Рост спроса на бензин и снижение рентабельности НК вызвали дефицит топлива
Причинами возникновения дефицита топлива вице-президент НК "ЛУКОЙЛ" Леонид Федун считает рост спроса на бензин и снижение рентабельности нефтяных компаний.
Запасы бензина в России "вымываются", но не потому, что он идет на экспорт, а из-за сильного роста спроса на него и ограничений цен на топливо, отметил он журналистам.
По его словам, "ЛУКОЙЛ" проблем с топливом не испытывает, так как перешел на трехлетний период ремонта нефтеперерабатывающих заводов и запустил новые мощности по производству 1,5 млн тонн в год бензина Евро-4.
"У нас ("ЛУКОЙЛа") нет проблем, хотя мы видим, что бензина не хватает, что запасы вымываются, и не потому, что он идет на экспорт, а из-за того, что идет гигантский спрос. И производства, которые в настоящий момент существуют, они не покрывают спрос. У нас очень много производства дизеля, производство мазута и недостаточное количество бензина", - пояснил он.
Вице-президент отметил, что рост продаж новых автомобилей на 30-40% в год увеличивает спрос на бензин на такую же величину. "Бензина не хватает, нужна глубокая модернизация заводов, а это процесс достаточно длинный", - подчеркнул Л.Федун. Он считает, что сложившейся ситуации отчасти способствовала программа утилизации автомобилей, которую запустило правительство. "Она выбросила на рынок миллионы новых автомобилей, которые хотят бензина", - сказал он.
Кроме того, еще одной причиной дефицита, по его мнению, является ограничение цен на бензин. "Если ты ограничил цену, то есть отрезал рыночный механизм регуляции, то следующий шаг - строй систему распределения. В этот регион столько-то, в этот - столько-то. Это плановое задание, система контроля заданий, это другая система. Если ты исключаешь интерес спроса и предложения, ты должен включать другие рычаги", - отметил вице-президент "ЛУКОЙЛа". Следующим шагом могли бы быть "разверстки необходимого бензина в тех регионах, куда нужно", добавил он.
Более приемлемый способ - найти механизмы, которые будут поддерживать интерес к производству бензина внутри РФ. "Сегодня это будет обсуждаться на совещании у Сечина (вице-премьер Игорь Сечин)", - сообщил Л.Федун.
Он, в частности, поддерживает предложение ФАС снизить акцизы после роста цен на нефть после определенного значения. "Государство может снизить акциз, чтобы поддержать рентабельность бизнеса. Потому что если в прошлом году рентабельность маржи превышала 20%, сейчас она падает уже ниже 15%, а это нижняя норма", - сказал вице-президент НК.
всё просто! Не строятся новые перерабатывающие заводы, которые бы производили качественный бензин, а машин становится больше! У нас давно вся переработка устарела, и гоним дорогой и качественный бензин из за рубежа! Богатая на нефть страна, не может обеспечись себя сама хорошим бензином! Преступный парадокс! Но думаю, здесь не только не хватка перерабатывающих мощностей, но и преступный сговор нефтяников и переработчиков, чтобы в очередной раз взвинтить цены! Путька им конечно пальчиков погрозил, но эффекта это не возымело, и производители, чувствуя это, снова хотят цены поднять!
Мурманск – Санкт-Петербург – Москва, Апрель 27 (Новый Регион, Ольга Панфилова)
– Топливный дефицит добрался до Северо-Запада России: в Мурманской области на заправках компании «Роснефть» наблюдается дефицит топлива марки АИ-92. Отпуск бензина физическим лицам прекращен. Топливо продают только юридическим лицам и владельцам карт. При этом отмечается, что стоимость горючего не растет, сообщает издание Gzt.ru.
Правительство региона обратилось в Минэнерго с просьбой обеспечить бесперебойные поставки бензина. По информации представителя антимонопольной службы, региональное управление ФАС уже начало проверки поставщиков топлива.
В Санкт-Петербурге, по заверению регионального управления ФАС, оснований для паники по поводу нехватки горючего быть не должно. Ведущие операторы топливного рынка утверждают, что дефицита поставок они не ощущают. При этом они не ожидают никаких перебоев с поставками бензина и работают по графику.
«Представители топливных компаний пообещали, что не дадут городу пропасть при любом развитии событий», – подчеркнули в пресс-службе УФАС.
