край
18,84% Калужская область
19,63% Астраханская область
19,99% Тверская область
20,07% Новгородская область
20,12% Владимирская область
21,60% Мурманская область
22,24% Курская область
22,87% Воронежская область
24,19% Орловская область
25,04% Ростовская область
26,16% Саратовская область
26,52% Архангельская область
26,89% Костромская область
28,08% Республика Мордовия
28,39% Кировская область
29,80% Приморский край
30,13% Ставропольский край
31,00% Чувашская Республика – Чувашия
31,84% Псковская область
33,62% Ульяновская область
33,80% Республика Саха (Якутия)
35,20% Амурская область
35,91% Ивановская область
37,16% Брянская область
39,53% Тамбовская область
39,70% Чукотский АО
40,82% Республика Марий Эл
41,17% Пензенская область
42,67% Курганская область
42,99% Магаданская область
44,01% Читинская область
44,96% Республика Бурятия
46,47% Алтайский край
48,43% Республика Калмыкия
50,14% Камчатская область
51,42% Еврейская АО
51,87% Республика Северная Осетия – Алания
60,16% Республика Адыгея (Адыгея)
60,68% Карачаево-Черкесская Республика
67,16% Кабардино-Балкарская Республика
67,38% Корякский АО
68,03% Республика Алтай
74,43% Усть-Ордынский Бурятский АО
76,48% Республика Тыва
77,95% Республика Дагестан
78,82% Чеченская республика
84,21% Республика Ингушетия
89,24% Данные предоставлены пресс-службой Министерства регионального развития Российской Федерации
Да смотря, как считать, вот тут прекрасно видно, что в Кавказких республиках, доля дотаций в их бюджетах, превышает все другие дотационные регионы. Они по сути иждевенцы, на шее нашего бюджета, причём не лояльные иждевенцы, а зачем таких кормить, не понимаю. Лично моё мнение, Кавказ надо отделять и жёстко, отделять.