В России февраль — похмельный месяц. Продрав глаза и убрав накопившиеся после январских застолий бутылки, россияне задумываются: а нужно ли было столько пить и если не пить, то как это сделать? Пока россиянин бежит в магазин, американец спешит в спортзал. Посмотрим, почему в Америке пьют меньше, пьют ответственнее, пьют здоровее. По данным ВОЗ за 2003 год, в США потребление на одного взрослого (старше 15 лет) человека составило 8,61 литра чистого алкоголя в год. Напомним, что в России оно было значительно выше и составило 18 литров.
По данным ВОЗ, уровень в 8 литров в год — это критическая черта алкоголизации, за которой начинаются болезни и смертность, обусловленная алкоголем. Россияне превысили эту опасную норму вдвое.
Заметно ли это в статистике здравоохранения? Невооруженным глазом! В 2005 году в стране было зарегистрировано 2 348 567 алкоголиков, алкогольные психозы оцениваются в 1654 на 100 тысяч населения (речь идет о белой горячке), причем их число растет от года к году. Увеличивается также потребление “жидкостей двойного назначения”, которые могут служить лечебным целям, а могут потребляться алкоголиками (и таким образом сильно увеличивать реальное потребление алкоголя). Последнее, кстати, невозможно в США. Алкоголь для медицинских целей там тоже есть в аптеках, но он не этиловый, и пить его нельзя. По состоянию на 2002 год, смертность от умышленных повреждений в РФ превышала тот же показатель в США в 4 раза (данные ВОЗ). Эта смертность в значительной степени связана с алкоголем.
Чем объяснить разницу в объемах и способах потребления алкоголя между США и РФ? Тут прежде всего заметна активная и бескомпромиссная политика американского правительства. Попытаемся перечислить некоторые стратегии по ограничению потребления алкоголя в США. Начнем с очевидного.
Возраст законной продажи спиртного в США — 21 год, в РФ — 18 лет. В американских винных магазинах водительские права, на которых указан возраст, спрашивают у всех, кто выглядит моложе 35, а в России отсутствует, как таковая, практика легального подтверждения возраста при покупке спиртного. Между тем исследования среди людей с алкогольной зависимостью в зрелом возрасте показывают, что среди них гораздо больше тех, кто впервые употребил алкоголь очень рано, от 12 до 14 лет. Иными словами, потребление алкоголя в юном возрасте — фактор риска алкоголизации.
Во многих штатах крепкие напитки продаются только в специальных магазинах. Они управляются правительством штата, и, следовательно, их число, расположение и часы работы определяются государством (а не “законами рынка”). Для примера, такие магазины в Мэриленде открываются в 10 утра и закрываются в 9 вечера по будним дням или в 10 вечера по пятницам и субботам. В воскресенье купить крепкий алкоголь в магазинах нельзя ни за какие деньги. Пиво и вино продается и в обычных (негосударственных) магазинах, но нужно покупать у государства довольно дорогостоящую лицензию, которая не по карману небольшим магазинам.
Питье спиртных напитков в публичных местах запрещено законом. Человек, вышедший на улицу с бутылкой пива, рискует получить крупный (сотни долларов) штраф от первого же полицейского. (Заметим, что бутылка в знаменитом сером бумажном пакете для полицейского становится “невидимой”.)
Общеизвестно, что в американских городах плохо развит или вовсе отсутствует публичный транспорт. К большинству жилых домов в Америке можно добраться только на машине. Что это означает? Пьяный человек просто не может доехать до дома, если он не хочет нарушать закон. Пьяного водителя, остановленного полицейскими, ожидает штраф в несколько тысяч долларов, хождение на исправительные курсы и самое страшное — временное лишение водительских прав, что для многих означает потерю работы. Полиции на дорогах много, и она останавливает водителей, чьи машины “гуляют” по дороге. В городах полицейские устраивают рейды и проверяют все машины, выезжающие из района с ресторанами и барами. Рейды особенно часты по праздникам. Таким образом, у человека есть выбор: не пить в баре или ехать пьяным со всеми рисками. Риски эти очень велики, и выбор для большинства всегда в пользу трезвости.
Добавлю сюда еще одну подробность. В американских городах действует зонирование, согласно которому открыть питейное заведение в жилом районе нельзя по закону. Таким образом, до бара или винного магазина большинству американцев, живущих в пригородах, а не в центре, как в Европе, не дойти пешком. Причем это означает не только то, что пьяному человеку не добраться домой из бара, но и то, что пьющие дома не могут купить добавочные бутылки, если уже начали пить.
Обращает на себя внимание американская система мер и понятий, связанных с алкоголем. Она существенно отличается от российской. Основной алкогольный напиток в США — пиво. Его продают в бутылках по 0,33 литра. В одной упаковке 6, 12 или 24 бутылки. Что это дает по сравнению с российскими пивными бутылками по 0,5 литра и отсутствием в широком употреблении упаковок? Пьющие всегда считают на бутылки: “выпил шесть бутылок пива”. В Америке это примерно 2 литра, а в России уже 3. Упаковки по 6 бутылок в США наиболее популярны. Они и задают норму: 2 литра пива — это достаточно, вторая упаковка из шести бутылок или 12-бутылочная сразу — это уже “следующий уровень”, на который далеко не всякий человек перейдет. Причем крепкое пиво имеет в США отдельное название и продается на отдельных полках в магазине. В России нормы не подразумевается: можно взять четыре бутылки пива, а можно 8 крепкого на человека. Они стоят в магазинах ровными рядами, как патроны в пулеметной ленте. Результат? Смотри цифры реального потребления алкоголя в РФ.
