Можно долго спорить, приводить цитаты из научных трактатов, оперировать мудреными иностранными словечками, но все эти усилия будут напрасны и ни к чему дельному не приведут. К сожалению, рост технологий и современные научные открытия ни на гран не изменили человеческую суть – его моральный облик. Бумажную макулатуру в расчет не принимать! Если провести статистический анализ, то уверен, среднее количество гуманистов, садистов, подонков, циников и других представителей homo sapiens с пещерных времен и до наших дней не изменилось. Естественно, в разных ареалах человеческого обитания, в разное время отдельные участки спектра моральной линейки выражены более ярко или менее. Но общей картины этот разброс не меняет. Скорее всего, сущность человеческой морали - вещь неизменная и является необходимым условием жизнеспособности человеческой общности. Скажем так – саморегулирующие механизмы. Заложены эти особенности в геноме человечества. Как-то в периодической печати я натолкнулся на одну ботаническую загадку. В советское время для улучшения экологии вдоль дорог в городах сажали тополя. Единственным минусом данной полезной деятельности являлся тополиный пух в период цветения этих древ. Аллергия, пожароопасность…Умные ботаны решили высаживать только мужские саженцы. Представляете их конфуз, когда через несколько лет часть деревьев сменила свой пол на противоположный? То есть в системе сработали саморегулирующие механизмы. К чему это я? А к тому, что можно перестрелять всех либералов или коммунистов, запретить эти учения как ересь, заняться воспитанием нового человека в семье и школе. Но, через некоторое время, в человеческом обществе опять появится определенный строго ограниченный слой людей, исповедующих эти идеи. По каким-то причинам Второй закон термодинамики на моральный облик человечества не распространяется. Пока группы человеческих циников не научились с помощью генетической инженерии формировать нужные морально-волевые характеристики человеческого материала, природа будет брать верх. Что будет дальше - этот расклад пока никто официально не просчитывал.
> Можно долго спорить, приводить цитаты из научных трактатов, оперировать мудреными иностранными словечками, но все эти усилия будут напрасны и ни к чему дельному не приведут. К сожалению, рост технологий и современные научные открытия ни на гран не изменили человеческую суть – его моральный облик. quoted1
Человеческая суть - это способность обучаться, а не совершать алгоритмические действия. Моральный облик показывает то, чему люди уже научились и чем они готовы удовлетвориться.
>> Можно долго спорить, приводить цитаты из научных трактатов, оперировать мудреными иностранными словечками, но все эти усилия будут напрасны и ни к чему дельному не приведут. К сожалению, рост технологий и современные научные открытия ни на гран не изменили человеческую суть – его моральный облик. quoted2
> > Человеческая суть - это способность обучаться, а не совершать алгоритмические действия. > Моральный облик показывает то, чему люди уже научились и чем они готовы удовлетвориться. quoted1
Ну и чему они научились в моральном плане хотя бы за последние 2000 лет?
>> Человеческая суть - это способность обучаться, а не совершать алгоритмические действия. >> Моральный облик показывает то, чему люди уже научились и чем они готовы удовлетвориться. quoted2
>Ну и чему они научились в моральном плане хотя бы за последние 2000 лет? quoted1
Научились эффективно использовать то, что есть и облегчать, по возможности, свои задачи.
>> Ну и чему они научились в моральном плане хотя бы за последние 2000 лет? quoted2
> > Научились эффективно использовать то, что есть и облегчать, по возможности, свои задачи. quoted1
Извините, насчет "эффективно" можно поспорить и очень аргументированно. А для облегчения процесса решения задач мораль не нужна. Наоборот, отсутствие морали ускоряет и облегчает решение практически любых жизненных задач.
> Извините, насчет "эффективно" можно поспорить и очень аргументированно. А для облегчения процесса решения задач мораль не нужна. Наоборот, отсутствие морали ускоряет и облегчает решение практически любых жизненных задач. quoted1
Ведь задачи реализуются в социуме, поэтому любой индивид просто вынужден свою мораль подстраивать под общие критерии и нормы поведения данного социума, иначе социум воспримет этого индивида как нечто инородное и опасное для общей системы, примерно такие же принципе действуют даже и у животных в стаях...
