Правила форума | ЧаВо | Группы

Внутренняя политика России

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

«ЭНЕРГИЯ-БУРАН» 20 лет спустя

Artem_01
34 1327 23:18 13.06.2010
   Рейтинг темы: +0
  Artem_01
Artem_01


Сообщений: 12397
Создание МКС стало самой масштабной программой в истории отечественной космонавтики. Кооперация исполнителей насчитывала свыше 1200 предприятий и организаций почти 70 министерств и ведомств СССР, были задействованы крупные научные и производственные центры страны. Всего над МКС «Энергия – Буран» в течение более 18 лет работало свыше миллиона человек, общие расходы на программу превысили 16 млрд рублей.

Создание МКС стало самой масштабной программой в истории отечественной космонавтики. Кооперация исполнителей насчитывала свыше 1200 предприятий и организаций почти 70 министерств и ведомств СССР, были задействованы крупные научные и производственные центры страны. Всего над МКС «Энергия – Буран» в течение более 18 лет работало свыше миллиона человек, общие расходы на программу превысили 16 млрд рублей.

Необходимость создания МКС «Энергия – Буран» была обусловлена, с одной стороны, вопросами престижа и политическими целями по сохранению ведущего положения СССР в освоении космического пространства, а с другой – необходимостью исключения возможной агрессии с использованием космического пространства, обусловленной появлением многоразовой транспортной космической системы «Спейс Шаттл» – принципиально нового технического средства доставки на околоземные орбиты и возвращения на Землю различных грузов значительной массы.

Сам орбитальный корабль «Буран», ради которого и создавалась вся космическая система, был изготовлен, разумеется, с помощью многочисленных смежников на Тушинском машиностроительном заводе, который в эти дни отмечает 20-летие первого полета «Бурана» в космос.
Наш сегодняшний собеседник – непосредственный участник создания «Бурана», заместитель генерального директора Тушинского машиностроительного завода, академик Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Михаил ГОФИН. И наша беседа с ним – не только воспоминания о тех далеких уже годах, но и размышления о сегодняшнем положении дел в отечественной космонавтике и о ее будущем.

15 ноября 1988 года многоразовый космический корабль «Буран» стартовал в небо с Байконура и через 209 минут, совершив два витка вокруг Земли, в автоматическом режиме совершил посадку на космодроме.
Прошедшие с того знаменательного дня 20 лет позволяют оценить и осмыслить ту грандиозную работу, которая была проделана предприятиями и организациями ракетно-космической промышленности и смежных отраслей народного хозяйства при создании многоразовой космической системы (МКС) «Энергия – Буран».


- Для начала, Михаил Яковлевич, я бы попросил вас в общих чертах напомнить читателям, что представляет из себя МКС «Энергия – Буран».

- Многоразовая космическая система «Энергия Буран» состоит из ракеты-носителя и орбитального корабля. Ракета-носитель имеет центральный блок и четыре «боковушки» (они все жидкостно-реактивные). При выведении совместно работают центральная ракета и четыре боковых. Эти боковые ракеты после завершения своей работы сбрасываются и спускаются на парашютах. А центральный блок выводит орбитальный корабль практически на орбиту. На высоте более 80 км они разделяются, ракета сгорает, а орбитальный корабль доводится на орбиту своими двигателями.

Космический корабль снабжен двигателями маневрирования на орбите – носовыми и хвостовыми. Это характеристика системы в общих чертах.

- Какова высота орбиты «Бурана»?

- От 150 до 300 км. Он вращается с первой космической скоростью порядка 7,9 км/сек.

- И что в этом корабле можно разместить?

- У него есть отсек полезного груза длиной 18 метров и шириной около 6 метров. Через створки – по 4 с каждой стороны -в грузовой отсек можно поместить большой груз, начиная от лазерной пушки и кончая блоками больших орбитальных станций.

- Сколько же груза на орбиту может взять «Буран»?

- Общий вес МКС 100 тонн, а полезного груза он может взять 30 тонн и более 20 тонн возвратить с орбиты.

