Правила форума | ЧаВо | Группы

Внутренняя политика России

Войти | Регистрация

Тенденции развития России и реформа управления. Часть вторая

Artem_01
1 307 21:29 07.06.2010
   Рейтинг темы: +0
  Artem_01
Artem_01


Сообщений: 12397
Начало http://www.politforums.ru/internal/1275930514.h...

По данным доклада управления ООН по борьбе с наркотиками и организованной преступностью (UNODC), ежегодное потребление героина в России в последние 10 лет выросло в 10 раз и достигло 75-80 т. Число употреблявших героин в России (1,5 млн.) сравнялось с их количеством во всей Европе или в США и Канаде, вместе взятых.

Процент россиян, употребляющих опиаты, в 5-8 раз превышает соответствующий показатель в странах ЕС (в Германии - в 20 раз). Ущерб, наносимый России наркоманией, составляет около 2 трлн. руб. в год.

Жителям страны неясно, чего больше опасаться - бандитов и сотрудников правоохранительных органов. Воровство, коррупция и теневая экономика стали значимой частью системы и приобрели масштабы, сравнимые с ВВП страны. По данным Росстата, доля теневой экономики в России - около 20% официального ВВП. А по зарубежным оценкам (Шнайдер), уровень теневой экономики в 25 развивающихся странах Центральной и Восточной Европы, а также бывшего СССР к началу 2008 г. составлял 40% ВВП, в России - 49,4%.

По экспертным данным, в 1996-1999 гг. так называемые «откаты» составляли в среднем 10% суммы контракта, в 1999-2003 гг. - 20%, в 2003-2005 гг. - 35%, в 2005-2008 гг. - 40%, в 2008-2009 гг. - 60%, в 2009-2010 гг. - 70%. Примерно в 2/3 случаев откат уходит чиновнику на офшорный счет, в остальных случаях - передается наличными.

Высокий разброс в уровне жизни граждан России стал одной главных угроз национальной безопасности. В 2008 г. сегмент обеспеченных россиян составлял 1,2 млн. человек (0,8% населения). Им принадлежит 4,2 трлн. руб. ликвидных активов (10% ВВП), 40% частных депозитов банковской системы (2 трлн. руб.), 70% инвестиций в локальные паевые фонды (100 млрд. руб.) и 30% доходов населения (6 трлн. руб.).

Текущий финансово-экономический кризис высветил застарелые дефекты отечественной экономики и финансовой системы. В 2009 г. по темпам экономического роста РФ заняла 207-е место из 214. Из стран G20 - по всем параметрам 20-е место. По уровню коррупции - 147-е место из 180 стран. По средней продолжительности жизни - 131-е место из 180.

Существует миф, что в последнее десятилетие шла милитаризация страны и возрождение военной мощи до уровня Советского Союза. Анализ показывает: в реальности произошла деградация российских ВС. Негативные процессы уже приняли необратимый характер. В итоге возможности российских ВС, например, на западном стратегическом направлении на порядок ниже группировки США и НАТО. Не стоит этому удивляться: в последние годы годовой бюджет МО равен годовым доходам 10 человек, называемых российскими олигархами. Комментарии, как говорится, излишни. И это на фоне продолжающегося мирового кризиса и возрастания угрозы новой мировой войны.

В 1990 г. в РСФСР, где функционировала мегамашина государства, было выпущено цемента 83 млн. т, а в РФ в относительно успешном 2008-м - 53,5 млн. т; химических волокон и нитей - соответственно 673 и 123 тыс. т; грузовых автомобилей - 665 и 256 тыс. штук; тракторов - 213 и 17,8 тыс. штук; металлообрабатывающих станков - 74,2 и 4,8 тыс. штук; гражданских самолетов - 124 и 6 штук. Ввод в действие новых производственных мощностей в энергетике в 2000-е гг. по сравнению с 1980-ми сократился в 3,8 раза, в промышленности - почти в 11 раз, новых автодорог с твердым покрытием - в 86 раз.

По уровню инфляции по итогам минувшего года Россия заняла 3-е место в Европе, пропустив вперед Украину и Белоруссию. Рост потребительских цен в РФ составил в 2009 г. 8,8%, в Белоруссии - 10,1%, а на Украине - 12,3%. За инфляцию отвечает Банк России. Но формально он не подчинен правительству. Похоже, что он не подчинен и президенту. Т.е. ключевое учреждение страны выполняет задачи, поставленные мировой финансовой системой. А задачу по предотвращению инфляции оно выполняет плохо (следует отметить, что в 2009 г. индекс потребительских цен 8,8% был достигнут благодаря распродажам: без них он бы составил 10,5%; для граждан, не участвовавших в распродажах наиболее дорогих товаров, инфляция могла составить все 20%).