Ранее председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов заявил «Росбалту», что проблем с бензином в Петербурге не может быть по той простой причине, что в городе работает сразу несколько топливных компаний, которые имеют разные условия поставки. «У нас ведь топливо везут не только из Киришей, но и из Сибири, при этом кто-то пользуется автомобильным, кто-то железнодорожным транспортом, а кто-то «гонит» его по трубе», – объяснил эксперт.
В то же время президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин прогнозирует, что бензиновый дефицит в Петербурге может начаться через полторы недели. Эксперт не исключает, что в городе могут быть введены ограничения на продажу топлива. Например, его будут отпускать только по клиентским картам, или, как сегодня происходит на Алтае, по половине бака на машину.
По словам Ашихмина, на встрече ФАС и Российского топливного союза был заявлено, что Сибирь уже встала из-за нехватки бензина, а в Центральных регионах России запасов бензина осталось на два дня.
Тем временем сегодня из различных регионов России поступают сообщения о дефиците топлива и резком росте цен на горючее. Так, в Хакасии, по данным ИТАР-ТАСС, на некоторых АЗС республики стоимость топлива выросла сразу на 3 рубля.
Сообщается, что дефицит бензина возник и на автозаправках в Кемерово и Новокузнецке, что привело к росту цен и очередям. За неделю литр АИ-92 и АИ-95 подорожал в Кемерово на 80 копеек.
В Томске на АЗС сегодня за бензином образовались многометровые очереди. При этом топливо на ряде заправок подорожало на 16% по сравнению со вторником, а на некоторых АЗС бензин вообще исчез из продажи или отпускается с ограничением в 25 литров на машину.
По данным Российского топливного союза, неблагоприятная ситуация с бензином складывается также в Новосибирске, Воронеже, на Сахалине. Владельцы сетей АЗС в Новосибирске заявляют, что запасов бензина на заправках хватит на 3-4 дня, передает «Интерфакс».
В Ростовской области на некоторых автозаправочных станциях исчез бензин Аи-92. На тех АЗС, где он еще есть, водители заправляют не только полные баки, но и дополнительные канистры, рассказали местные автомобилисты.
В Москве и области в течение последней недели нефтяные компании повысили цены на АЗС. Согласно данным Московской топливной ассоциации, цены на дизельное топливо выросли на 13 коп. за литр, средняя цена составила 24,76 руб., на Аи-92 – на 21 коп. (24,45 руб./л), Аи-95 – на 25 коп./л (26,43 руб./л). Дефицита топлива в столичном регионе пока нет.
Топливный кризис в России начался с Алтайского края, где с 23 апреля была резко ограничена продажа бензина. АЗС двух крупнейших региональных операторов рынка – компаний «Газпром нефть» и «Роснефть» – отпускали только по 20 литров бензина на машину для владельцев дисконтных карт, на других АЗС края продажа топлива была остановлена. Кроме того, цена бензина Аи-92 поднялась до 29 рублей за литр. Накануне Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю возбудило дело в отношении вышеназванных компаний по признакам картельного сговора на рынке ГСМ.
Накануне премьер Путин поручил всем компетентным ведомствам доложить о причинах возникшего в некоторых регионах России дефицита на рынке топлива.
ФАС начала комплексную проверку нефтяных компаний из-за дефицита дизельного топлива и роста цен на заправках в более чем 20 регионах страны. Антимонопольщики подозревают, что дефицит бензина в ряде регионов РФ возник из-за сговора нефтяников.
Кудрин: дефицит бензина возник из-за неоперативного реагирования производителей на спрос
По мнению вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина, дефицит бензина в ряде регионов РФ связан с недостаточно оперативным реагированием производителей на изменение спроса.
«Рост акцизов никак не связан с проблемой дефицита бензина. Факторы, которые могли возникнуть в некоторых регионах, связаны исключительно с администрированием и регулированием (производителями) своей деятельности», – сказал министр, передает «Интерфакс».
По словам Кудрина, в предыдущие несколько лет не принималось решений о повышении акцизов на бензин, в то время как цены на бензин росли более чем на 8 рублей в отдельные периоды. Таким образом, считает министр, «основные факторы изменения цен на бензин не связаны с акцизами, они подчиняются мировым тенденциям, в том числе тенденциям спроса и предложения». Соответственно, под эти тенденции, подчеркнул Кудрин, и должны подстраиваться производители, «умело и своевременно реагируя на спрос».