- Для сравнения: сколько сейчас выводится груза на орбиту в разных других системах?

- Значительно меньше. Сегодняшние спутники берут от 4 до 18–20 тонн максимум. Обычные ракеты – «не Протоны» – выводят на орбиту порядка 8 тонн. Но дело еще и в том, что ни одна из существующих систем не может ничего вернуть назад с орбиты. А с использованием «Бурана» открываются широкие возможности – инспекция, ремонт на орбите, перехват, разведка и еще многие вещи, которые ныне невозможны.

– То есть сейчас из космоса на Землю можно возвратить только людей и какие-то документы?

- И еще какой-то инструментарий. Все в пределах десятков килограммов, но далеко не 20 тонн. Дело в том, что большие спутники, выводимые на орбиту, стоят миллиарды рублей. У какого-то из них может выйти из строя один элемент. В результате мы получаем брошенные зря деньги. МКС может вернуть спутник на Землю для ремонта и нового запуска или позволит отремонтировать его на орбите.

– Тот единственный «Буран», который 20 лет назад был запущен в космос и вернулся на Землю, мог еще поработать, поскольку вся система носит название многоразовой. Каков ресурс корабля, заложенный по проекту?

«Буран» мог выйти на орбиту и вернуться обратно 100 раз.

– И его обшивка должна при таком многократном использовании выдерживать воздействие высоких температур? У нас ведь есть пример трагедии с американскими космонавтами.

- Все наши испытания показывали, что «Буран» не должен сгореть. В первом полете он потерял всего лишь 7 плиток из примерно 40 тысяч, которые использовались для теплозащиты корабля. Мы считаем это своим достижением, поскольку у американцев в первом полете было повреждено более 200 штук. Но, правда, мы «Буран» делали позже, чем американцы, поэтому, видимо, чуть получше у нас получилось.

– Мы после первого и последнего запуска «Бурана» свои работы остановили, а США продолжают работать с подобными системами. Как там у них дела, и далеко ли они ушли вперед?

- В свое время в США был парк из 5 самолетов различных модификаций. «Челленджер» и «Колумбия», как мы знаем, к глубокому сожалению, погибли. Сегодня там практически продолжают эксплуатировать две машины. Но темп вначале был предусмотрен в два пуска в месяц, а сейчас два пуска приходится на год, иногда на полгода.

- У нас же такая программа еще при прежней власти была заморожена, а после распада Союза и космодром оказался в другом государстве.

- Очень важная характеристика, коль уж мы начали сравнивать наш «Буран» с американскими системами, – стоимость выведения одного килограмма полезного груза на орбиту. У них – от 22 до 25 тысяч долларов. У нас на «Буране» она была примерно около 16 тысяч. Но я считаю, что это не столько за счет каких-то выдающихся технических достижений, сколько за счет того, что наша зарплата была поменьше. Но все равно дешевле.

– Но были, видимо, у нас и еще какие-то реальные достижения по сравнению с американцами?

Разумеется. Впервые в мире мы осуществили автоматическую посадку орбитального корабля.

– У них до сих пор корабли с орбиты возвращают пилоты?

- Да. Хотя, насколько мне известно, через 7–8 лет после нас, несмотря на дубляж пилота, они, вроде бы, осуществили автоматическую посадку. А при полете «Бурана» американцы очень сильно удивлялись и считали колоссальным достижением при нашей электронике такой результат.

– Помню, где-то я читал интервью с известным летчиком-испытателем Магометом Толбоевым, сопровождавшим на истребителе «Буран» при посадке. Он сказал, что в какой-то момент потерял из поля зрения космический корабль и вновь увидел его уже на посадочной полосе.

- Да, было дело. У «Бурана» все мозги – электронные. Он сделал непредсказуемый, на первый взгляд, вираж, ушел в другую сторону, потому что был очень сильный ветер. По этой причине вообще пускать такую машину было очень рискованно, и все прошло на пределе возможностей. Мы боялись, что боковой ветер может сломать киль. Но электроника, к счастью, все скорректировала, и корабль в результате сел в полуметре от осевой полосы и в пяти метрах от расчетной точки. Даже человек не в состоянии посадить такой огромный корабль с подобной точностью.