В конце апреля 2010 г. Счетная палата опубликовала информацию об игнорировании Банком России как минимум 2-х основополагающих законов РФ - Конституции (ст. 75) и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», предписывающих ЦБ «защиту и обеспечение устойчивости рубля». Выбранный в сентябре 2009 г. правительством и ЦБ курс на инфляционное таргетирование вызвал подозрения аудиторов в противоречии основному закону страны.

22 апреля Минфин разместил 2 транша еврооблигаций на $ 5,5 млрд. из ожидаемых $7 млрд. Т.е. Россия вернулась на мировой рынок госдолга. При том, что в 1-ю половину весны 2010 г. в российские международные валютные резервы было переведено $ 22 млрд.

Вывод: текущий финансовый кризис показал несостоятельность принятой в России системы управления экономикой, которую нельзя назвать рыночной. Указанные начальные условия в ближайшем будущем неминуемо приведут к большим проблемам для России и будут ей стоить суверенных фондов. Это - еще половина беды: у страны с такими свойствами продолжительность существования не может быть большой.

Одна из основных причин российского финансового «кризиса» - огромные долги афелированных с государством российских компаний, за которые расплачиваются налогоплательщики. О какой эффективности «эффективных собственников» можно серьезно говорить, когда их основная цель - поскорее высосать из недр легкодоступные запасы сырья и продать их на мировом рынке, а свои финансовые проблемы решить из государственных фондов при помощи взяток и откатов?

Основная проблема российской экономики и финансовой системы - отток капитала из страны. Его следствием являются высокая инфляция, низкая производительность труда, удручающее состояние социальной сферы и Вооруженных Сил. Например, легальный (в т.ч. - в валютные резервы) и нелегальный отток капитала в 2007 г. составил около 12,5% от ВВП. Но при систематическом оттоке именно это и не дает остальной экономике развиваться. Что-то похожее на десятину при татаро-монгольском иге: только 10%, а вся страна на несколько веков в разрухе.

В 2006-2007 гг. Банк России ежегодно переводил в валютные резервы в среднем около $ 150 млрд. Эти деньги фактически потеряны для России, это легальный отток капитала, организованный банком России. Фактически он обескровил всю экономику, породил высокую инфляцию, стимулировал задержки по зарплате, создал условия для сокращения кредитования реального сектора экономики. Реально российская банковская система ориентирована не на национальную экономику, а на Запад. Даже в начале 2009 г. госбанки, получив большие государственные финансовые ресурсы на финансирование реальной экономики, стали изображать невозможность этого финансирования и переводить деньги за рубеж. Таким образом, 300 млрд. руб. более полугода не хотели переводить на счета предприятий.

В настоящее время Банк России - большой обменный пункт с дырой, в которую уходят финансовые ресурсы. Он является частью мировой финансовой системы, основанной на американском долларе, и выполняет в России задачи именно этой системы. Если не изменить его реальные функции, то обо всех реформах российской экономики и модернизации промышленности говорить бессмысленно.

Несмотря на многочисленные саммиты, фундаментальные причины мирового финансового кризиса не устранены. «Токсичные» активы технически заменены на свеженапечатанные доллары, евро, фунты. Но из-за того, что одни не обеспеченные реальными активами бумажки, заменены на другие бумажки, в целом ситуация не меняется. Печатный станок ФРС не собирается останавливать. Поэтому за 2-й волной финансового кризиса неминуемо придут 3-я, 4-я и последующие волны. Поэтому создание эффективной и устойчивой финансовой системы в России - одна из важнейших задач. В периоды кризисов государственное кредитование предприятий реального сектора экономики необходимо проводить «подкрашенными» деньгами для гарантии их получения предприятиями и организациями. Если этого не сделать, деньги опять уйдут за рубеж и в оффшоры. Целесообразно также создание своеобразного «шлюза» между мировым и российским рынками.

Таким образом, я уже начал переходить к рекомендациям. Но, как говорится, это уже совсем другая история, выходящая за тему настоящего конгресса.

В государственных структурах с прогнозами дело обстоит неважно. Не могут даже на один год, не то, что на 10-15 лет, спрогнозировать нефтяные цены и курсы основных валют. Как при этом разрабатываются долгосрочные концепции и стратегии - загадка. А если и пытаются это сделать, то получается нечто несуразное типа «образа желаемого завтра».

И в заключение, еще об одном прогнозе.

Выступая 14 апреля 2010 г. с лекцией в Киотском университете, руководитель администрации президента Сергей Нарышкин озвучил ряд весьма оптимистичных прогнозов, касающихся дальнейшего развития нашей страны и благосостояния ее граждан.

По его словам, производительность труда в России вырастет в 2,5 раза, а средняя месячная зарплата составит $ 2,7 тыс. Средняя продолжительность жизни за это время достигнет 75 лет, средний класс составит половину от всего населения страны. С. Нарышкин оговорился: для осуществления подобного сценария предстоит осуществить «масштабные институциональные и структурные преобразования». Поставленные цели вытекают из принятой властями Стратегии-2020.

