Что такое государство, его роль в жизни человека? Что такое демократия и свобода? Эти и другие понятия все время нам навязывают как образец западного образа жизни. А что говорили об этом классики Марксизма - Ленинизма?
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Выступление на пленарном заседании мирового политического форума «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности» Президент России Медведев Д. А.
Думаю, для всех нас имеет практическое значение Декларация тысячелетия Организации Объединённых Наций, в которой сказано: «Мы не пожалеем сил для поощрения демократии и укрепления правопорядка, а также для обеспечения всех международно признанных прав человека».
Россия, вне всякого сомнения, является демократией. В России есть демократия. Да, она молодая, незрелая, несовершенная, неопытная, но это всё-таки демократия. Мы в самом начале пути. И в этом плане нам есть над чем работать. Но мы свободны.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию своё мнение о том, каким критериям должно соответствовать государство XXI века. Иными словами, каковы могут быть универсальные стандарты демократии?
Я назову пять требований, которые считаю основными.
Во-первых, это правовое воплощение гуманистических ценностей и идеалов.
Вторым стандартом считаю способность государства обеспечивать и поддерживать высокий уровень технологического развития.
Третий стандарт – это способность демократического государства защищать своих граждан от посягательств со стороны преступных сообществ. Демократия должна эффективно и в полной мере исполнять самые разные функции, включая полицейские функции.
Четвёртой отличительной особенностью демократии является, на мой взгляд, высокий уровень культуры, образования, средств коммуникации и обмена информацией. А низкий уровень культуры и сопутствующие ему нетерпимость, безответственность, агрессивность разрушают демократию. Именно свобода слова, свобода собраний и митингов реализуются на практике в чётко установленных правовых границах. Так и должно быть на будущее.
И, наконец, пятый стандарт демократии – убеждённость граждан в том, что они живут в демократическом государстве. Но демократия начинается только в том случае, если гражданин скажет сам себе: я свободен.
Говорить о чистой демократии, о демократии вообще, о равенстве, о свободе, о всенародности, когда рабочие и все трудящиеся голодны, раздеты, разорены, измучены не только капиталистическим наемным рабством, но и 4-летней грабительской войной, а капиталисты и спекулянты продолжают владеть своей награбленною \"собственностью\" и \"готовым\" аппаратом государственной власти, это значит издеваться над трудящимися и эксплуатируемыми. Это значит бить в лицо основным истинам марксизма, который учил рабочих: вы должны использовать буржуазную демократию, как громадный исторический прогресс по сравнению с феодализмом, но ни на минуту не забывайте буржуазный характер этой \"демократии\", ее исторической условности и ограниченности, не разделяйте \"суеверной веры\" в \"государство\", не забывайте, что государство и при самой демократической республике, а не только при монархии, есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим.
Буржуазия вынуждена лицемерить и называть \"общенародной властью\" или демократией вообще, или чистой демократией (буржуазную) демократическую республику, на деле представляющую из себя диктатуру буржуазии, диктатуру эксплуататоров над трудящимися массами. Шейдеманы и Каутские, Аустерлицы и Реннеры (теперь, к сожалению, при помощи Фридриха Адлера) поддерживают эту ложь и это лицемерие. А марксисты, коммунисты, разоблачают его и говорят рабочим и трудящимся массам прямую и открытую правду: на деле демократическая республика, учредительное собрание, всенародные выборы и т. п. есть диктатура буржуазии, и для освобождения труда от ига капитала нет иного пути, как смена этой диктатуры диктатурой пролетариата. Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала, от лжи, фальши, лицемерия буржуазной демократии, этой демократии для богатых, в состоянии установить демократию для бедных, т. е. сделать блага демократии, доступными фактически для рабочих и беднейших крестьян, тогда как теперь (даже и при самой демократической - буржуазной - республике) эти блага демократии фактически недоступны громадному большинству трудящихся.
Напечатано в газете \"Правда\" N_2, 3 января 1919 года. В. И. Ленин