Кроме автоматической посадки, еще одним достижением явилась система теплозащиты. У нас такой теплозащиты в Советском Союзе не было. Начали мы практически с нуля, то есть с разведки и добычи руды для производства теплозащитных плиток. Кстати, освоено оно было здесь, на Тушинском заводе.

– Если потребуется сейчас, через 20 лет, вы снова сможете обеспечить надежную защиту корабля от высоких температур?

Эта технология у нас сейчас не работает.

– И все-таки: вдруг появится заказ?

- Пока жива так называемая «школа», пока живы люди, прошедшие ее, воссоздать все можно. Но вот с их уходом все будет сложнее. Ведь известно, что с утратой «школы» по оставшимся документам, как правило, не так просто повторить то, что было уже достигнуто. Должна быть преемственность. Именно по этой причине я написал книгу по теплозащите космических кораблей, чтобы учить студентов на факультете космонавтики в Московском авиационном институте.

Значительных успехов мы добились и в обеспечении системы спасения космонавтов. У американцев дважды были катастрофы на орбитальных кораблях. Их маршевый двигатель распложен на орбитальном корабле и работает вместе с основной ракетой, а «боковушки» – твердотопливные, и они их сбрасывают в океан. Во внешнем топливном баке у них жидкие водород и кислород. Из-за негерметичности трубопровода при выведении на орбиту взорвался «Челленджер» с семью космонавтами. Во второй раз погибли люди при спуске с орбиты, когда на передней кромке крыла появилось повреждение, а затем – прогар. Мы всегда считали это слабым местом и уделяли ему особое внимание. Я, кстати, говорил об этом на международной конференции в Париже, но, видимо, к предостережениям отнеслись не очень внимательно. А прогорело именно в том месте, которое отмечалось как особо опасное. И это не предвидение какое-то. Проведенные расчеты показывают, что там требуется дополнительный дубляж теплозащиты. Мы это в свое время учли.

– 15 ноября 1988 года космический корабль «Буран» после двух витков на орбите успешно возвратился на Землю. Как дальше развивались события?

- Какое-то время, очень короткое, работы по МКС еще финансировались, а потом все остановилось. Ходили слухи, что М.С. Горбачев договорился с Рейганом о прекращении работ по нашей многоразовой космической системе. Я при этом разговоре не присутствовал, но систему действительно, «заморозили». Причем самое страшное заключалось в том, что ее именно «заморозили», а не закрыли. Поясню свою мысль. У нашего завода было примерно 500 поставщиков и кооператоров, с которыми надо было расплатиться. Мы же делали заказы разным заводам на различные узлы и детали. А когда прекратилось финансирование, все выступили с требованием оплатить выполненные работы. Это очень сильно «опустило» и Тушинский машзавод и НПО «Молния». Мы не только не могли рассчитаться с нашими партнерами. Своим работникам зарплату платить было нечем. В результате последовали большие кадровые потери.

– Но вы все-таки выжили и отмечаете 20-летний юбилей запуска «Бурана»…

- Да, в тех условиях надо было погасить долги, найти новые заказы, надо было что-то еще сделать. Нам к этому, кстати, было не привыкать. Дело в том, что завод за свою историю уже проходил несколько подобных циклов конверсии производства. Во время Великой Отечественной войны мы собирали самолеты Як-7 и Як-9, а потом они стали не нужны. После войны по заказу Правительства Москвы выпускали троллейбусы, автобусы, ветряки, чтобы заместить пропавший оборонный заказ.

Вот и сейчас многое делаем по заданию столичного правительства для городского хозяйства – автобусы, троллейбусы, занимаемся переработкой отслуживших свой срок автомобильных шин, используя их для обустройства переездов через трамвайные пути. Получается, вроде, неплохо.