К социально-экономическим прогнозам государственной власти россияне относятся, мягко говоря, по-разному. И для этого есть существенные основания. За год кризиса средняя номинальная зарплата россиян выросла на 8,5% после роста на 15% в 2008 г. Сейчас она составляет лишь малую часть обещанного Нарышкиным - 19 128 руб. (около $ 645). Согласно данным Минздравсоцразвития, в связи с низкой зарплатой дефицит бюджета российских семей в настоящее время равен 450 млрд. руб. Но здесь тот редкий случай, когда можно признать: прогнозы власти - реалистичны. Но при 2-х существенных условиях - отсутствия нового разрушительного мирового кризиса и ликвидации оттока капитала из страны: легального (в том числе, в так называемые золотовалютные резервы) и нелегального.

Это предполагает фундаментальную модернизацию финансовой системы страны, формирование объективных условий для удержания и, может быть, привлечения финансового капитала. В контексте этой важной задачи находится создание российского международного финансового центра (МФЦ) в г. Москва.

Оно принципиально изменит к лучшему экономическую ситуацию в стране за счет того, что капитал будет не уходить, а, наоборот, приходить к нам из-за рубежа. Или, по крайней мере, оставаться в стране. Это позволит резко (в 2-3 раза) повысить ВВП и средний уровень доходов на душу населения, что соответствуют недавно озвученным С. Нарышкиным в Японии цифрам об экономических перспективах России. Повышение должно произойти за счет усиления материальных стимулов к труду и увеличения его производительности. Для эффективного МФЦ необходима конкурентоспособная экономика. В противном случае пришедший в страну иностранный капитал так же легко уйдёт, только спровоцировав обострение кризисных явлений. Поэтому важно найти отрасли российской экономики, которые могли бы стать локомотивами роста. Такой анализ проведен и такие отрасли, связанные с привязкой капитала к российской территории, найдены. Мы можем предоставить эти результаты. Одно их возможных направлений - создание системы транспортных коридоров «Восток-Запад» и «север-Юг».

После сокращения оттока капитала из страны возможно снижение темпов инфляции, и рубль может стать привлекательным для международных расчетов. Сейчас при официально декларируемой инфляции говорить серьёзно о рубле, как о резервной валюте, невозможно.

Основные проблемы в России обрели такую остроту, что о них уже нужно говорить в терминах национальной безопасности и применять соответствующие инструменты. Целесообразно подумать о модификации и усилении роли Совета Безопасности в контуре управления экономикой, где сейчас он выполняет, в основном, манекенные функции.

Одним из способов парирования возрастающих угроз является применение на государственном уровне методов стратегического государственного прогнозирования и планирования. Целесообразность расходования ограниченных ресурсов свойственна любому государству в любой сфере его деятельности. Это должны знать сторонники ультралиберального подхода, которые в любом плановом мероприятии видят попытку возрождения Гулага. Посмотрите на ЕС, нормирующий расходы Греции, посмотрите на США, модернизирующие свою финансовую систему под эгидой государства.

Последние 20 лет в России считалось, что государство не должно вмешиваться в бизнес. В итоге растаскивание природных ресурсов приобрело огромные масштабы, деформирующие не только экономику, но экологию и весь образ жизни. Пора вспомнить, что государство обязано контролировать и регулировать бизнес в общенациональных интересах. Это - одна из его основных функций.

Мы предполагаем, что в ближайшем будущем в связи с обострением ключевых проблем обозначатся тенденции на усиление государственного управления экономикой страны. Это может произойти и в мировом масштабе на фоне общего снижения доступных ресурсов и развития кризисных явлений. Хотя бы потому, что глобальная экономика требует глобального управления. Поэтому мы не удивимся, если обсуждение темы мирового правительства в скором времени станет очень актуальным. Конечно, при мирном развитии событий.

Вывод: наступившее десятилетие для России может оказаться очень не простым. Многое будет определяться стремлением государственной власти в большей степени соответствовать национальным интересам, а не мировым финансовым структурам.

http://www.irfor.ru/article.php?aID=110060404
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Artem_01
Artem_01


Сообщений: 12397
22:09 07.06.2010
Основная проблема российской экономики и финансовой системы - отток капитала из страны. Его следствием являются высокая инфляция, низкая производительность труда, удручающее состояние социальной сферы и Вооруженных Сил. Например, легальный (в т.ч. - в валютные резервы) и нелегальный отток капитала в 2007 г. составил около 12,5% от ВВП. Но при систематическом оттоке именно это и не дает остальной экономике развиваться. Что-то похожее на десятину при татаро-монгольском иге: только 10%, а вся страна на несколько веков в разрухе.
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Тенденции развития России и реформа управления. Часть вторая
    . Home />
    According to the report of the UN Office on Drugs and Organized Crime (UNODC), the ...

    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия