Отгремели сентябрьские фанфары по случаю начала учебного года в школах и вузах России. Телеящики с размахом показали, как первые лица государства, а вслед за ними и губернские чиновники ринулись в школы, сладкоречиво пели хвалу в честь достижений и инноваций в области образования народа России. Об этом публикация в газете «Советская Россия».
Смотрел эти наигранные картинки, а на душе, как говорят, кошки скребли. Хотелось воскликнуть: «Доколе вы будете заниматься словесной трескотней? Спуститесь ли когда-нибудь на грешную землю, увидите ли результаты того, что натворили и продолжаете творить? За потемкинскими деревнями увидите ли разруху и разграбление того, что создавалось до вас в области народного образования?» Поймите эту боль души, ведь за моими плечами 40 лет труда на благо Отечества, из этих лет 23 года отданы работе в системе профессионального и народного образования – руководил четырьмя ПТУ, два из них сам строил; участвовал в строительстве и оснащении пяти комплексов средних школ, на 1000 учащихся каждая; создавал и организовывал работу двух межшкольных учебно-производственных комбинатов, на 800 учащихся каждая. И вот сенсация! Не кто-нибудь, а сам Госсовет РФ вдруг озаботился развитием профессионального образования. И президент, и губернаторы – нынешние и бывшие, и олигархи – все воспылали любовью к профтехучилищам. А президент не удержался и рассказал байку о том, как он однажды посещал профтехучилище. Его, видите ли, удивило, что в училище пришел человек с высшим образованием, который на вопрос президента ответил: «У меня есть высшее образование, но оно мне не нужно. Окончу это училище и буду деньги хорошие получать». Ответ многозначительный, есть, над чем задуматься. Не мешало бы взглянуть попристальней на то, что власть сотворила с системой профессионального образования, которую в основном уничтожила и продолжает добивать с легкой руки болонца Фурсенко. Позволю себе приоткрыть завесу в этом деле. Несколько десятилетий назад мне пришлось лично встречаться с министром Ф.Б.Якубовским, возглавлявшим тогда «Минмонтажспецстрой» СССР. Я из далекой оренбургской глубинки приехал просить денег на строительство комплекса профтехучилища. Чтобы попасть к министру на прием, я затратил всего 30 минут. Вот это был человек государственного масштаба! Не то что нынешние продавцы мебели, кардиологи и бухгалтеры в правительственных кабинетах. Якубовский был хозяйственником большого масштаба, постоянно заботящимся о подготовке кадров для своих подразделений. Не случайно на базе трестов и других подразделений министерства работало 170 профтехучилищ во всех уголках СССР. Министерство и тресты укрепляли учебно-материальную базу училищ, обеспечивали их материалами для учебных целей, помогали финансами на организацию воспитательной работы. Лично министр регулярно встречался в Москве с директорами профтехучилищ, выслушивал их просьбы и оперативно принимал по ним решения. На двух таких приемах посчастливилось и мне побывать. И вот уже с 1 сентября 1968 года в г. Новотроицке открылось среднее профтехучилище №34, объединившее коллективы двух профтехучилищ, готовивших кадры монтажников для трестов «Стальмонтаж», «Востокметаллургмонтаж», «Уралэлектромонтаж» и «Башсантехмонтаж». Обучались монтажному делу в ГПТУ 750 юношей и девушек. За короткий срок с помощью базовых предприятий в училище была создана крепкая база. Все кабинеты были полностью укомплектованы учебно-наглядными пособиями, оснащены аппаратурой для демонстрации учебных кинофильмов, слайдов. В учебных целях использовалась купленная и смонтированная своими силами телевизионная установка с 12 камерами. В одном из холлов учебного корпуса была развернута «малая Третьяковка», где проводились уроки эстетического воспитания. Учебные мастерские были укомплектованы новым оборудованием и станками. Нашей гордостью была мастерская сварщиков. В ней было оборудовано рабочее место мастера с использованием телекамер, двухсторонней громкоговорящей связи. Для испытания качества швов имелись рентгенустановка, станки для испытания сварочных швов на изгиб и разрыв. Учебно-материальная база позволяла давать прочные профессиональные знания и навыки. На выпускных экзаменах учащиеся получали высокие разряды и законченное среднее образование. В период обучения наши воспитанники успешно трудились на объектах Орско-Халиловского меткомбината, Гайского ГОКа, Ириклинской ГРЭС, на промышленных объектах в Самаре, Уфе, Ульяновске. С 1973 г. училище выполняло заказ министерства по подготовке кадров для «Загранстроймонтажа» с обязательным знанием иностранного языка. Особенно гордились мы тем, что наши воспитанники в составе венгерской фирмы «Феммукаш» трудились на возведении в Москве здания Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В училище были созданы очень хорошие условия для духовного роста учащихся. Гордостью училища был ансамбль песни и танца, в котором выступали 120 учащихся из 750. Много лет подряд наш ансамбль занимал первое место в областных смотрах. Он ежегодно выезжал в Оренбург с отчетными концертами, выступая на сценах Дворцов культуры и театров. С достижениями ансамбля училища имели возможность познакомиться и в Свердловской области. Кроме этого ансамбля в училище работали ансамбль баянистов (15 чел.), любительская киностудия, спортивные секции. Я подробно рассказал о ГПТУ №34 для того, чтобы показать, что сотворили с этим коллективом вандалы из минобрнауки РФ. Ведь на базе этого училища (повторяю: в далекой глубинке от Москвы) республиканский комитет по профтехобразованию проводил семинары начальников областных управлений всей России, технических инспекторов областных управлений. Значит, было что показать и посмотреть.