Эта поддержка городского правительства позволила нам не только выжить в самые трудные времена, но и сейчас обеспечивает уверенность коллектива в завтрашнем дне.

– Возвращаясь к долгам по «Бурану»: они до сих пор на вас «висят»?

- Да нет, полтора-два года назад мы от них освободились.

– А сейчас есть заказы, в частности оборонные, которые обеспечивали бы стабильную работу предприятия?

– Мы делаем ракеты-мишени. Тут требуются некоторые пояснения. Когда создавалась система противовоздушной обороны страны, мы начали выпускать ракету «земля-воздух». Ее еще разрабатывал Семен Алексеевич Лавочкин, и она была здесь в серийном производстве. Такие ракеты в большом количестве были поставлены не только вокруг Москвы, но и в других местах, где это считалось нужным. Кстати, именно этой ракетой был сбит над Уралом американский самолет-разведчик с летчиком Пауэрсом. Но шло время, ракета через 25–30 лет устарела, и огромный арсенал такого оружия надо было уничтожать. Все это жалко было делать не только потому, что в производство ракет было вложено много труда и средств, но и по той причине, что само их уничтожение требовало огромных затрат. Поэтому было придумано другое решение: переделать ракеты в мишени, чтобы нашим летчикам и наземным службам ПВО было на чем тренироваться. Эта мишень может лететь и быстро, и медленно, может быть как высоко-, так и низколетящей. Ей придаются и такие свойства, когда она становится невидимой. Вот на таких мишенях и тренируются наши военные. Это гораздо дешевле, чем утилизация ракет на земле. К тому же все происходит еще и с пользой для страны и для дела. Ведь все равно учебные мишени для поддержания боеспособности нужны. Зачем же их делать заново?

– И таких снятых с боевого дежурства ракет пока еще достаточно?

- Думаю, в арсеналах хватит еще на несколько лет, и мы с ними будем продолжать работать. Это и есть наш нынешний оборонзаказ.

– Видимо, численность работников предприятия с тех пор, когда вы трудились над созданием «Бурана», все-таки снизилась?

- Разница огромная. В лучшие времена у нас работало до 12 тысяч человек, а теперь вместе с дочерними предприятиями, которые мы вынуждены были создать в период выживания, людей осталось раз в пять меньше. Но сейчас, я считаю, ситуация на предприятии стабилизировалась. Те, кто работает на заводе, без зарплаты не останутся. Больше того, мы еще и приглашаем новых работников. В последнее время дополнительно набрали примерно 150 человек. Это, конечно, в основном рабочие кадры.

– Но от земных проблем давайте вернемся к космическим. Все-таки прошло 20 лет с тех пор, как вы одну из важнейших задач в этой области решили, и довольно успешно…

- Я считаю, что за космосом стоит будущее нашей страны. Давайте поставим вопрос так: зачем мы вообще летаем в космос? Меня особенно расстраивает, что в последнее время все больше говорят о туристах. Не для этого космос открывали, чтоб туда возить одного-двух богатеев, которые заплатят 20–30 млн долларов. Эти деньги, кстати, далеко не окупают наши космические программы.

– А для чего же мы летаем? У вас есть ответ?

- Ответ у меня есть, и я думаю, что не только у меня. Я считаю, что, кроме «оборонки», связи, ретрансляции, телевидения, геодезии и многого другого, в космос нужно выводить производство. Многое можно производить на орбите. Это может звучать парадоксально, поскольку приходится слышать и такое: мы и на земле-то у себя нормальное производство наладить не может…

Но если говорить по большому счету, то в космосе есть такие возможности, которые принципиально невозможно создать на земле. Там есть невесомость. Все остальное – вакуум, чистоту и прочее – мы можем обеспечить здесь, хотя это и довольно дорого. А вот невесомость создать не можем. Это свойство невесомости и надо использовать, чтобы производить довольно компактную, но уникальную продукцию. Мы сейчас торгуем нефтью, газом, углем. Это невозобновляемые ресурсы. Что мы оставим своим потомкам? Торговать надо высокоинтеллектуальной, высокотехнологичной продукцией, тем, чего другие страны сейчас не могут и в ближайшем будущем не смогут произвести. Уже давно доказано, что космическая техника тащит за собой как паровоз весь фронт научно-технического прогресса, поднимает технологию на новый уровень, страна становится на передовые позиции в мире. И стоит такая продукция, произведенная в космосе, довольно дорого.