Нефтяники: дефицит топлива спровоцировали рост продаж новых автомобилей и ограничение цен на бензин
Вице-президент НК «ЛУКОЙЛ» Леонид Федун назвал причинами возникновения дефицита топлива рост спроса на бензин и снижение рентабельности нефтяных компаний. Запасы бензина в России «вымываются», но не потому, что он идет на экспорт, а из-за сильного роста спроса на него и ограничений цен на топливо, отметил бизнесмен.
Федун заявил, что рост продаж новых автомобилей на 30-40% в год увеличивает спрос на бензин на такую же величину. Он считает, что сложившейся ситуации отчасти способствовала программа утилизации автомобилей, которую запустило правительство.
Кроме того, еще одной причиной дефицита, по его мнению, является ограничение цен на бензин. «Если ты ограничил цену, то есть отрезал рыночный механизм регуляции, то следующий шаг – строй систему распределения. В этот регион столько-то, в этот – столько-то. Это плановое задание, система контроля заданий, это другая система. Если ты исключаешь интерес спроса и предложения, ты должен включать другие рычаги», – отметил вице-президент «ЛУКОЙЛа».
Более приемлемый способ, по словам Федуна, – найти механизмы, которые будут поддерживать интерес к производству бензина внутри РФ. «Сегодня это будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Игоря Сечин», – сообщил Федун.
> всё просто! Не строятся новые перерабатывающие заводы, которые бы производили качественный бензин, а машин становится больше! У нас давно вся переработка устарела, и гоним дорогой и качественный бензин из за рубежа! > Богатая на нефть страна, не может обеспечись себя сама хорошим бензином! Преступный парадокс! > Но думаю, здесь не только не хватка перерабатывающих мощностей, но и преступный сговор нефтяников и переработчиков, чтобы в очередной раз взвинтить цены! Путька им конечно пальчиков погрозил, но эффекта это не возымело, и производители, чувствуя это, снова хотят цены поднять! quoted1
Что же Вы хотите? Совсем недавно премьер Путин, давая интервью, сказал, что в данное время, выгоднее продавать сырье, чем строить НПЗ. Кому выгоднее?
>всё просто! Не строятся новые перерабатывающие заводы, которые бы производили качественный бензин, а машин становится больше! У нас давно вся переработка устарела, и гоним дорогой и качественный бензин из за рубежа!
> Богатая на нефть страна, не может обеспечись себя сама хорошим бензином! Преступный парадокс! > Но думаю, здесь не только не хватка перерабатывающих мощностей, но и преступный сговор нефтяников и переработчиков, чтобы в очередной раз взвинтить цены! Путька им конечно пальчиков погрозил, но эффекта это не возымело, и производители, чувствуя это, снова хотят цены поднять! quoted1
Даже добавить нечего. Всё абсолютно прозрачно и правильно. Только вот, Папа. по- моему( если ошиблась- не ругайтесь) говорил, что при СССР если не было бензина, то везде не было. А сейчас благодать... Там нет, на другой- пожалуйста... Так вот тогда я и сказала, что было такое, когда посевные были . Очереди были.Талоны... так хоть оправдано. И стоил , как стакан газировки. Но вот и бесплатно сливали грузовики , если на дороге остановишься. Помню как папа в канистру сливал через жгут, а потом плевался, если в рот попадало. А сейчас что? Посевные? А цены откуда такие? И куда же он, родименький, подевался? Так же и при развале СССР- такой же искусственный дефицит.. А вот при СССР такое возможно было бы? Кто бы на такой сговор пошёл против людей , во имя своего кармана?
Ни кто не хочет отказываться от своего «хлеба с маслом». Путин, конечно, публично грозит нефтяникам, но где он берет деньги на все свои игрушки? (олимпиада, чемпионат мира, универсиада), На все это он заставляет скидываться. Только нормальные законы и их право применение может изменить ситуацию.
Ситуация - из учебника по экономике для старших классов.
Какой-то придурок недавно запретил повышать цены на бензин на внутреннем рынке. А на внешнем рынке цены остались свободным. Вопрос: Куда делся бензин?
Вторая задача: Тот же придурок искусственно снизил доходность производства бензина. И обещал повысить доходность экспорта сырой нефти. Вопрос: Что в ближайшие годы станет с производством бензина в стране?