Судьба сложилась так, что после долгих лет отсутствия я в середине августа 2010 г. вновь побывал в Новотроицке. Естественно, меня потянуло в первую очередь в родное ГПТУ №34, которому отдал в свое время душу и 10 лет труда. И что увидел? Училище исчезло – нет его! Собственно, здания пока сохранились, а вот то, что в них было и о чем я рассказал выше, пропало, растворилось как дым. Все растащено, разграблено. Изуверы-реформаторы сгубили его. Та же участь постигла ГПТУ №15, готовившее кадры для металлургического комбината. Его руководителям – а за годы реформаторства они поменялись не раз – кадры не нужны. У них одна забота: за счет эксплуатации еще сохранившихся работников как можно больше набить свои карманы. Исчезло и городское ГПТУ №27, готовившее кадры строителей для треста «Новотроицкметаллургстрой». Стерли с лица земли ГПТУ №28, поставлявшее специалистов для системы бытового обслуживания. Так поработали варвары-реформаторы только в одном, отдельно взятом городе. А по стране? После Оренбуржья судьба забросила меня в Курганскую область, где отдал профтехобразованию 8 лет. Как и в Новотроицке, в Кургане пришлось начинать со строительства комплекса ГПТУ №2, затем несколько лет возглавлять его. Затем в силу сложившихся обстоятельств областным управлением профтехобразования был переведен на должность директора среднего ГПТУ №14, в котором наряду с нашими учащимися обучались еще и граждане Монголии. И тут меня ждала та же драматическая картина, что и в Оренбуржье. Первым попало под нож «реформаторов» ГПТУ №14, имевшее лучшие по оснащенности оборудованием мастерские в г. Кургане. Причина гибели училища весьма банальна: понадобились дополнительные площади для Курганского университета. А на то, что остались без базы для пополнения рабочими кадрами находящиеся буквально через дорогу заводы «Химмаш», «Арматурный» (базовые предприятия училища) и «Корвет», на это властям было наплевать. Подобная судьба постигла и ГПТУ№30, готовившее кадры для «Курганмашзавода», где собирались лучшие в мире БМП-3. Приказало долго жить ГПТУ №34, поставлявшее кадры для автобусного завода. Захирело и ГПУ №2 – поставщик кадров для завода колесных тягачей. Не нужны России собственные мощные тягачи. Лучше купим их за бугром. Громадные цехи завода молчат. Многие зияют пустыми окнами, в других открыты торговые центры. В общем, все, как и повсюду в многострадальной России. И вот на фоне такого дикого варварства по уничтожению системы подготовки квалифицированных рабочих вдруг рождается мысль о развитии профессионального образования в России. А что развивать-то, ведь почти все порушено и разграблено?! Сегодня надо говорить не о развитии, а о возрождении системы трудовых резервов. Причем делаться это должно в тесной увязке с возрождением промышленных предприятий. Если ее не будет на деле, то разговоры о развитии системы окажутся в очередной раз пустой болтовней. Странными кажутся и пути развития системы, предлагаемые президентом. На Госсовете он заявил: «…Эта работа не должна быть тупой. Для популяризации рабочих профессий все средства хороши. Но – умные средства». Одним из таких средств он считает региональные программы развития профтехобразования. Ох, уж эти программы, сколько их есть и сколько еще будет! Власти на местах у нас даже очень послушные. Раз сказал президент, то и айда вперед, не думая ни о чем. Вот только один пример такой свежей умной программы. В интервью газете «МК-Урал» (01.09.2010 г.) начальник Главного управления народного образования Курганской области Б.Куган сказал следующее: «За по- следние 10 лет впервые происходят серьезные структурные изменения в системе профобразования. Уже в сентябре 2010 г. будет принят новый закон «Об образовании», который, вступив в силу, принесет кардинальные изменения». «Во-первых, из профессионального обучения будут исключены общеобразовательные дисциплины». Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Долой гуманитарную подготовку! Прощайте, средние профтехучилища! Да здравствует возврат к системе ФЗО! Вот это «по-умному»! Только как же можно совместить труд рабочего без среднего образования с неуемно рекламируемыми инновационными системами в производстве? Нестыковочка, господа горе-реформаторы, не ту арию поете. «Во-вторых, государство гарантирует бесплатное профессиональное обучение в рамках школьной программы». Ну чушь, бред какой-то! На какой же базе будет осуществляться это бесплатное профессиональное обучение? В кабинетах домоводства и примитивных слесарных мастерских? Не смешите! В связи с этой глупостью хочу остановиться еще на одном моменте из деяний разрушителей системы образования.