Можно было бы захватить рынок вывода полезных нагрузок на орбиту. У нас в свое время на «Молнии» была разработана система выведения орбитального корабля с самолета-носителя. Там стоимость доставки одного килограмма груза на орбиту оценивается в 1 тыс. долларов. Для сравнения: у американцев эта цифра нынче составляет 22 тыс. долларов. Разумеется, производство на орбите при такой стоимости оказывается невыгодным. А при стоимости до 2 тыс. долларов это просто необходимо делать. Космос нам нужен еще и потому, что у нас огромные границы. Если страна их не будет защищать, то она лишится территории. Значит, нужна авиация, нужен космос. Сегодня кто сильнее в космосе – тот сильнее на земле.

– Сейчас в наших работах в космосе можно увидеть какое-то развитие?

- Думаю, нет. Возможно, в какой-то степени – поддержание научно-технического задела, не больше. Сейчас многое там теряем. До какого-то времени мы нормально спускали орбитальные корабли, а в последний раз вместо планируемого спуска сажали корабль по баллистическим траекториям, что значительно опаснее.

Подводя итог сказанному, хочу еще раз подчеркнуть, и это мое глубокое убеждение: страна, если она хочет быть передовой, должна особое внимание уделять развитию космических программ. Ведь космос, как и атомная промышленность – это, говоря образно, два кита, которые тащат за собой весь фронт научно-технического прогресса. Сегодня на передний план вышли еще и нанотехнологии, но они сами на себя работать не могут, они призваны содействовать прогрессу в передовых отраслях, то есть в том же космосе.

http://mpg.ru/archive/newspaper/view/256/
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Sergey640
S640


Сообщений: 11254
01:35 14.06.2010
Жалко, что таких умных людей всё меньше и меньше. Остальные, в погоне за выгодой потеряли главное.
Тогда я смотрел эту посадку в прямом эфире и болел душой за успех. И гордился потом тем, что \"наши\" могут сделать сразу и лучше. И себя сопричастным чувствовал, т.к. вспомнил слышанные рассказы в одной оборонной конторе году в 1982 о \"первой ступени нашего шаттла\" виденой кем-то в командировке. Значит и мы что-то для него тогда делали.
Тогда все мы были хоть и разными но \"нашими\". Сейчас мы готовы каждого подозревать в предательстве, а наш первый враг - наша власть. Себя мы потеряли. А сейчас никак не можем понять, что-же это такое нас объединить должно.

Ссылка Нарушение Цитировать  
  kroser8
kroser8


Сообщений: 93369
01:39 14.06.2010
Sergey640 писал(а) в ответ на сообщение:
> Тогда все мы были хоть и разными но \"нашими\". Сейчас мы готовы каждого подозревать в предательстве, а наш первый враг - наша власть. Себя мы потеряли. А сейчас никак не можем понять, что-же это такое нас объединить должно
quoted1
Скорее, свободу приобрели и скучаем по клетке, когда всё ясно и как один смотрим 1-й канал.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Artem_01
Artem_01


Сообщений: 12397
01:57 14.06.2010
Sergey640 писал(а) в ответ на сообщение:
> Тогда я смотрел эту посадку в прямом эфире и болел душой за успех. И гордился потом тем, что \"наши\" могут сделать сразу и лучше.
quoted1

Ксати, электроника там была полностью нашей. И именно это вызвало наибольшее удивление у тех же амеров, которые как и нынешние либералы считают советскую электронику ни на что не годной.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Папа
Папа