>> Извините, насчет "эффективно" можно поспорить и очень аргументированно. А для облегчения процесса решения задач мораль не нужна. Наоборот, отсутствие морали ускоряет и облегчает решение практически любых жизненных задач. quoted2
> > Ведь задачи реализуются в социуме, поэтому любой индивид просто вынужден свою мораль подстраивать под общие критерии и нормы поведения данного социума, иначе социум воспримет этого индивида как нечто инородное и опасное для общей системы, примерно такие же принципе действуют даже и у животных в стаях... quoted1
Извините, мораль подстроить нельзя. Ее можно только мимикрировать. У животных морали нет.
> Ведь задачи реализуются в социуме, поэтому любой индивид просто вынужден свою мораль подстраивать под общие критерии и нормы поведения данного социума, иначе социум воспримет этого индивида как нечто инородное и опасное для общей системы, примерно такие же принципе действуют даже и у животных в стаях... quoted1
Социум неоднороден, у разных групп - своя мораль и свои взгляды на жизнь.
>> Ведь задачи реализуются в социуме, поэтому любой индивид просто вынужден свою мораль подстраивать под общие критерии и нормы поведения данного социума, иначе социум воспримет этого индивида как нечто инородное и опасное для общей системы, примерно такие же принципе действуют даже и у животных в стаях... quoted2
Ну хорошо, заинтриговали. Вываливайте.Определяющий писал(а) в ответ на сообщение:
> философ писал(а) в ответ на сообщение:
>> horusra писал(а) в ответ на сообщение:
>>> Ведь задачи реализуются в социуме, поэтому любой индивид просто вынужден свою мораль подстраивать под общие критерии и нормы поведения данного социума, иначе социум воспримет этого индивида как нечто инородное и опасное для общей системы, примерно такие же принципе действуют даже и у животных в стаях... quoted3
>>> Извините, насчет "эффективно" можно поспорить и очень аргументированно. А для облегчения процесса решения задач мораль не нужна. Наоборот, отсутствие морали ускоряет и облегчает решение практически любых жизненных задач. quoted3
>> >> Ведь задачи реализуются в социуме, поэтому любой индивид просто вынужден свою мораль подстраивать под общие критерии и нормы поведения данного социума, иначе социум воспримет этого индивида как нечто инородное и опасное для общей системы, примерно такие же принципе действуют даже и у животных в стаях... quoted2
>Извините, мораль подстроить нельзя. Ее можно только мимикрировать. У животных морали нет. quoted1
Может мораль меняться, я знаком с бывшими преступниками, которые под воздейстием духовноустремлённых людей изменили свои жизненные приаритеты и их мораль притерпела существенные изменения... допустим если подросток из хорошей семьи попадает в места заключения, то его мораль скорее всего притерпит также существенные изменения, так как инстинкт приспособления один из доминирующих в природе и его внутр. мораль будет меняться соответсвенно окружению. Это категории не философские, а скорее психологические, поэтому для вас мораль это нечто из области высшего сознательного, а для меня как для психолога - мораль -это своего рода средство социального равновесия в группе, для обеспечения общей безопасности... грубо говоря: "мы договариваемся, что нам можно, а что нельзя, чтобы в критический момент не поубивать друг друга, а напрпотив соблюсти обоюдную мораль"... Мораль - это социальный продукт, но и животным он присущ, но в своей примитивной форме. Домашнее животное - это есть в какой то мере - социализированное животное, т.к оно частично усваивает правила поведения установленные человеком. У животных в стаях также присутствует своего рода мораль, ибо в стаи есть вожаки и своя иерархия взаимоотношений...
Чтобы быть человеком, важно увидеть суть человека. Тот идеал, который нужно воплотить в себе самом. Шридрих Вельгельм Иозаф Шеленг (1775 1854 гг. немецкий философ идеалистического толка): «человек в известной степени вырастает когда он познаёт самого себя и свою мощь. Внушите человеку сознание того, что он есть, и он скоро научится быть так же тем, чем он должен быть». Важно отличать применённое слово «познаЁт», от – «познает», т.к. иначе теряется смысл.