В свое время школьная жизнь привела к необходимости создания новых форм трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Одной из таких форм стали межшкольные учебно-производственные комбинаты. В их составе формировались 10–15 профилей обучения, за каждым из них закреплялось базовое предприятие. Они помогали создавать и укреплять учебно-материальную базу, помогали материалами, выделяли специалистов для обучения школьников. После двух лет обучения школьники получали соответствующий документ, а желающие сдать экзамен по изучаемой профессии получали еще документ о присвоении квалификационного разряда. Начавшиеся губительные реформы в образовании угробили и эту форму профподготовки и профориентации учащихся. А теперь пытаются убедить нас в том, что школа в рамках учебной программы способна так же, как МУПК, бесплатно обучить профессии. В какое время? Во время уроков труда по расписанию. Все это не что иное как маниловщина, и ничего более, – результат перестроечного зуда новоявленных реформаторов. Еще один весьма привлекательный момент заседания Госсовета. Президент с какой-то робостью заговорил о необходимости участия бизнеса в развитии системы профобразования, просил их подключиться к этому делу. А чего тут деликатничать-то? Ведь в квалифицированных рабочих нуждаются в первую очередь владельцы заводов, газет, пароходов. Надо твердо сказать им: раскошеливайтесь! Но раскошеливаться могут только патриоты России. Хочу привести один весьма показательный пример из истории. Выше я уже говорил о ГПТУ №2 Кургана. Оно является наследником и продолжателем доброй инициативы, родившейся в далеком 1911 году. Именно тогда в Кургане супруги купцы Березины на свои деньги открыли и содержали вплоть до 1917 г. «низшую ремесленную школу». В ней обучались 72 человека – дети из низших слоев общества, которые получали профессию токаря и слесаря. Вот это пример истинного патриотизма! Есть ли такие среди наших олигархов, обладающих куда большими деньгами, чем были у Березиных? Не видно таких. У абрамовичей, прохоровых, дерипасок, лисиных и других совершенно иные запросы и стремления: яхты, самолеты, куршавели, фабержевские яйца и т.п. Удивляют также слова главного разрушителя системы образования болонца Фурсенко: «ПТУ не должны превращаться в камеры хранения для трудных подростков». А как вы думаете поступать с 2 миллионами детей (эту цифру называет пресса), которые не посещают школу, бродяжничают? А ведь к их нынешнему положению и вы приложили свои руки. Одно исчезновение более 20 тысяч школ говорит само за себя. Убедительно прозвучали на Госсовете следующие слова президента: «Без радикального улучшения профобразования никакая модернизация у нас не получится, и мы будем жить в технологически отсталом обществе». Что ж, слова сказаны, теперь пора браться за дело, и незамедлительно. Тем более что для этого есть хороший повод. Только что, в октябре, мы отметили 70-летие со дня образования в СССР системы трудовых резервов. Так приурочьте к этому указ о восстановлении в России системы подготовки кадров для промышленности и строительства! Как вы его назовете – не суть важно. Главное, чтобы это образование было самостоятельным государственным объектом, подчиненным правительству. Ни в коем случае к этому нельзя допускать разрушителя Фурсенко – он все загубит. Надо восстановить систему базовых предприятий профтехучилищ, установить их роль в создании учебно-материальной базы училищ. Училище должно на деле стать своего рода структурным подразделением предприятия. Тогда сам по себе решится вопрос, каких специалистов надо готовить в училищах. Твердо, законодательно установить участие олигархов в финансировании профобразования. Ведь все выпускники в конечном счете идут на принадлежащие им предприятия. Хватит преклоняться перед ними, как перед священной коровой! Ведь они живут в России, живут за счет эксплуатации россиян. Поэтому должны раскошелиться на обустройство России. Восстановить в школьном образовании систему межшкольных учебно-производственных комбинатов как важное звено трудового воспитания и профориентации учащихся. Сделать все это можно только при условии наличия воли президента и действительной заботы власти о российском народе. Но вот вопрос: есть ли эта воля и забота? П.К.КУЗНЕЦОВ, ветеран труда. г. Асбест, Свердловская область.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
> Отчего вдруг Госсовет озаботился развитием профтехобразования? quoted1
Вообще то я, действительно, был доволен что на это обратили внимание. Писал, что менеджеров, пруд пруди, а гвоздя забить некому. Наконец то! \"Обращением внимания\" все и закончилось?