Сообщений: 52736
06:44 14.06.2010
Artem_01 писал(а) в ответ на сообщение:
> Ксати, электроника там была полностью нашей. И именно это вызвало наибольшее удивление у тех же амеров, которые как и нынешние либералы считают советскую электронику ни на что не годной.
quoted1
Был лично знаком со многими сотрудниками МПО »Энергия» вплоть до зама генерального, какую электронику они создавали не знаю. но то, что пили как лошади – это точно.
Ссылка Нарушение Цитировать  
06:50 14.06.2010
Artem_01 писал(а) в ответ на сообщение:
> Ксати, электроника там была полностью нашей. И именно это вызвало наибольшее
quoted1
удивление у тех же амеров, которые как и нынешние либералы считают советскую
электронику ни на что не годной.  
Кстати и техника шпионского назначения была совсем на уровне,вполне могли наладить
производство миниатюрных диктофонов
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Папа
Папа


Сообщений: 52736
06:55 14.06.2010
То, что у нас есть «Левши», это точно, но вот наладить производство и поставить на конвейер….
Ссылка Нарушение Цитировать  
07:06 14.06.2010
Папа писал(а) в ответ на сообщение:
> То, что у нас есть «Левши», это точно, но вот наладить производство и поставить на
quoted1
конвейер….
Так нового Сталина эпохи НТР надо было,никуда бы не делись,он например,скажет,что
трудящимся негде пописать,сразу появляются бесплатные туалеты,задача то всяко была
не труднее индустриализации,и ресурсов имелось куда больше!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Папа
Папа


Сообщений: 52736
07:11 14.06.2010
Ты не путай то время (время Сталина и марксисткой идеологии) и сегодняшнее.
В какую сторону начнут стрелять, ни кто не знает.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Bramis
5ug7Xr


07:53 14.06.2010
Великошрайк Крокодилович писал(а) в ответ на [post=/i
> Так нового Сталина эпохи НТР надо было,никуда бы не делись,он например,скажет,что
> трудящимся негде пописать,сразу появляются бесплатные туалеты,задача то всяко была
> не труднее индустриализации,и ресурсов имелось куда больше!
quoted1

Что-то из ничего не берется. Сталин провел индустриализацию за счет ограбления крестьянина и многомиллионной армии зеков-рабов.
При Брежневе такие методы уже не катили. Ресурс был исчерпан, проеден и прокакан. Империя Зла благополучно сдулась, испортив воздух...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Sergey640
S640


Сообщений: 11254
09:57 14.06.2010
kroser8 писал(а) в ответ на сообщение:
> Скорее, свободу приобрели и скучаем по клетке, когда всё ясно и как один смотрим 1-й канал.
quoted1

Свободы без обязательств не бывает. Тогда ограничения были извне, сейчас должны быть изнутри. Тогда все эти ограничения знали и одинаково понимали, отсюда и не было лишних проблем с оценкой хорошо-плохо. Она у всех была похожая. Сейчас эти ограничения понимать не желают, поэтому и нет ничего в чём можно быть уверенным. Уверенность только одна - твои права никто признавать не будет пока ты сам силой не заставишь, если сможешь конечно.
Вот и получается что все враги, что рассчитывать кроме себя не на кого, что если у тебя в конкретный момент сил-ресурсов не хватило, то подыхай как хочешь. А если у тебя в чём-то другом этих ресурсов-потенциалов много, так это никого не волнует, т.к. никто не думает, что там ты им поможешь. Вот так, без доверия и без поддержки и живём. Помираем там где слабы и стремимся поскорее перевести в деньги то, в чём сильны. Лучше денег друзей нет.
Это вы свободой называете? Это та-же клетка только теснее в которой ещё всех пацаков намордники одевать заставить можно легко. Кстати, этот фильм и показал предел \"свободы для дураков\", где наивысшим достижением считаются малиновые штаны (или пиджаки).
Ограничения конечно нехорошо, но разве есть разница между бесконтрольным дураком и обезьяной без клетки?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Sergey640
S640


Сообщений: 11254
10:15 14.06.2010
Папа писал(а) в ответ на сообщение:
> Был лично знаком со многими сотрудниками МПО »Энергия» вплоть до зама генерального, какую электронику они создавали не знаю. но то, что пили как лошади – это точно.
>
quoted1

Когда-то генерал Лебедь говорил, что если вы слушаете мнение о положении в армии военного , то интересуйтесь кто он там. А то часто бывает что он хоть и майор но завклубом и никакого представления о положении дел из этого клуба не видит.