В американском обиходе существует такое понятие “напиток” (drink). Его алкогольный эквивалент известен всем, живущим в Америке, так как он подробно обсуждается в материалах для экзамена на водительские права (в США они есть практически у всех). Напиток — это пинта пива, бокал вина или рюмка крепких напитков. Официально закрепленное содержание алкоголя в одном напитке — 13,7 грамма этилового спирта. Также широко известна норма, при которой можно легально садиться за руль: не более двух напитков для взрослого мужчины среднего (по американским меркам) веса и без осложняющих факторов (болезни, психотропные препараты и т. д.). Такое количество создает концентрацию алкоголя в крови, близкую к 0,08 промилле, которая и составляет предельно допустимую за рулем.
Примечательно, что та же норма, два напитка, только в день, составляет именно ту границу, за которой для пьющего возникает риск для здоровья. Сколько человек в России знает о существовании такой нормы? А в Америке каждый заучивает “два напитка” при получении прав. Пусть это не совсем та же норма, но сама эта цифра — два напитка — остается прочно в памяти всех американцев, как и фраза “пейте ответственно”. Она постоянно произносится по радио и ТВ и вошла в обиход. Для сравнения: стоит послушать любую популярную радиостанцию в РФ или посмотреть любой телеканал, чтобы услышать романтизацию пьянства и увидеть сцены алкогольных излишеств. Все это валится прямиком в подсознание аудитории и разрушает психологические барьеры на пути к алкоголизации.
Все это меры, предпринимаемые американским правительством на деле, а не декларативно направленные на удержание потребления алкоголя. Но многое зависит и от взглядов людей. В рамках современных российских норм поведения нетвердо стоящий на ногах человек, ползущий “бухарик” или валяющийся на дороге алкоголик не вызывает осуждения. Более того, у многих он вызывает сочувствие. Психологический механизм тут простой: людям подсознательно комфортно видеть взрослого мужчину (как правило), превратившегося в насекомое. Такое зрелище дает им ощущение власти и превосходства, которое по-другому они никогда не испытывают. Этот деструктивный механизм один из тех, что создает в нашем обществе культ слабости и беспомощности.
Совсем иная ситуация в американском обществе. В нем доминирует культ силы и самодостаточности. Человек, не имеющий возможности защитить себя на улице, в Америке это прежде всего низко падший человек. Для него нет сострадания, он становится объектом презрения. Это вовсе не значит, что в американском обществе вовсе нет сострадания и сочувствия. Они направлены там прежде всего на тех, кто прилагает усилия для преодоления трудностей, и тех, кому не повезло в жизни. Например, в каждом автобусе и каждом публичном здании есть приспособления для доступа инвалидов в колясках. А вот валяющемуся на дороге алкоголику никто сочувствовать не будет. Да они практически и не валяются на американских улицах. Вот готовый рецепт, для которого не нужно ждать мер правительства: снисхождение и сострадание к алкоголикам аморально и разрушительно.
С низким потреблением алкоголя в США связан и культ силы и здоровья, поддерживаемый в обществе. Назовем некоторые из блоков, его составляющих. Американские национальные (читай – массовые) виды спорта — это бейсбол, американский футбол и баскетбол. Во-первых, бросается в глаза, что первые два вида спорта фактически исключительно американские. Они развиты только в Америке и идеально подходят для ее теплого климата и огромной слабозаселенной территории. Те, кто проводит спортивную политику в Америке, выбирали эти виды спорта не случайно. В них американцы заведомо имели преимущество перед всеми другими, и, кроме того, эти виды можно было легко сделать массовыми. Каковыми они и стали: в Америке нет городка без бейсбольного стадиона и трудно найти колледж, в котором не играли бы в американский футбол. Баскетбольные площадки или просто кольца есть в каждой школе, их много в парках и во дворах домов.
Посмотрим, что происходит, когда по американскому ТВ показывают национальный чемпионат по баскетболу, например. Те, кто смотрит эти игры, имеют возможность после завершения матча выйти на улицу и сразу же начать играть. В этой дворовой игре уже не суператлеты, а обычные люди получают возможность помериться силами и заслужить свою маленькую славу в кругу товарищей и привлечь на свою сторону симпатии подруг. Значит, национальные американские виды спорта помогают выстроить иерархию, основанную на физических достоинствах. Не важно, что это лишь физические достоинства в этом случае. Тот же принцип будет перенесен людьми и в другие области. “Побеждает сильнейший” — вот что играет роль в этом случае. Элитный спорт, таким образом, работает на создание здоровой конкуренции в обществе, а не на потребление пива.
Что мешает людям в России жить по тем же нормам? Помимо отсутствия продуманных антиалкогольной и спортивной политик государства только инфантильность и отсутствие воли к жизни. С них и надо начинать.
Дмитрий Крылов
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
> Обращает на себя внимание американская система мер и понятий, связанных с алкоголем. Пьющие всегда считают на бутылки: “выпил шесть бутылок пива”. В Америке это примерно 2 литра, а в России уже 3. > quoted1
Митька Крылов явный засланец, иначе бы знал, что по-российским меркам "сколько водки ни бери, всё равно два раза бегать".