\"...Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома, вряд ли поймёт того, кто учился в спецшколе...\" Профессорский сынок - мажор, не известно как поступивший на юрфак ЛГУ без двух обязательных лет стажа, случайно заглянул в \"люк в жизнь\" и потёр об этом с бывшими братками...
> Е до р а сы и путиноиды это тема для вас. Жду откликов. quoted1
Статейка -полный бред.
потому как:
1. полный идиотизм заставлять владельцев производст содержать ещё и какое то училище. Бизнес значит должен платить за обучение - а те кого обучили повернуться и уйдут к конкуренту, класс. А если обязывать обучающихся работать только на этом предприятии - то это уже крепостное право. 2. Бизнес должен платить налоги - а уж государство должно создавать ПТУ и пр. Предположим что бизнес заставят создавать ПТУ - что получиться? А получиться простая вещь - те кто работает на заводе (часть бизнеса) - должны будут фактически отдавать часть своих зарплат на это ПТУ. Т.е. я простой токарь вынужден буду работать - но часть заработанного отдавать на неизвестно что, а будет ли мне смена и вобще будут ли выпускники ПТУ работать по специальности НИКТО не скажет. 3. Ну ладно если завод скажем частный - там хоть какие то деньги есть. А как быть с заводами в которых от 50 до 99% акций пренадлежит государству. Они на что содержать должны ПТУ? Не прощи ле государству просто создать ПТУ без участия заводов - так и расходы на это контралировать легче. 4. А на частных заводах кстати есть профтехобразование. Там и английскому учат - потому как необходим и на стажировки посылают, в том числе и заграницу. И учат тому с чем человек непосредственно работает. Ну скажем стоит у Вас на заводе автомат BOSH - так зачем вам изучать автомат другой компании (а их вобще то сотни)? Вам нужен имнно BOSH. Если есть в сотаве линии контроллеры Siemens и датчики Sick - то зачем вам AlanBredley?
> 4. А на частных заводах кстати есть профтехобразование. Там и английскому учат - потому как необходим и на стажировки посылают, в том числе и заграницу. quoted1
>> 1. полный идиотизм заставлять владельцев производст содержать ещё и какое то училище quoted2
> > jononix писал(а) в ответ на сообщение: >
>> 4. А на частных заводах кстати есть профтехобразование. Там и английскому учат - потому как необходим и на стажировки посылают, в том числе и заграницу. quoted2
>
> Ну,ну.jononix писал(а) в ответ на сообщение: >
>> . Бизнес должен платить налоги - а уж государство должно создавать ПТУ quoted2
> > Правильно! А кто с этим спорит? Так ни хрена не делается. Бла. бла, А воз и ныне там quoted1
С этим спорят и ещё как. Нпример автор статьи и автор этой темы.
Опять требуют от стоматолога, что бы он поле вспахал.
Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников полной народной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течении 3 лет по 6 - 8 часов в неделю. Программа обучения в этих школах узкопрофессиональна, учащиеся получают в основном знания, связанные с их специальностью.
А если запретить нанимать на работу рабочих-эмигрантов и ориентировать только свои внутренние людские резервы. Быстро ли при таких условиях возникнут ПТУ в необходимом количестве? Административным порядком созданные ПТУ дадут мало эффекта. Они будут, но незнамо сколько и незнамо какого качества. На кой черт нам куча посредственных рабочих с дипломами? Нужно создавать условия, чтобы обучение было выгодным будущему работодателю. Есть же у нас специалисты по рынку труда, пусть напрягут свои последние мозги.
В некоторых профессиональных школах есть общеобразовательные классы, окончание которых дают право на поступление в профессиональные школы повышенного типа.
>> Нет - он призывает законодательно \"раскошелиться бизнесменов\"Если бы он призывал государство выделить на это деньги - но ему этого мало. quoted2
> > Конечно мало. Есть специальности, которым не обучиться на производстве. Не пойму, что Вас возмущает? quoted1
Смущает источник финансирования.
Если я владелец заводика - я НЕ ДОЛЖН думать о том, как создать ПТУ и темболее платить за это создание. У меня и своей головной боли хватает. О ПТУ должено думать государство и создавать их и оплачивать. Я всего лишь плачу налоги и все.
А автор статьи убежден в обратном - я должен и платить и создавать, да ещё такое ПТУ по его мнению, должно быть структурным подразделением моего заводика. Вот это и смущает.