Пили тогда нередко. В конце 80-х тот-же Горбачёв завозил дешёвый спирт Ройал (в просторечии Рояль), который непонятно под каким предлогом стали продавать везде. Но лопали всё-же не все. Мне также довелось общаться со многими из \"почтовых ящиков\" и пьяниц там не было. Я бы даже сказал больше, что возраст и докторов-академиков и начальников различных производств напиваться не позволял. Тогда-же молодых да ранних среди руководства было меньше, значительно меньше. А кто попроще - да пили. Но вы-то о ком говорите? неужели начальство с вами чокалось? - наверно нет. Ну а по холопам о барине судить разве можно?
Кстати замы бывают например по режиму, армейская закалка которых к этому процессу располагает. Или например зам . по хоз части - они точно все лопали, стресс от постоянного страха ареста снимали. Но какую роль они играли в том общем деле во первых.
И во-вторых, а разве можно сделать всё в первый раз и чтобы сразу заработало с пьяными мозгами? - опять вы всё врёте.

Ссылка Нарушение Цитировать  
  kroser8
kroser8


Сообщений: 93369
10:16 14.06.2010
Sergey640 писал(а) в ответ на сообщение:
> А если у тебя в чём-то другом этих ресурсов-потенциалов много, так это никого не волнует, т.к. никто не думает, что там ты им поможешь. Вот так, без доверия и без поддержки и живём. Помираем там где слабы и стремимся поскорее перевести в деньги то, в чём сильны. Лучше денег друзей нет.
> Это вы свободой называете? Это та-же клетка только теснее в которой ещё всех пацаков намордники одевать заставить можно легко. Кстати, этот фильм и показал предел \"свободы для дураков\", где наивысшим достижением считаются малиновые штаны (или пиджаки).
> Ограничения конечно нехорошо, но разве есть разница между бесконтрольным дураком и обезьяной без клетки?
quoted1
Х ре но во. Мораль и нравственность, всё элементарно воспитывается в школе. Ну а пока пару поколений воспитываем, нужен диктатор. Всё.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Sergey640
S640


Сообщений: 11254
11:07 14.06.2010
kroser8 писал(а) в ответ на сообщение:
> Х ре но во. Мораль и нравственность, всё элементарно воспитывается в школе. Ну а пока пару поколений воспитываем, нужен диктатор. Всё.
quoted1

В школе даже теорему Пифагора заучить не все могут и с каждым годом таких всё больше. А нравственные установки и вообще личность формируется ещё до школы. Не нужно опять делать вид что за вас кто-то что-то делать должен. Сами не дети уже и за своих отпрысков отвечать обязаны. Нечего на школы кивать - никому там ваши отпрыски не нужны и если вырастают дураками или подлецами, то это ваша заслуга.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Artem_01
Artem_01


Сообщений: 12397
12:27 14.06.2010
Bramis писал(а) в ответ на сообщение:
> Сталин провел индустриализацию за счет ограбления крестьянина и многомиллионной армии зеков-рабов.
quoted1

Пардон. Но с\\х дотировало производство вплоть до конца 80-х. Что значит методы не катили?
А насчет многомиллионной армии зеков хотелось бы услышать ответ на 2 вопроса:

1. сколько было в 30-е годы максимальное количиство заключенных в лагерях?
2. какой вклад в ВВП страны они вносили?

(кстати за прогул на работе тоже в ГУЛАГ отправляли, с сохранением места проживания и с лишением четверти з/п. Их тоже к рабам отнесем?)
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    «ЭНЕРГИЯ-БУРАН» 20 лет спустя
    . Creation of the ISS program was the most ambitious in the history of Russian cosmonautics. ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия